МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности человеческой агресии

    поведения, и агрессия является лишь одной из них.

    Предположение, согласно которому агрессия всегда обусловлена

    фрустрацией, также уводит слишком далеко. Нет практически никаких сомнений

    в том, что агрессия является следствием многих факторов, помимо фрустрации.

    Некоторые дополнительные аспекты теории фрустрации – агрессии.

    Доллард и соавторы полагали, что чем в большей степени субъект

    предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем больше количество

    ответных реакций блокируется, те сильнее будет толчок к агрессивному

    поведению. Также они пришли к выводу, что «степень замедления в любом акте

    агрессии варьирует в прямом соответствии с предполагаемой тяжестью

    наказания, могущего последовать за этим действием». Если индивидуума

    предостеречь от нападения на того, кто его фрустрировал, предварительно

    запугав каким-либо наказанием, он все еще будет стремится к агрессивным

    действиям. В результате могут иметь место агрессивные действия,

    направленные на совершенно другого человека, нападение на которого

    ассоциируется с меньшим наказанием.

    Миллер предложил особую модель, объясняющую появление смещенной

    агрессии – то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по

    отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям.

    Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессорам жертвы

    обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой

    факторов, тормозящих данное поведение; и 3) стимульным сходством каждой

    потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Миллер полагал, что

    барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к

    подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.

    Анрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица.

    Берковиц внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации –

    агрессии. Он утверждал, что фрустрация – один из множества различных

    аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные

    реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают

    готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только

    тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии – средовые

    стимулы связанные с актуальными или предшествовавшими факторами,

    провоцирующими злость, или с агрессией в целом.

    Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно

    подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитыми ранее дискомфортом и

    болью.

    Берковиц утверждал, что у сильно фрустрированных индивидуумов

    агрессивное побуждение может ослабевать только при условии причинения

    ущерба фрустратору.

    Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна.

    Зильманн утверждал, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть

    конструктом, который можно наблюдать и измерять (учащение пульса, повышение

    потоотделения и артериального давления).

    Одним из аспектов теории Зильманна является положение о том, что

    возбуждение от одного источника, таким путем усиливая или уменьшая силу

    эмоциональной реакции.

    Было обнаружено, что возбуждение от таких источников, как физическая

    активность, фильмы с изображением насилия, возбуждающая эротика, а также

    шум – способствует возникновению и проявлению агрессивных реакций.

    Когнитивные модели агрессивного поведения. Модель образования новых

    когнитивных связей Берковица.

    В соответствии с моделью образования новых когнитивных связей

    Берковица, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль,

    неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования

    негативного аффекта. Блокировка достижения цели, таким образом, не будет

    побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие.

    Теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются

    обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они

    лишь «интенсифицируют» агрессивную реакцию на наличие некоего барьера,

    препятствующего достижению цели.

    Взаимозависимость познания и возбуждения.

    Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом

    взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса

    переживания, приносящего страдания опыта и поведения». Он подчеркивал, что

    независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного

    напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень

    возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна,

    или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести,

    то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны,

    угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что,

    проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или

    почувствовал уменьшение опасности.

    Когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем

    возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать

    импульсивно (то есть агрессивно).

    Агрессия как приобретенное социальное поведение:

    прямое и викарное научение насилию.

    Викарное научение – научение через наблюдение научения других.

    Согласно Бандуре, анализ агрессивного поведения требует учета трех

    моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов,

    провоцирующих их появление и 3) условий. при которых они закрепляются.

    Усвоение агрессивного поведения

    Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное

    поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки,

    требующие всестороннего научения».

    Биологические факторы.

    Совершение агрессивного действия зависит от основных

    нейрофизиологических механизмов. Проще говоря нервная система участвует в

    осуществлении любого действия, включая и агрессивное.

    Непосредственный опыт.

    Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность

    того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

    К числу положительных факторов, приводящих к заметному усилению

    тенденции агрессивного поведения взрослых и детей относятся получение

    материальных поощрений (деньги, вещи, игрушки), социальное одобрение или

    более высокий статус, а также хорошее отношение со стороны других людей.

    Научение посредством наблюдения.

    Дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к

    которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за

    поведением других людей.

    Еще большее значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как

    примеры агрессии встречают одобрение или, остаются безнаказанными – это

    часто вдохновляет на подобное поведение.

    Регуляторы агрессивного поведения.

    Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное

    поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная

    похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения

    со стороны других. Во-вторых агрессия регулируется викарным опытом:

    например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или

    наказывают других. И, наконец, человек может сам себе назначить поощрения и

    наказания.

    §2 Причины влияющие на возникновение агрессии.

    Усвоение агрессивного поведения

    На становление агрессивного поведения детей влияют следующие

    источники: 1. Семья, которая может демонстрировать модели агрессивного

    поведения и обеспечивать его подкрепление.

    2. Взаимодействие со сверстниками.

    1. Символические примеры агрессивного поведения предлагаемые масс-медиа.

    Семейные взаимоотношения

    Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию.

    Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между

    детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не

    хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности

    безразличное и снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий

    вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы,

    особенно физические наказания.

    Исследователи обнаружили, что малолетние убийцы зачастую происходят из

    неполных семей. Если у детей плохие отношения с одним или обоими

    родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными или не

    ощущают родительской поддержки они, возможно, окажутся втянутыми в

    преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут

    отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по

    отношению к своим родителям.

    Исследователи обнаружили, что дети проявляют больше физической или

    вербальной агрессии против брата или сестры, чем против всех остальных

    детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом

    или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.

    Стиль семейного руководства.

    Изучение зависимости между практикой семейного руководства и

    агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости

    наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем в целом

    выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем

    агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми

    коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимися

    агрессивным поведением. Эрон и другие обнаружили, что дети, подвергшиеся

    строгим наказаниям, характеризовались своими сверстниками как более

    агрессивными.

    Паттерсон и его коллеги обнаружили, что два параметра семейного

    руководства – контроль (степень опеки и осведомленности о своих детяхЩ и

    последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах

    дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребенка в

    полицию. При этом сыновья родителей, которые не следили за их поведением и

    были последовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально.

    Исследователи обнаружили, что младшие братья или сестры чаще начинают

    драку. Кроме того, дети редко ведут себя агрессивно, если наказывают

    старших.

    С детской агрессивностью связаны: 1) негативизм матери – враждебность,

    отчужденность, безразличие ребенка; 2) терпимое отношение матери к

    проявлению ребенком агрессии по отношению к сверстникам или членам семьи;

    3) применение родителями силовых дисциплинарных методов – физических

    наказаний, угроз, скандалов; 4) темперамент ребенка – уровень активности и

    вспыльчивость.

    Взаимодействие со сверстниками.

    Ига со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным

    реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление).

    Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык

    «самых неприятных». Такие дети демонстрируют социальное поведение такое как

    вербальное (угрозы, ругательства), физическое (удары, пинки), вызывающие

    неприязнь.

    Исследователи обнаружили, что школьников с высоким уровнем агрессии

    называло в качестве своих лучших друзей такое же количество сверстников,

    что и менее агрессивных. Как и предполагалось агрессивные дети склонны

    объединятся со столь же агрессивными сверстниками.

    Одно из классических открытий социальной психологии – то, что на людей

    зачастую сильно поступки или слова окружающих. Такое обучающее поведение

    играет важную роль в объяснениях воздействий примеров насильственного

    поведения.

    Индивидуум, наблюдающий агрессивное действие других, зачастую может

    кардинально пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения подобного

    поведения, рассуждая, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то,

    значит, и ему позволительно то же самое. Этот эффект снятия запретов может

    увеличить вероятность проявления агрессивных действий со стороны

    наблюдателя, более того, постоянное наблюдение сцен насилия способствует

    постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и признакам

    чужой боли.

    И, наконец, люди часто наблюдающие насилия, склонны ожидать его и

    воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним.

    Итак, эксперименты приводят к одному и тому же выводу: дети,

    наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с

    окружающими агрессивно.

    Влияние телевидения

    Просмотрев сетку вещания было обнаружено, что две из каждых трех

    программ содержат сюжеты насилия («действия физического принуждения,

    сопровождающиеся угрозой избиения или убийства»). К чему это ведет? К

    моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около

    8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия.

    Подготавливает ли телепоказ криминальных сюжетов к воспроизведению тех

    моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещенно

    участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии.

    Последняя гипотеза, являясь вариацией катарсиса, утверждает, что

    просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям высвободить

    загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на

    эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения.

    Катарсис (эмоциональная разрядка). Согласно этой теории агрессивное

    побуждение ослабляется, когда индивидуум «высвобождает» агрессивную энергию

    либо посредством агрессивного действия, либо за счет проигрывания

    воображаемой агрессии.

    С начала эры телевидения количество преступлений, связанных с

    насилием, стало увеличиваться в несколько раз быстрее, чем численность

    населения. Защитники же утверждают, что эпидемия насилия является

    результатом действия многих факторов. Споры продолжаются до сих пор.

    Взаимосвязь между просмотром телевизионных программ и поведением. Чем

    больше насилия в передаче, тем более агрессивен ребенок. Эта связь умеренно

    выраженная, но она постепенно обнаруживается в различных странах.

    Итак, можем ли мы сделать вывод, что телевидение дает обильную пищу

    для агрессии?

    Изучая мальчиков, исследователи сделали вывод, что в отличие от тех из

    них, кто смотрел незначительное количество передач, содержащих сцены

    жестокости, смотревшие их в большем количестве совершали почти в половину

    больше правонарушений в течение последних шести месяцев. Это дало основание

    полагать, что у «заядлых» отклонение в поведении действительно происходит

    благодаря телевидению.

    Ирон и Хьюсман обнаружили, что тридцатилетние мужчины, которые в

    детском возрасте смотрели много «крутых» телепередач, с большей

    вероятностью совершали серьезные преступления.

    Но и это еще не все. Везде и всегда с появлением телевидения

    возрастает количество убийств.

    Заключение некоторых исследователей таково; просмотр фильмов,

    содержащих антисоциальные сцены тесно связан с антисоциальным поведением.

    Это влияние является не очень сильным; фактически иногда оно настолько

    умеренное, что некоторые критики сомневаются в его существовании. Более

    того, агрессия в экспериментах скорее находится на уровне толкания друг

    друга, оскорбительного замечания. Но нельзя не прийти к выводу, что

    наблюдение сцен насилия повышает общий уровень насилия. Скорее речь идет о

    том, что телевидение является одной из причин.

    Проведенные опросы среди подростков, взрослых показали, что «заядлые»

    зрители (четыре часа в день и более) чаще, чем балующиеся (два часа и

    менее), преувеличивали степень насилия, существующего в окружающем мире, и

    опасались, что на них будет совершенно нападение.

    Внешние детерминанты агрессии.

    Боль.

    Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных,

    подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем большую

    жестокость, чем сильней вызванные у них болевые ощущения.

    «Психологическая боль» ( это, конечно, то же самое мы называем

    «фрустрацией». Боль усиливает агрессивность также и у людей. Многие из нас

    могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызвал неожиданный и

    сильный ушиб или мучительная головная боль.

    Берковиц сделал вывод, что скорее аверсивная стимуляция, чем

    фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии.

    Любое аверсивное событие, будь то несбывшиеся ожидание, личное оскорбление

    или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву.

    Жара.

    На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение

    человека. Изменение климата могут влиять на поведение. Отвратительные

    запахи, табачный дым, загрязнение воздуха – все это может быть увязано с

    агрессивным поведением. Но наиболее изученным является жара.

    Массовые беспорядки имели место в жаркие, чем в холодные дни. В жаркую

    погоду повышается вероятность совершения преступлений, связанных с

    насилием. Наибольшее количество преступлений, связанных с насилием,

    совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те

    года, когда лето бывает особенно жарким. Водители автомобилей, не

    оснащенных кондиционером, чаще сигналят сбавляющим скорость машинам.

    Однако надежных доказательств того, что между температурой и агрессией

    существует прямая зависимость нет. Возможно, в горячие летние вечера людей

    тянет на улицу, где они могут подвергнуться влиянию факторов группового

    взаимодействия.

    Атакующее поведение.

    Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение

    боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем

    агрессии. Чаще всего действует принцип «око за око, зуб за зуб».

    Теснота.

    Тесното-субъективное ощущение нехватки пространства – также является

    стрессочным фактором.

    Состояние стресса, испытываемое животными в перенаселенном замкнутом

    пространстве, повышает уровень агрессивности. Несомненно, что в компактно

    заселенных больших городах происходит большее количество преступлений и

    люди там испытывают больший эмоциональный дистресс.

    Возбуждение.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.