МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности социализации подростков в различных типах семей

    Особенности социализации подростков в различных типах семей

    Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии!

    Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему:

    «Особенности социализации подростков в различных типах семей».

    В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий

    формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и

    политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и по

    этому проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом

    и юношеском возрасте носит актуальный характер.

    В данной работе рассмотрены не конкретные модели родительского

    поведения и ценности в процессе воспитания, а тип семьи как фактор

    социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макро

    изменений на развитие личности подростка. Исследования по данной теме

    проводились, в основном, в рамках социологии семьи и главное внимание

    уделялось неполным семьям. Поэтому в работе рассматриваются некоторые

    особенности социализации современного подростка в различных типах семей.

    Объект исследования: процесс социализации подростков.

    Предмет исследования: влияние типа семьи как фактора социализации

    подростков.

    Цель исследования: установление особенностей социализации подростка в

    различных типах семей.

    Задачи исследования:

    1. Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на

    процесс социализации подростков.

    2. Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных,

    сводных семьях;

    3. Изучение особенностей социализации подростков в одно - двухдетных

    многодетных семьях;

    4. Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной

    материальной обеспеченностью;

    Гипотеза: Различные типы семей, выделенные по структурным и социальным

    признакам, обуславливают особенности социализации подростков.

    Теоретическая часть была посвящена изучению аспектов процесса

    социализации и развития личности; феноменам, механизмам, структуре и

    факторам. Рассмотрены западные и отечественные концепции социализации

    личности. Изучением этого процесса на разных этапах развития общества

    занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев,

    Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон,

    Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в

    соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия

    «социализация».

    Далее была рассмотрена семья как важнейший социальный институт, ее

    структура и роль в экономической и психологической социализации подростка.

    Анализ теоретического материала позволил сделать следующие выводы:

    На протяжении определенного времени семья является для ребенка

    единственным местом получения первого опыта социального взаимодействия.

    Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии

    личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и

    психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как

    нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с

    отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с

    нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и

    реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и

    т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору

    психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно

    свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы

    межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на

    негативное развитие личности подростка, приводя к различным личностным

    деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного

    поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и

    идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план,

    это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых

    людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими

    лицами и в этом возрасте.

    Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии

    социально значимых ценностей и установок личности подростка, его

    социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор

    социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие

    макроизменений на развитие личности подростка.

    Поэтому, мы считаем актуальным проведение эмпирического исследования по

    изучению особенностей социализации подростков в различных типах семей,

    выделенных на основании следующих критериев:

    1. структурный признак (полные, неполные, сводные семьи; одно

    двухдетные, многодетные семьи);

    2. социальный признак (семьи с различным уровнем материального

    благосостояния).

    Для реализации цели нашего исследования и проверки гипотезы нами было

    проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение влияния

    типа семьи на процесс становления личности в подростковом возрасте.

    Были поставлены задачи:

    3. подбор адекватных возрасту испытуемых и цели исследования методов и

    методик исследования;

    4. проведение процедуры обследования;

    5. осуществление первичной и вторичной статистической обработки данных

    эксперимента;

    6. подведение итогов, анализ результатов исследования;

    Основой для работы послужила диалектико-материалистическая концепция

    социализации М.В.Демина, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис, которые исследовали

    социализацию как целостный и универсальный процесс в единстве фило и

    онтогенеза.

    В данной работе были использованы следующие методы и методики:

    1. Тест «Исследование уровня субъективного контроля – локус контроля»

    (Роттер)

    Опросник Д.В.Ярцева, направленный на изучение роли семьи в социализации

    подростка наряду с другими социальными институтами.

    Опросник Т.А.Гурко для изучения отношения подростков к социально

    незащищенным слоям общества.

    Исследование проводилось на базе школы №16 города Сочи в 2002-2003

    учебном году в два этапа. На первом этапе в исследовании приняли участие

    160 человек: 80 учащихся 8-х классов и 80 учащихся 10-х классов. Целью

    которого стало изучение социально-психологических особенностей

    становления личности современного подростка. На втором этапе в исследовании

    приняли участие только учащиеся 8-х классов школы (из них 42 девочки и 38

    мальчиков) с целью определения уровня материального благосостояния семьи.

    В качестве показателей формирования личности подростков

    рассматривались характеристики, весьма условно разделенные на две группы:

    социальные и психологические. В первую группу включены: успеваемость в

    школе, ориентация на поступление в вуз, отношение к социально уязвимым

    категориям населения, во вторую: локус контроля. На первом и на втором

    этапе анализ проводился отдельно для девочек и для мальчиков с целью

    выявления гендерной специфики рассматриваемых закономерностей.

    Проанализированы результаты эмпирического исследования с точки зрения

    влияния различных типов семей на особенности развития личности подростков.

    Полученные данные можно объяснить и ухудшением воспитательных

    возможностей большинства первобрачных семей, обусловленным воздействием

    различного рода стрессогенных социальных факторов на личность родителей и

    качество супружеских отношений, сверхзанятостью родителей, особенно отцов

    (фактором высокого стресса для ребенка может быть психологическое

    отсутствие отца в семье).

    В то же время выявлен факт наличия неблагоприятных показателей у

    подростков из сводных семей - они хуже учатся, реже ориентированы на

    поступление в вуз, у девочек выявлен высокий уровень. Это может

    объясняться отсутствием институциональных норм, регулирующих как

    внутрисемейные отношения в повторных браках, так и взаимодействие с другими

    социальными институтами, причем следует учитывать, что отношения ребенок -

    небиологический родитель осложняются отсутствием генетических связей.

    В исследовании также выявлена связь между уровнем материальной

    обеспеченности семьи и успеваемостью подростков и их ориентацией на

    поступление в вуз, однако различий в значениях локуса контроля по данному

    критерию не выявлено.

    В результате проведенного исследования были выявлены следующие зависимости:

    Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная,

    неполная, сводная) и успеваемостью подростков. А именно, и мальчики и

    девочки, проживающие с отцом и матерью, намного лучше учатся, чем

    подростки, проживающие с отчимом или в неполной семье

    Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная,

    неполная, сводная) и желанием подростков поступить в высшее

    учебное заведение. Результаты исследования показывают, что более

    неблагоприятные показатели свойственны подросткам (как девочкам, так и

    мальчикам) из семей с отчимами (сводных): они хуже учатся в сравнении с

    подростками из первобрачных семей; при этом девочки в отличие от мальчиков

    реже ориентированы на поступление в вуз в сравнении с девочками из

    материнских семей.

    Выявлена зависимость значений локуса контроля от количества детей в

    семье. Сравнение подростков из трех типов семей, выделенных по критерию

    числа детей, выявило статистически значимые различия между подростками из

    малодетных и многодетных семей. Причем, мальчики из многодетных семей в

    среднем имеют более внешний локус контроля в сравнении с мальчиками из

    малодетных семей.

    Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи

    и ориентацией на поступление в вуз. Результаты исследования показывают, что

    мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированы на поступление

    в вуз, они же в среднем и лучше учатся в сравнении с «малообеспеченными». У

    девочек различия по этим характеристикам незначительны

    Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи

    и отношением к «социально» незащищенным слоям общества. Мальчики из

    обеспеченных семей несколько чаще готовы помочь или сочувствуют инвалиду и

    старому беспомощному человеку, но в три раза реже - нищим. Среди девочек не

    выявлено различий в отношении к социально уязвимым категориям.

    Таким образом, в результате проведенного исследования была

    подтверждена гипотеза о влиянии типа семьи на процесс социализации

    подростков. Выделенные по разным основаниям типы семей неодинаково влияют

    на развитие личности мальчиков и девочек, причем каждый из «особых» типов

    семьи нуждается в дальнейшем изучении. Тот факт, что вопреки устоявшемуся

    мнению в исследовании не обнаружено значимых отличий в личностных

    особенностях подростков из материнских (неполных) семей, вероятно, в первую

    очередь можно объяснить изменением социального «статуса» этого типа семей.

    Отношение общественного мнения стало более лояльным не только к разведенным

    женщинам с детьми, но и к тем, кто рожает ребенка вне брака. Поэтому можно

    считать, что данные о повышенной социальной девиантности детей из

    материнских семей - это лишь результат социальных ожиданий относительно

    «девиантности» семей этого типа.

    Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы

    изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию

    подростков. Наиболее активный период социализации подрастающего поколения

    протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности.

    Обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.

    И именно поэтому, в контексте социальных перемен семья призвана стать

    эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения.

    Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии

    социально значимых ценностей и установок личности подростка, его

    социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор

    социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие

    макроизменений на развитие личности подростка.

    Благодарю за внимание!


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.