МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

    социальной реабилитации” одобрила опыт работы органов социальной защиты

    населения Костромской области по развитию территориальных систем

    мпециализированных учреждений, ориентированных на социально-

    профилактическую работу с детьми группы риска. Рассмотрим опыт профилактики

    девиантного поведения несовершеннолетних на примере деятельности

    специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной

    реабилитации, органов управления социальной защиты населения.

    1.3. Опыт деятельности учреждений социального обслуживания населения,

    направленных на профилактику девиантного поведения несовершеннолетних.

    Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ “ Об основах системы

    профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

    В соответствии со ст.2 указанного закона основными задачами по

    профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

    предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и

    антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин

    и условий, способствующих этому;

    обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в

    социально опасном положении;

    выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в

    совершение преступлений и антиобщественных действий .

    Статьей 13 Закона предусмотрено, что к специализированным учреждениям

    для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации относятся:

    1)социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,

    осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию

    несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

    2) социальные приюты для детей, обеспечивающих временное проживание и

    социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной

    ситуации и нуждающихся в экстренной социальной социальной помощи

    государства;

    3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,

    предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся

    без попечения родителей или законных представителей, и оказания им

    содействия в дальнейшем устройстве.

    Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в

    социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или

    положениями о них:

    1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий,

    способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

    2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь

    несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации,

    восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах

    сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению

    несовершеннолетних в семьи;

    3) содержат в установленном порядке на полном государственном

    обеспечении несовершеннолетних, указанных в п. 2 настоящей статьи,

    осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных

    интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение

    несовершеннолетних по соответствующим общеобразовательным программам,

    содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

    4) уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных

    представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;

    5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении

    устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или

    законных представителей.

    Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

    Социально- реабилитационные центры, в структуру которых входят входят

    приюты, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных

    детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы

    коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка,

    оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он

    находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только

    беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей,

    другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем

    несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире,

    чем в других социозащитных учреждениях. Центры предоставляют детям

    различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание,

    дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

    Статус социально-реабилитационного центра закреплен в Примерном

    положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних,

    нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено Постановлением

    Министерства труда и социального развития РФ в ноябре 2000г. Согласно

    действующим нормативам, “социально-реабилитационные центры для

    несовершеннолетних открываются из расчета один на 5-10 тыс. детей,

    проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс.

    детей создается один центр.[25]

    Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики

    безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и

    поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних

    выполняют широкие социальные функции.

    Защитительная функция. Она направлена на обеспечение сохранности

    жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных

    прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает

    противодействие разрушению его физического, психического, нравственного

    здоровья в период пребывания в центре.

    Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями,

    организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных

    семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных

    конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания,

    осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также

    материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы

    отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его

    социализации.

    Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются

    выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива

    кризисных ситуаций.

    Центр ведет работу с семьями группы риска по предупреждению детской

    беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на

    коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в

    неблагополучных семьях.

    Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий

    жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению

    социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами

    социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к

    преодолению своей функциональной несостоятельности.

    Коррекционно-развивающая функция. На основе комплексной диагностики в

    центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической

    работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного

    развития, восстановление утраченного или формирование недостающего

    социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм

    жизнедеятельности детей -игры, познания, труда, общения.

    Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его

    поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными

    медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные

    возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию

    многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику

    заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит

    закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение

    санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.

    Компенсаторская функция. Центр ищет пути замещения биологической

    семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы

    несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни,

    воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

    Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются

    компонентом общей государственной системы профилактики детской

    безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 6.09.93г. № 1338,

    а впоследствии Федеральным законом “ Об основах профилактики правонарушений

    и беспризорности несовершеннолетних“ от июля 1999года установлено, что

    государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений

    несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам

    несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные

    учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования,

    здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а

    также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции

    меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений

    несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются

    взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами

    этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности.

    Взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими

    структурами осуществляется на основе общности задач, направленных на

    решение проблем неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы

    взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской

    безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных

    семей и безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых разными субъектами для

    изменения сложившегося положения; совместная деятельность неблагополучных

    семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ

    социальной профилактики и социальной реабилитации детей; организация

    разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования

    их проблем.

    Центральная роль координатора действий всей системы в центре и на

    местах принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних,

    защите их прав. Постановлением Правительства РФ от 5.06.94г. № 546

    утверждено Положение о Межведомственной комиссии при Правительстве РФ. “В

    74 регионах России, представивших данные в Межведомственную комиссию,

    функционируют 2574 комиссии на разных уровнях исполнительной власти.

    Объектами их внимания являются семьи группы риска, неблагополучные семьи,

    учащиеся различных учебных заведений с девиантным поведением,

    необучающиеся и неработающие подростки. Информация с мест свидетельствует,

    что только за один год комиссиями рассмотрено на своих заседаниях около

    118,5 тыс. вопросов, в том числе 47% вопросов, касающихся воспитательно -

    профилактической работы, 25% - защиты прав несовершеннолетних.” [6,с.13-14]

    В практике наметились точки соприкосновения в деятельности комиссий

    по делам несовершеннолетних и социально реабилитационных центров: КДН и

    сотрудники центров выявляют неблагополучные семьи, семьи группы риска; КДН

    анализируют состояние воспитательно-профилактической работы с семьями и

    детьми на данной территории и предоставляют соответствующую информацию всем

    участникам системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений;

    КДН и центры совместно с другими субъектами государственной системы

    профилактики участвуют в проведении широких социальных акций (операция

    “Подросток”); КДН помогают центрам привлечь различные учреждения к решению

    проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей (организация

    бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения,

    продуктами питания и т.д.); КДН осуществляют привлечение граждан, не

    выполняющих родительских обязанностей, к административной ответственности,

    укрепляя тем самым позиции центров в работе с ассоциальными семьями.

    Разносторонние связи складываются у центров с таким субъектом

    государственной системы профилактики детской безнадзорности, как органы

    опеки и попечительства. В соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ и

    ст. 121 п.2 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются

    органы местного самоуправления. Их основная задача - обеспечение

    оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся

    без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.

    Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки и

    попечительства при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, и

    несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для жизнедеятельности в

    семье. Специалисты центров (психологи, педагоги, медицинские работники)

    проводят предварительную работу с потенциальными усыновителями и опекунами,

    тестируют их, не оставляют без внимания в первые месяцы совместной жизни с

    детьми. Центры взаимодействуют с органами опеки и попечительства в случае

    возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и охраняемых законом

    интересов детей.

    Одной из старейших структур системы профилактики безнадзорности и

    правонарушений несовершеннолетних являются приемники распределители органов

    внутренних дел, действующие сегодня как центры временной изоляции. Из них

    дети, не связанные с криминальной практикой, направляются в социально-

    реабилитационные центры.

    Центры временной изоляции организуют и самостоятельно осуществляют

    возвращение детей и подростков к месту их постоянного проживания или

    устройства. В этом случае дети фактически попадают в сферу влияния

    социально-реабилитационных учреждений, для которых контакт с сотрудниками

    центров временной изоляции, их информация о ребенке имеют большое значение

    для дальнейшей работы по его социальному возрождению. Это тем более важно,

    что сегодня подобная информация приобретает новое качество, так как в

    бывших приемниках начался процесс гуманизации содержания детей: вводятся

    ставки психологов, с детьми работают учителя-предметники.

    Воспитанники социально-реабилитационных центров.

    Среди воспитанников центров дети, которые находятся в них

    стационарно, и те, которые не утратили связи с семьей, но получают в центре

    разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь, интересно

    проводят свободное время. Годы существования социально-реабилитационных

    центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в

    них. Среди возрастных групп преобладают младшие школьники (8-10 лет), за

    ними следуют подростки подростки, при этом в последнее время возрастает

    число ребят старшего подросткового возраста. Видимо, это связано и с ростом

    авторитета центров, которые расширяют сферу услуг, предоставляемых разным

    категориям детей, и с улучшением их работы по выявлению детей, нуждающихся

    в социальной поддержке.

    Социальный статус большинства детей крайне тяжел. Они не имели

    возможности полноценно освоить социальную роль члена семьи. Значительная

    часть детей, находящихся в стационарах центров, -социальные сироты.

    Примерно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав,

    по данным разных центров, в них находится только 6-8% детей, у которых

    родители умерли. “Например, в самарском социально-реабилитационном центре

    “Подросток” из поступивших в него в 1997 г. 57,2% - выходцы из полных

    семей, 42,8% - из неполных , в 73% семей злоупотребляют алкоголем, 31%

    родителей психически нездоровы или не уравновешенны.” [6.с.17] “Если

    проранжировать причины поступления детей в центр, то складывается следующая

    картина: 1-е место -лишение родительских прав; 2-е место -уклонение

    родителей от воспитания; 3-место -пребывание родителей в местах заключения;

    4-место -неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; 5-е

    место - смерть родителей.”[6.с.17] Социальный статус детей по показателям

    одного из центров довольно типичен и для других учреждений этого типа и

    позволяет судить о том горьком социально-психологическом опыте, который

    приобретают дети в собственной семье, о причинах утраты ребенком семейных

    связей. Подорваны связи детей и с другим важнейшим институтом социализации

    – школой. Сотрудники центров фиксируют рост школьной дезадаптации детей,

    который вызван, с одной стороны, дистанцированием школы от социальных,

    педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных

    детей, с другой - недостатками превентивной практики: поздним выявлением

    социально неблагополучных семей заинтересованными ведомствами. Длительное

    неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе,

    социальном окружении негативно влияет на его психологический статус.

    Деятельность социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних

    отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в

    дальнейшем было закреплено в Федеральном законе “ О социальном обслуживании

    населения в Российской Федерации “, распоряжении Правительства РФ от

    3.07.96г. № 1063-р и Постановлении Правительства РФ от 13.09.96г. № 1092,

    утвердившем Положение о специализированном учреждении для

    несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Создание

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.