МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности психического развития детей шести-, семилетнего возраста

    сферы отношений. Для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и

    правила (Ефимкина).

    (1 Влияние взрослого на развитие личности детей

    Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы

    поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого

    общества.

    В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый

    внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью,

    хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, но способной к

    дальнейшему развитию и совершенствованию.

    Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей -

    организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в

    обществе. Эти норы усваиваются ребенком прежде всего под влиянием образцов

    и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами

    взрослые - их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие

    оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих людей. Он

    склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку

    людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми.

    Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями -

    наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для

    него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и

    одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение

    сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе.

    Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в

    действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными

    чертами.

    Решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки

    поведения окружающих ребенка людей, - та оценка, которую дают другим

    взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок

    привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.

    Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам

    поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно

    стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении

    никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать

    даже неодушевленные предметы. Прослушав историю о мальчике, который

    заблудился в лесу и был спасен крестьянином - дровосеком, ребенок пяти лет

    говорит : «Дядя хороший : он мальчика нашел, а лес плохой : он его заблудил

    ». Прослушав рад русских сказок об Иванушке - дурачке, четырехлетний

    мальчик спросил : «Мамочка, дураки хорошие или плохие?».

    В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с

    культурно - гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правила

    обращения с игрушками. Они не просто подчиняются требованиям взрослых, но и

    сами стремятся овладеть правилом.

    В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план

    выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение

    деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость

    учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить

    правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их

    формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение

    правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого

    детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил.

    После возникновения эмоционального отношения к самому себе как

    «хорошему» и первичной идентификации со своим полом у ребенка появляется

    стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть

    признанным. Позитивная сторона стремления быть признанным - пробуждающееся

    нравственное чувство, или совесть. Совесть резюмируется в житейских

    отношениях между людьми в слове «должен». Чувство долженствования как

    высшее достижение духовной культуры человечества через воспитание

    становится достижением конкретной личности. Нравственное формирование

    личности организуют знания, которые получает ребенок, нравственные привычки

    поведения, которые он усваивает в процессе общения с окружающими людьми,

    эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с

    другими людьми.

    На протяжении дошкольного возраста изменяется степень осознанности, с

    которой дети начинают выполнять правила поведения. Дети младшего и среднего

    дошкольного возраста привыкают выполнять правила и обнаруживают иногда даже

    чрезмерную «любовь к порядку», не соглашаясь с малейшим его нарушением.

    К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке

    сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В

    этот период дети не только сами начинают подчиняться правилам, но и следят

    за их выполнением другими детьми.

    Большое значение в усвоении образцов поведения и правил поведения

    имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют

    ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.

    Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с

    ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее

    эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать

    препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных

    взаимоотношений со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко

    вступает в контакт с окружающими.

    Любовь другого и любовь к другому человеку выступает как первейшая,

    острейшая потребность. Особое место занимает любовь ребенка к матери.

    Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней

    источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального

    благополучия. Ребенок нуждается в непосредственных проявления любви со

    стороны матери и старается всеми способами привлечь ее внимание.

    Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать

    эмоциональные формы воздействия. Положительные и отрицательные формы

    воздействия на ребенка должны возникать не стихийно (в зависимости от

    настроения самого взрослого), а превратиться в своеобразную технику

    общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение

    используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.

    (2 Общение со сверстниками

    Важную роль в развитии личности ребенка - дошкольника играет влияние,

    оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям,

    возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения

    со сверстниками. Эту потребность хорошо выразил шестилетний ребенок,

    который, возражая матери, предложившей заменить собой отсутствующего

    товарища, сказал : «Мне надо ребенков, а ты не ребенок».

    Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности

    детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д.

    Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. Но

    психологи считают, что гораздо важнее иметь развитое воображение.

    В.В.Давыдов пишет: "Главный аспект познавательской готовности - высокий

    уровень развития воображения". А воображение развивается в игре.

    Мнимая ситуация - это основная единица игры существенным моментом для

    такой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой.

    Л.С.Выготский говорит о расхождении видимого (оптического, зрительного)

    пространства и смыслового поля. Игра осуществляется не в видимом, а в

    смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, чем

    предмет является по смыслу, а не по свойствам (например, палка вместо

    лошади).

    Если в 1,5 года ребенок открывает, что всякая вещь имеет свое имя, то

    в игре он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет

    свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно видит вещь за

    словом. Это и есть воображение, которое формируется в игре (то есть

    действие в смысловом поле, строящееся вне зависимости от материала, с

    которым это действие осуществляется). Воображение - это действие в

    смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь

    дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами,

    числами.

    В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок

    постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные

    контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые

    навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими,

    которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной

    жизни и деятельности.

    Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается

    прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок

    постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые

    нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти норы и

    правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности

    детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий,

    проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от

    личных желаний ради достижения общей цели.

    Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в

    правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребенок

    не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.

    Другим путем влияния детского общества на развитие личности ребенка,

    усвоение им норм поведения, служит складывающееся в группе общественное

    мнение.

    В группе трехлетних детей еще нет общего мнения о тех или иных

    предметах, событиях, поступках. Мнение одного ребенка обычно не влияет на

    мнение другого. Но в четыре - пять лет дети начинают прислушиваться к

    мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно

    противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. Такое подчинение мнению

    большинства носит название конформности. В шесть лет конформность у детей

    значительно уменьшается, являясь у дошкольников переходным этапом в

    овладении умением согласовывать свои мнения. Но у некоторых детей она

    закрепляется и может стать отрицательным свойством личности.

    Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение,

    которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно

    выделяются два - три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью : с

    ними многое хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно

    выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с эти имеются и дети, совсем

    непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в

    игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между

    этими «полюсами». Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит

    от многих причин : его знаний, умственного развития, особенностей

    поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности,

    физической силы и выносливости и т.д.

    Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят

    ребенок ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание

    среди ровесников.

    Рассмотрим парную режиссерскую игру. Дети старшего дошкольного возраста

    включались в моделирование сюжетов известных им сказок ( таких, как,

    например, "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"). Анализ

    игрового поведения ребенка показал, что дети пяти - семи лет достаточно

    уверенно и адекватно подбирают игровые атрибуты (куклы, фигурки зверей,

    игрушечные кубики, обручи и тому подобное). Широко используют замещение

    отсутствующих атрибутов как на предметном (коврик становится лесом, обруч -

    озером), так и на вербальном уровнях. Фактически с самого начала игры

    партнеры побуждают друг друга к продолжению сюжета, введению в него новых

    элементов (волк оказался голодным настолько, что Красная шапочка угостила

    его пирожком из своей корзинки), игнорируют искажение партнером образа

    героя: в частности, распространенным оказалось стремление детей смягчить

    отрицательные черты своего персонажа. Участники игры могут также выходить

    из временных рамок сюжета, совмещать в сюжете различные сказочные и

    реальные события. Наблюдалось ярко выраженное стремление участников игры к

    развернутым речевым высказываниям, разнообразию средств обозначения роли. В

    "живой" игре-драматизации участники более жестко придерживаются игровых

    правил, чем в режиссерской игре. По-видимому, комбинационная игра позволяет

    ребенку как бы со стороны наблюдать за действиями персонажей,

    непосредственно участвуя при этом в обыгрывании сюжета, предоставляя ему

    тем самым большую внутреннюю свободу.

    Вторая серия экспериментов была посвящена изучению совместной продуктивной

    деятельности дошкольников ( использовали рисование и конструирование).

    Предварительный констатирующий срез (методика О.М.Дьяченко, анализ

    продуктов детской деятельности) показал, что более 50% детей

    экспериментальной группы затрудняются в выполнении заданий, требующих

    фантазии, нахождения каких-либо неординарных решений, стремятся следовать

    шаблону (в частности, это выразилось в копировании детьми работ сверстников

    или повторении своих собственных), отказываются выполнять задание,

    испытывая явный страх перед неудачей. Результаты формирующего эксперимента

    показали, что совместная продуктивная детская деятельность стимулирует

    прежде всего овладение ее участниками новыми способами выполнения действий:

    дети подсказывают друг другу, какую краску подобрать, как лучше изобразить

    какой-либо элемент рисунка, как соотнести детали постройки. Дети начинают

    свободно использовать средства исполнения замысла. Например, при постройке

    моста вместо закончившихся брусочков для постройки перил они без особых

    раздумий устанавливают призмы, сделавшие мост оригинальным. Участники

    совместной деятельности, кроме того, начинают активно включать новые

    элементы сюжета в рисунок, охотно придумывают и формулируют замысел

    совместного действия. Практически у всех испытуемых в среднем на 2 балла

    возрос коэффициент творческого воображения. В конце эксперимента у многих

    детей оказалось выраженным собственно стремление к внесению новизны в ход

    деятельности.

    Из результатов проведенных экспериментов авторы делают два вывода .

    1. Совместная детская деятельность наряду с другими условиями обеспечивает

    развитие элементов творчества у ребенка, а следовательно, овладение им

    новыми способами действий и новыми видами деятельности.

    2. На определенном этапе овладения детьми совместными действиями

    деятельность приобретает характер саморазвивающейся. С одной стороны, это

    говорит о том, что она становится самостоятельной, не зависимой в известных

    рамках от взрослого. С другой, ребенок не только овладевает в определенной

    степени каким-либо конкретным видом деятельности, но и действиями

    кооперации с другими детьми.

    До тех лет игра представляет собой манипулирование предметами.

    Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С

    помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть

    исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать :

    бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок

    развивает координацию движений. Собственно игра возникает в три года, когда

    ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных

    предметов, явлений и действий.

    На первом этапе она представляет собой копирование действий и

    поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с

    которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в

    процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к

    примеру, врача, а действие, имитирующее действие врача. К правилам ребенок

    еще не чувствителен.

    В среднем дошкольном возрасте - ролевая игра, она преобладает вплоть

    до 6-7 лет. Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет

    отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре

    он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни

    взрослых.

    В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая

    идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

    Игра - критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно

    многое узнать. Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих

    тестов, например, сценотеста.

    Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она

    помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями

    (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

    Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя

    роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его

    отношение к действительности.

    Глава V . Кризис 7 лет

    Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.

    Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше

    покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе,

    поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении

    появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как

    интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой,

    кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

    Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период

    характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет

    своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими).

    Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще

    другие.

    Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает

    претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание

    его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то

    невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я

    открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

    Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности

    способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются.

    Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать

    неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э.Эриксон

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.