МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности психологического развития ребёнка в младенческом возрасте

    со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребёнка. Если малыш

    капризничает или не хочет играть, то взрослый одним своим появлением

    поднимает ему настроение. Он может вновь начать развлекаться с теми

    игрушками, которые перестали было его интересовать. К четырём – пяти

    месяцам общение приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать

    своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, а незнакомый может вызвать

    у него испуг.

    Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное значение для

    развития ребёнка, может, однако, приводить к отрицательным проявлениям.

    Если взрослый пытается постоянно находиться с ребёнком, то ребёнок

    привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет,

    если его хотя бы на минуту оставили одного.

    При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради

    общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению

    по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность

    взрослого и ребёнка. Взрослый как бы вводит ребёнка в предметный мир,

    привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные

    способы овладения ими, часто непосредственно помогает ребёнку выполнить

    действия, направляя его движения.

    Совместная деятельность взрослого и ребёнка состоит в том, что взрослый

    руководит действиями младенца, а также в том, что младенец, будучи не в

    состоянии сам выполнить какое – либо действие прибегает к помощи и

    содействию взрослого.

    0, 8, 0. Кристина наблюдает, как мать плавно раскачивает мягкую игрушку

    над её лицом, когда это зрелище прекращается девочка кладёт руку на игрушку

    и подталкивает, чтобы заставить мать повторить действие.

    10

    Большое значение в совместной деятельности ребёнка и взрослого имеет

    развивающаяся на протяжении младенчества способность подражать действиям

    взрослого. Она открывает широкие возможности обучения. В семь – девять

    месяцев ребёнок внимательно следит за движениями и речью взрослого. Чаще

    всего он воспроизводит показанное ему действие не сразу, а спустя некоторое

    время, иногда даже несколько часов.

    0, 9, 20. Во время «занятия» по установлению на полочке шахматной фигуры

    Серёжа долго не понимал, что я от него хочу: он только улыбался и возвращал

    фигурку. Зато на следующий день, когда мы попытались повторить занятие,

    малыш поставил фигуру правильно и устойчиво.

    Действия, которым ребёнок учится под руководством взрослого, создают

    основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом

    возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития,

    которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у

    ребёнка под решающим влиянием условии жизни, воспитания и обучения.

    Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребёнка к

    действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений

    с другим человеком. Иначе говоря, отношение ребёнка к действительности

    является с самого начала социальным, общественным отношением.

    Младенец очень рано интегрируется в ситуацию общения со взрослыми. В

    общении всегда проявляется направленность одного человека на другого,

    происходит взаимодействие участников коммуникации, когда действие одного

    предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано.

    Исследование поведения детей с первых недель жизни показало, что первое

    время потребность общения младенца со взрослым отсутствует. Позднее она

    возникает не сама по себе, а под воздействием определённых условий. Таких

    два.

    Первое условие – объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих.3

    Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребёнок может выжить в

    тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои

    органические потребности. Подобная заинтересованность ребёнка во взрослом

    вовсе не является потребностью в общении. Как известно, в первые же дни

    после рождения ребёнок старается использовать взрослого для устранения

    дискомфорта и получения того, что ему необходимо с помощью разнообразных

    криков, гримас, аморфных движений. Младенец в этот период не адресует свои

    сигналы конкретному лицу, пока ещё нет общения.

    ______________________________________

    3 Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968

    С.29

    11

    Втрое условие – поведение взрослого, обращённого к ребёнку. Взрослый с

    первых дней появления ребёнка на свет обращается с ним так, как будто тот

    может включаться в общение. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно

    ищет любого знака, по которому можно было бы судить, что ребёнок включился

    в общение.

    Эмоциональные контакты с детьми в возрасте двух, трёх, четырёх месяцев

    показывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор

    взрослого человека, который никогда никого не кормил и не пеленал, но

    теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит. Младенец не сводил глаз с

    лица взрослого, губил, перебирал ножками и не уставал радоваться.

    Первоначально ребёнка втягивает в общение мама, позднее у него появляется

    потребность контакта и отрабатывается средства для включения в общение

    других людей.

    Взрослый не только удовлетворяет потребности ребёнка, но и учит его

    действовать с предметами. Он определённым образом оценивает поведение

    ребёнка, поощряет улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если малыш

    поступает не так, как следует. Благодаря этому ребёнок усваивает

    положительные привычки, учится правильно себя вести.

    Нарастающая потребность общения со взрослым вступает в противоречия с

    возможностями общения. Это противоречие находит своё разрешение в понимании

    человеческой речи, а затеи и овладевании ею.

    Формирование предпосылок усвоения речи. Потребность общения создаёт

    основу для возникновения подражания звукам человеческой речи. Ребёнок рано

    начинает затихать, прислушиваться, если взрослый с ним разговаривает. После

    трёх месяцев, когда ребёнок в хорошем расположении духа, он издаёт звуки,

    гулит. Частое гуление становится интереснее, если взрослый наклоняется над

    кроваткой. Издавая звуки, младенец сам прислушивается к ним. Случается, что

    он подражает себе: подолгу воспроизводит звуки, которые первоначально

    произнёс случайно. Несколько позже, в возрасте около четырёх месяцев,

    ребёнок может довольно выразительно подражать ритму произносимых звуков.

    Например, когда его укачивают и при этом напевают: «А-а-а! А-а-а!»,

    младенец воспроизводит необязательно сам звук, но ритм (звук может быть

    различным: «Ы-ы-ы!» или «О-о-о!»).

    Интересно отметить, что взрослый, всякий раз, подходя к младенцу,

    начинает говорить ласковые слова и милые безделицы. Не мысля жизни без

    речевого общения, люди стараются вызвать ответную реакцию у ребёнка. Надо

    сказать, что ребёнок чрезвычайно благодатный материал для этого. Очень рано

    малыш начинает реагировать на эмоциональный тон речи. Эмоциональное

    состояние поднимает общую активность. Во втором полугодии первого года

    жизни нормально развивающейся здоровый ребёнок много и с удовольствием

    лепечет:

    12

    подолгу произносит различные слоги, пытается подражать слогам,

    произнесённым взрослым.

    Через лепет малыш выражает готовность к общению, он учится произносить

    новые речевые звуки. Произнесение этих звуков приятно ребёнку, поэтому его

    лепет продолжается иногда всё время бодрствования. Значение лепета для

    развития речи ребёнка трудно переоценить. Лепету сопутствует постепенное

    совершенствование губ, языка и дыхания. С такой подготовкой ребёнок может

    усвоить звуки любого языка.

    Если в первые месяцы жизни ребёнка взрослые используют речь, чтобы

    передать своё эмоциональное отношение к ребёнку, то примерно с середины

    младенческого возраста они стараются создавать специальные условия для

    развития понимания речи. Понимание ребёнком речи первоначально возникает на

    основе зрительного восприятия. Процесс обучения детей пониманию речи

    строится следующим образом. Взрослый спрашивает ребёнка: «Где кто-то?»

    Вопрос вызывает у младенца ориентировочную реакцию на поведение взрослого.

    Обычно названный предмет тут же показывают. В результате многократного

    повторения возникает связь произносимого взрослым слова с предметом, на

    который указывают. Формирование этой связи начинается с общей реакции на

    место, где обычно находится предмет, и на интонацию вопроса. В младенческом

    возрасте интонация вопроса, обращённого к ребёнку, определяет понимание

    речи.

    0, 5, 9 – 0, 5, 15. Кирюша и Андрюша верно реагируют на слова «Иди ко

    мне» (конечно, они всегда произносятся с одной и той же интонацией). Сразу

    тянут ручки. Однажды Кирюше нарочно сказали сердитым голосом: «Иди ко мне».

    Ребёнок начал кривить рот, готовый вот-вот расплакаться. Тут же сменили

    интонацию. Приветливо сказанные слова «Иди ко мне» вызвали обычную реакцию:

    ребёнок тут же заулыбался и протянул ручки.

    0, 10, 0 – 0, 11, 0. Близнецы хорошо узнают по требованию многие предметы

    домашнего обихода и одежду.

    Показываю детям книжку с яркими картинками. После того, как назову один-

    два раза предметы на картинках, дети легко их узнают. На странице

    нарисовано четыре картинки: кошка, дом, курица, девочка. Спрашиваю: «Где

    киса?» – показывают. «Где курочка?» – тоже безошибочно показывают.

    Но вот другая картинка: волк и козлик. Нарочно грубым тоном говорю: «Это

    волк». Спокойным голосом: «Это козлик». Спрашиваю тем же тоном: «Где волк?»

    – показывают верно. «Где козлик?» – тоже верно. Теперь меняю интонацию.

    Вопрос о волке задаю тем тоном, каким прежде говорил о козлике. Дети

    показывают на козлика. Теперь тем же тоном о козлике. Показывают на

    козлика. Грубым голосом спрашиваю о козлике. Показывают на волка.

    К концу первого года у ребёнка возникает связь между названием предмета и

    самим предметом. Связь выражается в поиске предмета и нахождении его. Это и

    есть начальная форма понимания речи.

    13

    0, 10, 0. Игрушки разбросаны на полу. Предлагаю показать кису, ягодку,

    мальчика и т.д.

    Прошу: «Кирюша, покажи кису» - показывает. «Ягодку» – показывает. «Ещё

    ягодку» – показывает. (Этих игрушек две.) «Покажи Айболита» – показывает.

    «Покажи другого» – ищет глазами, но не находит (Айболиты расположены на

    расстоянии 30 сантиметров один от другого. Один лежит к Кирюше ближе

    ногами, другой ближе головой. Мальчик узнал и показал Айболита, который

    лежит ближе ногами.)

    Прошу Кирюшу: «Покажи ещё Айболита» – показывает первого. «Покажи

    другого» – ищет глазами и снова показывает первого. «Это один, а где

    другой?» - ищет глазами, взгляд падает на второго, но малыш не узнаёт его.

    Я решил оставить его в покое. Ребёнок пополз, сел и вдруг обрадовался, стал

    улыбаться и показывать на второго Айболита. Теперь кукла оказалась

    повёрнутой к нему ногами, мальчик вспомнил просьбу показать второго

    Айболита. Снова спрашиваю: «Где второй Айболит?» – Кирилл ищет, находит

    первого, который уже теперь повёрнут к нему головой, и показывает пальцем.

    Показывает на первого, потом на второго, потом снова на первого. На лице

    удовольствие.

    Важно, что ребёнок ищет названный объект не ради того, чтобы увидеть его,

    он ищет объект, чтобы продолжить общение. Взрослый спрашивает: «Где кто-

    то?» – ребёнок ищет его для того, чтобы своим поведением ответить: «Вот

    он!» Эмоциональное общение с пониманием речи взрослого обычно доставляет

    малышу массу радости.

    Реакция на слово, обозначающее предмет, зависит от развития и

    возможностей ребёнка: вначале он только смотрит на предмет, несколько

    позднее – стремится к нему и, наконец, подаёт требуемый предмет взрослому

    или указывает на предмет издали.

    К концу первого года жизни в ответ на слово взрослого у ребёнка может

    возникнуть и речевая реакция. При этом чаще всего на вопрос: «Где папа?» –

    малыш поворачивает голову к отцу и радостно сообщает: «Па-па»; «Где дети?»

    – малыш оживляется, смотрит на детей и вторит: «Де-ти»; «Где часы» –

    ребёнок весело прыгает, находит часы глазами и повторяет: «Тси» или «Ти-

    си». Обычно к концу года младенцы могут произносить от 4 до 15 слов. Более

    «немыми» чаще оказываются мальчики.

    Пассивный запас слов гораздо богаче. Это названия большинства игрушек,

    посуды, одежды; это приказы типа: «Дай!», «Закрой!», «Нельзя!», «Иди

    сюда!», «На!», «Найди!»; это слова, определённым образом классифицирующие

    людей: «мама», «папа», «дети», «тётя», «дядя».

    С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребёнок

    сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий всё новых и

    новых предметов.

    Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает

    активный характер, становится одним из важнейших средств расширения

    возможностей общения ребёнка со взрослым.

    14

    Лицо младенца. В строении лица новорождённого, помимо общечеловеческих,

    выражены родовые (прежде всего родительские) и индивидуальные отличия.

    Строение лица имеет свою возрастную специфику: мозговая часть черепа

    доминирует над лицевой. По объёму лицевой отдел у новорождённого составляет

    1/8 от всей поверхности головы; сама голова 1/4от всей длинны тела (у

    взрослого голова занимает 1/8 от всей длинны тела.)

    Высота лицевой части увеличивается с каждым месяцем, хотя до конца

    младенчества подбородок ещё не определяется.

    Постепенно на протяжении младенчества меняется подвижность лица. При

    рождении лицо младенца представляет собой своеобразный экран, на котором

    проецируются реакции его организма. Первые три месяца доминирует мимика

    неудовольствия, плача и сытого благополучия. На третьем месяце появляется

    улыбка. Постепенно мимика обогащается и её элементы закрепляются.

    Экспрессия лица устанавливается у ребенка весьма своеобразно – мимика

    сильная, но ограничена оттенками.4 По мере развития ребёнка выразительность

    его лица становится более разнообразной, а улыбка более определённой.

    Появляются не только фиксированные выражения в виде улыбки и смеха, но и

    упреждающие выразительные мины: настороженность, готовность к испугу, к

    капризу, к шалости и много других, которые соединяются с экспрессией

    телесных реакции.

    Особое выражение приобретает лицо младенца, когда ребёнок пристально

    наблюдает за действиями взрослого и вдруг его взгляд пронизывающе проникает

    в глаза смотрящего на него человека. Возникает впечатление неожиданно

    мудрого, глубокого проникновения, превосходящего духовные возможности

    самого младенца.5

    _________________________________

    4 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959 С.412

    15

    Заключение.

    Для гармоничного развития ребенка, формирования здоровой психики

    родителям следует обратить внимание на создание благоприятных условий еще

    до рождения ребенка.

    Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции, стараться

    избегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям; должна не забывать

    о том, что музыка, пение, поэзия, искусство, общение с природой

    успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которые

    благотворно сказываются на ребенке. Отцу нужно относиться с нежностью и

    вниманием к своей жене, потому что ее тревоги, переживания и обиды

    обязательно отразятся на физическом и психическом здоровье их ребенка.

    После рождения ребенка мать все время должна быть рядом с ним, должна все

    время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним; она всегда

    должна быть готова накормить, напоить, обогреть малыша, приласкать его.

    Мать при этом должна быть уверена в том, что делает очень важное дело.

    Поскольку основной тип деятельности ребенка в младенческом возрасте -

    эмоциональное общение, первая потребность, которая формируется у ребенка -

    это потребность в другом человеке.

    16

    На развитие этой потребности надо обратить особое внимание - с ребенком

    надо говорить, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не

    все понимает из того, что говорит ему взрослый.

    Это сформирует у ребенка чувство доверия к миру, будет способствовать

    поощрению его исследовательской деятельности, что послужит основой для его

    гармоничного развития.

    17

    Литература:

    Валлон А. Психологическое развитие ребёнка. М., Просвещение, 1997, с.24

    Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.,

    1979 С. 85

    Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968

    С.29

    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1959 С.412

    Петровский А.В. психология развивающейся личности/ Под ред. А.В.

    Петровского. – М., 1987. С. 310.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.