МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности психического развития детей шести-, семилетнего возраста

    Особенности психического развития детей шести-, семилетнего возраста

    Московский ГОПУ им. М.А.Шолохова факультет дошкольного воспитания

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧИСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

    ШЕСТИ-, СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

    Курсовая

    работа

    Научный руководитель:

    Годовикова Д.Б. к.п.н.,

    доцент

    Выполнила:

    студентка 2-го курса факультета

    дошкольного воспитания

    Дрозд Е.С.

    Москва 2001г

    СОДЕРЖАНИЕ

    стр

    Введение

    3

    Глава I Некоторые параметры уровня умственного развития детей 6-7 лет

    7

    (1 Уровень развития восприятия

    7

    (2 Уровень развития мышления

    10

    (3 Диагностика психического развития

    14

    (4 Уровень развития памяти

    16

    Глава II Уровень эмоционального развития детей 6-7 лет

    17

    Глава III Уровень развития мотивов поведения детей 6-7 лет

    23

    Глава IV Общение как условие уровня развития детей 6-7 лет

    26

    (1 Влияние взрослого на развитие личности детей

    26

    (2 Общение со сверстниками

    28

    Глава V Кризис семи лет

    33

    Заключение

    34

    Список литературы

    38

    Введение

    Детская психология исследует, как ребенок становится взрослым

    человеком, умеющим общаться с другими людьми, трудиться, делать открытия,

    наслаждаться произведениями искусств.

    Ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый человек. Чувства

    малыша могут быть сильными. Но чаще всего они нестойки. То, к чему он

    сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные

    рассуждения взрослого. Маленький ребенок не в состоянии организовать себя

    на исполнение неинтересной для него работы.

    Развитие ребенка идет очень быстро: сегодня он непохож на вчерашнего,

    а завтра не будет похож на сегодняшнего. Вот он едва поднимает головку,

    через два месяца уже сидит и играет погремушкой, а еще через несколько

    месяцев делает первые шаги. Вот он издает нечленораздельные звуки. Через

    месяц-другой мы слышим детский лепет.

    Несмотря на различия в развитии отдельных детей, на их индивидуальные

    особенности, всегда можно найти то, что объединяет их всех: все дети, в

    процессе своего развития, проходят определенные этапы или стадии.

    Новорожденный - это совершенно беспомощное существо, не способное

    прожить и нескольких дней без ухода за ним, не имеющее возможности ни

    передвигаться, ни отыскивать пищу, ни общаться с окружающими.

    Ребенок трех лет - это уже человек со своим особым внутренним миром, с

    собственными желаниями, привычками, вкусами, нередко упорно утверждающий и

    отстаивающий свою самостоятельность. Он научился передвигаться в

    пространстве, овладел не только разнообразными движениями рук, но также

    большим количеством действий с предметами, созданными человеком, -

    способами употребления одежды, посуды, мебели, карандаша, совочка и т.п.

    Трехлетний ребенок владеет речью, знает более 1000 слов, произносит

    грамматически связанные предложения, задает бесчисленные вопросы, проявляя

    живой интерес к окружающему. Этот интерес он удовлетворяет и в играх,

    повторяя в своеобразной форме действия взрослых людей. В области

    умственного развития он оставил далеко позади самых высокоразвитых

    животных. Задачи, являющиеся предельно трудными для человекообразных

    обезьян, для него не представляют сложности : он мыслит, используя не

    только свой маленький личный опыт, но и опыт всего человечества, который

    постепенно передают ему взрослые.

    Проходит еще три года, и ребенок оказывается у порога школы.

    Шестилетний ребенок - уже маленький член человеческого общества. Перед ним

    открылся широкий мир человеческих поступков и взаимоотношений. Он научился

    согласовывать свои действия с действиями сверстников, помогать товарищам в

    затруднительных ситуациях, оценивать свои поступки и поступки других людей

    с точки зрения простейших норм общественной морали. Ему стали доступны

    человеческие переживания. Ребенок теперь способен не только выполнять

    весьма сложные действия, но и самостоятельно воплощать свои замыслы в

    играх, рисовании, конструировании. Он овладел значительным кругом знаний,

    умений и навыков - научился считать (по крайней мере, в пределах десяти),

    решать элементарные арифметические задачи, познакомился с буквами. Его

    восприятие, память, мышление начали приобретать произвольность,

    управляемость: появилась возможность слушать, рассматривать, запоминать,

    обдумывать не только то, что само по себе интересно, привлекательно, но и

    то, что нужно понять, усвоить ради достижения той или иной цели (получить

    одобрение сверстников, похвалу воспитателя).

    Все эти изменения носят не случайный, а закономерный характер, имеют

    свои причины. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно

    говорить об отклонениях в развитии - опережении, задержке или

    неправильности развития, которые тоже всегда имеют определенные причины.

    Выяснение закономерностей развития, поиск обусловливающих его причин -

    важная задача детской психологии.

    Детская психология изучает психическое развитие ребенка, основные

    компоненты, которые характеризуют каждую ступень психического развития.

    Дети разного возраста с точки зрения психического развития различаются

    между собой прежде всего по доступным и характерным для них видам

    деятельности. Так, если годовалый малыш в основном манипулирует предметами

    - стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник

    занимается конструированием, возводя сложные здания из кубиков, рисует,

    лепит, воссоздает в играх сюжеты любимых сказок, события окружающей жизни.

    Важную сторону психического развития составляет возникновение ,

    изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей -

    восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств,

    начальных форм волевого управления поведением. Например, дети второго-

    третьего года жизни еще не в состоянии наметить в уме план своих действий.

    Они не теоретики, а практики: ребенок изо всех сил дергает застрявшую под

    шкафом лошадку, не догадываясь, что с другой стороны она могла бы пройти

    свободно. Возникающие задачи дети решают в процессе самого манипулирования

    предметами.

    Через два-три года дети могут уже заранее придумать и согласовать

    между собой несложный сюжет игры, распределить роли, игровой материал.

    Отмечается переход от мышления в действии к мышлению в уме, которое

    начинает направлять и регулировать практические действия.

    Ранний и дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает

    складываться личность ребенка.

    Детская психология - наука, изучающая факты и закономерности

    психического развития ребенка : развития его деятельности, развития

    психических процессов и качеств и формирования его личности.

    Дошкольный период характеризуется приматом развития абстрактного

    мышления (начало операциональной стадии интеллектуального развития по

    Ж.Пиаже ), в котором наиболее ярко проявляется принцип культурного развития

    высших психический функций (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). На данном этапе,

    который Ж.Пиаже именует стадией конкретных операций, происходит

    совершенствование, углубление процесса интериоризации (преобразование

    строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания)

    мыслительных действий, превращающего их в операции. Завершается данный

    период в возрасте 6-8 лет, в среднем около 7 лет. В этом периоде ускоряются

    темпы социализации, начинается осознавание "социального Я" (Л.И.Божович) и

    формирование индивидуально-типологических социальных ролей (социотипов).

    Последнее протекает в тесной связи с дальнейшим формированием ментальной

    стратегии на основе социальных взаимодействий ребенка, участия его в

    коллективной деятельности (игровой, затем учебной). В это время начинают

    оформляться такие "внутриполушарные" типологические функции, как

    логика/этика, интуиция/сенсорика. На основе накапливающегося в процессе

    социализации коммуникативного опыта происходит формирование берновской

    жизненной установки по отношению к социуму: "Они +/-" (Схему жизненных

    установок в трансактном анализе Э.Берна , лежащая в основе т.н. "жизненного

    сценария": отношение к себе и близким "Я+/-" и "Ты+/-", образующие в

    сочетании 4 базовые позиции - "Успех", "Превосходство", "Депрессивность",

    "Безнадежность"- дополняемые отношением к социуму - "Они+/-"). В схеме

    Э.Эриксона этот период связан с самоутверждением ребенка в процессе

    социализации, в ходе групповой коммуникации, игры. При этом происходит

    формирование инициативности, если проявляемая ребенком инициатива

    поощряется (позитивный вариант) либо чувства вины (негативный вариант). В

    аспекте социализации можно рассматривать и соответствующий, завершающий

    этап периодизации В.Шутса -"Открытость", подразумевающий готовность к

    социальным взаимодействиям, открытость для социальных контактов.

    Психическое развитие ребенка на данном этапе требует комплементарного

    развития обоих полушарий, их взаимодополнения с дальнейшей специализацией и

    дифференциацией межполушарного взаимодействия в рамках функциональной

    ассиметрии полушарий (ФАП). Мышление ребенка от 3 до 7-8 лет сохраняет

    такие черты "правополушарности", как интуитивный, глобальный характер,

    рассматривающий объект как нерасчлененное целое - детский синкретизм (?), а

    также эгоцентризм (познавтельная позиция личности, характеризующаяся

    сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях),

    представляющий восприятие мира как продолжение своего "Я" (Ж.Годфруа ).

    Глава I Некоторые параметры уровня умственного развития

    детей 6-7 лет

    (1 Уровень развития восприятия

    Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного

    развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах

    и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая

    предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их

    цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При

    восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков

    по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать

    тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно

    совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве,

    взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие

    их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две

    взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах

    и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия,

    позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

    РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ

    В дошкольном детстве происходит переход от применения предметных образцов,

    являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к

    использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны -

    выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств

    и отношений. Без специально организованного сенсорного восприятия дети

    обычно вначале усваивают только некоторые эталоны (формы круга и квадрата,

    красный, желтый, зеленый и синий цвета ), так как эти формы встречаются

    чаще других. Значительно позднее усваивают дошкольники представления о

    треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах.

    Усложнение продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок

    постепенно усваивает все новые эталоны формы и цвета и примерно к четырем-

    пяти годам овладевает сравнительно полным их набором.

    С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов.

    Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление только об

    отношениях по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами.

    В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складывается представление

    о соотношениях по величине между тремя предметами.

    От усвоения отдельных эталонов формы, цвета ребенок пяти-шестилетнего

    возраста переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлений

    о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться. При помощи

    специально организованной деятельности дети усваивают, что одна и та же

    форма может варьироваться по величине углов, соотношению осей или сторон,

    что формы можно сгруппировать, отделив прямолинейные от криволинейных.

    Кроме общих эталонов величины у детей складываются представления об

    отдельных ее измерениях - длине, ширине, высоте.

    Совершенствование представлений о цвете приводит к усвоению цветовых

    тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по

    насыщенности, о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомятся

    с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов.

    В процессе речевого общения дошкольники усваивают образцы,

    соответствующие системе звуков родного языка, в процессе музыкальной

    деятельности - образцы звуковысотных и ритмических отношений и т.д.

    Усвоение сенсорных эталонов - только одна из сторон развития

    ориентировки ребенка в свойствах предметов. Вторая сторона, которая

    неразрывно связана с первой - это совершенствование действий восприятия.

    У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и

    последовательно обследовать и описать предмет. При рассмотрении они вертят

    предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные

    особенности. Только к семи годам (и то не у всех детей) можно наблюдать

    вполне систематическое планомерное рассматривание предмета. Такие дети уже

    не нуждаются в том, чтобы держать предмет в руках, они вполне успешно

    описывают его свойства , пользуясь только зрительным восприятием. У детей

    шести лет глаз движется почти исключительно по контуру фигуры.

    В процессе осязательного ознакомления с фигурами, дети шести лет более

    или менее полно ощупывают контур фигуры кончиками пальцев.

    На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида

    действий восприятия : действия идентификации, действия отнесения к эталону

    и моделирующие действия.

    Действия идентификации выполняются в случае, когда свойство

    воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему

    (яблоко круглое, как мяч ).

    При необходимости определить форму предмета старшие дошкольники, если

    им дают в качестве образцов простейшие геометрические фигуры, прибегают к

    прикладыванию их к предмету и таким путем устанавливают сходство и

    различие.

    Когда ребенку нужно определить цвет предмета, он также на первых порах

    пытается использовать реальный образец (карандаш, цветную палочку и т.д.).

    Пытаясь воспроизвести в рисунке, конструкции, аппликации сложную

    форму, ребенок действует путем проб и ошибок. Созданные им рисунки,

    конструкции, аппликации представляют собой более или менее точные модели

    предметов. Соотнося эти модели с предметами, ребенок замечает ошибки,

    несоответствия, учится их исправлять. Так формируется умение расчленять на

    составные части сложную форму предметов, устанавливать, как эти части

    расположены, связаны между собой. Моделирование превращается в способ

    анализа формы предмета.

    Обучение действиям восприятия, так же как ознакомление с сенсорными

    эталонами, проводят в связи с обучением детей продуктивным видам

    деятельности. Особое значение приобретает сенсорное воспитание для развития

    слухового восприятия. Существенное значение при этом имеют и движения рук,

    ног, всего корпуса, которые помогают ребенку уловить ритм музыкальных

    произведений или стихов.

    РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

    Уже в раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением

    учитывать пространственное расположение предметов. Первоначальные

    представления о направлениях пространства , которые усваивает трехлетний

    ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром,

    точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять

    направление. Большое значение в образовании представлений о

    пространственных отношениях между предметами и овладении умением их

    определять имеет продуктивная деятельность. Только к концу дошкольного

    возраста (да и то не у всех детей) появляется ориентировка в пространстве,

    независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.

    Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем

    ориентировка в пространстве. Усваивая представления о времени суток, дети

    прежде всего ориентируются опять-таки на собственные действия: утром

    умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся

    спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с

    сезонными явлениями природы. Во второй половине дошкольного детства

    ребенок, как правило, усваивает эти временные обозначения, начинает

    правильно их употреблять.

    ВОСПРИЯТИЕ РИСУНКА

    Восприятие рисунка в дошкольном возрасте происходит по трем

    направлениям: во-первых, изменяется отношение к рисунку как к отображению

    действительности; во-вторых, развивается умение правильно соотносить

    рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено;

    наконец, совершенствуется интерпретация рисунка, то есть понимание его

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.