МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности человеческой агресии

    Проведенные исследования убедительно показывают, что возбуждение

    действительно усиливает эмоции.

    Сексуальное возбуждение и другие его виды, такие как гнев, могут

    усиливать друг друга. На основании лабораторных экспериментов выяснено, что

    эротические стимулы действуют более возбуждающе на тех людей, которыые

    только что пережили испуг.

    Фрустрация, жара, теснота оскорбление усиливают возбуждение. При этом

    возбуждение в сочетании с враждебными мыслями и чувствами может обеспечить

    появление агрессивного поведения.

    Насильники

    Абсолютно не контролирующие себя агрессоры:

    отсутствие сдерживающих начал.

    Работы Точа показывают, что эти лица, несмотря на сравнительную

    немногочисленность, несут ответственность за необычайно высокий процент

    случаев с применением насилия.

    Исследователь пришел к выводу, что насильников (не контролирующих себя

    агрессоров) можно разделить на несколько типов. Одни из них руководствуются

    социальными целями и мотивами (например, поддержание своего имиджа), в то

    время как другие стремятся эксплуатировать других и насаждать свою власть

    (запугивание, эксплуатация). Некоторые ведут себя агрессивно из-за

    убеждения, что «за ними охотятся», а также из-за страха, что сами стаут

    жертвами, если не нанесут удара первыми.

    Чрезмерно контролирующие себя агрессоры:

    когда чрезмерная сдержанность становится опассной.

    Мегарджи пришел к заключению, что виновные в совершении поступков с

    применением крайних форм насилия являются чрезмерно контролирующие себя

    агрессоры – лица, обладающие мощными сдерживающими силами, препятствующими

    совершению агрессивных действий. Такие люди обычно редко реагируют на

    провокацию, предпочитая прятать свой гнев под мнимым безразличием. С

    течением времени, однако, если провокации не прекращаются, даже их

    чрезмерное терпение лопается. Люди неожиданно прибегают к насилию. После

    «выброса» агрессии они опять возвращаются к своему прежнему состоянию

    пассивности.

    Гендер и агрессия: мужчины и женщины как агрессоры.

    Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии.

    Данные исследований свидетельствуют, что мужчины и женщины

    придерживаются противоположных социальных представлений – противоположных

    моделей и теорий о функциях – об агрессии. Женщины рассматривают агрессию

    как экспрессию – как средство выражения гнева и снятия стресса путем

    высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к

    агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому

    прибегают для получения разнообразного социального и материального

    вознаграждения.

    Мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины

    предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред

    противнику окольным путем.

    Роль наследственного фактора в формировании

    агрессивного поведения человека.

    Вместо того чтобы утверждать, что природа (то есть биологические

    процессы) или же воспитание (то есть научение, влияние среды) несут

    ответственность за агрессивное поведение, мы займем позицию, согласно

    которой ни один из этих факторов в полной мере не ответственен за

    человеческую агрессию. Хотя в основе ее проявления биологические процессы

    находятся в зависимости от социальных и средовых процессов и тесно

    взаимодействуют с ними.

    Если люди имеют одинаковые гены, проявляют и одинаковые особенности в

    поведении, можно считать подобное поведение наследственным.

    По словам исследователей, «если у значительного числа осужденных

    приемных детей осуждены их биологические родители … то это свидетельствует

    о влиянии генотипа на формирование преступного поведения».

    Наследуемость склонности к совершению преступлений отнюдь не означает

    безусловной наследуемости склонности к агрессии: лица, поведение которых

    изучалось в этих исследованиях, зачастую совершали ненасильственные

    преступления. В целом полученные данные свидетельствуют о наследуемости

    склонности к криминальному поведению. Однако роль биологического фактора в

    формировании агрессивного поведения отнюдь не исключает влияния на это

    формирование факторов окружающей среды.

    Алкоголь.

    Стимуляторы оказывают мощное воздействие на поведение людей,

    совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот

    момент под влиянием алкоголя. Даже небольшая доза алкоголя ведет к

    повышению агрессивности. Тэйлор и Гаммон обнаружили, что незначительные

    дозы (15 г. на каждые 16 кг веса тела) сдерживают агрессию, в то время как

    большие дозы (50 г. на каждые 16 кг веса тела) способствуют ее проявлению.

    Сексуальная агрессия.

    Сексуальное принуждение подразумевает половое сношение вследствие

    применения мужчиной силы или непрекращающегося напора с его стороны.

    Наиболее характерным личностным фактором сексуальной агрессии является

    агрессивность.

    Всплеск физического и сексуального насилия совпал по времени с

    учащением появления в средствах массовой информации кровавых и откровенно

    непристойных сцен.

    Порнография и сексуальное насилие.

    Неоднократный просмотр эротичных фильмов, изображаюших «скоростной

    секс» и ни к чему не обязывающий секс, имеет ряд последствий:

    - Менее возбужденный партнер кажется менее привлекательным.

    - Возрастает толерантность к внебрачным сексуальным связям, и

    укрепляется представление о том, что женщина должна быть сексуально

    безотказна.

    - Мужчина начинает воспринимать женщину прежде всего как сексуальный

    объект.

    В типичном эпизоде сексуального насилия мужчина принуждает женщину к

    половому акту. Сначала она сопротивляется. Однако постепенно она приходит в

    состояние сексуального возбуждения, и от ее сопротивления не остается и

    следа.

    Социальные психологи сообщают, что показ подобных сцен может 1)

    искажать представление о том, как женщина в действительности реагирует на

    сексуальное принуждение, а также 2) повышать агрессивность мужчин в

    отношении женщин.

    Имеется много свидетельств тому, что порнография может провоцировать

    мужчину на агрессивное поведение с женщиной. Корреляционные исследования

    подтверждают такую возможность.

    Во всем мире вслед за широким распространением порнографии в течение

    1960 ( 1970-х годов резко возросло количество изнасилований, кроме тех

    стран и регионов, где порнография находилась под контролем.

    Конечно, эта взаимосвязь еще не доказывает того, что порнография

    является основной причиной сексуального насилия.

    По данным проведенного опроса 22% женщин сообщили о том, что были

    объектами сексуального принуждения со стороны мужчин. О каждом третьем их

    четырех случаев изнасилования ранее незнакомыми мужчинами и почти обо всех

    случаях изнасилования знакомыми пострадавшие не сообщают в полицию. Таким

    образом, официальные данные о сексуальном насилии дают весьма необъективное

    представление о реальных масштабах явления.

    Агрессия наиболее выражена у людей со сформированными установками на

    одобрение насилия, рассадником которых является порнография. Мужчины, чье

    сексуальное поведение оскорбительно и агрессивно, обычно стремятся к

    доминированию, проявляют враждебность в отношении женщин и сексуально

    опытны.

    Глава II. Практическое исследование проявления агрессии.

    §1 Методы исследования агрессивного поведения.

    Нынче лишь недавно сделали агрессию объектом эмпирического изучения.

    Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что

    интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются

    сравнительно «безопасные» методы исследования, такие как опросы и

    наблюдения. Изобретательные исследователи разрабатывают также методики,

    позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.

    Экспериментальные и неэкспериментальные подходы в исследованииях.

    Исследователи вынуждены наблюдать и понимать агрессию, не провоцируя

    при этом людей причинять друг другу вред. Один из сравнительно безопасных

    способов изучения агрессии заключается в поиске «естественно возникающих

    случаев агрессии и регистрации событий, сопутствующих инциденту». Например,

    исследователь может оправиться по барам, злачным местам, записывая кто вел

    себя агрессивно и какие агрессивные действия совершал (бил посуду, кричал).

    Схожий метод – опрос людей – каким образом, как часто и при каких

    обстоятельствах они проявляют агрессию. При таких неэкспериментальных

    подходах исследователь избегает любого прямого вмешательства или поощрение

    поведения, причиняющего вред. Эти методы всегда были и остаются весьма

    полезными.

    Однако в таких процедурах есть один недостаток: исследователи,

    применяя такие методы, часто не могут установить, какие конкретно факторы

    предопределили, вызвали или подавили прямую агрессию (например, алкоголь,

    жара).

    Из-за подобных трудностей многие психологи препочитают использовать

    для изучения агрессивного поведения экспериментальный подход. Исследователь

    манипулирует одним или несколькими параметрами, которые считаются

    стимулирующими или подавляющими прямую агрессию, а затем оценивает

    результаты этой процедуры.

    Например, если мы хотим применить экспериментальный подход для

    изучения связи агрессивного поведения с опьянением, мы будем варьировать

    независимую перменную, давая одной группе испытуемых большую дозу алкоголя,

    а другой группе – кока-колу с запахом алкоголя. Если мы обнаружили, что

    люди, выпившие коктейль с настоящим алкоголем ведут себя более агрессивно,

    чем те, кто пил кока-колу с ароматизатором, мы будем более-менее уверны,

    что причиной такого поведения был алкоголь.

    Существуют различные методы, используемые для изучения агрессивного

    поведения: некоторые из них применяются исключительно в эеспериментах,

    другие же могут быть использованы как в экспериментальных, так и в

    неэкспериментальных исследованиях.

    Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса.

    Архивные исследования – состоят в сборе информации из публичных

    источников. Например, сведения автоинспекции, статистика преступности и

    бракоразводные записи, данные о массовых беспорядках и милиции о

    насильственных преступлениях в качестве источников информации об

    агрессивном поведении.

    Одно из главных достоинств архивных данных заключается в том, что они

    относительно свободны от вносимых исследователем искажений (так как не он

    их собирал). Но так как данные изначально собирались для других целей

    исследователю бывает трудно найти сведения, непосредственно касающиеся

    интересующей его проблемы. Это является одной из самых больших проблем

    архивных исследований.

    Вербальная информация. Психологи часто используют ответы людей для

    получения необходимой информации. Эти сведения могут сообщаться как самим

    объектом исследования, так и знакомыми этого человека. Для измерения

    агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них

    посвящены общей агрессивности, другие же предназначены для изучения

    агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники

    составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности

    исследователя в выявлении их агрессивности.

    Инциденты, лежащие в подоплеке гнева и агрессии как правило, таятся в

    прошлом, в истории взаимоотношений, которая недоступна непосредственно,

    поэтому исследователю не удается выявить подлинные мотивы. Таким образом,

    утверждает Эврилл, опросы являются лучшим способом для изучения поведения и

    эмоций, в которых люди, может быть не хотят признаваться.

    Анкеты.

    В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их

    непосредственном опыте, связанном с агрессивном поведением других.

    Большинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в

    конкретных ситуациях.

    Штраус и Штаймец применяли анкеты в исследовательской программе,

    предназначенной для выявления причин и последствий насилия в семье. Их

    стандартный опросник называется «Шкала тактики поведения в конфликтах».

    Галли Денджерник, Пеппинг и Бергстром использовали версию «Шкалы

    тактики поведения в конфликтах» в исследовании влияния сибсов (дети из

    одной семьи) на агрессивное поведение. Исследователи заключили, что

    переживание насилия в семье могут способствовать будущей агрессивности, в

    частности благодаря возможности тренировки такой формы поведения на сибсах.

    Личностные шкалы.

    Иногда опросники предназначены для измерения постоянного уровня

    агрессивности. Такие опросники являются разновидностью личностных тестов.

    Наиболее часто употребляемая мера агрессии и враждебности – это тест

    враждебности по Бассу и Дарки. Басс и Дарки установили меру двух видов

    враждебности (негодование и подозрение) и пяти видов агрессии (нападение,

    косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

    Оценивание другими.

    Еще один вид вербальной информации – оценивание другими – состоит в

    том, что человека чья агрессивность нас интересует, оценивают люди,

    отличные от него: знакомые, знакомые, друзья, родители, одноклассники,

    сибсы. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской

    агрессивности. Преимущества такого оценивания заключается в том, что

    окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой

    стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими,

    которое может быть искаженным.

    Проективные методы.

    Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и

    враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует

    исследователей. Одна из главных проблем заключается в том, что методы могут

    быть довольно трудны для интерпретации, и поэтому непросто найти людей,

    согласных с одной и то же интерпретацией.

    Наиболее часто используемые проективные методы – тест тематической

    апперцепции (ТАТ). Этот тест состоит из серии картинок, о которых

    испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что

    предшествовало событиям на картинке.

    В тесте Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с

    чернильными пятнами и просит сказать на что они похожи или о чем они ему

    напоминают.

    Например, если человеку одно из пятен напоминает схватку зверей, или

    пистолет, значит, он описывает агрессивное поведение и ответ должен

    засчитывается в качестве агрессивного.

    Рисуночный тест изучение фрустрации по Розенцвейгу является

    полупроективной методикой, предназначенной для оценки типичных реакций на

    повседневные фрустрирующие события. Испытуемым показывают комикс, где на

    каждой картинке персонаж произносит слова, из которых следует, что герой

    столкнется с фрустрирующей ситуацией. Задача испытуемого – вписать ответ

    фрустрирующего героя в облачко, выходящее из его рта. Ответы

    классифицируются по «направленности» и «типу агрессии». Направленность

    может быть вовне, на самого себя или на избежание агрессии. Типы агрессии

    включают сосредоточение на препятствии или фрустрирующем обстоятельстве;

    нападение или обвинение; попытку, несмотря на препятствие, разрешить

    фрустрирующую проблему.

    Наблюдение агрессии.

    Эти подходы предусматривают «прямую» запись поведения подготовленным

    наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной

    процедуры для регистрации текущего реального поведения. Главное

    преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать

    причиняющее реальный вид повреждение.

    Полевые наблюдения.

    Слово «полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в

    естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не

    помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях.

    Недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени,

    наблюдая неагрессивное поведение, прежде чем дождется хоть каких-то

    проявлений агрессивного поведения. Поэтому во многих случаях приходится

    вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного

    поведения.

    Натуралистические наблюдения.

    Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, не

    вмешиваясь в него, то это называется методом натуралистических наблюдений.

    Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведение детей и

    животных.

    Автомобильные сигналы.

    Неформальные наблюдения свидетельствуют, что автомобилисты при

    интенсивном движении нередко бывают раздражены: они кричат, жестикулируют и

    сигналят друг другу даже из-за незначительных заминок. В связи с этим

    дорожные ситуации могут оказаться полезным контекстом для полевых

    исследований агрессивного поведения. Например, машина помощника не

    трогалась с места в течение 15 секунд после загорания зеленого сигнала

    светофора.

    Межличностные конфронтации.

    В экспериментах Харриса, испытуемые, которым случилось оказаться в

    магазинах, ресторанах, аэропортах и прочих заведениях, подвергались прямому

    и сильному подстрекательству к агрессии. В одних случаях помощники

    экспериментатора намеренно налетали на людей сзади. В других случаях

    ассистенты влезали перед человеком, ждущим своей очереди в магазинах,

    ресторанах и банках. Затем записывались вербальные и невербальные реакции

    испытуемых на эту провокацию.

    Лабораторные наблюдения.

    Наиболее общий способ наблюдения агрессии состоит в наблюдении за

    поведением контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало

    важных достоинств.

    Большинство методов исследования агрессии относятся к одной из 4

    категорий: 1) «Игровые» методы; 2) Вербальные нападения на других; 3)

    «безопасное» не приносящее вреда нападение на живого человека; 4) «якобы

    причиняющее вред» нападение.

    «Игровые» меры агрессии.

    Типичная процедура состоит из следующих этапов:

    1) участников каким-либо образом подстрекают к агрессии – зачастую

    демонстрируя или агрессивные действия на примере;

    2) затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще каким-то

    образом нападать на неживые мишени;

    3) агрессия оценивается по частоте совершения подобных действий против

    «жертв». Подобные процедуры чаще всего применяются для изучения

    того, каким образом люди усваивают агрессивное поведение.

    Подобные процедуры стали объектом критики со стороны некоторых ученых,

    которые утверждали, что поскольку действия испытуемых не приносят вреда ни

    одному живому существу, их нельзя считать проявлениями агрессивного

    поведения, а лучше интерпретировать как форма игры.

    По мнению Бандуры, дети, усвоившие новые способы нападения на других и

    причинения им вреда, могут с такой же готовностью продемонстрировать

    подобное поведение как на кукле, так и на любом человеке.

    Измерение вербальной агрессии: когда слово (или оценки) ранят.

    В подобных экспериментах испытуемых предварительно фрустрировали или

    подстрекали в какой-либо форме, а затем или представляли возможность

    посчитаться со своими обидчиком посредством вербальных комментариев,

    письменных отзывов или более формальных оценок. Какие ответы следует

    считать агрессивными приходится определять исследователю. Например, отзывы,

    в которых употреблялись слова идиот, ненормальный, чудило, придурок, псих

    или в которых предлагали этих людей расстрелять, засадить, оцениваются как

    крайне агрессивные.

    Наиболее часто в методе изучение вербальной агрессии используют

    процедуру, когда испытуемых сначала фрустрируют или иными способами

    подстрекают к агрессии, а затем просят дополнить опросник, в котором они

    оценивают подстрекателя.

    Прямая физическая агрессия: вред без ущерба.

    Один из наиболее часто используемых методов лабораторного изучения

    агрессии предусматривает прямое физическое нападение на живую жертву.

    Методика основана на обмане, посредством которого участников экспериментов

    заставляют поверить, что они тем или иным способом могут причинить другому

    человеку физический вред, хотя в действительности они этого сделать не

    могут. Например, использование против объекта агрессии игрушечного

    пистолета, шариков, игрушечных кирпичей.

    В такой процедуре удается изучить намерение причинить вред, избегая

    при этом физических увечий.

    §2 Анализ результатов исследования проявления агрессии.

    Тест «Стиль общения» (Л.4 стр. 99-102).

    Он используется для того, чтобы определить достаточно ли человек

    корректен в отношениях со своими сотрудниками, членами семьи, коллегами. В

    ходе тестирования было определено 16 студентов третьего курса факультета

    географии. Им было предложено 20 вопросов. При этом они должны были выбрать

    из трех предлагаемых вариантов ответа один и записать его. В ходе

    тестирования нами были получены следующие результаты.

    p1 = 38 p5 = 36 p9 = 45 p13 = 40

    p2 = 43 p6 = 36 p10 = 37 p14 = 45

    p3 = 37 p7 = 42 p11 = 39 p15 = 38

    p4 = 35 p8 = 37 p12 = 35 p16 = 36

    |34 очка и менее |Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной |

    | |уверенностью в своих силах, будьте решительнее. К критике|

    | |снизу относитесь доброжелательно, критики сверху |

    | |побаиваетесь. |

    |35 – 44 очка |Вы умеренно агрессивны. Вам сопутствует успех в жизни, |

    | |поскольку в Вас достаточно здравого честолюбия. К критике|

    | |относитесь доброжелательно. |

    |45 очков и более|Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете |

    | |чрезмерно жестоки по отношению к другим людям. Можете |

    | |пожертвовать интересами окружающих. Критику сверху – |

    | |принимаете, критику снизу – преследуете. |

    Результаты показали, что из 16 испытуемых 14 человек умеренно

    агрессивны, им сопутствует успех в жизни, к критике относятся

    благожелательно; 2 человека являются излишне агрессивными и

    неуравновешенными, нередко бывают чрезмерно жестоки по отношению к другим

    людям, критику сверху – принимают, критику снизу – преследуют.

    Математическая обработка

    Вначале мы графически представили распределение различных значений с

    учетом частот. При этом получились следующие столбиковые диаграммы:

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x x

    x x

    34 и менее 35 – 44 45 и более

    Далее, чтобы яснее была видна основная тенденция распределения, мы

    сгруппировали данные по классам.

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x

    x x

    x x

    |Классы |34 и менее |35 – 44 |45 и больше |

    |Частоты |0 |14 |2 |

    Так как данные, разбитые на классы по непрерывной шкале нельзя

    представить графически, мы использовали гистограмму – способ графического

    представления в виде примыкающих друг к другу прямоугольников.

    [pic]

    Таким образом, получилось, что количество баллов 34 и менее не получил

    никто, 35 – 44 получилось у 14 человек, 45 и более – 2 человек.

    Теперь вычислим процентное соотношение этих величин.

    [pic]

    [pic]

    Вывод: Результаты показывают, что 87,5% испытуемых умеренно

    агрессивны, 12,5% излишне агрессивны и неуравновешенны.

    Рисуночный тест изучение фрустрации по

    Розенцвейгу (Л.11 стр. 494 – 504).

    Предназначен для оценки типичных реакций на повседневное фрустрирующие

    события. В ходе тестирования мы опросили 16 студентов третьего курса

    факультета географии. Им было предложено 24 рисунка, на каждом из которых

    озображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано

    в квадрате слева. Им нужно было представить, что будет отвечать другой

    человек в этой ситуации и написать самый первый ответ, который приходит на

    ум.

    |испытуемые |умеренная |низкая |Весьма |Неадекватно|Излишняя |

    | |агрессия |агрессия |высокая |сть по |фрустрацион|

    | | | |агрессия |отношению к|ная |

    | | | | |фрустрации |нагруженнос|

    | | | | | |ть, |

    | | | | | |подверженно|

    | | | | | |сть |

    | | | | | |фрустрации |

    |p1 |+ | | | | |

    |p2 |+ | | | | |

    |p3 |+ | | |+ |+ |

    |p4 | |+ | |+ |+ |

    |p5 |+ | | |+ |+ |

    |p6 |+ | | |+ | |

    |p7 |+ | | | | |

    |p8 |+ | | |+ |+ |

    |p9 |+ | | | |+ |

    |p10 |+ | | | | |

    |p11 | | |+ | | |

    |p12 |+ | | | |+ |

    |p13 | | |+ | |+ |

    |p14 | | |+ | | |

    |p15 |+ | | |+ | |

    |p16 |+ | | |+ |+ |

    |Итог |12 |1 |3 |7 |8 |

    Результаты показали, что из 16 опрошенных 1 человек имеет низкую

    агрессивность, 12 человек – умеренную агрессию и 3 человека – весьма

    высокую агрессию. Из них 7 человек проявляют неадекватность по отношению к

    фрустрациям, 8 человек имеют излишнюю фрустрационную нагруженность,

    подверженность фрустрации. Теперь вычислим процентное соотношение

    полученных результатов.

    [pic] (умеренная агрессия)

    [pic] (низкая агрессия)

    [pic] (весьма высокая агрессия)

    Вывод: Результаты показывают, что из 16 испытуемых 6,25% ( имеют

    низкую агрессию, 75% ( умеренную агрессию, 18,75% ( весьма высокую

    агрессию.

    Заключение.

    Данная работа отражает многие параметры возникновения и проявления

    агрессии.

    В первой главе рассматриваются психологические особенности проявления

    агрессивного поведения. В частности, глубокому анализу были подвергнуты

    различные определения агрессии: агрессия как поведение, агрессия как

    намерение, агрессия как причинение ущерба. Освещаются многие теории

    возникновения агрессии: агрессия как инстинктивное поведение, агрессия как

    проявление побуждения, агрессия как научение. В данной главе дается

    подробный анализ проблемной ситуации.

    В работе подробно изучаются также причины, которые оказывают влияние

    на возникновение агрессии. Ими являются семейные взаимоотношения,

    взаимодействие с окружающими, жара, шум, теснота, наследсттвенный фактор,

    влияние порнографии, а также алкоголь, наркотики.

    Во второй главе приводится анализ результатов исследования проявления

    агрессии. Определяется наиболее эффективные методы исследования агрессии.

    Определяются наиболее эффективные методы исследования агрессии. Было

    выявлено, что к их числу относятся наблюдение, беседа, тестирование. В ходе

    изучения агрессии мы используем тест «Стиль общения», Рисуночный тест

    изучения фрустрации по Розенцвейгу, по которым были проведены практические

    исследования. Результаты проанализированы и описаны во второй главе.

    В заключение нашей работы можно сделать следующие выводы и

    рекомендации:

    1. Понятие агрессии имеет многообразие определений, а также различные

    теории ее возникновения. Агрессия играет важную роль в жизни человека,

    сопровождая его в течение жизни. Поэтому человеку нужно больше знать о

    содержании этого понятия.

    2. Существуют различные причины влияющие на возникновение агрессии. Человек

    должен знать их, чтобы по возможности избежать эти проявления. Но все же

    если агрессия появилась, нужно проявить неагрессивные способы выразить

    чувства и сообщить другим о том, как их поведение повлияло на вас.

    3. Существует много различных методов исследования агрессии, по которым

    можно судить о поведении, которое присуще человеку в различных

    критических ситуациях, провоцирующих агрессию.

    Человек должен иметь представление об этих методах и применять их, чтобы

    узнать свой уровень агрессии, что в свою очередь может побудить человека

    задуматься о своем поведении и при необходимости изменить его в более

    лучшую сторону.

    4. Анализ результатов теста «Стиль общения» показал, что подавляющее

    большинство обследуемых проявляют умеренную агрессию по отношению к

    окружающим.

    Результаты «Рисуночного теста изучения фрустрации по Розенцвейгу»

    показывают также, что большинству испытуемых присуще переживание умеренной

    агрессии.

    Тем испытуемым, которые показали высокий уровень агрессии следует

    постараться проявлять спокойствие в любых ситуациях, а также, если что-то

    не устраивает в поведении собеседника сказать ему прямо об этом, но только

    не агрессивным способом, а спокойно.

    Список литературы.

    1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. «Питер», 2000.

    2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи.

    3. Изард К. Психология эмоций. – СПб. «Питер», 1999

    4. Можете ли вы стать бизнесменом / В. П. Фоминых, Е. В. Гукина, О. И.

    Волошин. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1992.

    5. Немов Р. С. Психология. – М. «Просвещение» «Влада», 1995.

    6. Майерс Д. Социальная психология. – СПб. «Питер», 1997.

    7. Психология агрессивного поведения. – ид-во «Феникс», 1998.

    8. Психология человеческой агрессивности. – Минск Москва. «Харвест АСТ»,

    2001.

    9. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.

    10. Словарь практического психолога. – Минск, «Харвест», 1997.

    11. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.

    12. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности.

    13. Хрестоматия по социальной психологии. – М., Международная

    педагогическая академия, 1995.

    14. Хвелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. «Питер», 1997.

    15. Чалдин Р. Психология влияния. – СПб. «Питер», 1999.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.