МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности социализации современного подростка

    различных фактов, идей, концепций, вместо того, чтобы развивать способность

    к анализу, к критической оценке и выработке собственных выводов. У будущих

    специалистов, воспитанных в назидательной (нравоучительной) манере, такие

    механизмы, как принятие самостоятельных решений, формулировка стоящих

    задач, а также аналитические навыки не предусмотрены.

    Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью,

    оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития.

    Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и

    многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении

    молодежи.

    Смена государственнно-политического устройства и социально-экономического

    строя создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не

    способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого молодого

    человека в получении образования и профессии в соответствии с его

    интересами и способностями.

    Конституция СССР 1977 г. провозгласила осуществление всеобщего

    бесплатного среднего образования молодежи через различные каналы

    (одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). В Конституции РФ

    1993 г. (ст. 43) сделан шаг назад, поскольку планка обязательного общего

    образования понижена и гарантирована бесплатность только основного (9 лет)

    образования.

    Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко отличающихся

    от тех что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко назад не только

    в сфере материального производства и уровня жизни основной части населения,

    но и по состоянию системы образования.

    В середине 60-х страна продвигалась ко всеобщему среднему образованию.

    Официально эта цель была провозглашена в 70-е годы, и хотя полного охвата

    молодежи разными видами среднего образования достичь не удалось, к середине

    80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85% молодежи.

    Представление о продвижении СССР по пути к всеобщему полному среднему

    образованию дает таблица.

    Распределение школьников после 8(9) класса, %.

    |Всего закончили 8(9) классов и устроились|1965 г.|1975 г.|1986 |

    | | | |г. |

    |Пошли работать |42,5% |2,3% |0,2% |

    |Продолжили дневное обучение в средней |40,0% |60,9% |55,8% |

    |школе | | | |

    |Продолжили обучение в ПТУ и техникумах |17,5% |36,8% |44,0% |

    Таким образом, Советский Союз, до перестройки не отставал от наиболее

    передовых западных стран, которые постепенно приближаются к осуществлению

    всеобщего 12-летнего образования. Но Россия сдает завоеванные позиции.

    Согласно принятому в 1992 году Закону «Об образовании» обязательным

    считается только общее основное образование, которое остается бесплатным. С

    государства сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего

    образования, которые «возложены на родителей или лиц их заменяющих». И это

    в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы

    обеспечить полноценное питание и летний отдых детей, когда при поступлении

    в школу признаются здоровыми 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%.

    До сих пор образование в России имеет государственно-общественный

    характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на

    каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов.

    Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее

    среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и

    совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку

    и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в

    России, параллельно государственной, создается негосударственная система

    образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная дифференциация

    находит выражение во все более широком распространении гимназий, колледжей,

    лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого класса, другая - с

    пятого, большинство - после девятого. Обучение в них отчасти платное, плата

    колеблется в весьма широком диапазоне. Государственные школы нового типа, а

    также частные учебные заведения (их до 1%) как правило, обеспечивают более

    высокий уровень подготовки, особенно по профильным дисциплинам, что

    существенно повышает возможности учащихся успешно продолжить образование в

    вузах и приобрести высокий профессиональный и социальный статус.

    Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется результатами

    социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14 до 17 лет

    среди факторов, вызывающую наибольшую неудовлетворенность учащихся,

    выделяются: отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей

    (указали 49,8%), отсутствие необходимой материальной базы, современного

    оборудования, работа столовой, каждый пятый указал на свою

    неудовлетворенность организацией учебного процесса, качества преподавания.

    Часть респондентов негативно оценивают характер отношений с преподавателями

    (18%). Лишь 10,3% учащихся считают, что учатся в полную меру своих сил и

    возможностей. Большинство опрошенных, указало, что свои способности в учебе

    реализует не в полной мере. На вопрос «Действует ли в Вашем учебном

    заведении принцип «от каждого по способностям» (по отношению к учащимся)?»

    только 23% респондентов ответили утвердительно.

    Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении

    сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество

    учащихся и педагогов. 60% участников опроса считают, что взаимопонимания

    недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и

    грубость со стороны учащихся.

    Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния,

    ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы,

    а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи.

    Стремление выпускников средней школы получить высшее образование снижается

    с каждым годом, такие настроения проникают и в младшие классы, что

    уменьшает интерес к учебе и создает негативное отношение к школе.

    Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих

    старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного

    среднего образования - на поступление в ВУЗ, постепенно станет достоянием

    меньшей части выпускников 9-х, а затем 11-х классов. Выбор жизненных

    условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов

    корректируется, а возможно полностью меняется их социальная ориентация.

    Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под

    влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у

    подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности

    при решении вопроса о последующих формах образования либо непосредственном

    трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного

    среднего образования утратит смысл.

    Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути

    целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они

    завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов),

    выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников.

    Прежде всего отметим, что у девятиклассников достаточно велика при

    определении дальнейших образовательных планов роль фактора успеваемости.

    Если практически все подростки, обучающиеся на «4» и «5», намереваются

    продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном

    на «4» таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на «3» и «4» или в

    основном на «3» таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в

    основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему

    обучению в школе.

    Столь же велика зависимость от успеваемости и удовлетворенность от

    обучения в старших классах: среди троечников до 60% тех, кто полностью или

    частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе,

    тогда как среди успевающих без троек, таковых практически нет. Аналогичные

    закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.

    Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на их

    выбор.

    |Пойдет ли |Факторы |

    |ученик в | |

    |10-й класс | |

    | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

    |Доволен | | | | | | | | | | |

    |балл |2,03|2,41|1,79|1,66|1,61 |1,48 |2,42|2,16 |2,45 |1,96|

    |ранг |5 |3 |7 |8 |9 |10 |2 |4 |1 |6 |

    |Не доволен | | | | | | | | | | |

    |балл |2,58|2,74|1,89|1,79|1,63 |1,63 |1,65|1,00 |1,84 |1,95|

    |ранг |2 |1 |4 |6 |8-9 |8-9 |7 |10 |5 |3 |

    1. совет отца

    2. совет матери

    3. совет родственников

    4. совет одноклассника

    5. совет учителя

    6. рекомендации кл. руководителя

    7. интерес к какому-либо предмету

    8. консультация по профориентации

    9. собственное увлечение, хобби

    10. пример или совет знакомых

    Обратившись к основным факторам, повлиявшим на выбор подростков и

    удовлетворенность таким выбором (см табл.), можно констатировать достаточно

    близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также

    родителей, в целом удовлетворенных или не удовлетворенных выбором своих

    детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих случаях ведущими факторами,

    как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь

    матери, и интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби.

    Иное положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения в

    школе 10 - 11-тиклассников. Расхождение позиций школьников удовлетворенных

    своим выбором и неудовлетворенных достаточно велико. При этом ведущими

    факторами у недовольных выступают советы родителей или примеры знакомых. У

    тех же, кто, в первую очередь ориентировался на собственные увлечения и

    интересы, удовлетворенность наиболее высока.

    Во всех случаях следует отметить малую роль влияния школы на выбор

    жизненного пути (советы учителей и рекомендации классного руководителя

    занимают 8 - 10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)

    Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников

    следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает

    четвертое ранговое место.

    Надо отметить также, что советы одноклассников относительно выбора

    продолжения обучения именно в школе занимают более высокое ранговое место у

    тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно своего

    выбора.

    Таким образом можно сделать вывод, что большинство подростков и их

    родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в

    десятом классе; родители в большей степени, чем подростки, ориентированы на

    продолжение образования в иных формах (техникум, курсы, лицей и т. д.) -

    22,1% против 6,8%; среди учащихся 10-11-х классов практически 4/5

    подростков довольны принятым решением продолжить обучение в

    общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3%

    подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в

    последующие периоды жизни; очень резко упал престиж статуса рабочего:

    практически ни кто из подростков и их родителей не ориентированы на

    получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, особенно среди

    подростков: на этот вид деятельности нацелены лишь 4% подростков и 8% их

    родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие фирмы

    ориентировано в 7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше

    родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных

    учреждениях. Практически половина респондентов отмечает, что положение в

    обществе и место в жизни сегодня никак не связаны с уровнем образования.

    Важной частью мировосприятия школьников становится снижение авторитета

    знания и науки в целом, поскольку они знают что труд «интеллигенции»

    оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это произошло во многом

    из-за устойчивого стереотипа невостребованности знаний, низкого престижа

    интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических

    отношений.

    Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд служит

    основным фактором, способствующим обесцениванию и разрушению мотивов

    получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня

    Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает

    данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников,

    имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями

    (доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет,

    никто не знает.

    Немаловажную роль в снижении ценности общего среднего образования в

    глазах родителей школьников и, особенно, самих подростков сыграли средства

    массовой информации и, в частности, молодежная пресса.

    Сказались и снижения уровня государственного финансирования системы

    образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ,

    колледжей, лицеев и т. д.

    Семья

    В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет

    ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы

    человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем

    характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то,

    что было в семье его родителей.

    В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он

    получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

    Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как

    социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние

    государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня

    духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

    Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния

    государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет

    профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой»

    и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое

    состояние общества.

    Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее

    культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье,

    гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной

    политики государства.

    Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших

    семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

    Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи,

    авторитета и власти родителей.

    На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в

    обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых

    крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и

    экономической системы.

    Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью

    как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной

    ответственностью.

    Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между

    мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их

    супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи,

    рождения и воспитания детей.

    Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть

    в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только

    супругов, но и детей, а также родственников.

    Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

    - вступление в брак;

    - рождение первого ребенка;

    - окончание деторождения (последний ребенок);

    - «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;

    - прекращение семьи со смертью одного из супругов.

    Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и

    та, которую он создал и в которой он живет сейчас.

    Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены

    семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет

    родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и

    неизвестных.

    Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если

    мы желаем нормального развития общества.

    Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье.

    Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как

    удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение,

    поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье

    родственников, их характер и поступки.

    Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и

    социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия

    супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи:

    многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера

    родственников.

    Развитие семьи проходит несколько стадий.

    Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.