МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности переживания состояния фрустрации у подростков

    Особенности переживания состояния фрустрации у подростков

    Министерство образования Российской Федерации

    Мурманский Государственный Педагогический Университет

    Факультет иностранных языков

    Кафедра психологии

    Курсовая работа

    на тему

    Особенности переживания фрустрации у подростков

    Выполнила студентка 3 курса

    Чеснокова О.И.

    Научный руководитель

    Краснова А.Н.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.

    Введение…………………………………………… 3

    I раздел Теоретическая часть

    1 Фрустрация как состояние………………….…...6

    2 Проявления фрустрации…..……………………11

    3 Фрустрация и агрессия…………………….…...13

    4 Фрустрация и стресс.…………………………...21

    5 Толерантность…………………………………….24

    II раздел Практическая часть

    Фрустрационный вербальный тест ……………...26

    Заключение………………………………………..29

    Библиография……………… ………………….31

    Приложение……………………………………….32

    Введение.

    Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности

    человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст

    кардинальных преобразований “в сфере сознания, деятельности и системы

    взаимоотношений. Этот этап характеризуется бурным ростом человека,

    формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает

    заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу

    формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение

    в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих

    занятий и пр.”. (20, с.78-79). Естественными в этом возрасте являются

    стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки,

    интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. Для этого

    периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного

    процесса с переходом на новые формы обучения, с профессиональным

    самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и

    родителями, часто не осознающими особенности физического и психического

    состояния повзрослевших детей. Часто стресс в их среде порождает

    неуверенность в будущем. Способы, которыми пользуются подростки в целях

    снижения эмоционального напряжения и выхода из стрессовой ситуации,

    известны: чаще всего это – агрессивное, аддиктивное или суицидальное

    поведение. Молодые люди, находясь под воздействием стрессовых ситуаций, не

    готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Исследования

    показывают, что условия, в которых находятся учащиеся на заключительном

    этапе обучения в средней школе, формируют целый комплекс сложных

    переживаний.

    Школьники постоянно сталкиваются с тем, что испытывают потребности,

    осуществление которых невозможно из-за наличия объективных или субъективных

    факторов. Хроническая ситуация неудовлетворённости, порождённая

    различными аспектами вхождения во взрослость, сохранением многочисленных

    ограничений, свойственных детскому возрасту, и появление новых

    обязанностей, неблагоприятно складывается на формирующемся характере.

    Целью данного исследования является выяснение того, что представляет

    собой фрустрация в старшем школьном возрасте.

    Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:

    1) изучить литературу;

    2) изучить понятие фрустрации;

    3) определить ситуативные предпосылки фрустрации;

    4) рассмотреть особенности переживания фрустрации в старшем школьном

    возрасте.

    Предмет исследования: особенности переживания фрустрации в старшем

    школьном возрасте.

    Объектом исследования является подросток.

    Практическое значение исследования очень велико, поскольку чем больше

    будет известно о фрустрации, тем эффективнее будет воспитательная работа с

    подростками.

    Структура курсового исследования. Работа состоит из введения, двух

    разделов (теоретической части и практической части), заключения,

    библиографии и приложений.

    I раздел

    Теоретическая часть

    1. Фрустрация как состояние

    Наиболее часто встречающееся психическое состояние у подростков -

    фрустрация, или кажущаяся недостижимость какой-либо цели. Подросток хочет,

    чтобы были удовлетворены определенные его потребности, просматривает свое

    будущее, видит, что это неосуществимо, и рисует его в мрачных тонах. Такое

    состояние может привести и к депрессии, и к неврастении, и к суициду...

    Проблема фрустрации ставится в плане теоретического обсуждения и в еще

    большей степени является предметом экспериментальных исследований,

    проводимых над животными и людьми (чаще над детьми). Несмотря на большое

    число опубликованных на тему фрустрации работ, в этой теме еще много

    неясного. Высказываются даже сомнения в необходимости концепции

    фрустрации, поскольку охватываемые ею явления разнообразны и их можно

    объяснить, не прибегая к данной концепции.

    Существуют трудности и в понимании самого термина “фрустрация”. Если

    обратиться к филологии этого термина, то frustration означает расстройство

    (планов), уничтожение (замыслов), т. е. указывает на какую-то в известном

    смысле слова травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. Как

    увидим далее, филология термина близка к распространенному, хотя и не всеми

    принимаемому, пониманию фрустрации. Фрустрация должна рассматриваться в

    контексте более широкой проблемы выносливости по отношению к жизненным

    трудностям и реакций на эти трудности.

    Явления фрустрации наиболее изучены в отношении к барьерам в

    деятельности, и потому в дальнейшем речь будет идти именно о таких

    ситуациях, когда деятельность блокируется из-за непреодолимой преграды,

    хотя такими ситуациями ограничить сферу фрустрации нельзя. Есть неясности в

    том, к чему относить термин фрустрация: к внешней причине (ситуации) или к

    вызываемой ею реакции (психическое состояние или отдельные реакции). В

    литературе можно встретить и то другое употребление данного термина. Было

    бы целесообразно, подобно тому как отличают стресс — психическое состояние

    от стрессора — его возбудителя, аналогично различать фрустратор и

    фрустрацию — внешнюю причину и его воздействие на организм и личность. Хотя

    термин «фрустратор» в литературе малоупотребителен, мы в дальнейшем

    изложении будем употреблять его, используя термин «фрустрация»

    преимущественно для обозначения провоцируемого фрустратором состояния.

    Такое словоупотребление предупреждает путаницу в понятиях.

    Обращаясь к имеющимся в литературе определениям фрустрации, можно

    исходить из определения ее, данного С.Розенцвейгом, согласно которому

    фрустрация “имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или

    менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению

    каких-либо жизненной потребности». Здесь фрустрация рассматривается как

    явление, происходящее в организме, в его приспособлении к среде.

    Согласно определению, которое дали Браун и Фарбер, фрустрация —

    результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается,

    или затормаживается. Лоусон, интерпретируя позицию данных авторов,

    поясняет, что фрустрация — конфликт между двумя тенденциями: той, которая

    относится к типу связи «цель — реакция», и той, которая возникла под

    влиянием интерферирующих условий. Браун и Фарбер делают акцент на

    противоречиях, которые возникают при действии фрустраторов, и именно этой

    противоречивостью объясняют эмоциональность, которой обычно отличаются

    реакции в этих ситуациях. Поддерживая этих авторов в стремлении различать

    внешнюю причину и вызываемое ею состояние, Чайльд и Уотерхауз, в

    противоположность Брауну и Фарберу, рекомендуют называть фрустрацией лишь

    факт помехи, изучая его влияние на деятельность организма, но не приводят в

    пользу такого словоупотребления серьёзных обоснований. Исходя из понятия

    фрустрации как психического состояния, мы даем ей такое определение:

    фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях

    переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или

    субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению

    цели или к решению задачи. Ряд учёных, в частности, Майер, Чайльд и

    Уотерхауз, возводят явление фрустрации в ранг совершенно закономерных

    явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности организм и личности, и

    в своём исследовании мы придерживаемся этой точки зрения.

    Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству

    определений является наличие сильной мотивированности достичь цели

    (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

    В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по

    характеру фрустрируемых мотивов и по характеру "барьеров". Так, например,

    А. Маслоу выделяет базовые, "врожденные" психологические потребности (в

    безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный

    характер, и "приобретенные потребности", фрустрация которых не вызывает

    психических нарушений.

    Психическое состояние, вызываемое фрустратором, несомненно стоит в

    зависимости от типа этого фрустратора. С. Розенцвейг выделил три типа

    фрустрирующих ситуаций. К первому он отнёс лишения (privation), т.е.

    отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения

    потребности. В качестве иллюстрации «внешнего лишения», т.е. случая, когда

    фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию,

    когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером внутреннего

    лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить

    ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем

    сознает, что сам он настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на

    взаимность. Второй тип составляют потери (deprivation). Примеры: смерть

    близкого человека; сгорел дом, в котором долго жили (внешняя потеря);

    Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила

    (внутренняя потеря).

    Третий тип ситуации — конфликт. Иллюстрируя случай внешнего

    конфликта, Розенцвейг приводит пример с человеком, который любит женщину,

    остающуюся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел

    бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о

    том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

    Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физическими

    (например, стены тюрьмы), биологическими (болезнь, старение),

    психологическими (страх, интеллектуальная недостаточность) и

    социокультурными (нормы, правила, запреты). Упомянем также деление барьеров

    на внешние и внутренние, использованное Т. Дембо для описания своих

    экспериментов: внутренними барьерами она называла те, которые препятствуют

    достижению цели, а внешними - те, которые не дают испытуемым выйти из

    ситуации. К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые

    взрослыми для управления поведением ребенка, различает "физически-

    вещественные", "социологические" ("орудия власти, которыми обладает

    взрослый в силу своей социальной позиции") и "идеологические" барьеры (вид

    социальных, отличающийся включением "целей и ценностей, признаваемых самим

    ребенком". Иллюстрация: "Помни, ты же девочка!").

    Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и

    препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием

    фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая

    при этом в состояние фрустрации. Значит, должен быть поставлен вопрос о

    достаточных условиях фрустрации, или вопрос о переходе ситуации

    затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него

    естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь

    именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности.

    Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа

    психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются

    описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает

    беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса,

    вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д. Сами по

    себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается

    единственный источник информации - поведенческие "следствия" фрустрации,

    или фрустрационное поведение.

    2. Проявления фрустрации

    Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а)

    двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия

    (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в

    фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и

    деструкция, г) стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного

    поведения; д) регрессия, которая понимается либо "как обращение к

    поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни

    индивида", либо как "примитивизация" поведения (измерявшаяся в эксперименте

    Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением "конструктивности" поведения)

    или падение "качества исполнения".

    Таковы виды фрустрационного поведения. Каковы же его наиболее

    существенные, центральные характеристики? Монография Н. Майера отвечает на

    этот вопрос уже своим названием - "Фрустрация: поведение без цели". В

    другой работе Н. Майер разъяснял, что базовое утверждение его теории

    состоит не в том, что "фрустрированный человек не имеет цели", а "что

    поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е. что оно утрачивает

    целевую ориентацию". Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое

    людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем

    драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели

    добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не

    адаптивным (= удовлетворяющим потребность), а "фрустрационно

    спровоцированным поведением". Новая цель не замещает здесь старой.

    Для уточнения позиции этого автора нужно оттенить ее другими

    мнениями. Так, Э. Фромм полагает, что фрустрационное поведение (в

    частности, агрессия) "представляет собой попытку, хотя часто и бесполезную,

    достичь фрустрированной цели". К. Гольдштейн, наоборот, утверждает, что

    поведение этого рода не подчинено не только фрустрированной цели, но вообще

    никакой цели, оно дезорганизованно и беспорядочно. Он называет это

    поведение "катастрофическим".

    На таком фоне точка зрения Н. Майера может быть сформулирована

    следующим образом: необходимым признаком фрустрационного поведения является

    утрата ориентации на исходную, фрустрированную цель (в противоположность

    мнению Э. Фромма), этот же признак является и достаточным (в

    противоположность мнению К. Гольдштейна) - фрустрационное поведение не

    обязательно лишено всякой целенаправленности, внутри себя оно может

    содержать некоторую цель (скажем, побольнее уязвить соперника в

    фрустрационно спровоцированной ссоре). Важно то, что достижение этой цели

    лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации.

    3. Фрустрация и агрессия.

    Как уже было сказано выше, одним из стенических, или активных,

    проявлений фрустрации является агрессия. Что же понимать под агрессией? По

    прямому смыслу слова — это нападение по собственной инициативе с целью

    захвата. Говоря о фрустрации, термину агрессия придают более широкое

    значение. Речь идет о таком состоянии, которое может включать в себя не

    только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

    Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например в драчливости,

    грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму

    скрытого недоброжелательства и озлобленности. Внешне кажущаяся агрессивной

    реакция может быть на самом деле не такой, например, когда ученик, как

    говорится, «дает сдачи». Типическое состояние при так называемой агрессии

    характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной

    беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и

    даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением

    агрессии служит грубость.

    В состоянии агрессии на первый план выступают потеря самоконтроля,

    гнев и неоправданные агрессивные действия. Ученики, «провалившиеся» на

    экзамене, иногда не производя никаких открытых агрессивных действий, вместе

    с тем проявляют озлобленность, стремление перенести вину на ни в чем не

    повинных людей, чаще на «несправедливого», «придирчивого» педагога, а

    иногда на товарищей и родителей, которые будто бы мешали им должным образом

    подготовиться к экзамену. Следует выделить агрессию, направленную против

    самого себя и выражающуюся в самообличении, самобичевании, иногда в грубом

    отношении к самому себе.

    В некоторых работах как проявление фрустрации отмечается не реальная,

    а воображаемая, существующая лишь в фантазии агрессия.

    Согласно воззрениям Джона Долларда, агрессия - это не автоматически

    возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка

    преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению

    удовольствия и эмоционального равновесия.

    Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть

    следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой

    агрессию. Схема “фрустрация - агрессия” базируется на четырех основных

    понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

    Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием,

    как “акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда

    организму”.

    Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной

    реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.