Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре
социальной реабилитации” одобрила опыт работы органов социальной защиты
населения Костромской области по развитию территориальных систем
мпециализированных учреждений, ориентированных на социально-
профилактическую работу с детьми группы риска. Рассмотрим опыт профилактики
девиантного поведения несовершеннолетних на примере деятельности
специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной
реабилитации, органов управления социальной защиты населения.
1.3. Опыт деятельности учреждений социального обслуживания населения,
направленных на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних.
Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ “ Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”
В соответствии со ст.2 указанного закона основными задачами по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин
и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений и антиобщественных действий .
Статьей 13 Закона предусмотрено, что к специализированным учреждениям
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации относятся:
1)социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,
осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию
несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2) социальные приюты для детей, обеспечивающих временное проживание и
социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации и нуждающихся в экстренной социальной социальной помощи
государства;
3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,
предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся
без попечения родителей или законных представителей, и оказания им
содействия в дальнейшем устройстве.
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или
положениями о них:
1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий,
способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь
несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации,
восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах
сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению
несовершеннолетних в семьи;
3) содержат в установленном порядке на полном государственном
обеспечении несовершеннолетних, указанных в п. 2 настоящей статьи,
осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных
интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение
несовершеннолетних по соответствующим общеобразовательным программам,
содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
4) уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных
представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;
5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении
устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или
законных представителей.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Социально- реабилитационные центры, в структуру которых входят входят
приюты, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных
детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы
коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка,
оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он
находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только
беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей,
другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем
несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире,
чем в других социозащитных учреждениях. Центры предоставляют детям
различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание,
дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.
Статус социально-реабилитационного центра закреплен в Примерном
положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено Постановлением
Министерства труда и социального развития РФ в ноябре 2000г. Согласно
действующим нормативам, “социально-реабилитационные центры для
несовершеннолетних открываются из расчета один на 5-10 тыс. детей,
проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс.
детей создается один центр.[25]
Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики
безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и
поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних
выполняют широкие социальные функции.
Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности
жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных
прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает
противодействие разрушению его физического, психического, нравственного
здоровья в период пребывания в центре.
Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями,
организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных
семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных
конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания,
осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также
материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы
отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его
социализации.
Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются
выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива
кризисных ситуаций.
Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской
беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на
коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в
неблагополучных семьях.
Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий
жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению
социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами
социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к
преодолению своей функциональной несостоятельности.
Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в
центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической
работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного
развития, восстановление утраченного или формирование недостающего
социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм
жизнедеятельности детей -игры, познания, труда, общения.
Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его
поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными
медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные
возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию
многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику
заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит
закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение
санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.
Компенсаторская функция. Центр ищет пути замещения биологической
семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы
несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни,
воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.
Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются
компонентом общей государственной системы профилактики детской
безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 6.09.93г. № 1338,
а впоследствии Федеральным законом “ Об основах профилактики правонарушений
и беспризорности несовершеннолетних“ от июля 1999года установлено, что
государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам
несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные
учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования,
здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а
также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции
меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений
несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются
взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами
этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности.
Взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими
структурами осуществляется на основе общности задач, направленных на
решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы
взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской
безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных
семей и безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых разными субъектами для
изменения сложившегося положения; совместная деятельность неблагополучных
семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ
социальной профилактики и социальной реабилитации детей; организация
разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования
их проблем.
Центральная роль координатора действий всей системы в центре и на
местах принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних,
защите их прав. Постановлением Правительства РФ от 5.06.94г. № 546
утверждено Положение о Межведомственной комиссии при Правительстве РФ. “В
74 регионах России, представивших данные в Межведомственную комиссию,
функционируют 2574 комиссии на разных уровнях исполнительной власти.
Объектами их внимания являются семьи группы риска, неблагополучные семьи,
учащиеся различных учебных заведений с девиантным поведением,
необучающиеся и неработающие подростки. Информация с мест свидетельствует,
что только за один год комиссиями рассмотрено на своих заседаниях около
118,5 тыс. вопросов, в том числе 47% вопросов, касающихся воспитательно -
профилактической работы, 25% - защиты прав несовершеннолетних.” [6,с.13-14]
В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних и социально реабилитационных центров: КДН и
сотрудники центров выявляют неблагополучные семьи, семьи группы риска; КДН
анализируют состояние воспитательно-профилактической работы с семьями и
детьми на данной территории и предоставляют соответствующую информацию всем
участникам системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений;
КДН и центры совместно с другими субъектами государственной системы
профилактики участвуют в проведении широких социальных акций (операция
“Подросток”); КДН помогают центрам привлечь различные учреждения к решению
проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей (организация
бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения,
продуктами питания и т.д.); КДН осуществляют привлечение граждан, не
выполняющих родительских обязанностей, к административной ответственности,
укрепляя тем самым позиции центров в работе с ассоциальными семьями.
Разносторонние связи складываются у центров с таким субъектом
государственной системы профилактики детской безнадзорности, как органы
опеки и попечительства. В соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ и
ст. 121 п.2 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются
органы местного самоуправления. Их основная задача - обеспечение
оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.
Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки и
попечительства при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в
семье. Специалисты центров (психологи, педагоги, медицинские работники)
проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами,
тестируют их, не оставляют без внимания в первые месяцы совместной жизни с
детьми. Центры взаимодействуют с органами опеки и попечительства в случае
возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом
интересов детей.
Одной из старейших структур системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних являются приемники распределители органов
внутренних дел, действующие сегодня как центры временной изоляции. Из них
дети, не связанные с криминальной практикой, направляются в социально-
реабилитационные центры.
Центры временной изоляции организуют и самостоятельно осуществляют
возвращение детей и подростков к месту их постоянного проживания или
устройства. В этом случае дети фактически попадают в сферу влияния
социально-реабилитационных учреждений, для которых контакт с сотрудниками
центров временной изоляции, их информация о ребенке имеют большое значение
для дальнейшей работы по его социальному возрождению. Это тем более важно,
что сегодня подобная информация приобретает новое качество, так как в
бывших приемниках начался процесс гуманизации содержания детей: вводятся
ставки психологов, с детьми работают учителя-предметники.
Воспитанники социально-реабилитационных центров.
Среди воспитанников центров дети, которые находятся в них
стационарно, и те, которые не утратили связи с семьей, но получают в центре
разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь, интересно
проводят свободное время. Годы существования социально-реабилитационных
центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в
них. Среди возрастных групп преобладают младшие школьники (8-10 лет), за
ними следуют подростки подростки, при этом в последнее время возрастает
число ребят старшего подросткового возраста. Видимо, это связано и с ростом
авторитета центров, которые расширяют сферу услуг, предоставляемых разным
категориям детей, и с улучшением их работы по выявлению детей, нуждающихся
в социальной поддержке.
Социальный статус большинства детей крайне тяжел. Они не имели
возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Значительная
часть детей, находящихся в стационарах центров, -социальные сироты.
Примерно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав,
по данным разных центров, в них находится только 6-8% детей, у которых
родители умерли. “Например, в самарском социально-реабилитационном центре
“Подросток” из поступивших в него в 1997 г. 57,2% - выходцы из полных
семей, 42,8% - из неполных , в 73% семей злоупотребляют алкоголем, 31%
родителей психически нездоровы или не уравновешенны.” [6.с.17] “Если
проранжировать причины поступления детей в центр, то складывается следующая
картина: 1-е место -лишение родительских прав; 2-е место -уклонение
родителей от воспитания; 3-место -пребывание родителей в местах заключения;
4-место -неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; 5-е
место - смерть родителей.”[6.с.17] Социальный статус детей по показателям
одного из центров довольно типичен и для других учреждений этого типа и
позволяет судить о том горьком социально-психологическом опыте, который
приобретают дети в собственной семье, о причинах утраты ребенком семейных
связей. Подорваны связи детей и с другим важнейшим институтом социализации
– школой. Сотрудники центров фиксируют рост школьной дезадаптации детей,
который вызван, с одной стороны, дистанцированием школы от социальных,
педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных
детей, с другой - недостатками превентивной практики: поздним выявлением
социально неблагополучных семей заинтересованными ведомствами. Длительное
неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе,
социальном окружении негативно влияет на его психологический статус.
Деятельность социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних
отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в
дальнейшем было закреплено в Федеральном законе “ О социальном обслуживании
населения в Российской Федерации “, распоряжении Правительства РФ от
3.07.96г. № 1063-р и Постановлении Правительства РФ от 13.09.96г. № 1092,
утвердившем Положение о специализированном учреждении для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Создание
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|