МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности образа отца в сознании юношей. Курсовая работа.

    Родители не должны ограничиваться решением только материальных проблем, а

    должны обращать внимание на внутренние возможные тревоги юношей,

    характерные для данного периода, и способствовать доверительным отношениям

    между всеми членами семьи.

    1.3.Факторы, влияющие на формирование образа отца.

    Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной, не говоря

    уже о том, что во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на

    детей большей частью ниже, чем влияние матерей. В некоторых семьях

    единственная форма отцовского общения с детьми - совместный просмотр

    телепередач. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с

    отцами.

    Дело, по-видимому, в том, что подорвано традиционное положение мужчины в

    семье, а новые роли усваиваются медленно. Труд, который всегда был и

    остается главной сферой самоутверждения мужчины, в наши дни

    пространственно отделен от семейного быта. Как работает отец, ребенок не

    видит. Что же касается внутрисемейных функций, роль матери здесь выглядит

    более важной, чем роль отца. Кроме того, взаимоотношения отцов с детьми

    осложняется меньшей экспрессивностью мужчин, их частым неумением выражать

    сравнительно тонкие чувства и психологические переживания. Сегодня чтобы

    иметь душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать

    рядом тонких психологических свойств. Их недостаток болезненно сказывается

    на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей принятых в

    обществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти

    якобы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в

    состоянии выразить волнующие их переживания. По уровню душевного

    самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро

    проявляется в семье и отношениях с детьми.[117-119;3]

    На образ отца в сознании юношей влияют отношение отца к работе, семье,

    жене, детям. Отец должен обладать психологическими способностями, для того

    чтобы создать положительный образ в сознании детей, т. к. это неотъемлемое

    условие для гармоничного развития личности ребенка.

    1.3.1. Влияние позиции отца в семье на образ отца в сознании детей.

    Во всем мире существует представление о долге и семье, за которую

    ответственен мужчина. Муж приносит пищу в дом, жена ее готовит, муж

    обеспечивает семью, жена воспитывает детей. М. Мид считает, что требуются

    особые социальные усилия, чтобы мужчина выполнял обязанность кормить семью

    и детей, поскольку у этой социальной обязанности нет биологического

    механизма, между тем как материнская привязанность к ребенку — природная.

    Поэтому каждое поколение молодых мужчин должно учиться родительскому

    поведению в семье: их биологическая роль дополняется социальной, выученной

    родительской ролью.[48;1].

    Замечено, что позиция отца в своем формировании по времени несколько

    отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение для ее складывания

    имеет отношение к жене — любовь, уважение, нежность, разделенность чувств.

    Соучастие будущего отца традиционно связывается с созданием для женщины

    ощущения счастья, радости, безопасности, надежности. Однако все больше

    современных отцов проявляют желание более активно участвовать в

    эмоциональном «вынашивании» ребенка, присутствовать при его рождении,

    видеть его в первые минуты после появления на свет, что, по признанию

    ученых и врачей, способствует укреплению семьи. [97;10]

    Вся жизнь отца и матери, всякий поступок их должен быть примером для

    детей, и основой взаимных отношений родителей к детям должна быть любовь к

    истине, но не к себе. Есть отцы, которые любят детей для самих себя - и в

    этой любви есть своя истинная и разумная сторона; есть отцы, которые любят

    детей для них самих - и эта любовь выше, истиннее, разумнее; [193; 7].

    Отец, как правило, перестал быть экономической главой семьи; современный

    быт лишил его большинства мужских домашних обязанностей и выдвинул на

    передний план мать. [231;9] Матери нередко жалуются, что отцы вполне

    устраняются от воспитания детей, сваливая всю заботу о них на мать,

    считая, что их отцовские обязанности исчерпываются заботой о заработке

    средств, необходимых для содержания семьи и воспитания детей. Разумеется,

    что такое положение в семье несправедливо, потому что весь труд воспитания

    детей ложится на мать. Несправедливо относительно детей, потому что лишает

    их влияния отца, на которое они имеют право. [287;7]

    Если отец недееспособен (не может нести ответственность за семью и

    выполнять роль лидера), то он оказывается в весьма тяжелом положении. Ведь

    для того, чтобы обеспечить материальное благополучие семьи, получить

    общественное признание и статус, он должен прилагать усилия вне семьи. И,

    если он потерпел неудачу во внешнем мире, он начинает бороться за власть в

    семье. [52;1]

    Излишнее влияние того или иного родителя имеет место там, где матери

    (обычно матери) приходится проводить с ребенком гораздо больше времени,

    чем отцу, или наоборот. Бывает, что дочь, недолюбливающая свою мать и

    редко видящая отца, идеализирует его; но в этом случае влияние оказывает

    воображаемый, а не действительный отец. [71; 7]

    Как известно, в полной семье мать выполняет функцию эмоционального фона

    семьи, создает теплую семейную атмосферу, выполняет задачу близости,

    доверительности, понимания. А отец в большей мере представляет функцию

    нормативного контроля, создает систему оценок, осуществляет регуляцию

    поведения. [86; 13]. В семейном воспитании без отца могут быть выделены

    три типа отношений.

    Первый тип определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце и

    строить воспитание так, как будто его никогда не было. Такой стиль можно

    считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не

    знал отца. Если же дети знали отца, помнят его, строить воспитание, делая

    вид, что его просто нет и не было, вряд ли разумно.

    Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В

    этом случае мать изгладить из детских воспоминаний даже самые

    незначительные положительные впечатления об отце. Если ребенок не знал

    отца или не помнит его, то негативное отношение к нему матери он может

    истолковать как несправедливое и более того, возможно, что они начинают

    переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца.

    Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный связан с

    созданием у детей представления об отце как об обычном человеке, у

    которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки, слабости.

    Это самая трудная позиция для матери, но самая приемлемая для воспитания

    ребенка. Если мать последовательно и сознательно реализует такую позицию в

    отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть

    основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца. [85-86;13]

    Позиция отца в семье влияет на образ в сознании юношей. Если отец уделяет

    мало времени семье, это может вызвать недостаточно положительно

    сформированный образ в сознании юношей, влияющий на благоприятное развитие

    личности.

    1.3.2. Авторитет родителей.

    Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета

    заключается в том, что он не требует никаких доказательств, а принимается,

    как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые

    простым детским глазом. Авторитет не дается от природы, он может быть

    организован в каждой семье. К сожалению, встречаются родители, которые

    организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому,

    чтобы их слушались, это составляет их цель. На самом деле это ложная

    цель.[66;4]

    Есть много видов ложного авторитета:

    Авторитет подавления.

    Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Такой отцовский террор

    держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Он приносит вред не

    только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым

    существом, которое способно быть только прислугой. Такой авторитет ничего

    не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного

    папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время

    он воспитывает в ребенке жестокость.

    Авторитет расстояния.

    Есть такие отцы, да и матери, которые серьёзно убеждены: чтобы дети

    слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться,

    изредка только выступать в виде начальства. Здесь у отца какой-нибудь

    отдельный кабинет, из которого он показывается изредка. Бывают и такие

    матери: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в

    ведении бабушки или даже домработницы. Нечего и говорить, что такой

    авторитет не приносит никакой пользы, и такая семья не может быть названа

    разумно организованной семьей.

    Авторитет чванства.

    Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У

    каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они -

    самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на

    каждом шагу, показывают и своим детям. Бывает очень часто, что, пораженные

    таким видом отца, начинают чваниться и дети. В этой атмосфере высокомерия

    важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он

    воспитывает.

    Авторитет педантизма

    В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают,

    но работают, как бюрократы. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и

    раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше

    всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся что папа человек

    нетвёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то

    хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя.

    Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно;

    он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

    Авторитет резонерства.

    В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными

    поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в

    поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В резонерстве

    родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

    Авторитет любви.

    Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители

    убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а

    чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям

    свою родительскую любовь. Мимо внимания родителей проходят многие важные

    мелочи семейного воспитания. Ребёнок всё должен делать из любви к

    родителям.

    В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей,

    конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что

    папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным

    выражением. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно

    подыгрываться. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних

    и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма

    становятся сами родители.

    Авторитет доброты.

    Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также

    организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и

    излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама

    выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Очень скоро в такой

    семье дети начинают просто командовать родителями, родительское

    непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний,

    капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое

    сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

    Авторитет дружбы.

    Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже

    договор: наши дети будут нашими друзьями. Если дружба достигнет крайних

    пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс:

    дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится иногда

    наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей

    Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на

    каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и

    дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

    [189-214;15]

    Авторитет подкупа

    Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается

    подарками и обещаниями.

    Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и

    работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. [69;4] Авторитет

    помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополняется

    авторитетом знания.[71;4]

    Бывает часто, что родители вообще не думают ни о каком авторитете. Сегодня

    так относятся к детям, завтра иначе, ибо у родителей изменилось

    настроение. Бывает, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать

    - другого. Детям в этом случае приходится прежде всего быть дипломантами и

    научиться лавировать между мамой и папой. Наконец, бывает и так, что

    родители часто не обращают внимания на детей и думают только о своем

    спокойствии. [184; 16]

    Подросток нуждается в нравственном авторитете, который ответил бы на его

    сомнения, за которым он мог бы уверенно следовать. Найдись нежелательный

    авторитет, поразивший подростка своим «знанием» жизни, своей уверенностью,

    а порой и мнимой Щедростью, криминальной псевдоромантикой, и он пойдет по

    дороге, ведущей к преступлению. [119;12]

    Правильно подобранный родительский авторитет положительно сказывается на

    взаимоотношениях юношей с родителями, а так же положительно влияет на

    образ отца в сознании юношей, поскольку именно отец часто является

    источником авторитета в семье.

    Выводы по теоретической части:

    Положительный образ отца в сознании юношей достигается если:

    1. Отец наряду с матерью является положительным, но не навязчивым

    примером для подражания и образцом поведения.

    2. Взрослые и родители внимательно относятся к возрастным особенностям

    юношеского периода, принимая во внимание все характерные для этого

    возраста изменения, как физиологические, так и психологические.

    3. Родители способствуют развитию доверительных отношений с детьми.

    4. Отец внимательно относится к семье, жене и детям и обладает

    психологическими тонкостями в общении с ними.

    5. Отец занимает значимое место в семье, не являясь лишь источником

    материальных средств, и уделяет достаточное количество времени семье и

    детям.

    6. Правильно подобран вид родительского авторитета.

    Глава 2. Организация и методики исследования.

    2.1. Описание методик исследования.

    С целью решения исследовательских задач нами было проведено обследование

    22 учащихся (11 девушек и 11 юношей) Торгово-Экономического техникума и

    средних школ № 70, №17, №8.

    Для исследования нами были использованы следующие методики:

    1. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

    2. Методика «Представления об идеальном родителе».

    3. Метод «Незаконченные предложения».

    Методика Лири «диагностика межличностных отношений» направлена на

    выяснение у юношей образов реального отца и образов идеального отца,

    состоящая из 128 вопросов. Целью методики являлось выяснение отношения

    испытуемых к отцу как к авторитарному, эгоистичному, агрессивному,

    подозрительному, подчиняемому, зависимому, дружелюбному, альтруистичному.

    Каждая из характеристик разделена на четыре степени выраженности

    отношения: низкая, умеренная, высокая, экстремальная (до патологии)

    Метод «Незаконченные предложения» включает в себя 60 незаконченных

    предложений, из которых выберем вопросы, направленные на выявление

    особенностей отношения юношей к отцу и на выявление психологической

    атмосферы в семье испытуемых.

    Школьникам предлагалось закончить предложения одним или несколькими

    словами. Для каждой группы предложений выводится характеристика,

    определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или

    безразличную.

    Методика «Представления об идеальном родителе» представляет собой таблицу,

    состоящую из 48 полярных качеств человека. Из каждой пары предлагалось

    выбрать ту характеристику, которая соответствует степени выраженности

    данного качества. Количественная обработка заключается в подсчете баллов

    испытуемого по каждому аспекту. В итоге получаем когнитивный,

    эмоциональный и поведенческий показатели представлений об идеальном отце.

    2.2. Особенности образа отца в сознании подростка. Анализ результатов

    исследования.

    В соответствии с поставленной целью, в ходе проведенного исследования были

    обработаны данные, полученные с помощью ряда методик.

    Анализ результатов по методике Лири «Диагностика межличностных отношений»

    позволяет нам судить об особенностях сформированности образа отца в

    сознании юношей.

    Проанализируем содержание нашего экспериментального материала, представив

    его для наглядности в виде таблиц.

    Реальный отец

    +--------------------------------------------------------------------+

    | | Степень выраженности отношения | |

    | |-------------------------------------------+ |

    | Типы отношений || Девушки (%) | Юноши (%) | |

    | ||-----------------+------------------------+-------|

    | |||низкая|умеренная|высокая|низкая|умеренная|высокая|

    |----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

    | Авторитарный ||| 45,5 | 27 | 27 | 18 | 73 | 9 |

    |----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.