Особенности образа отца в сознании юношей. Курсовая работа.
| Эгоистический ||| 54,5 | 45,5 | 0 | 45,5 | 54,5 | 0 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Агрессивный ||| 45,5 | 45,5 | 9 | 36 | 54,5 | 9 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Подозрительный ||| 54,5 | 45,5 | 0 | 64 | 9 | 27 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Подчиняемый ||| 82 | 18 | 0 | 82 | 9 | 9 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Зависимый ||| 73 | 18 | 9 | 73 | 27 | 0 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Дружелюбный ||| 64 | 27 | 9 | 64 | 27 | 9 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
|Альтруистический||| 64 | 36 | 0 | 73 | 27 | 0 |
+--------------------------------------------------------------------+
Идеальный отец
+--------------------------------------------------------------------+
| | Степень выраженности отношения | |
| |-------------------------------------------+ |
| Типы отношений || Девушки (%) | Юноши (%) | |
| ||-----------------+------------------------+-------|
| |||низкая|умеренная|высокая|низкая|умеренная|высокая|
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Авторитарный ||| 9 | 45,5 | 45,5 | 9 | 27 | 64 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Эгоистический ||| 45,5 | 54,5 | 0 | 9 | 91 | 0 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Агрессивный ||| 64 | 36 | 0 | 54,5 | 45,5 | 0 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Подозрительный ||| 100 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Подчиняемый ||| 82 | 18 | 0 | 82 | 18 | 0 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Зависимый ||| 64 | 36 | 0 | 82 | 18 | 0 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
| Дружелюбный ||| 18 | 73 | 9 | 9 | 45,5 | 45,5 |
|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|
|Альтруистический||| 18 | 54,5 | 27 | 9 | 27 | 64 |
+--------------------------------------------------------------------+
Из данных таблиц видны следующие закономерности:
1. Общее в образах реального и идеального отца в сознании девушек:
Низкая подчиняемость, отсутствие высокой выраженности эгоистичности отца,
низкая зависимость.
2. Общее в образах реального и идеального отца в сознании юношей:
Низкая подчиняемость, низкая зависимость.
3. Общее в образах реального и идеального отца в сознании юношей и
девушек:
Низкая подчиняемость, низкая зависимость, а так же низкая либо умеренная
выраженность эгоистичности у отца.
4. Общее в образах реального отца в сознании юношей и девушек.
У 82% испытуемых юношей и девушек реальный отец с низкой выраженностью
подчиняемости, у 73% отец с низкой выраженностью зависимости, 64% имеют
отца с низкой дружелюбностью и низкой альтруистичностью, у всех опрошенных
отсутствует высокая выраженность эгоистичности реального отца.
5. Общее в образах идеального отца в сознании юношей и девушек.
82% испытуемых называют низкую подчиняемость, а так же большинство юношей
и девушек низкую выраженность агрессивности и зависимости у идеального
отца. Единогласно юноши и девушки выделяют низкую подозрительность в их
представлении об идеальном отце, а так же отсутствие высокой выраженности
эгоистичности.
6. Различия в образах идеального и реального отца в сознании девушек:
А) Низкая выраженность подозрительности идеального отца, тогда как
реальные отцы проявляют в 45,5% случаев умеренную подозрительность.
Б) Большинство девушек хотели бы видеть умеренную выраженность
дружелюбности в своем образе об идеальном отце, тогда как у 64% отец с
низкой выраженностью дружелюбности.
В) У 45,5% девушек отец с низкой выраженностью авторитарности, в идеальном
представлении об отце только 9% девушек выделяют низкую авторитарность,
остальные же - умеренную либо высокую.
Г) 64% девушек выделяют низкую выраженность агрессивности в представлении
об идеальном отце, что характерно для 45,5% реальных отцов.
7. Различия в образах идеального и реального отца в сознании юношей:
А) Юноши испытывают недостаток в авторитарности отца. 73% реальных отцов
обладают умеренной выраженностью данного качества, а 64% испытуемых
указывают на высокую выраженность авторитарности.
Б) В идеальном представлении об отце 91% юношей указывают на умеренную
выраженность эгоистичности, что соответствует только 54,5% реальных отцов.
В) Реальные отцы проявляют умеренную агрессивность по отношению к юношам,
в идеальном представлении об отце 54,5% выделяют низкую выраженность
данного качества.
Г) В 27% случаев отцы проявляют высокую подозрительность по отношению к
детям, что совершенно отсутствует в их идеальном представлении об отце.
Д) У большинства юношей реальные отцы с низкой выраженностью дружелюбности
и альтруистичности , образ идеального отца характеризуется высокой или
умеренной выраженностью дружелюбности и альтруистичности..
8. Различия в образах идеального и реального отца в сознании юношей и
девушек:
А) Реальные отцы проявляют подозрительность по отношению к детям, что в
своем идеальном представлении об отце опрошенные юноши и девушки не
допускают.
Б) Дружелюбность и альтруистичность реальных отцов опрошенных низкая,
тогда как в идеальном представлении об отце юноши и девушки хотели бы
видеть высокую или умеренную дружелюбность и альтруистичность.
В) Агрессивность реальных отцов преобладает умеренная, идеальный отец в
сознании испытуемых обладает низкой выраженностью данного качества.
Анализ результатов исследования по методу незаконченных предложений
показал, что из 18 опрошенных, живущих в полных семьях, 50% имеют дружные
семьи. Для них характерны положительное отношение к отцу, сотрудничество с
ним, легкость в общении с отцом, уверенность в его поддержке,
доверительность, идеализирование отца. В такой семье с дружественными
отношениями 70% ребят выражают желание чаще видеть отца дома и чаще
общаться с ним.
Все подростки, которые относят свою семью к недружным, испытывают
недостаток общения с родителями и в частности с отцом. Они указывают на
скрытность отца в общении с детьми, нежелание его сотрудничать с ними,
неуступчивость отца. Подростки нуждаются в положительной оценке отца,
поддержке со стороны семьи, некоторые проявляют боязнь по отношению к отцу
в связи со вспыльчивостью его характера или его вредными привычками. Такие
подростки испытывают неуверенность в себе и беззащитность перед окружающим
миром. Они проявляют желание не повторить ошибки своей семьи при создании
собственной, испытывают сожаление о неимении теплых контактов с отцом.
С помощью методики «Представления об идеальном родителе» мы провели
исследование о представлении образа идеального отца в сознании подростка
по трем аспектам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому, и
рассмотрели отдельно ответы девушек и юношей, с целью выявления образа
идеального отца в их сознании.
Анализирование полученных данных по когнитивному аспекту показало, что для
82% девушек сотрудничество отца с детьми является важнейшим качеством
идеального отца, 73% выделяют бескорыстность, ответственность, 64% -
доверительность, уважение к детям, 54% - благоразумие, силу, а так же
считают, что отец должен ставить детей на первое место.
Для 82% юношей на первом месте стоит сила и благоразумие отца, 73%
отмечают уважение к детям, 64% считают, что отец должен ставить детей на
первое место, должен быть доверяющим детям, ответственным и всегда
понимающим, 54% выделяют практичность, альтруистичность, справедливость и
терпеливость по отношению к детям.
Анализирование результатов исследования по эмоциональному аспекту
идеального отца в сознании девушек показало, что для 91% опрошенных
девушек, идеальный отец должен в первую очередь любить своих детей. 73%
говорят, что идеальный отец должен быть счастливым и не должен бояться
извиниться перед ребенком. 64% видят отца добрым, не стыдящимся за
ребенка, в меру жалеющим. 54,5% хотели бы видеть отца теплым, готовым к
родительству, интересующимся и гордящимся детьми.
Среди юношей ответы распределились следующим образом:
91% юношей отмечают, что отец не должен бояться извиниться перед ребенком.
82% представляют идеального отца счастливым и любящим детей, 73% -
радостным, добрым, готовым к родительству, в меру жалеющим ребенка. 54,5%
представляют идеального отца теплым, интересующимся детьми, иногда
недовольным ими.
Анализирование полученных данных по поведенческому аспекту позволяет
выявить, какое поведение отца предпочитают видеть юноши при создании
своего образа идеального отца. В ходе опроса, 64% девушек представляют его
слушающим ребенка, иногда опекающим, часто не ограничивающим свободу
ребенка, помогающим ребенку. 45,5% - воспитывающим ребенка, обучающим,
хвалящим его, не приказывающим, а просящим ребенка, не всегда выполняющим
капризы. 36% - обучающим ребенка, иногда командующим, в меру балующим,
воспитывающим, проводящим с ребенком достаточно много времени.
64% юношей видят идеального отца воспитывающим, отдохнувшим, обучающим
ребенка, редко выполняющим капризы ребенка. 54,5% - в меру хвалящим,
помогающим, слушающим ребенка. 45,5% хотят видеть отца проводящим с
ребенком много времени, в меру опекающим, иногда командующим, но не
вмешивающимся в жизнь ребенка.
Таким образом, в ходе проведения исследования по данной методике мы
выявили образ идеального отца в сознании юношей и девушек.
Общими свойствами идеального отца в сознании юношей и девушек являются:
а) С точки зрения когнитивного аспекта: доверительность, уважение,
благоразумие, сила, причем в сознании юношей сила идеального отца имеет
больший вес, чем в сознании девушек.
б) С точки зрения эмоционального аспекта идеальный отец представляется им
как любящий своих детей, счастливый, не боящийся извиниться перед
ребенком, добрый, теплый, в меру жалеющий, готовый к родительству и
интересующийся детьми.
в) С точки зрения поведенческого аспекта идеальный отец в сознании юношей
и девушек характеризуется следующими свойствами: слушающий ребенка, иногда
опекающий, помогающий ребенку, воспитывающий ребенка, обучающий, хвалящий
его, иногда командующий, проводящий много времени с ребенком.
Свойства образа идеального отца характерные только для девушек:
Сотрудничающий с детьми, бескорыстный, ответственный, ставящий детей на
первое место, не стыдящийся за ребенка, гордящийся им, часто не
ограничивающий свободу ребенка, не приказывающий, а просящий, в меру
балующий детей.
Свойства образа идеального отца характерные только для юношей:
Ставящий детей на первое место, ответственный, всегда понимающий,
практичный, альтруистичный, справедливый, терпеливый по отношению к детям,
радостный, иногда может быть недовольным ими, не вмешивающийся в жизнь
ребенка.
Выводы по практической части:
1. Образ реального отца характеризуется:
1. Общими характеристиками в сознании юношей и девушек:
Подозрительность, низкая подчиняемость, низкая зависимость, низкая
дружелюбность и альтруистичность.
2. В сознании девушек:
Низкая авторитарность, низкая эгоистичность, низкая либо умеренная
агрессивность.
3. В сознании юношей:
Умеренная авторитарность, умеренная эгоистичность, умеренная
агрессивность.
2. Образ идеального отца характеризуется:
1. Общими характеристиками для юношей и девушек:
Низкая зависимость, низкая подчиняемость, низкая выраженность
агрессивности, подозрительности, доверительность по отношению к детям,
уважительность. Идеальный отец - благоразумный, сильный, любящий,
счастливый, не боящийся извиниться перед ребенком, добрый, теплый, в меру
жалеющий, готовый к родительству, интересующийся детьми, слушающий, иногда
опекающий, помогающий, воспитывающий, обучающий, хвалящий, иногда
командующий, проводящий много времени с ребенком, ставящий ребенка на
первое место.
2. В сознании девушек:
умеренно дружелюбный, умеренно альтруистичный, сотрудничающий с детьми,
бескорыстный, ответственный, не стыдящийся за ребенка, гордящийся им,
часто не ограничивающий свободу ребенка, не приказывающий, а просящий, в
меру балующий детей.
3. В сознании юношей:
С высокой выраженностью дружелюбности и альтруистичности, ответственный,
всегда понимающий, практичный, справедливый, терпеливый по отношению к
детям, радостный, иногда может быть недовольным ими, не вмешивающийся в
жизнь ребенка.
3. Образ отца в сознании юношей и девушек в зависимости от психологической
атмосферы в семье:
1. В дружных семьях отец:
Сотрудничающий с детьми, поддерживающий детей, придающий уверенность
детям, доверительный, помогающий.
2. В недружных семьях отец:
Скрытный, не желающий сотрудничать с детьми, неуступчивый, не доверяющий
детям, грубый.
Заключение.
В соответствии с поставленной целью данной курсовой работы и выдвинутой
гипотезой нами были выполнены поставленные задачи.
Проанализирована теоретическая разработанность в психологии проблемы
особенностей образа отца в сознании юношей и проведено исследование,
которое подтвердило гипотезу о том, что образ отца в сознании юношей
характеризуется определенными особенностями в зависимости от пола и от
психологической атмосферы в семье. В ходе исследования выяснилось, что
образ идеального отца в сознании юношей отличается от образа реального
отца в сознании девушек и юношей. Изучение особенностей образа отца
показало, насколько важен в юношеском возрасте положительный образ отца
для формирования личности юношей, т.к. поведение в своей семье во многом
определяется их отношением к отцу и для этого очень важен положительный
образ родителя в сознании юношей.
Данная работа может представлять интерес для занимающихся исследованием
проблемы образа отца в сознании юношей, а так же может послужить
методическим пособием для родителей с целью правильного формирования
положительного отношения юношей ко взрослым, которое в первую очередь
определяется положительным образом отца в их сознании.
Библиография
1. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.: «КСП», 1996, 160с.
2. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования
личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-в. - М.: Просвещение,
1979. - 175с.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение,
1989. - 225с.: ил. - (Психол. наука - школе).
4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т.4 / Сост.: М.Д.
Виноградова, А.А. Фролов. - М.: Педагогика, 1984. - 400с., ил.
5. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н.
Филонов. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1989. - 288с.: ил. - (Б-ка для
родителей).
6. Мир детства: Юность / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов.
- 2-е изд. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.: ил. - (Б-ка для родителей).
7. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.
Днепров, Г.Б. Корнетов. - 2-изд., доп. - М.: Педагогика, 1989. - 304с.:
ил. - (Б-ка для родителей).
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: учебник для студентов вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:
Просвещение, 1997.
9. Популярная психология для родителей: 2-е изд., исп. / Под ред. А.С
Спиваковской. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 304с.
10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред.
Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
11. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И.В.Гребенников, Л.В.
Конвинько. - М.: Политиздат,1990. - 319с.
12. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для
учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1991. —223 с. (Психол.
наука—школе).
13. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской
любви). - М.: Педагогика, 1986. - 160с. - (Педагогика - родителям)
14. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для
учителей и родителей. - 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр
«Академия», 1998. - 320с.
15. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников, Москва,
просвещение, 1989г.
16. Фридман Л. М. Психология воспитания: кн. для всех, кто любит детей. -
М.: Творч. центр «Сфера», 2000. - 203с.
17. Фромм Алан Азбука для родителей. - 3-е изд., сокр // Пер. И.Г.
Константиновой. - М.: Знание, 1994. - 288с.
2
Страницы: 1, 2, 3
|