МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности телесно-ориентированной терапии

    Особенности телесно-ориентированной терапии

    Министерство образования Российской Федерации

    Московский государственный открытый педагогический

    университет им. Шолохова

    Кафедра практической психологии

    Дипломная работа

    Холина Наталья Александровна

    Особенности телесно-ориентированной терапии

    Курс 5/3, заочное отделение, УКП

    Научный руководитель:

    Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических

    наук, доцент кафедры

    практической психологии

    МГОПУ

    Москва – 2002

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………….3

    Глава 1. Сущность и специфические особенности

    телесно-ориентированной терапии...………..……………………6

    1. Теории и техники телесно-ориентированной терапии …………6

    2. Особенности Розен-метода телесно-ориентированной

    терапии……………………………………………………………25

    Глава 2. Эмпирическое исследование влияния Розен–метода телесно-

    ориентированной терапии на уровень тревожности участни-

    ков занятий...……………………..……………………………… 32

    1. Организация и ход эксперимента……………………………… 32

    2. Результаты эксперимента и их обсуждение……………………47

    Выводы……………………………………………………………..…..48

    Заключение…………………………………………………………….50

    Литература……………………………………………………………..53

    Приложения……………………………………………………………56

    Введение

    Над вопросом единства души и тела работали многие авторы: З.Фрейд,

    С.Ференци, А.Адлер, Г.Гродек, В.Райх, К.Юнг, А.Лоуэн, Ф.Перлз,

    М.Фельденкрайс, Ф.Александер, А.Янов и многие другие. Они пишут о влиянии

    чувств на наши телесные функции и явлениях обратного порядка, когда

    физиологические изменения влияют на нашу психологию. О позитивном,

    конструктивном потенциале телесно – ориентированной терапии, вплоть до

    противопоставления ее психотерапии вербальной, сказано уже достаточно

    много. Справедливо подчеркивается, что применение телесно – ориентированных

    методов, открывая телесный и эмоциональный опыт и, усиливая способность

    пациента к вербализации (чувств, телесных ощущений), как бы прокладывает

    путь к собственно вербальным методам психотерапии. Эмоции, высвобождающиеся

    и интенсифицирующиеся телесно – ориентированными приемами, могут

    поддерживаться и успешно прорабатываться далее, в ходе других видов

    терапии, что обеспечивает ступенчатость, преемственность, некую единую нить

    терапевтического процесса. Однако, не следует забывать и о возможном

    деструктивном потенциале телесно – ориентированной терапии, который может

    вызвать те или иные нежелательные последствия. Среди них можно упомянуть

    появление панических состояний; также вместо ожидаемой релаксации может

    наступить напряжение, а без последующей вербализации переживания пациента

    могут стать скорее декомпенсирующими, нежели целительными (26). Критики

    возражают и против грубости некоторых методов телесной терапии.

    Действительно, методы телесно-ориентированной терапии относятся к числу

    наиболее противоречивых методов, практикуемых сегодня. Некоторые

    современные представители телесной терапии ведут поиск новых направлений.

    Одним из них является объединение телесных методов с вербальными, другим –

    постепенное замещение болезненных, неудобных процедур более мягкими,

    гуманными. Например, Розен–метод сочетает в себе оба этих направления

    (деликатные прикосновения и вербализация переживаний). Поэтому для

    экспериментального изучения особенностей телесной терапии был выбран Розен-

    метод. Это интересный, но мало изученный метод телесной терапии, в

    литературе он представлен явно недостаточно, что определяет актуальность

    этой дипломной работы. Необходимо исследовать влияние Розен-метода на

    различные психические свойства личности (например, активность,

    эмоциональная возбудимость – эмоциональная уравновешенность, депрессивные

    состояния), но изучение влияния Розен-метода на все эти характеристики

    выходит за рамки одной дипломной работы. В данной работе мы решили

    остановиться на одном из наиболее важных и распространенных в практике

    психологического консультирования свойств – тревожности. Конечно,

    тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень

    тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности.

    Но, высокая тревожность напрямую связана с наличием невротического

    конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.

    Гипотеза исследования: Сеансы Розен–метода телесно–ориентированной

    терапии приводят к снижению уровня тревожности участников терапии.

    Объект исследования: Эффективность методов телесно-ориентированной

    терапии.

    Предмет исследования: Розен–метод телесно-ориентированной терапии.

    Цель исследования: Исследовать эффективность техники Розен-терапии в

    плане снижения уровня тревожности.

    Розен–метод, с одной стороны, является одним из направлений

    телесно–ориентированной терапии, использует те же основные понятия, но, с

    другой стороны, имеет ряд существенных отличий от других методов телесной

    терапии. Поэтому видна необходимость в кратком обзоре телесной терапии,

    знакомстве с ее основными представителями и их теориями и выявлении

    особенностей Розен – метода.

    Задачи:

    1. Провести обзор основных подходов телесно–ориентированной терапии и

    выявить их особенности.

    2. Выявить особенности Розен – метода.

    3. Описать процедуру экспериментального изучения особенностей Розен-

    терапии.

    4. Организовать и провести исследование влияния Розен – сеансов на

    тревожность.

    5. Провести количественный анализ полученных на выборке испытуемых

    эмпирических данных.

    6. Обобщить результаты исследования.

    7. Сформулировать основные выводы и практические рекомендации.

    Глава 1. Сущность и специфические особенности телесно-ориентированной

    терапии

    1. Теории и техники телесно-ориентированной терапии

    Одной из фундаментальных проблем человековедения является проблема

    единства и взаимосвязей телесного и душевного аспектов человеческой

    природы. Многие из нас слишком часто забывают об изначальной погруженности

    душевной жизни в телесное существование. В европейской культуре вследствие

    многих религиозных, идеологических и социальных предпосылок телесное и

    психическое начала не только резко разделялись, но порой и представлялись

    как противоположности, отрицающие одна другую, обреченные на непримиримый

    антагонизм. С другой стороны, иные великие культуры оставили нам в наследие

    богатейшие технологии сознательного культивирования человеком

    индивидуальной психосоматической целостности. Примеров тому немало —

    индийская хатха-йога, китайская психогимнастическая система тайцзи-цюань,

    традиционные воинские искусства и различные психосоматические культурные

    практики.

    Тело и душа связаны не только непостижимо многообразно, но и всегда

    сугубо индивидуальным образом, соответствующим неповторимости

    конкретного человека. Таинственные живые взаимосвязи психики и телесного

    организма современным исследователям все еще трудно представить во всей их

    полноте (5).

    Наши чувства постоянно влияют на наши телесные функции. Но так же

    хорошо нам знакомы и явления обратного порядка, когда изменения

    физиологические влияют на нашу психологию. Это — двухстороннее движение.

    Очевидно, что мы являемся неделимыми организмами. И только исходная

    позиция, с которой мы предпочитаем рассматривать себя, может создать

    впечатление обратного. С психологической точки зрения мы делаем упор на тот

    факт, что живое существо субъективно ощущает большую часть из тех

    процессов, которые происходят в нем: чувствует голод, когда желудок пуст,

    боль — когда нарушены нормальные физиологические процессы, удовольствие —

    когда удовлетворяются желания. Кроме того, у человека есть возможность

    передать эти внутренние психологические явления при помощи слов, выражающих

    субъективно ощущаемые состояния души. Способность словесной коммуникации

    как раз и делает возможным изучение психологии человека. Физиологическая

    точка зрения в целом игнорирует субъективные ощущения в противовес сугубо

    механическим измерениям наблюдаемых реакций, очень часто лишь внешних.

    Поскольку человек является одновременно и сложным физиологическим

    аппаратом, и осознающим себя индивидом, способным выразить свое состояние

    (вербальная коммуникация), его следует изучать комплексно и с психической,

    и с физиологической стороны (23).

    Иван Ильин, выдающийся русский философ, писал: «Если бы я потерял свое

    тело, я потерял бы самого себя. Обретая тело, я обретаю себя. Я двигаюсь –

    значит, живу и привожу в движение мир. Меня нет без тела, и я существую как

    тело. Лишь в движении я постигаю себя в качестве тела. Мое тело есть

    совпадение бытия и познания, субъекта и объекта. Оно – начало и конец моего

    существования» (8).

    Взаимосвязь и взаимодействия системы «сознание – тело» изучает телесно-

    ориентированная терапия.

    Пионерами телесной терапии считаются Фрейд, Сандора Ференци, Альфред

    Адлер, Гроддек, Вильгельм Райх и Юнг. Этих шести психотерапевтов

    интересовало распределение энергии в теле. На этой почве они объединились,

    потом у них возникли разногласия и они разошлись.

    Карьера Зигмунда Фрейда иллюстрирует изменение отношения к телу,

    происходившее в обществе в прошлом веке. Он начал, как психолог,

    поверхностно изучающий тело, затем перешел к изучению невропатологии,

    сконцентрировавшись на нервной системе. В то время, когда Фрейд перешел к

    невропатологии, лишь самые ортодоксальные терапевты относились к телу, как

    к машине. Делать или не делать электротерапию — это был вопрос выбора.

    Поняв неэффективность такого подхода, Фрейд углубился в психотерапию,

    используя гипноз, метод, манипулирующий пациентом, но позволяющий узнать

    психику. Став психоаналитиком и используя метод свободных ассоциаций, он

    уважительно наблюдал за личностью в целом и подталкивал ее к открытиям

    (35).

    Лишь самые понимающие медики-профессионалы того времени, такие как

    Георг Гроддек, современник и почитатель Фрейда, соглашались с Фрейдом и,

    вслед за ним, уходили от механистической терапии к глубинному анализу.

    Первоначально Фрейд считал, что существует лишь одно врожденное

    влечение.

    Фрейд стремился сформулировать краткое и ясное объяснение либидо

    (психосексуальной энергии полового влечения), создать научную, биологически

    обоснованную теорию (18). Им было показано тесное единство телесного опыта

    и образа Я, подчеркивавшим важнейшую роль тела как психологического

    объекта в развитии эго-структур. Понятие телесного переживания заняло

    видное место в его генетической теории, согласно которой процесс развития

    был представлен как процесс изменения "локализации либидо". Фиксация

    интереса к определенной зоне тела становится начальным пунктом процесса

    формирования характера определенного типа (30).

    В этом вопросе его поддерживали Райх и Гроддек, а Адлер и Юнг

    критиковали его за это, поскольку оба чувствовали, что Фрейд переоценивает

    важность либидозных влечений. Со временем Фрейд модифицировал свои

    первоначальные догматические взгляды и, таким образом, стал ближе к Адлеру

    и Юнгу. Но было уже слишком поздно, и эта модификация не смогла перевесить

    их разногласия. Но это оттолкнуло Райха, который настаивал на узком

    понимании психофизиологической энергетики.

    Позднее Фрейд сфокусировался на трех компонентах личности — ид, эго и

    суперэго — что, в дальнейшем, изменило теорию влечений.

    Психоанализ утверждает, что причиной невроза является невротический

    конфликт между Ид и Эго.

    Невротический конфликт — это бессознательный конфликт между

    побуждением — Ид, стремящимся к разрядке, и зашитой — Эго, препятствующей

    разрядке или не допускающей ее к сознанию. Конфликт ведет к усилению

    инстинктивных побуждений, в результате чего Эго может оказаться

    подавленным. В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и

    проявляются как симптомы невроза.

    Внешние психотравмирующие факторы также играют немаловажную роль в

    формировании неврозов, но они, по мнению психоаналитиков, на определенном

    этапе сводятся к внутреннему невротическому конфликту между Ид и Эго.

    Суперэго в невротическом конфликте может выступить на стороне Эго или

    на стороне Ид. Именно Суперэго заставляет Эго чувствовать себя виновным

    даже за символическую и искаженную инстинктивную активность (9).

    Для Фрейда телесность находится под эгидой бессознательного или Ид,

    необузданного хаоса потребностей, побуждений, аффектов и страстей - одним

    словом, под эгидой принципа удовольствия (2).

    Фрейд считал также, что тревожность является предупреждением,

    исходящим от эго, а не симптомом подавленной сексуальной энергии, и из-за

    этого Райх еще больше отдалился от него. Тревога — это своего рода

    предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах

    тревоги: объективной, невротической и моральной. Объективная тревога

    возникает под воздействием реальных опасностей в реальном мире. Другие же

    два типа тревоги уводят от мира прочь.

    Невротическая тревога возникает из осознания тех потенциальных

    опасностей, которые проистекают из потворствования инстинктам ид. Это не

    боязнь инстинктов самих по себе, но, скорее, страх тех наказаний, которые

    могут последовать за неразборчивым следованием позывам ид. Иными словами,

    невротическая тревога — это боязнь понести наказание за проявление

    импульсивных желаний.

    Моральная тревога возникает из опасения заслужить чье-либо осуждение.

    Если человек делает или даже просто собирается сделать нечто, что

    противоречит его моральным принципам, он обычно испытывает чувство вины или

    стыда. Моральная тревога зависит, таким образом, от того, насколько развито

    у человека чувство вины. Менее моральные люди будут менее подвержены

    тревоге этого типа.

    Тревога создает чувство напряженности, заставляя, таким образом,

    сознание предпринимать какие-то действия для снижения напряженности. Фрейд

    выдвинул предположение, что эго возводит своеобразную преграду против

    тревоги — защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное

    отрицание или искажение реальности (36).

    Несмотря на неразбериху и разногласие в теориях, Фрейд выработал

    определенную технику и придерживался ее: пациент лежал на кушетке и не

    видел аналитика; аналитик к нему не прикасался.

    Согласно самому Фрейду: «Врач должен быть недосягаем для пациента и,

    как зеркало, должен отражать лишь то, что ему показывают» (34).

    Одним из самых преданных учеников Фрейда был Сандор Ференци. Хотя

    Фрейд не одобрял нововведений Ференци, между ними никогда не было открытых

    разногласий, как это было с Адлером или с Юнгом. Ференци внес значительные

    изменения: он пытался сократить время анализа, лишая анализируемого любой

    формы удовлетворения. Поскольку эти предосторожности приносили сомнительную

    пользу, Ференци попробовал противоположную тактику. Он взял на себя роль

    хорошего родителя и даже признавал перед пациентом свои недостатки. Он

    поощрял пациента драматизировать свои воспоминания, и сам входил в игру.

    Ференци первым указал на важность контрпереноса и на аспект взаимодействия

    в аналитической процедуре. Он создал основу для психодрамы.

    Идеи Ференци подняли важнейший вопрос о природе исцеляющего процесса.

    Ференци считал, что пациент не только должен довести до сознания

    подавленный материал, но и воссоздать свой инфантильный опыт в более

    поощрительной и терпимой родительской атмосфере. Этот взгляд получил

    впоследствии широкое признание, хотя вопрос о важности терапевта-родителя,

    избавляющего от подавленного материла, по-разному решается в различных

    школах, и даже у терапевтов одной школы.

    Биологический подход Фрейда привлек Альфреда Адлера, который очень

    интересовался способностью тела компенсировать органические повреждения.

    Адлер считал, что компенсация происходит и в психологической и в

    биологической сферах. Его концепция органической неполноценности позже была

    заменена более широкой концепцией социальной неполноценности. Он

    внимательно относился к физическим дефектам и к телесному выражению

    характера и внес огромный вклад в эволюцию телесной терапии.

    Адлер показал существование тесной связи между образом телесного Я и

    самооценкой, в частности, что некоторые типы человеческого поведения

    представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности

    тела (30).

    «Позы и движения тела всегда указывают, каким образом Человек подходит

    к своей цели. Если человек идет прямо — это признак смелости, в то время

    как нерешительный взрослый человек избегает прямых действий, и это

    проявляется во всех его движениях».(36)

    Адлер детально фокусировался на экспрессивных движениях, подчеркивал

    важность социального чувства и агрессивного влечения (которое он называл

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.