МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • ОТНОШЕНИЯ В КОМАНДЕ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СИНХРОННЫМ ПЛАВАНИЕМ

    поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других

    детей.

    «В младшем школьном возрасте вообще, но особенно в первом классе,

    ребенку свойственны выраженные конформные реакции на незнакомые для него

    ситуации» [там же].

    «В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки

    своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу. При этом независимо от

    выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения,

    испуга.

    Конформное поведение, следование за сверстниками становится типичным

    для детей младшего школьного возраста» [11;304]. Это проявляется на

    тренировках (дети, например, работают более старательно, если видят, что

    другие старательно выполняют все указания тренера или лезут в воду, даже

    считая ее холодной, если другие уже находятся в воде, но если большинство

    отказывается работать или начинает настаивать на том, что вода холодная,

    остальные присоединяются, даже если сами так не считают или боятся гнева

    тренера), это проявляется в совместных играх и в повседневных отношениях

    (известно, что если с каким-то ребенком кто-то «не играет», то с ним

    «перестают играть» и все остальные).

    Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школьном возрасте

    проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно

    решить задачу (исполнить какую-то фигуру, гребок), занять первое место на

    соревнованиях. Ребенок стремится самоутвердиться среди сверстников.

    Притязания ребенка на значимое место порой могут принимать

    безнравственные формы. «Неуспех, неудача других может вызвать чувство

    превосходства» [11;306].

    В этом возрасте у детей ярко выражен соревновательный мотив,

    обращенный к самолюбию. К сожалению, он не только стимулирует ребенка к

    совершенствованию своих способностей и умений, но и создает у него

    состояние тревожности.

    “В то же время огромное значение для развития личности младшего

    школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных

    взаимоотношений с другими детьми.… Поэтому желание ребенка заслужить

    одобрение и симпатию других детей является одним из основных мотивов его

    поведения.

    Стремление к положительным взаимоотношениям со сверстниками определяет

    и характер поведения ребенка – он хочет быть не только лояльным, но и

    приятным другим детям. При этом если речь идет о детях, к которым ребенок

    привык и с которыми у него уже установились дружеские взаимоотношения, то

    здесь он может проявлять самостоятельность в суждениях и поступках” [11;

    307].

    У исследуемых нами детей социально значимой деятельностью становится

    не только обучение в школе, но и занятия в спортивной секции. Как нам

    кажется, эти занятия повышают шансы на получение детьми признания от

    других, т. к. неуспешность в учебной деятельности может компенсироваться

    успешностью в спорте.

    Э. Г. Эриксон, следуя фрейдовской системе периодизации развития,

    называет возраст от 6-7 до 11-13 лет латентным периодом развития. «С

    наступлением латентного периода нормально развитый ребенок (а мы исходим из

    предположения, что обследуемые нами дети развивались нормально) забывает

    или, вернее, сублимирует настоятельную потребность «делать» людей путем

    открытого нападения или спешно стать «папой» и «мамой»: теперь он учится

    завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом» [22;363]. По

    мнению Эриксона, ребенок к этому возрасту убедился, что «в лоне семьи нет

    осуществимого будущего, и поэтому охотно соглашается приложить себя к

    освоению трудовых навыков и решению задач…» [там же] У детей развивается

    усердие и трудолюбие. Прихоти и желания игры постепенно вытесняются целью

    довести производственную ситуацию до завершения. «Эго ребенка включает в

    свои границы его рабочие инструменты и навыки: принцип работы приучает его

    получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и

    упорному старанию» [там же].

    Эриксон считает, что латентная стадия является наиболее решающей в

    социальном отношении, т. к. «трудолюбие влечет за собой выполнение работы

    рядом и вместе с другими» [22;365].

    Чувство неадекватности и неполноценности – вот опасность, которая

    подстерегает ребенка на этой стадии. «Если он отчаивается в своих орудиях

    труда и рабочих навыках или занимаемом им положении среди товарищей по

    орудийной деятельности, то это может отбить у него охоту к идентификации с

    ними и определенным сегментом орудийного мира.» [22;364].

    Таким образом, мы можем говорить о том, что степень удовлетворения тем

    положением, которое ребенок занимает среди товарищей в определенном виде

    совместной деятельности, а также успешность овладения навыками этой

    деятельности влияет на его желание идентифицировать себя с этой группой.

    В этом возрасте Я-концепция ребенка под воздействием расширяющегося

    социального окружения продолжает видоизменяться. «Такие факторы, как новый

    уровень самовыражения, приобретаемые в процессе усложнившейся учебной

    работы, более высокий уровень компетентности в целом, внешкольная групповая

    деятельность обычно поднимают самооценку ребенка. …на этом жизненном этапе

    Я-концепция основывается на социальных взаимоотношениях и сравнении своих

    достижений со сверстниками» [2;237-238].

    «В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает

    развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на

    признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей.

    Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих

    негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти).

    Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор

    негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения»

    [11;253].

    В спортивной группе нежелание ребенка идентифицировать себя с группой,

    как показывают наблюдения, скорее всего, будет выражено в том, что ребенок

    перестанет посещать тренировки. При условии успешности ребенка в овладении

    спортивным мастерством, нам представляется важным то положение, которое

    ребенок занимает в группе, а также восприятие ребенком группы как команды,

    цель деятельности которой едина для всех ее членов, т. к. только в этом

    случае у ребенка будет желание идентифицировать себя с этой группой, а,

    следовательно, и продолжать занятия в ней.

    Лишь при желании идентифицировать себя с группой, с которой он

    тренируется, а также при правильном поведении тренера, ребенок может начать

    воспринимать свою группу как единую команду.

    §2. Понятие команды и спортивной команды. Особенности формирования

    команды в синхронном плавании.

    §2.1 Специфика синхронного плавания.

    Синхронное плавание в классификации видов спорта очень сложно отнести

    к какой-то определенной группе, за исключением того, что оно относится к

    водным видам спорта.

    В психологии спорта выделяется ряд требований, предъявляемых к уровню

    развития физических и психологических качеств в некоторых видах спорта. Так

    как синхронное плавание вид спорта относительно молодой и недостаточно

    изученный с точки зрения вышеназванных качеств, то и в соответствующих

    разработках он не упоминается. В связи с этим, мы на основании данных В. С.

    Вайцеховского и М. Эпурана [3;197-199], выделили ряд требований,

    предъявляемых к уровню развития физических и психологических качеств

    спортсменок в синхронном плавании.

    Вайцеховский выделяет необходимые, дополняющие и второстепенные

    требования, предъявляемые к уровню развития физических качеств. В

    синхронном плавании необходимым является ловкость (во всех ее проявлениях),

    выносливость (способность к работе при длительной задержке дыхания),

    гибкость, координация движений, «чувство воды»; дополняющим – быстрота,

    сила; второстепенным – быстрота.

    М. Эпуран в различных видах спорта выделяет специфический для этого

    вида спорта вид психологической деятельности и необходимые качества.

    Опираясь на его классификацию, мы можем сказать, что для синхронного

    плавания специфическим является мобилизирующе-функциональный и

    координационно-эстетический виды психической деятельности, а необходимыми

    психологическими качествами для спортсменок в данном виде спорта будут:

    сенсорно-моторные качества, волевые, особенно способность к мобилизации

    воли, упорство, стойкость, артистичность, эстетические и творческие

    сенсорно-моторные качества.

    Ханин характеризует деятельность человека как совокупность предметно

    ориентированных действий. Соответственно в спорте выделяются

    индивидуальные, групповые и командные предметно ориентированные действия.

    В индивидуальных видах спорта, где нет взаимодействия между

    участниками, спортсмен действует самостоятельно и не должен согласовывать

    свои действия с действиями других. В коллективных и командных видах спорта

    групповое взаимодействие и распределение функций между спортсменами требует

    организации их совместных действий, которое обеспечивается общением.

    В этом смысле специфика синхронного плавания заключается в том, что

    оно является как индивидуальным видом спорта, так и командным. Это связано

    с тем, что в программу соревнований входит оценка технической стороны

    выполнения фигур и выступлений с сольной произвольной программой, и в этом

    случае спортсменки одной команды соревнуются между собой, они действуют

    самостоятельно и не должны согласовывать свои действия с действиями других.

    В программу соревнований так же входят выступления дуэтов и групп,

    которые требуют взаимодействия и распределения функций между спортсменками,

    организации их совместных действий, а это обеспечивается общением. Кроме

    того, для достижения синхронности в исполнении отдельных элементов

    необходимо, чтобы спортсменки, что называется, чувствовали друг друга,

    работали в общем ритме и эмоционально поддерживали друг друга, а для этого

    необходимы отношения сотрудничества и сплоченность команды. Таким образом,

    взаимоотношения в команде могут быть довольно сложными и противоречивыми,

    т. к. спортсменки – партнерши в этом виде спорта обычно являются и

    соперницами, что может накладывать свой отпечаток и на психологическую

    атмосферу в коллективе. По мнению А. Л. Попова внутригрупповое соревнование

    –социально психологический феномен, который обнаруживается в группах,

    созданных для сотрудничества. Соревнование чаще всего носит негласный

    характер и возникает между членами группы, воспринимающими партнеров как

    равных по способностям, и может приносить удовлетворение даже в случае

    проигрыша. «Соревнование способствует установлению хороших межличностных

    отношений. Лица, отчетливо воспринимаемые как более способные, как правило,

    стараются повысить компетентность остальных, а те, в свою очередь, охотно

    обучаются» [14;102].

    «… взаимодействие участников является частью их коллективной

    совместной деятельности и становится возможным в результате их

    межличностного общения. Таким образом, спортивную деятельность схематически

    можно представить как совокупность индивидуальных, групповых и командных

    предметно ориентированных действий и межличностного общения.

    При всей своей самостоятельности в спортивной деятельности, общение,

    тем не менее, выступает в качестве важного компонента предметно

    ориентированных действий. Однако его отличает от предметной деятельности

    направленность на партнера (субъектная направленность).

    Межличностные взаимоотношения участников являются либо предпосылкой,

    либо следствием их общения, но никогда не бывают тождественны процессу

    общения». [18;7]

    Согласно концепции А. В. Петровского определяющими для коллектива

    являются взаимоотношения, опосредованные целями, задачами и ценностями

    совместной деятельности [18;19]. В то же время межличностные отношения

    могут влиять на желание или нежелание одной спортсменки работать в дуэте с

    другой или выполнять какие-то совместные элементы при работе в группе,

    несмотря на то, что у них совпадает уровень спортивного мастерства,

    физические и анатомические данные (имеющие в синхронном плавании далеко не

    последнее значение). Ввиду этого, спортсменка, показывающая высокие

    результаты в технической и произвольной сольной программах, может

    «завалить» все выступление группы или дуэта, если не может сработаться с

    партнершами по команде в силу негативных межличностных отношений.

    Общие цели всех членов команды сочетаются с общественно-значимыми

    мотивами. «Достижение их возможно при сплоченном коллективе, отличительной

    чертой которого являются положительные взаимоотношения»[9;53].

    §2.2 Основные аспекты понятия “команда”.

    Команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и

    взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.

    Организация команды строится на продуманном позиционировании участников,

    имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих

    отработанными процедурами взаимодействия.

    Команда проходит эволюцию от рабочей группы (Working Group), которая

    создается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды

    высшего качества (High Performance Team).

    Рисунок 1. Кривая развития команды. (Katzenbach&Smith, 1993)

    Легче всего объяснить суть каждой из ступеней развития команды на основе

    простых математических операций, предложенных Folsom.

    1. Рабочая группа 1+1=2

    Рабочая группа достигает результата, равного сумме стараний каждого из

    участников. Они используют общую информацию, обмениваются идеями и опытом,

    но каждый несет ответственность за свою работу независимо от результатов

    деятельности других членов группы.

    В группе синхронного плавания это выражается в том, что спортсменки

    поодиночке могут выполнять какие-то элементы фигур или сами фигуры и даже

    сольные программы, но в дуэтах или «группе» они не показывают необходимого

    уровня синхронности, могут не соблюдать геометрию перестроений и не

    выдерживать общий темп.

    2. Потенциальная команда 1+1=2

    Это как бы первая ступень в преобразовании рабочей группы в команду.

    Основными условиями будут выступать: количество участников (6-12), наличие

    ясной цели и задач, совместный подход к их достижению.

    У нас потенциальной командой будет группа, укомплектованная

    необходимым количеством участниц (8 человек), совместно отрабатывающая

    произвольную групповую программу для выступления на каких-то определенных

    соревнованиях с целью завоевать какое-то определенное место или для

    показательных выступлений.

    Что касается псевдокоманды, то обычно она создается по необходимости

    или представленной возможности, но в ней не создается условий для

    командного взаимодействия, не делается упор на разработку общих целей.

    Такие группы, даже если и называют себя командой, самые слабые с точки

    зрения влиятельности их деятельности.

    К сожалению, псевдокоманда – это то, что чаще всего имеют наши тренеры

    через несколько лет тренировок. Спортсменки ориентируются на личное

    первенство и предпочитают отрабатывать техническую и сольную программы, в

    лучшем случае дуэты. Группа создается из спортсменок, продолжающих к этому

    времени занятия, при этом часто не учитывается не только психологическая

    совместимость детей и их взаимоотношения, но и уровень их спортивного

    мастерства и физические данные, т. к. если принимать во внимание все

    вышеперечисленные моменты, то в группу будет ставить просто некого.

    Соответственно, это отражается на уровне исполнения групповой программы,

    при этом отношение к слабым спортсменкам, которые, по мнению остальных,

    являются виновницами низких оценок за выступление, еще более ухудшается.

    Таким образом, для превращения псевдокоманды в команду необходимо применять

    ряд мер, направленных на улучшение взаимоотношений в коллективе и на

    оптимизацию взаимодействий между его членами.

    3. Реальная команда 1+1=3

    В ходе своего развития (естественного или специально

    фасилитированного) члены команды становятся решительными, открытыми,

    преобладает взаимопомощь и поддержка друг друга, и растет эффективность

    деятельности. Положительным эффектом также может быть влияние их примера

    взаимодействия в группе на другие группы.

    Для нас реальная команда (помимо всего выше сказанного) – это та

    команда, которая способна показать хороший, стабильный результат в условиях

    соревнований, все участницы которой действуют слаженно, синхронно и

    способны к самостоятельной деятельности при минимальном контроле со стороны

    тренера, могут отметить недостатки и достоинства друг друга при выполнении

    совместной деятельности.

    4. Команда высшего качества 1+1+1=9

    Не все команды достигают этого уровня - когда они превосходят все

    ожидания и обладают высоким уровнем влиятельности на окружение. Такая

    команда характеризуется

    - высоким уровнем навыков командной работы

    - разделением лидерства, ротацией ролей

    - высоким уровнем энергетики

    - своими собственными правилами и нормами

    - заинтересованностью в личностном росте и успехе друг

    друга.

    У нас командой высшего качества будет команда, способная эффективно

    тренироваться в отсутствии тренера, «собраться» на соревнованиях и показать

    лучшее, на что она способна.

    Boldwell, 1996 выделил такие атрибуты команды высшего качества

    как:

    - общее видение, придающее значение выполняемой деятельности,

    - способность действовать в жестких временных рамках,

    - высокий уровень коммуникативной компетентности,

    - деятельность за границами “зоны комфорта”,

    - периодические проверки качества работы,

    - общая вовлеченность,

    - самостоятельная разработка путей достижения цели и

    - совместное празднование успехов на пути к достижению цели.

    Существуют и другие модели развития команды. Для простоты изложения

    они сведены в таблицу.

    Таблица 1. Фазы развития команды

    |Фазы |1 |2 |3 |4 |

    |(Scholtes) |Forming |Storming |Norming |Performing |

    |(Blanchard) |Ориента-ция |Неудо-вольст|Разреше-ние |Продук-тивно|

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.