МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы гендерной теории и методологии

    собой, стремясь выбрать для себя наиболее подходящего партнера.

    Основная идея Коллинза состоит в том, что мера зависимости

    женщины от мужчины определяется двумя факторам:

    1 . материальной зависимостью;

    2 . ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.

    Имеет ли женщина богатого отца, который обеспечит ей

    приданое, или она бедная вдова? Может ли она рожать детей или у нее слишком

    слабое здоровье? В более совершенных обществах женщинам дозволено владеть

    богатством; им разрешается учиться и работать вне дома, это несколько

    увеличивает их стоимость при обмене. Вообще, тенденция к возрастанию

    экономической зависимости женщин от мужчин означает, что сексуальные

    отношения могут быть в меньшей мере связаны с браком; в период ухаживания

    между мужчинами и женщинами могут заключаться краткосрочные соглашения, при

    этом мужчины и женщины могут извлекать выгоду благодаря своему очарованию

    или умению развлечь партнера; в обмен они получают сексуальное

    удовлетворение. Женщины, располагающие собственными материальными

    средствами, могут претендовать на выбор наиболее привлекательного партнера.

    Неомарксистские теории. Некоторые теоретики неомарксизма разделяют

    точку зрения Коллинза, что основные отношения между полами связаны с

    господством мужчин и подчинением женщин. Но, по их мнению, корни этого

    неравенства - в самой структуре капитализма, исключающей свободу

    сексуального выбора. Хартманн рассматривает сложные связи между

    капитализмом, патриархатом, в понимании господства мужчин над женщинами,

    принявшего форму твердой социальной системы, и экономической структурой. Он

    рассуждает следующим образом: предоставляя женщин более низкий заработок,

    чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин. Когда женщинам

    платят меньше за одну и ту же работу, им трудно платить "свою часть" за

    угощение при встречах с мужчинами или пригласить их куда-нибудь вместе

    развлечься. Низ кий заработок побуждает женщин выходить замуж. Каждому

    хочется получить от жизни больше благ, и если женщина не в состоянии сама

    обеспечить для себя подходящий образ жизни, по логике вещей ей следует

    найти мужа, который сможет это сделать. Замужние женщины работают на своих

    мужей, выполняя обязанности по дому. Услуги "рядовой домашней хозяйки" -

    уборка, приготовление еды, топка печи, забота о детях, стирка, посещение

    магазинов, прием гостей, шитье, мытье посуды и прочее – стоили бы много

    тысяч долларов на рынке труда. Женам-домохозяйкам не платят непосредственно

    за их труд; в значительной мере напоминая рабов в период до гражданской

    войны, они получали за свою работу пищу, одежду и кров, хотя удел

    большинства жен в материальном отношении лучше, чем положение рабов.

    Домашние обязанности ставят женщин в невыгодные условия на рынке труда.

    Несмотря на использование устройств, облегчающих домашнюю работу,

    поддержание порядка в доме требует исключительно много времени. Поэтому

    многие женщины не стремятся работать на полную ставку.

    В аналогичной теории, предложенной Бэрроном и Норрисом, утверждается,

    что подчинение женщин является способом достижения гибкости рынка в

    условиях капитализма. Они разделяют рынок труда на первичный и вторичный

    секторы. К первичному сектору относятся сравнительно высокооплачиваемые и

    стабильные должности; вторичный сектор включает сравнительно

    низкооплачиваемую работу, отличающуюся повышенной текучестью кадров.

    Низкооплачиваемую работу, например медицинских сестер, секретарей и

    парикмахеров, выполняют главным образом женщины; они составляют меньшинство

    на должностях, входящих в первичный сектор, например руководителя

    объединения, сенатора или владельца предприятия.

    Бэррон и Норрис утверждают, что существуют три основные причины, по

    которым капиталисты имеют возможность использовать женщин таким образом. Во-

    первых, женщины – менее надежные работники, ведь они всегда могут

    "уволиться" по семейным обстоятельствам. Хотя это кажется мифом, но

    обследования свидетельствуют о том, что большинство женщин вынуждены

    работать ради поддержания финансовой платежеспособности семьи; эта

    тенденция сохраняется, несмотря на статистику. Во-вторых, женщины меньше

    дорожат работой; помимо этого, они постоянно уходят с работы по причине

    беременности. В-третьих, женщины, выполняющие низкооплачиваемую работу в

    канцеляриях или сфере обслуживания, лишены организаторских способностей

    мужчин. Женщины обычно не добивались особого успеха в деле формирования

    новых коллективных организаций.

    Психоаналитическая теория. В данной работе уже упоминалась точка

    зрения Чодоровой, что гендерные различия могут быть результатом тех

    образцов идентификации. Которые были усвоены в детстве. Чодорова подробно

    изложила свою позицию, утверждая, что такой подход в большей мере

    соответствует действительности, чем объяснения, основанные на половых

    различиях или анализе образцов сознательной социализации. Она начинает свое

    рассуждение, подчеркивая тот факт. Что женщины обычно берут на себя

    основную заботу о ребенке в младенчестве, а, в дальнейшем оказывают главное

    влияние на социализацию девочек. В детстве и мальчики, и девочки в

    большей или в меньшей степени отождествляют себя только со своими мамами,

    что происходит в результате бессознательных процессов. Однако мальчики в

    большей степени испытывают трудности, связанные с формированием мужск5ого

    самосознания отдельно от своих матерей; первичное отождествление девочек с

    мамами почти не нарушается в течение всего детства и даже жизни.

    Мальчики испытывают сложные проблемы в процессе приспособления к

    жизни, поскольку нарушается их первичное отождествление с матерью, но и

    девочки сталкиваются с собственными проблемами в ходе усвоения сексуальных

    ролей. Чодорова называет опыт, приобретаемый девочками в школе

    "псевдовоспитанием". Хотя во многих отношениях с девочками обращаются так

    же, как и с мальчиками, существует некая скрытая тенденция, которую

    усваивают девочки: несмотря на то, что хорошие отметки и занятия

    спортом у девочек поощряются, подразумевается, что эти достижения не должны

    мешать им быть "женственными" и в будущем стать женами и матерями"[8].

    Необходимо проанализировать данные теории: каждая из них имеет

    определенные достоинства, но ни одна не дает исчерпывающего объяснения всех

    видов дифференциации сексуальных ролей. Наверное, для социологов,

    исследующих проблему соотношения сексуальных ролей и неравенства, было бы

    целесообразно определить типы обществ и ситуаций, которые наилучшим образом

    объясняет каждая из этих теорий, а затем уже выделить факторы,

    способствующие формированию системы ценностей каждого общества.

    3.2 Проблема гендера и стратификации в России

    . По мнению Т.Гурко: "Анализ специфики российских условий, в которых

    развиваются гендерные отношения состоит, не в поиске некоего своеобразного

    пути развития социополовых отношений - это невозможно в той же мере, как и

    отклонение от общецивилизационного пути развития. Речь идет лишь о

    своебразии настоящего периода. В российских условиях в ближайшей

    исторической перспективе невозможно в глобальном масштабе повторить нечто

    близкое к унификации половых различий - этот эксперимент, проводимый в

    тяжелейших условиях страны 'лагерного социализма', еще очень жив в памяти

    поколений и ассоциируется со всем негативным опытом советского этапа вообще

    усилия. В постсоветской ситуации 'феминистское сознание невозможно как

    реакция на "мачизм" и "мужской шовинизм"... Не борьба с избытком мужского

    начала и его доминированием в культуре, а, скорее, восстановление мужского

    через культивирование отчетливо женского могло бы стать его наиболее

    насущной целью. Также существует евразийская черта России не столько по

    географическому положению, 'сколько по смешению культур народов, ее

    населяющих... Женщины здесь, как правило, берут принятие решений на себя,

    но далеко не всегда заседают в президиуме, исполняя скорее роль "серого

    кардинала". В работах, посвященных занятости и социальной политике,

    подчеркивается также специфика социально-экономических условий. Современное

    российское общество является одновременно и аграрным, и индустриальным, и

    постиндустриальным, что сказывается на всех сферах социальной жизни. Для

    того чтобы сами женщины стремились работать вне дома, не, исключительно,

    по, причине, нищеты, и, безысходности, необходимо, создание, не, только,

    сферы, общественных, услуг, но, и, достойных, рабочих, мест, т.е. тех,

    условий, которые способствовали бы прогрессу женской эмансипации и

    профессиональной самореализации. В многонациональной России крайне важно

    учитывать этнокультурную специфику. Как скажется возрождение прежних

    традиций в новых условиях на развитии личности женщины и социальном

    равенстве? Будет ли возвращение к этим традициям лишь временным, понимаемым

    как регресс в современной западной терминологии, или стабильным этапом,

    предполагающим качественно иную социополовую структуру?

    Следует принять во внимание новые тенденции, в частности,

    доминирование агрессивного типа маскулинности и псевдомаскулинности в

    условиях криминализации общества. И в этом смысле зарождение феминистских

    движений в России очень своевременно.

    Проблема гносеологических истоков социокультурных концепций

    взаимоотношений полов ставится, но еще не осмыслена. Надо подчеркнуть, что

    на российской почве практически не возникало научных идей, которые бы

    принижали 'женское', и даже западные теории такого рода не получали

    активной поддержки. Даже беглый взгляд на характер региональных женских

    движений свидетельствует, что многие из них сосредоточены вокруг проблем

    материнства и семей и не направлены пока на борьбу с патриархатом.

    Пока не найдены ответы на ряд принципиальных вопросов в

    рамках эгалитарной ориентации западного феминизма. Всякая ли социополовая

    асимметрия несправедлива? Подразумевает ли эгалитарность равенство

    возможностей или равенство конечного результата? Не ведет ли рост

    личностного начала к попытке присвоить каждым из полов только преимущества

    другого и отказаться от каких бы то ни было обязательств?

    В анализе социальных проблем пола весьма продуктивен и

    биопсихосоциальный подход. Его применение инициируется со стороны биологов

    и антропологов и обсуждается в некоторых работах. На Западе существует

    сильное биопсихосоциальное направление, в частности, касающееся вопросов

    пола. Речь идет не о линейном биодетерминизме половых ролей, а о сложном

    взаимовлиянии, в том числе и социального на биологическое (например, как

    сказывается изменение функций женщин и мужчин в обществе на их

    биологических и психологических особенностях, тех, которые существовали в

    условиях жесткого разделения труда). Оценка роли биологического и

    социального в развитии человека далека от однозначных выводов. Одна из

    проблем - междисциплинарность, предполагающая изучение проблем пола с

    позиций разных дисциплин. Сейчас, возможно, в связи с трудностями роста,

    иногда под маркой междисциплинарности происходит отбрасывание

    'традиционного' знания, накопленного в рамках конкретных дисциплин, что

    чревато 'открытием азбучных истин', но на иной методологической платформе.

    Особая проблема - методология 'женских' и 'мужских'

    исследований. Если выборка формируется исключительно из представителей

    одного пола, то очень неубедительно выглядит интерпретация специфики,

    например, особое поведение женщин в политике или бизнесе. Часто эта

    специфичность объясняется некими заведомо известными авторам

    психологическими особенностями женщин (например, консервативность или

    эмоциональная неустойчивость) или мужчин (инициативность, напористость - в

    советской культуре вполне женские качества), что скорее соответствует

    'сексистским' стереотипам, а не подтверждается результатами психологических

    исследований, проведенных в рамках российской культуры. Некоторые

    отечественные социологи отмечают, что при сравнении мужской и женской

    частей выборки исследования необходима не только адаптация методического

    аппарата для этих частей, но и соблюдение их репрезентативности. Необходимо

    также выравнивание выборок и учет других стратификационных параметров -

    национальности, возраста, класса и т.п., тех, которые особенно релевантны

    современному российскому обществу.

    Остра и понятийная проблема, что часто подчеркивается в

    работах в связи с 'адаптацией' гендерного подхода. 'Проблема методологии и

    понятийного аппарата стоит в связи с великим и могучим русским языком. Мы

    практически имеем очень многослойный образный язык, и в данной ситуации

    отсутствуют социолингвистические исследования, которые посвящены переводу

    не только с языка мужского на женский, но и с английского на русский'. В

    условиях социокультурной дифференциации и относительности знания

    феминистская ориентация в социологии займет достойное место, но, по крайней

    мере, в рамках академической науки, не претендуя на всеобщность объяснения

    и понимания. Вероятно, со временем будет более явно артикулировано

    размежевание различных направлений феминизма в российских условиях, не

    столько по предмету изучения, а скорее по исходным теоретическим посылкам.

    Российское общество постепенно развивается от 'узкого'

    типа культурной социализации к 'широкому', предполагающему вариативность,

    многообразие на всех уровнях социализации, а как следствие - и

    индивидуализацию жизненных стилей, в том числе и распространение разных

    моделей социополовых отношений. Но эта культурная трансформация, в свою

    очередь, будет определяться социально-экономическими (модернизация

    экономики и т.д.) и политическими (развитие демократических институтов)

    условиями. Изучение социальных аспектов пола приобретает важное значение в

    контексте проблем стереотипизации, затрудняющей возможности самораскрытия

    личности и осуществления жизненного выбора. В организационной структуре

    социологического сообщества, безусловно, будут развиваться тендерные

    исследования, в том числе за счет проектов, поддерживаемых зарубежными

    фондами, часто отдающими предпочтение женщинам-ученым и выделяющими в

    качестве приоритетной женскую проблематику"[9].

    Заключение

    Статус мужчин и женщин в обществе постоянно меняется, и эта тенденция

    сохранится. Необходимость перемен на экономическом, законодательном и

    бытовом уровне свидетельствует об остроте данной проблемы. Возрастает число

    мужчин, подвергающих сомнению основные принципы дифференциации сексуальных

    ролей, и такая переоценка ценностей приобретает глубокий смысл.

    Несмотря на значительное улучшение статуса женщин, мы узнали, что

    существует множество источников сопротивления дальнейшему прогрессу. Это

    сопротивление связано с активной дискриминацией женщин со стороны мужчин,

    путающихся сохранить свои привилегии, власть и богатство. Неравенство между

    мужчинами и женщинами глубоко укоренилось в большинстве наших социальных

    структур. Для дальнейшего продвижения вперед в этом направлении необходимы

    некоторые "уступки" на различных уровнях. Как считает Н.Смелзер, к ним

    следует отнести:

    1. "Изменение образцов социализации, предрасполагающих женщин к примирению

    со своим подчиненным положением.

    2. Изменение отношения мужей-отцов к своим домашним обязанностям,

    увеличение их участия в воспитании детей.

    3. Повышение гибкости учебных программ и графиков работы в учреждениях,

    позволяющее родителям совмещать работу с неотложными семейными делами.

    4. Создание новых возможностей для получения профессиональной помощи по

    уходу за детьми семьями из различных классов.

    5. Полная отмена законов и постановлений, допускающих прямую или косвенную

    дискриминацию женщин"[10].

    Подобно многим явлениям, сексуальное неравенство представляет собой

    часть более широкой системы общественного устройства. Чтобы это явление

    значительно изменилось, должна измениться сама система.

    -----------------------

    [1] Мид Маргарет. Культура и мир детства. М. 1988 г.

    [2] Жан Бодрияр "Система вещей" М. 1997

    [3] Хайнц Абель "Интеракция, идентичность, презентация" С-пб 2000 г.

    [4] Фрейд Зигмунд. Собр. соч. том 8 С-пб.1998

    [5] Ненси Чодорова "Материнство" С-ПБ 1998г.

    [6] Нейл Смелзер "Социология" М. 1994 г.

    [7] Герсон К. Трудный выбор: как женщины решают работу, карьера или

    материнство. М. 1985 г.

    [8] Энтони Гидденс "Социология" М.1999 г. глава 6

    [9] Социология в России под ред. Ядова М.1998 глава 8

    [10] Смелзер Нейл Социология М. 1994 г.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.