МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности образа отца в сознании юношей. Курсовая работа.

    Особенности образа отца в сознании юношей. Курсовая работа.

    Министерство образования Российской Федерации

    Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова

    Особенности образа отца в сознании юношей

    Выполнила: студентка 3 курса, факультета иностранных языков, французского

    отделения

    Дроздова О.С.

    Научный руководитель: кандидат психологических наук

    Булыгина Т.Б.

    Архангельск, 2004 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………………….3

    ГЛАВА 1. Образ отца в сознании юношей………………….........................…5

    1.1. Роль отца в формировании личности ребенка…………………………….5

    1.2. Особенности отношений юношей со взрослыми………………...……….8

    1.2.1. Особенности отношений юношей с родителями….……………...….....11

    1.3. Факторы, влияющие на формирование образа отца в сознании

    юношей…………………………………………………………………….….…14

    1.3.1. Влияние позиции отца в семье на образ отца в сознании

    детей...….....15

    1.3.2. Авторитет родителей…...…………………………………………….......18

    ГЛАВА 2. Организация и методики исследования..…...……………..…..…..23

    2.1. Описание методик исследования……………………………………….…23

    2.2. Особенности образа отца в сознании юношей…………………………...25

    Заключение...……………………………………..……………….……...……..33

    Библиография…….……………………………………………………….….…34

    Введение

    В настоящее время проблема изучения особенностей образа отца в сознании

    юношей является актуальной. Современный мужчина уделяет меньше внимания

    семье и детям, что приводит к формированию недостаточного образа отца в

    сознании юноши и к нарушению взаимопонимания между ними. Для молодого

    человека очень важно иметь положительный образ отца, иметь с ним

    отношения, подкрепленные деловым и нравственным авторитетом мужчины,

    поскольку именно такой авторитет способствует формированию гармонично

    развитой личности юношей. Для формирования положительного образа отца

    очень важен живой пример родителя. Сыновья во многом копируют образ жизни

    и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От

    отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую

    надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец

    которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным

    относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то

    эту же привычку перенимают и дети.

    Своим поведением отец научает молодого человека относиться к окружающему

    миру, к людям, научает его навыкам общения и является его Духовным

    воспитателем. Кроме того, отец формирует в мальчике будущего мужчину-отца,

    а в девочке - представление об идеале ее будущего избранника.

    Несмотря на всю важность рассматриваемого вопроса, проблема все же

    остается недостаточно изученной в литературе. Среди тех, кто занимался

    изучением данной проблемы, необходимо отметить Дружинина В.Н., Макаренко

    А.С., Фридман Л.М, Кона И.С., Мухину В.С., Спиваковскую А.С. и др.

    Данная работа включает в себя исследование, целью которого является

    изучение особенностей образа отца в сознании юношей.

    Объект исследования: юноши в возрасте 16-17 лет.

    Предмет исследования: особенности образа отца в сознании юношей.

    Цель курсовой работы:

    1. Выявить особенности образа отца в сознании юношей.

    Гипотеза исследования:

    На образ отца в юношеском возрасте влияют пол, психологическая атмосфера в

    семье.

    В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были сформулированы

    следующие задачи:

    1. Проанализировать теоретическую разработанность в психологии проблемы

    образа отца в сознании юношей.

    2. Подобрать методический инструментарий для изучения особенностей образа

    отца в сознании юношей и организовать проведенное исследование.

    3. Провести обработку результатов, направленную на проверку выдвинутых

    гипотез и реализацию поставленной цели и сделать выводы относительно

    особенностей образа отца в сознании юношей.

    Глава 1. Образ отца в сознании юношей.

    1. Роль отца в формировании личности ребенка.

    Отцовство - вместе с материнством составляет основу семейных отношений как

    супругов, так и родителей и детей.

    Сутью биологической функции отца является его участие в зачатии ребенка, в

    заложении биологических (генетических) основ будущего организма.

    Генетически отцом и матерью определяются черты и биологического сходства с

    родителями: цвет волос, цвет глаз, особенности телосложения, основы

    функционирования всех органов и систем детского организма. Кроме того,

    задатки - будущая основа развития способностей (к умственной деятельности,

    музыке, спорту, изучению иностранных языков) - также закладываются

    генетически.

    Нравственная позиция отца определяет его позицию и как воспитателя. Она

    отличается от материнской. Если по своей природе женщина - существо более

    эмоциональное, одухотворенное, то в педагогической деятельности она в

    основном руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный,

    деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент

    разумного. А это значит, что отец четче и реалистичнее осознает цель

    воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику,

    мотивированно, а, не чувственно избирая для этого необходимые средства,

    методы и приемы. [171-173;11]

    Отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения

    ребенка: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль

    модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка

    от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье

    или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка

    психопатологии. [51-52;1] Именно в общении с отцом мальчик учится быть

    мужчиной, приобретает типично мужские черты характера - достаточно лишь

    подражать взрослому. Не будь мужчины в семье, мальчику много недоставало

    бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и

    девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому

    научиться у отца. У нее складывается точное представление о том, что собой

    представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся

    к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы

    и папы.[164;17]

    Хороший отец видит в ребенке личность и ее культивирует, организуя всю

    деятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. А мужские разговоры по

    душам просто незаменимы, как для мальчиков, так и для девочек. В них -

    жизненно важные для растущего человека ориентиры: дружба - самое надежное

    в жизни, старость надо уважать, помочь слабому - долг мужчины; девочка

    должна быть скромной, незачем расточать юность на пустые дела…

    Хороший отец постарается избежать наиболее распространенных ошибок:

    авторитарности, основанной на грубых мерах воздействия, унижения

    достоинства жены и ребенка, немотивированной самоуверенности,

    отстраненности от воспитания детей. [171-173;11]

    Отец - наиболее значимая фигура для ребенка и подражание его поведения

    фиксируется надолго. Ребенок перенимает этот образец вместе с другими

    формами поведения и затем, став уже взрослым, будет воспитывать по тому же

    принципу своих детей. [116;13]

    Важнейшее качество будущего отца - ответственность. Тот, кто сначала дает

    жизнь ребенку, а потом начинает раздумывать, брать или не брать на себя

    «вину» за его появление на свет, рискует стать для него человеком более,

    чем чужим. Ведь дети, выросшие без отца, имеют более низкий уровень

    притязаний, более высокий уровень тревожности, заниженную самооценку. Они

    испытывают трудности в общении. Не имея перед собой образца мужского

    поведения, такие подростки неправильно оценивают твердость и грубость,

    нежность и жестокость, конфликтность и умение ладить с окружающими.

    [171-173;11]

    Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и более того —

    опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень

    важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу.

    Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при

    выборе будущего партнера (выбор может происходить по разным критериям —

    сходству или противоположности).[11;1]

    Взрослый человек соединяет в себе казалось бы противоположные сознания

    отца и матери. Если бы он ориентировался только на сознание отца, то был

    бы злым и бесчеловечным, а одностороннее возобладание материнского

    сознания привело бы зрелого человека к потере здравого рассуждения и

    препятствиям в развитии себя и других. Синтез материнской и отцовской

    привязанности в сознании ребенка — основа его духовного развития и

    зрелости. Слабое их синтезирование приводит детей к неврозам. Итак, одного

    начала — материнского или отцовского — недостаточно для нормального

    психического развития ребенка.[235;14]

    Таким образом, развитие личности ребенка зависит не только от матери, но и

    от отца, который является для него примером для подражания и образцом

    поведения.

    1.2.Особенности отношений юношей со взрослыми.

    Юность - период завершения физического созревания человека, бурного роста

    его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала

    вступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, психического

    и социального созревания протекают неравномерно и разновременно,

    хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и

    взрослости, весьма подвижны и определяются учеными по-разному. [3;2]

    Взаимоотношения со взрослыми - одна из важнейших проблем юношеского

    возраста, имеющая как социальный, так и психологический аспект. [8;2]

    Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому,

    подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является

    ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае

    взрослый может значительно облегчить юноше и подростку поиск его места в

    системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои

    способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность,

    общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать

    сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие

    эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

    В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти

    формы налаживания и поддержания этих контактов. Подросток испытывает

    потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей

    жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

    В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям,

    они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью

    изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под

    воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам

    взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит

    безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных

    и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо

    выделить экономический фактор (подросток материально зависим от родителей)

    и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В

    результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.[362;8]

    Подростку необходима совместная деятельность со взрослым, значит, у них

    должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества

    может быть самым различным. Надо подчеркнуть, что именно совместная

    деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств,

    настроений, облегчает контакты с подростком, эмоциональную и духовную

    близость.[60;5] Труд рядом и наравне со взрослым рождает у ребенка чувство

    удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет чувство собственного

    достоинства, пробуждает уважение к себе. Эти положительные эмоции

    чрезвычайно важны для налаживания и закрепления контактов между взрослым и

    подростком.[65;6]

    Вообще же следует отметить, что стремление взрослых руководить ребенком -

    явление гораздо более частое, чем стремление понять его проникнуть в его

    внутренний мир. В контактах, основанных на «руководстве», инициатива,

    разумеется, принадлежит взрослым. Но у некоторых старших школьников даже

    этот контакт нарушен, ибо они не принимают или критически оценивают

    действия родителей и тем более не допускают их в сферу своих интересов.

    Выразить эти интересы ребята стремятся среди сверстников.[166;6]

    В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку не благоприятны

    для его развития. Так, авторитарная позиция по отношению к подростку может

    стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.[363;10]

    Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится

    потребность в эмансипации от контроля и опеки родителей, учителей, старших

    вообще, а так же от установленных ими правил и порядков. [80;8]

    Вообще прелесть детства, отрочества, юности ценится зрелыми людьми мало;

    взрослые желают, чтобы их дети поскорее пережили эти возрасты и перешли в

    следующий.[101; 12]

    Юношеский возраст характеризуется различными изменениями в сознании

    личности, что отражается на их взаимоотношениях со взрослыми. Для того,

    чтобы не потерять контакт с юношами, взрослые должны внимательнее

    отнестись к особенностям данного периода и принять во внимание характерные

    для этого возраста все изменения, как физические, так и психологические.

    1.2.1.Особенности отношений юношей с родителями.

    Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений

    с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

    [108;11] Сложность общения старшеклассников с родителями довольно велика

    даже в самых благополучных семьях. [230;14]

    В семье происходит довольно болезненная ломка привычных позиций.

    Пренебрежение со стороны родителей интересами, увлечениями

    старшеклассников создает определенный барьер между ними и родителями.

    [232;14]

    Сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер

    взаимоотношений между ее членами.

    Существует несколько относительно автономных психологических механизмов,

    посредством которых родители влияют на своих детей.

    1) Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным

    и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в

    сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно

    становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

    2) Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,

    старается стать таким же, как они.

    3) Понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его

    проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные

    качества.[81;8]

    Весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в

    семье тип контроля и дисциплины.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

    представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

    близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

    другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

    средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость

    и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого

    подхода.[108;11]

    За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и

    разное направление внутрисемейной коммуникации. Кроме того, родители не

    всегда практикуют один я тот же стиль дисциплины: отцы, как правило,

    воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и

    авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере

    компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать

    влияние друг друга.

    Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно

    тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.

    Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности,

    активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка

    направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и

    рационально:

    * родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их

    обсуждение подростком;

    * власть используется лишь в меру необходимости;

    * в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

    * родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не

    считает себя непогрешимым;

    * он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его

    желаний.

    Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону

    авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.

    Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство

    своей незначительности и нежеланности в семье.[109;11]

    Открытости во взаимоотношениях с подростком в семье нельзя добиться

    силой, ее можно только заслужить. Необходимо способствовать формированию

    нового уровня самосознания, способности к познанию себя как личности и

    становлению избирательности интересов, выделению стержневых, постоянных

    личностных интересов. [104;10]

    Отношения юношей с родителями во многом определяют отношения юношей с

    другими людьми, а так же влияют на дальнейшее становление их личности.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.