Особенности психического развития детей шести-, семилетнего возраста
Особенности психического развития детей шести-, семилетнего возраста
Московский ГОПУ им. М.А.Шолохова факультет дошкольного воспитания
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧИСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ШЕСТИ-, СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Курсовая
работа
Научный руководитель:
Годовикова Д.Б. к.п.н.,
доцент
Выполнила:
студентка 2-го курса факультета
дошкольного воспитания
Дрозд Е.С.
Москва 2001г
СОДЕРЖАНИЕ
стр
Введение
3
Глава I Некоторые параметры уровня умственного развития детей 6-7 лет
7
(1 Уровень развития восприятия
7
(2 Уровень развития мышления
10
(3 Диагностика психического развития
14
(4 Уровень развития памяти
16
Глава II Уровень эмоционального развития детей 6-7 лет
17
Глава III Уровень развития мотивов поведения детей 6-7 лет
23
Глава IV Общение как условие уровня развития детей 6-7 лет
26
(1 Влияние взрослого на развитие личности детей
26
(2 Общение со сверстниками
28
Глава V Кризис семи лет
33
Заключение
34
Список литературы
38
Введение
Детская психология исследует, как ребенок становится взрослым
человеком, умеющим общаться с другими людьми, трудиться, делать открытия,
наслаждаться произведениями искусств.
Ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый человек. Чувства
малыша могут быть сильными. Но чаще всего они нестойки. То, к чему он
сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные
рассуждения взрослого. Маленький ребенок не в состоянии организовать себя
на исполнение неинтересной для него работы.
Развитие ребенка идет очень быстро: сегодня он непохож на вчерашнего,
а завтра не будет похож на сегодняшнего. Вот он едва поднимает головку,
через два месяца уже сидит и играет погремушкой, а еще через несколько
месяцев делает первые шаги. Вот он издает нечленораздельные звуки. Через
месяц-другой мы слышим детский лепет.
Несмотря на различия в развитии отдельных детей, на их индивидуальные
особенности, всегда можно найти то, что объединяет их всех: все дети, в
процессе своего развития, проходят определенные этапы или стадии.
Новорожденный - это совершенно беспомощное существо, не способное
прожить и нескольких дней без ухода за ним, не имеющее возможности ни
передвигаться, ни отыскивать пищу, ни общаться с окружающими.
Ребенок трех лет - это уже человек со своим особым внутренним миром, с
собственными желаниями, привычками, вкусами, нередко упорно утверждающий и
отстаивающий свою самостоятельность. Он научился передвигаться в
пространстве, овладел не только разнообразными движениями рук, но также
большим количеством действий с предметами, созданными человеком, -
способами употребления одежды, посуды, мебели, карандаша, совочка и т.п.
Трехлетний ребенок владеет речью, знает более 1000 слов, произносит
грамматически связанные предложения, задает бесчисленные вопросы, проявляя
живой интерес к окружающему. Этот интерес он удовлетворяет и в играх,
повторяя в своеобразной форме действия взрослых людей. В области
умственного развития он оставил далеко позади самых высокоразвитых
животных. Задачи, являющиеся предельно трудными для человекообразных
обезьян, для него не представляют сложности : он мыслит, используя не
только свой маленький личный опыт, но и опыт всего человечества, который
постепенно передают ему взрослые.
Проходит еще три года, и ребенок оказывается у порога школы.
Шестилетний ребенок - уже маленький член человеческого общества. Перед ним
открылся широкий мир человеческих поступков и взаимоотношений. Он научился
согласовывать свои действия с действиями сверстников, помогать товарищам в
затруднительных ситуациях, оценивать свои поступки и поступки других людей
с точки зрения простейших норм общественной морали. Ему стали доступны
человеческие переживания. Ребенок теперь способен не только выполнять
весьма сложные действия, но и самостоятельно воплощать свои замыслы в
играх, рисовании, конструировании. Он овладел значительным кругом знаний,
умений и навыков - научился считать (по крайней мере, в пределах десяти),
решать элементарные арифметические задачи, познакомился с буквами. Его
восприятие, память, мышление начали приобретать произвольность,
управляемость: появилась возможность слушать, рассматривать, запоминать,
обдумывать не только то, что само по себе интересно, привлекательно, но и
то, что нужно понять, усвоить ради достижения той или иной цели (получить
одобрение сверстников, похвалу воспитателя).
Все эти изменения носят не случайный, а закономерный характер, имеют
свои причины. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно
говорить об отклонениях в развитии - опережении, задержке или
неправильности развития, которые тоже всегда имеют определенные причины.
Выяснение закономерностей развития, поиск обусловливающих его причин -
важная задача детской психологии.
Детская психология изучает психическое развитие ребенка, основные
компоненты, которые характеризуют каждую ступень психического развития.
Дети разного возраста с точки зрения психического развития различаются
между собой прежде всего по доступным и характерным для них видам
деятельности. Так, если годовалый малыш в основном манипулирует предметами
- стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник
занимается конструированием, возводя сложные здания из кубиков, рисует,
лепит, воссоздает в играх сюжеты любимых сказок, события окружающей жизни.
Важную сторону психического развития составляет возникновение ,
изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей -
восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств,
начальных форм волевого управления поведением. Например, дети второго-
третьего года жизни еще не в состоянии наметить в уме план своих действий.
Они не теоретики, а практики: ребенок изо всех сил дергает застрявшую под
шкафом лошадку, не догадываясь, что с другой стороны она могла бы пройти
свободно. Возникающие задачи дети решают в процессе самого манипулирования
предметами.
Через два-три года дети могут уже заранее придумать и согласовать
между собой несложный сюжет игры, распределить роли, игровой материал.
Отмечается переход от мышления в действии к мышлению в уме, которое
начинает направлять и регулировать практические действия.
Ранний и дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает
складываться личность ребенка.
Детская психология - наука, изучающая факты и закономерности
психического развития ребенка : развития его деятельности, развития
психических процессов и качеств и формирования его личности.
Дошкольный период характеризуется приматом развития абстрактного
мышления (начало операциональной стадии интеллектуального развития по
Ж.Пиаже ), в котором наиболее ярко проявляется принцип культурного развития
высших психический функций (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). На данном этапе,
который Ж.Пиаже именует стадией конкретных операций, происходит
совершенствование, углубление процесса интериоризации (преобразование
строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания)
мыслительных действий, превращающего их в операции. Завершается данный
период в возрасте 6-8 лет, в среднем около 7 лет. В этом периоде ускоряются
темпы социализации, начинается осознавание "социального Я" (Л.И.Божович) и
формирование индивидуально-типологических социальных ролей (социотипов).
Последнее протекает в тесной связи с дальнейшим формированием ментальной
стратегии на основе социальных взаимодействий ребенка, участия его в
коллективной деятельности (игровой, затем учебной). В это время начинают
оформляться такие "внутриполушарные" типологические функции, как
логика/этика, интуиция/сенсорика. На основе накапливающегося в процессе
социализации коммуникативного опыта происходит формирование берновской
жизненной установки по отношению к социуму: "Они +/-" (Схему жизненных
установок в трансактном анализе Э.Берна , лежащая в основе т.н. "жизненного
сценария": отношение к себе и близким "Я+/-" и "Ты+/-", образующие в
сочетании 4 базовые позиции - "Успех", "Превосходство", "Депрессивность",
"Безнадежность"- дополняемые отношением к социуму - "Они+/-"). В схеме
Э.Эриксона этот период связан с самоутверждением ребенка в процессе
социализации, в ходе групповой коммуникации, игры. При этом происходит
формирование инициативности, если проявляемая ребенком инициатива
поощряется (позитивный вариант) либо чувства вины (негативный вариант). В
аспекте социализации можно рассматривать и соответствующий, завершающий
этап периодизации В.Шутса -"Открытость", подразумевающий готовность к
социальным взаимодействиям, открытость для социальных контактов.
Психическое развитие ребенка на данном этапе требует комплементарного
развития обоих полушарий, их взаимодополнения с дальнейшей специализацией и
дифференциацией межполушарного взаимодействия в рамках функциональной
ассиметрии полушарий (ФАП). Мышление ребенка от 3 до 7-8 лет сохраняет
такие черты "правополушарности", как интуитивный, глобальный характер,
рассматривающий объект как нерасчлененное целое - детский синкретизм (?), а
также эгоцентризм (познавтельная позиция личности, характеризующаяся
сосредоточенностью на собственных целях, мыслях и переживаниях),
представляющий восприятие мира как продолжение своего "Я" (Ж.Годфруа ).
Глава I Некоторые параметры уровня умственного развития
детей 6-7 лет
(1 Уровень развития восприятия
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного
развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах
и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая
предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их
цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. При
восприятии музыки он учится следить за мелодией, выделять отношения звуков
по высоте, улавливать ритмический рисунок, при восприятии речи - слышать
тончайшие различия в произношении сходных звуков. Значительно
совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве,
взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие
их промежутки времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две
взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах
и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия,
позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ
В дошкольном детстве происходит переход от применения предметных образцов,
являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к
использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны -
выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств
и отношений. Без специально организованного сенсорного восприятия дети
обычно вначале усваивают только некоторые эталоны (формы круга и квадрата,
красный, желтый, зеленый и синий цвета ), так как эти формы встречаются
чаще других. Значительно позднее усваивают дошкольники представления о
треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах.
Усложнение продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок
постепенно усваивает все новые эталоны формы и цвета и примерно к четырем-
пяти годам овладевает сравнительно полным их набором.
С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов.
Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление только об
отношениях по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складывается представление
о соотношениях по величине между тремя предметами.
От усвоения отдельных эталонов формы, цвета ребенок пяти-шестилетнего
возраста переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлений
о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться. При помощи
специально организованной деятельности дети усваивают, что одна и та же
форма может варьироваться по величине углов, соотношению осей или сторон,
что формы можно сгруппировать, отделив прямолинейные от криволинейных.
Кроме общих эталонов величины у детей складываются представления об
отдельных ее измерениях - длине, ширине, высоте.
Совершенствование представлений о цвете приводит к усвоению цветовых
тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по
насыщенности, о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомятся
с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов.
В процессе речевого общения дошкольники усваивают образцы,
соответствующие системе звуков родного языка, в процессе музыкальной
деятельности - образцы звуковысотных и ритмических отношений и т.д.
Усвоение сенсорных эталонов - только одна из сторон развития
ориентировки ребенка в свойствах предметов. Вторая сторона, которая
неразрывно связана с первой - это совершенствование действий восприятия.
У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и
последовательно обследовать и описать предмет. При рассмотрении они вертят
предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные
особенности. Только к семи годам (и то не у всех детей) можно наблюдать
вполне систематическое планомерное рассматривание предмета. Такие дети уже
не нуждаются в том, чтобы держать предмет в руках, они вполне успешно
описывают его свойства , пользуясь только зрительным восприятием. У детей
шести лет глаз движется почти исключительно по контуру фигуры.
В процессе осязательного ознакомления с фигурами, дети шести лет более
или менее полно ощупывают контур фигуры кончиками пальцев.
На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида
действий восприятия : действия идентификации, действия отнесения к эталону
и моделирующие действия.
Действия идентификации выполняются в случае, когда свойство
воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему
(яблоко круглое, как мяч ).
При необходимости определить форму предмета старшие дошкольники, если
им дают в качестве образцов простейшие геометрические фигуры, прибегают к
прикладыванию их к предмету и таким путем устанавливают сходство и
различие.
Когда ребенку нужно определить цвет предмета, он также на первых порах
пытается использовать реальный образец (карандаш, цветную палочку и т.д.).
Пытаясь воспроизвести в рисунке, конструкции, аппликации сложную
форму, ребенок действует путем проб и ошибок. Созданные им рисунки,
конструкции, аппликации представляют собой более или менее точные модели
предметов. Соотнося эти модели с предметами, ребенок замечает ошибки,
несоответствия, учится их исправлять. Так формируется умение расчленять на
составные части сложную форму предметов, устанавливать, как эти части
расположены, связаны между собой. Моделирование превращается в способ
анализа формы предмета.
Обучение действиям восприятия, так же как ознакомление с сенсорными
эталонами, проводят в связи с обучением детей продуктивным видам
деятельности. Особое значение приобретает сенсорное воспитание для развития
слухового восприятия. Существенное значение при этом имеют и движения рук,
ног, всего корпуса, которые помогают ребенку уловить ритм музыкальных
произведений или стихов.
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
Уже в раннем детстве ребенок достаточно хорошо овладевает умением
учитывать пространственное расположение предметов. Первоначальные
представления о направлениях пространства , которые усваивает трехлетний
ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него центром,
точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять
направление. Большое значение в образовании представлений о
пространственных отношениях между предметами и овладении умением их
определять имеет продуктивная деятельность. Только к концу дошкольного
возраста (да и то не у всех детей) появляется ориентировка в пространстве,
независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.
Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чем
ориентировка в пространстве. Усваивая представления о времени суток, дети
прежде всего ориентируются опять-таки на собственные действия: утром
умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся
спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с
сезонными явлениями природы. Во второй половине дошкольного детства
ребенок, как правило, усваивает эти временные обозначения, начинает
правильно их употреблять.
ВОСПРИЯТИЕ РИСУНКА
Восприятие рисунка в дошкольном возрасте происходит по трем
направлениям: во-первых, изменяется отношение к рисунку как к отображению
действительности; во-вторых, развивается умение правильно соотносить
рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено;
наконец, совершенствуется интерпретация рисунка, то есть понимание его
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|