МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Память: условия и особенности форм

    запоминания и воспроизведения.

    Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как

    правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим

    экспериментом. Если испытуемый зрительно предъявить значительное количество

    слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти, а

    затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее

    воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах

    замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не

    по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих

    вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не

    нуждаются в том, чтобы преобразовывать видимые слова в слышимые.

    В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память

    могут существовать и функционировать как относительно независимые. К

    примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется

    ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие

    события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели

    место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с

    нарушениями памяти, - антерогадной амнезии – сохранной остается и

    кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает

    способность ввода новой информации в долговременную память.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ У ЛЮДЕЙ

    Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности,

    длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные

    характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются

    как доминирования отдельных видов памяти зрительной, слуховой,

    эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования. В

    соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие

    индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную,

    эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы

    лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при

    запоминании о воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные

    образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий

    легче всего запоминает материал или сопровождать его запоминание какими –

    либо движениями.

    “Чистые” виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из

    перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с

    различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти.

    Типичными их смешениями являются зрительно – двигательная, зрительно –

    слуховая и двигательно – слуховая память. Однако у большинства людей все же

    доминирующей выступает зрительная память.

    Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые

    чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает

    профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая

    смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память.

    У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

    ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

    Исследованиями памяти в настоящее врем заняты представители разных наук:

    психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В

    каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются

    к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории

    памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти

    человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это,

    одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

    Собственно психологические учения о памяти намного старше ее медицинского,

    генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из

    первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного

    значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в

    XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное

    распространение и признание получила в Англии и Германии.

    Примерно в то же время, т. е. в начале XX в., возникает смысловая теория

    памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в

    непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей,

    объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые

    структуры ( А. Бине, К. Бюлер). На первый план при запоминании и

    воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается,

    что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое:

    подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае

    включается в контекст определенных смысловых связей.

    С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и

    развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной

    обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия,

    переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к

    техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За

    несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый

    материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

    Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно

    психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности

    для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти

    машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали

    разрабатывать новую теорию памяти, которую назвать информационно –

    кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма

    многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти

    с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий

    мозг – это тоже своего рода сложнейшая электронно – вычислительная и

    аналоговая машина.

    У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно

    – исторической тории происхождения высших психических функций. Были

    выделены этапы фило – и онтогенетического развития памяти, особенно

    произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредованной. Согласно

    деятельностной теории памяти, образование связей – ассоциаций между

    различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение

    материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе

    его мнемической обработки.

    Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания,

    условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих

    исследованиях А. А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше,

    чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те,

    которые связаны с предопределением препятствий, в том числе и сами эти

    препятствия.

    Рассмотрим основные факты, добытые в русле различных теорий памяти.

    Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке,

    руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных.

    Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные

    в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и

    иной слабо организованный в смысловом плане материал.

    1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно

    сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и

    надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной

    встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

    2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать

    десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

    3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного

    переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести

    по памяти его основные моменты.

    4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но е

    осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что

    воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и

    уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

    5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества,

    превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число

    правильно воспроизведенных членов этого ряда после – однократного его

    предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество

    единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной

    памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и

    количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если

    после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6

    бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12

    таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после

    14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду

    будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения

    того же самого результата, а в случае ряда 36 слогов – 55 повторений.

    6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию

    (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том

    случае, если число таких предварительных повторений не превышает их

    количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

    7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся

    его начала и конец (“эффект края”).

    8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства

    особо важным является то, являются ли они разрозненными или составляют

    логически связанное целое.

    9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его

    запоминания, чем распределение таких повторений в течение

    определенного периода времени, например в течение нескольких часов или

    дней.

    10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было

    выучено раньше.

    11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений,

    необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем

    отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением

    числа повторений.

    12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.

    Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

    13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем

    привычные, часто встречающиеся.

    14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его

    памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со

    временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с

    другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь,

    изменившись под их воздействием.

    Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезии

    – временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:

    - память человека связана с его личностью, причем таким образом, что

    патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются

    нарушениями памяти;

    - память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же

    закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и

    недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит

    наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые

    воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

    Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов

    памяти. Обратимся к основным из них. Установлено, что в запоминании,

    сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по

    переработке, перекодированию его, в том числе таки мыслительные операции,

    как анализ, систематизация, обобщение, синтез и др. Они обеспечивают

    смысловую организацию материала, определяющую его запоминание и

    воспроизведение.

    При воспроизведении какого – либо текста с целью его запоминания в памяти

    запечатлеваются не только сами слова и предложения, составляющие данный

    текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят в голову

    тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст.

    Установка на запоминание способствуют ему, т.е. запоминание лучше

    происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую

    мнемическую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и

    хранение информации в течение определенного срока, что бывает при

    использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают

    механизмы памяти.

    То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше,

    чем то, что составляет средства осуществления данной деятельности.

    Следовательно, для того чтобы повысить продуктивность запоминания

    материала, нужно каким – то образом связать его с основной целью

    деятельности.

    ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

    Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных

    изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С

    раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким

    направлениям. Во – первых, механическая память постепенно дополняется и

    замещается логической. Во – вторых, непосредственное запоминание со

    временем превращения в опосредственное, связанное с активным и осознанным

    использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемонических

    приемов и средств. В – третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в

    детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

    В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее

    совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере

    общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого

    индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и

    культурным достижениям человечества.

    Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.

    П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти,

    представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее

    исторического развития, и их, соответственно, можно считать

    филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к

    следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффетивная,

    образная и логическая. П. П. Блонский высказал и обосновал мысль о том,

    что в истории развитии человечества эти виды памяти последовательно

    появились один за другим.

    В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в

    определенной последовательности. Позже других складывается и начинает

    работать логическая память, или, как её иногда называл П. П. Блонский,

    “память – рассказ”. Она имеется уже у ребенка 3 – 4 летнего возраста в

    сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития

    лишь в подростковом и юношеском возрасте. Её совершенствование и

    дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

    Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что

    этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту.

    Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя

    аффективная память, а самая первая по времени – это моторная, или

    двигательная память. В генетическом плане она предшествует всем остальным.

    Так считал П. П. Блонский.

    Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней

    онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери,

    говорят о том, что, по – видимому раньше других начинает действовать

    аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они

    появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае,

    окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

    Рекорды памяти.

    Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он

    был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву,

    которую прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из

    нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто

    храбр, кто стоек, кто пьяница, кто сообразителен. Академик А.Ф. Иоффе

    пользовался таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист А.

    А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно.

    Феноменальной памятью обладал брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич. Его

    память сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений

    Онегин». А. С. Пушкин потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, где

    собирался отдать ее в печать, а черновик главы был уничтожен. Поэт послал

    письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся. Вскоре он получил в

    ответ полный текст потерянной главы с точностью до запятой: его брат один

    раз слышал ее и один раз читал. Уроженец США Эйра Колбери в 1814 году давал

    представление в Лондоне. В 10 лет он мог мгновенно возводить не очень

    большие числа в 16-ю степень и извлекать корни. Однако по мере эго как он

    взрослел и получал образование, эти его способности снижались и

    установились на уровне чуть выше нормального. В другом случае Жак Иноди,

    родившийся в 1877 году и до 20 лет остававшийся неграмотным, с 7 лет давал

    публичные представления, извлекая корни 3-й и 5-й степеней из 21-значных

    чисел. Отличался он тем, что не видел ответы, а слышал их. Он писал: «Я

    слышу цифры, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил,

    и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Чтение

    мне не помогает, я не вижу цифр, написание не способствует запоминанию».

    Необыкновенной памятью обладал Диаманди. Он был эйдетиком и видел цифры

    написанными, в отличие от Иноди, который их слышал. Диаманди мог повторить

    около 40 чисел после однократного прочтения вслух и около 300, которые

    встречались в различных задачах в течение 3-часового сеанса. Из современных

    счетчиков можно упомянуть сотрудника Европейского центра атомных

    исследований Уильяма Клайна. Он помнит таблицу умножения до 100000,

    квадраты чисел до 150 и все простые числа до 10000. Он неоднократно

    присутствовал при испытании компьютеров британских фирм. Однажды машине

    дали задание извлечь корень квадратный из числа 555555555555. Пока

    программист вводил задание, Клайн сказал: «745356». Позднее машина дала

    ответ: 745355,9924. Была публикация о сирийце Хане Кузе, который умеет

    перемножать 20-значные числа. Жительница Индии Шакутани Дэви соревновалась

    с компьютером в извлечении корней из чисел. Она мгновенно извлекала корни 6-

    й степени из 9-значных чисел, что, однако, не свидетельствовало о ее общем

    уровне интеллекта: она дважды провалилась на промежуточном экзамене на

    степень бакалавра..

    Несколько лет назад во Франции, в городе Лилле, в присутствии

    авторитетного жюри преподаватель математики Морис Дабер соревновался с

    компьютером. Он заявил, что признает себя побежденным, если машина решит 7

    арифметических задач раньше, чем он 10. Дабер решил 10 задач за 3 минуты

    43 секунды, а компьютер 7 задач — за 5 минут 18 секунд. Наш современник

    — феноменальный счетчик Чикашвили легко вычисляет, например, сколько

    слов и букв произнесено за определенный промежуток времени. Был поставлен

    контрольный эксперимент, когда диктор комментировал футбольный матч.

    Требовалось подсчитать число слов и букв, произнесенных им. Ответ

    последовал, как только диктор закончил: 17427 букв, 1835 слов, а на

    проверку по магнитофонной записи ушло несколько часов. Ответ был

    правильный.

    Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100.

    Однако для нас интереснее, как он представлял себе объекты, с которыми

    он оперировал. Как рассказывал Биркгофф, Эйлер представлял себе

    действительное число наглядно, то как бесконечную десятичную дробь, то как

    точку на прямой с нанесенной на ней шкалой. Не давал он и общего

    определения слову «функция». Он просто наглядно представлял себе

    различные задания функции: формулами, графиками, таблицами приближенных

    численных значений и последовательностью коэффициентов степенного ряда, и

    особыми геометрическими и физическими условиями, которым можно дать лишь

    бледные парафразы в символической логике. Биркгофф отмечал, что для Эйлера

    (так же как и для самого Биркгоффа) важным был тот замечательный факт,

    что эти различные представления могут заменять друг друга в столь многих

    приложениях. Итак, во многих случаях можно углядеть зрительное

    представление и вообще синестезию.

    Что такое синестезия? Это совместное возникновение ощущений различных

    модальностей при воздействии раздражителя только одной из них. Имеет ли

    синестезия объективную (физиологическую) основу? Это весьма вероятно,

    поскольку в последние годы обнаружено вещество — этимозол, обеспечивающее

    искусственное установление связей между участками мозга и зонами

    памяти, которые в естественных условиях до того не были связаны. Из этого

    следует, что в особых условиях такие связи могут быть установлены.

    Феномен Шеришевского

    Немного подробнее остановимся на случае, описанном А. Р. Лурия — феномене

    Шеришевского. Он мог повторить без ошибок последовательность из 400 слов

    через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что у него

    восприятие было комплексным, синестетическим. Образы — зрительные,

    слуховые, вкусовые, тактильные — сливались для него в единое целое.

    Шеришевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус слово и

    цвет. «У вac такой желтый и рассыпчатый голос», — говорил он. Синестезия

    отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса.

    У всех у них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков считал, что

    «ми-мажор» — синий, «ми-минор» — сиреневый, «фа-минор» — серовато-зеленый,

    «ля-мажор» — розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света,

    вкуса и даже прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными

    способностями к счету, также считал, что запоминать цифры и оперировать ими

    помогает их цвет, а процесс вычисления представлялся в виде бесконечных

    симфоний цвета.

    Имеет ли синесезия объективную основу? Э. Церковер предложил

    эксперимент на определение совместимости ряда псевдослов с

    изображениями фантастических существ. Надо было определить, кто есть

    кто. Обработка материалов показала, что существует корреляция между

    зрительным образом и акустическим, т. е. синестезия имеет объективную

    основу. Создается впечатление, что основа эта — в тесных, подсознательных

    связях образов с эмоциями. В них зрительный эффект увязывается в

    подсознании с положительными эмоциями, так же как температурный эффект.

    В многолетнем исследовании А. Р. Лурия выявил как сильные стороны, так и

    слабости интеллектуальной деятельности Шеришевского, вытекающие из

    особенностей организации его памяти. С одной стороны, Шеришевский мог

    произвольно и точно вспомнить все, что ему предъявлялось для запоминания

    много лет назад. Помогало ему в этом умение ярко, зрительно представить

    себе каждое запоминаемое слово (например, цифру 7 он воспринимал как

    человека с усами), но это же создавало для

    него и особые затруднения при чтении, поскольку каждое слово порождало

    яркий образ, а это мешало пониманию читаемого. Кроме того, его восприятие

    было очень конкретным, слова, выражавшие абстрактные понятия, например

    «вечность», «ничто», представляли для него особые трудности, так как их

    сложно сопоставлять со зрительным образом.

    Помимо этого у него было сильно затруднено обобщение. Вот пример,

    демонстрирующий слабые стороны его феноменальной памяти. В большой

    аудитории Шеришевскому прочитали длинный ряд слов и попросили

    воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем его спросили,

    было ли в ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все

    присутствующие в аудитории зрители с обыкновенной памятью мгновенно

    вспомнили это слово (тиф), а Шеришевскому потребовалось целых две минуты

    чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал

    в уме по порядку все заданные списком слова, что свидетельствовало о

    слабости обобщения в его памяти.

    Запоминание у Шеришевского подчинялось скорее законам восприятия и

    внимания, чем законам памяти: он не воспроизводил слово, если плохо видел

    его. Припоминание зависело от освещенности и размера образа, от его

    расположения, от того, не затемнился ли образ пятном, возникшим от

    постороннего голоса. Чтение было пыткой для Шеришевского. Он с трудом

    пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали

    вокруг каждого слова, что очень утомляло его. Необходимо также отметить,

    что у Шеришевского были большие трудности с забыванием. Ему приходилось

    изобретать специальные приемы, чтобы забывать. Понимание сложных и

    отвлеченных логико-грамматических структур часто протекало у него не

    легче, а значительно труднее, чем у людей, не обладавших столь Мы

    затронули очень любопытную и мало изученную проблему свойств той формы

    долговременной памяти, к которой, как правило, нет произвольного доступа.

    У нас создается впечатление, что известные случаи феноменальной памяти и

    уникальных счетных, способностей связаны как раз с осуществлением доступа к

    этому типу памяти. Гипотеза основана отчасти на сходстве некоторых

    характеристик указанной памяти и особенностей запоминания а удержания

    информации у людей с феноменальными способностями. В чем это сходство?

    Информация восстанавливается после продолжительного хранения (десятилетия)

    в том же виде и с теми же подробностями, как в тот день, когда она была

    воспринята. Это свидетельствует об отсутствии в такой памяти процессов

    преобразования и обобщения. Неподверженность следов трансформации при

    хранении, видимо, связана и с неспособностью к забыванию. Ярко выраженная

    синестезия у лиц с феноменальной памятью позволяет допустить существование

    у них и морфологических особенностей структуры памяти. Возникает вопрос,

    как же использует эту особую форму памяти подавляющее большинство людей, не

    обладающее описанными феноменальными способностями? Пока определенного

    ответа нет, можно лишь предположить, что долговременная память без

    произвольного доступа служит базой нашей интуиции.

    Список использованной литературы:

    1. Лурия А. Р. Внимание и память. 1975 г.

    2. Маклаков А. Г. Общая психология. 2001 г.

    3. Немов Р. С. Психология. 1995 г.

    4. Общая психология. 1986 г.

    5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: 2 т. 1989 г.

    6. Блонский П. П. Память и мышление. 1979 г.

    7. http://www.elitarium.ru/index.php?pid=46&id=1102

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.