МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности переживания состояния фрустрации у подростков

    желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и

    количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает

    фрустрация.

    Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из-за

    ожидаемых отрицательных последствий. В частности установлено, что

    торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого

    наказания. Вероятно, поэтому родители, практикующие наказания своих детей

    за плохие оценки в школе, почти всегда по внешней активности и настроению

    ребенка безошибочно определяют, какую отметку он получил в школе: ребенок

    приходит домой с чувством вины и стремится уединиться.

    Замещение - это стремление участвовать в агрессивных действиях,

    направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника

    фрустрации. Ребенок, который не может наказать или “отшлепать”

    провинившегося старшего брата, со злостью рвет его коллекцию марок. Или,

    разозленный поведением родителей, старший брат бьет ни в чем не повинного

    младшего.

    Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессивности является

    эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа. Катарсис (в буквальном

    смысле “очищение эмоций”) - это процесс освобождения возбуждения или

    накопившейся энергии, приводящей к снижению уровня напряжения. Суть этой

    идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных

    тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате

    чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к

    агрессии.

    Представление о том, что акты агрессии снижают вероятность проявления

    агрессивности в дальнейшем, не является открытием. З. Фрейд и другие

    психоаналитики придают большое значение, эффекту катарсиса, часто объясняя

    им потребность человека очиститься от агрессивных тенденций. В частности

    существуют данные, которые свидетельствуют о том, что если человек, являясь

    объектом агрессии, не может ответить тем же, то у него поднимается кровяное

    давление, тогда как при непосредственном агрессивном ответе оно значительно

    снижается. Однако многие экспериментальные данные не позволяют однозначно

    оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев

    агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде

    случаев, наоборот, повышает.

    Кук и другие теории происхождения агрессии, фрустрационная теория не

    избежала замечаний в свой адрес. Больше всего критики вызвала гипотеза о

    жесткой взаимопредопределенности самой схемы “фрустрация - агрессия”. Было

    замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно

    при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной

    теории согласились и несколько видоизменили свою позицию. Представителем

    такой модифицированной формы теории обуславливания агрессии фрустрацией

    является Л. Берковитц. Во-первых, он ввел новую дополнительную переменную,

    характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации,

    - гнев как эмоциональную реакцию на фрустирующий раздражитель. Во-вторых,

    он признает, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на

    фрустрацию и при определенных условиях может подавляться.

    В концептуальную схему “фрустрация - агрессия” - Л. Берковитц ввел три

    существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в

    агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при

    состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход

    из фрустирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у

    индивида привычку к подобным действиям.

    Следует отметить, что в процессе своего развития фрустрационный подход

    претерпел значительные изменения и разделился на два относительно

    самостоятельных течения. Сторонники первого течения остались приверженцами

    фрустрационно-агрессивной гипотезы и продолжают в основном исследовать

    условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных

    действий. К таким важным, на их взгляд, условиям относятся, сходство-

    несходство агрессора и жертвы, оправданность-неоправданность агрессии,

    уровень агрессивности как личностной характеристики человека.

    Чем ребенок младше, тем скорее можно ожидать, что в фрустрационной

    ситуации он будет реагировать непосредственным аффектом злости,

    сопровождаемым тенденцией устранить предмет, вызывающий фрустрацию, или

    плачем, причем в обоих случаях неупорядоченной активностью. У подростков же

    агрессивные тенденции могут находить свое удовлетворение в фантазийной

    продукции.

    Однако активные, или стенические, проявления фрустрации нельзя свести

    к агрессии. Некоторые исследователи, в частности, Майер типичным выражением

    фрустрации считают фиксацию. Этот термин можно понимать в двух смыслах.

    Часто он понимается как стереотипность, повторность действий. Например, в

    опытах Майера животные, получавшие уколы или лишавшиеся привычного

    подкрепления, упрямо продолжали бесплодные движения, не желая остановиться.

    Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в

    противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому не

    враждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции —

    когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.

    Но фиксацию можно понимать и как своего рода прикованность к

    фрустратору, который поглощает все внимание, вызывает потребность

    длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь

    уже проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая

    форма фиксации — в ответ на действие фрустраторов — капризное поведение.

    Активной формой проявления фрустрации является также уход в

    отвлекающую, позволяющую «забыться» деятельность.

    Наряду со стеническими проявлениями фрустрации существуют и

    астенические реакции на фрустраторы — депрессивные состояния. Депрессию

    можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Ее нельзя

    отождествлять с фиксацией, для которой характерна не депрессивность, а

    скорее своеобразная маниакальность. Для дёпрессии типичны чувство печали,

    сознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда отчаяния. Особой

    разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы

    временного оцепенения.

    К типичным для фрустрации реакциям некоторые психологи как, например,

    Баркер, относят также регрессию.

    Регрессия — это возвращение к более примитивным, а нередко и к

    инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора

    уровня деятельности, причём не только той, которая блокируется.

    Подобно агрессии, регрессия не обязательно является результатом фрустрации.

    Она может возникать и по другим причинам, например, в силу подражания или

    как преднамеренный ход, чтобы вызвать жалость и тем самым чего-то добиться.

    Одной из типичных черт фрустрации является эмоциональность. По данным

    Финча, эмоциональное поведение у шимпанзе возникает после того, как все

    другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта. Согласно Лоусону

    и Марксу, дети при фрустрации проявляют большую эмоциональность, чем

    взрослые, потому что обладают меньшими возможностями приспособления. Именно

    на этой почве и возникает эмоциональная реакция.

    Фрустрация различается не только по своему психологическому содержанию или

    направленности, но и по длительности. Характеризующие фрустрацию

    психические состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии

    аффективного типа, а могут быть продолжительными настроениями, в некоторых

    случаях оставляющими заметный след в личности человека.

    Фрустрации, как и всякие психические состояния, могут быть:

    а) типичными для характера человека,

    б) нетипичными, но выражающими начало возникновения новых черт характера и

    в) эпизодическими, преходящими.

    Так, агрессивное состояние более типично для человека несдержанного,

    грубого, а депрессия — человека неуверенного в себе. Однако агрессия может

    быть и у человека сдержанного, но становящегося затем несдержанным,

    агрессивным после ряда фрустраций. Наконец, бывают такие фрустраторы,

    которые у самого мирного, спокойного человека вызовут агрессию, но это

    состояние не проникает «вглубь» человека, оставаясь лишь ситуационным

    эпизодом.

    Психологическое изучение фрустрации требует исследования соотношения

    между состояниями фрустрации и другими психическими состояниями, как,

    например, состояниями тревоги или беспокойства, ригидности и прежде всего с

    предшествующим появлению фрустатора состоянием, в частности с тем,

    настолько человек был подготовлен к встрече с барьером (как в смысле

    восприятия новизны этого барьера, так и в смысле «вооруженности»,

    являющейся условием толерантности). Например, в утомленном состоянии

    человек по всей вероятности более остро переживает фрустрацию и менее

    склонен к толерантности, чем в бодром состоянии.

    4. Фрустрация и стресс

    Фрустрация выполняет для организма защитную функцию, создавая новую

    мотивацию, направленную на преодоление препятствия на пути реализации

    исходных мотивов. Ситуация, в которой такое препятствие возникает,

    называется стрессом. Например, ученик, который боится, что пострадает его

    престиж, постоянно фрустрирован.

    Таким образом, понятие фрустрации тесно связано с понятием стресса.

    Стресс является одним из наиболее распространённых в наши дни видов

    аффектов. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного

    психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его

    нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует

    деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

    В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а

    дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс

    есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ

    организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему

    приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая

    неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть

    причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения,

    приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение

    лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

    Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной.

    Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать

    стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или

    нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта,

    ожиданий, уверенности в себе и т.д.

    Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от

    объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого

    человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем,

    что от него требуется, и т.д.

    Трудности, с которыми сталкиваются подростки, разнообразные стрессовые

    воздействия, требуют от них определенных стратегий преодоления препятствий.

    Личность подростка претерпевает либо поступательное развитие с

    формированием адаптивного поведения, либо дезадаптацию, саморазрушение.

    Различные формы поведения подростков представляют собой варианты

    преодоления стресса. Подростковый возраст - это период, в котором

    увеличиваются требования к психофизиологическим потенциям. Наряду с

    формированием структурно-функциональных и социо-психологических позиций,

    формируются кризисные и конфликтные паттерны поведения. Эти паттерны

    производятся стрессорами среды. От того, как отвечает подросток на

    предъявляемые ему требования среды, какие способы и стили преодоления

    стресса у него проявляются и закрепляются, зависит развитие личности в

    подростковый период и дальнейшие перспективы.

    Реализация механизмов преодоления стресса происходит на различных

    взаимозависимых уровнях: эмоциональном, когнитивном, соматическом,

    поведенческом. Наиболее четко измеряемым уровнем реализации механизмов

    преодоления стресса у подростков является поведенческий уровень.

    Преодоление стресса подростками может иметь гетеро- и аутоагрессивную

    направленность, быть связанным с экстернальной либо интернальной по

    отношению к среде направленностью контроля, чувствительностью к отвержению.

    Выраженным влиянием на преодоление стресса обладает система социальной

    поддержки индивида и способность к ее восприятию.

    В подростковом возрасте механизмы преодоления стресса носят динамический и

    транзиторный характер, обеспечивают развитие индивида, способствуют или

    препятствуют включению биологических и социальных факторов риска развития

    поведенческих, психосоматических и психических нарушений.

    В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса подростки

    часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения. Суть аддиктивного

    поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, люди пытаются

    искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им

    иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивная личность в

    своих попытках ищет свой универсальный способ выживания – уход от проблем.

    Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на

    психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является

    ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть

    нарушен по разным причинам, как внутренним, так и внешним. Перепады

    настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают

    эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять

    превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и

    принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и

    незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди

    обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа

    восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к

    искусственному изменению психического состояния, получению субъективно

    приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы.

    Подобный способ “борьбы” с реальностью закрепляется в поведении человека и

    становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

    Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь

    наименьшего сопротивления.

    В связи с проблемой ухода от реальности актуальным является вопрос,

    касающийся средств защиты от фрустрации.

    5. Толерантность

    В повседневной жизни наилучшим средством психологической защиты школьников

    от фрустрации является воспитание толерантности как черты характера.

    Под толерантностью принято понимать терпеливость, выносливость,

    отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие

    фрустраторов. Существуют разные формы толерантности. Наиболее «здоровым» и

    желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся,

    несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью,

    готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без особых

    сетований на себя, что уже означало бы не толерантность, а фрустрацию.

    Толерантность может быть выражена, однако, не только в совсем

    спокойном состоянии, но и в напряжении, усилии, сдерживании нежелательных

    импульсивных реакций.

    Наконец, есть толерантность типа бравирования с подчеркнутым равнодушием,

    которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или

    уныние.

    Толерантность можно воспитать. В эксперименте Кэйстера и Эпдегрефа

    дети упражнялись в решении задач по так называемому методу

    последовательного приближения, при котором трудность задач постепенно

    увеличивается. Дети тренировались в оценке трудности задач и вследствие

    этого у них выработалось «трезвое», спокойное отношение даже к неразрешимым

    задачам.

    Очевидно, что воспитание в детях толерантности необходимо, но помимо

    этого качества, ребёнок – в нашем случае подросток – обязательно должен

    обладать таким качеством, как настойчивость.

    Настойчивость – необходимая черта характера человека. Она выражается в

    способности личности завершать начатое дело и достигать поставленной цели в

    процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Таким образом,

    настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т. е. с одним

    из важнейших видов внутренних мотивов. Ненастойчивые дети либо вообще не

    ставят труднодостижимых или далеких целей, либо ставят, но не

    руководствуются ими в своем поведении. Так, даже среди старшеклассников

    отмечается достаточно много молодых людей, откладывающих решение вопроса о

    своей профессии. Еще больше школьников, которые определили профессию, но не

    проверили свои способности и не начали подготовку к овладению избранной

    специальности.

    Н. Д. Левитов указывает следующие основные пути воспитания

    настойчивости у школьников.

    От родителей требуется тщательный контроль над выполнением детьми любой

    работы. Небрежное дело не следует принимать, желательно добиться

    исправления оплошностей.

    В труде и учебе нужно ставить перед школьниками интересные задачи, увлекать

    положительными примерами.

    При первых затруднениях детей не надо незамедлительно спешить к ним на

    помощь и устранять все препятствия самим. Пусть школьники научатся

    преодолевать посильные трудности, укреплять свои силы, переживать радость

    успеха.

    Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других

    черт характера: активности, организованности, упорства, уверенности в себе,

    сознательности.

    II раздел

    Практическая часть

    Для выявления состояния фрустрации используется не только наблюдение за

    подростком и анализ продуктов деятельности, но и тесты. В данном

    исследовании мы использовали фрустрационный вербальный тест, созданный

    Людмилой Собчик.

    Описание теста.

    Проективная методика исследования личности, предназначенная для

    изучения: поведения индивида в ситуации фрустрации; реакций страха,

    тревоги, агрессии. Данный тест продолжает традиции изучения фрустрации как

    психологического феномена, заложенные С.Розенцвейгом.

    Стимульный материал представлен различными гипотетическими ситуациями, на

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.