МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы гендерной теории и методологии

    Дети, как правило, связаны с матерью более тесными эмоциональными узами

    по той простой причине, что в первые годы жизни она, бесспорно, оказывает

    на них преобладающее влияние. В то же время, описанный Фрейдом, разрыв

    тесной связи между ребенком и матерью, происходит по-разному у мальчиков и

    девочек. Чодорова в некоторой степени обращает акценты, расставленные

    Фрейдом. Мужественность, а не женственность, определяется как "потеря",

    лишнее долгое время существовавшей привязанности к матери. Личность мужчины

    формируется в процессе отдаления от матери. Вследствие этого мужчины на

    протяжении всей жизни испытывают чувство, будто бы их личность

    подвергается опасности, когда они завязывают с кем-либо более тесные

    эмоциональные взаимоотношения. Женщины чувствуют прямо противоположное:

    отсутствие тесных взаимоотношений с другими людьми угрожает их чувству

    самоутверждения. Эти образцы поведения передаются из поколения в поколение

    из-за важнейшей роли, которую женщины играют в ранней социализации детей.

    Женщины самовыражаются и описывают себя преимущественно в терминах

    взаимоотношений. Мужчины подавляют себя эти потребности и занимают более

    активную позицию по отношению к миру[5].

    Работа Чодоровой была встречена крайне критически, указывали, что

    Чодорова не смогла дать объяснение борьбе женщин за свою независимость,

    особенно на современном этапе. Женщины (и мужчины), отмечала она, по

    психологическим особенностям своего характера являются более сложными и

    противоречивыми, чем предполагает Чодоровой. Под женственностью, могут

    скрываться чувства агрессивности или самоуверенности, которые

    обнаруживаются только косвенным образом или в определенных ситуациях. Тем

    не менее, не смотря на все их слабые места, идеи Чодоровой имеют важное

    значение, они помогают нам понять природу того феномена, который у

    психологов получил название мужской неэмоциональности, - затруднений,

    которые мужчины испытывают, проявляя свои чувства перед другими. Они во

    много объясняют природу женственности и помогают понять происхождение

    всеобщего господства мужчин над женщинами.

    Еще одной теорией полового развития является теория Кэрол

    Джиллиген[6], которая провела аналитическое исследование гендерных отличий,

    основанное на изучении образов, которые мужчины и женщины имеют о себе и

    своих достижениях. Женщины, и здесь она согласна с Чодоровой, характеризуют

    себя в терминах личных взаимоотношений и оценивают собственные

    взаимоотношения с точки зрения их полезности для других. Женщины в жизни

    мужчин традиционно занимают место заботливых помощниц. Но качеством,

    которое требуются для этой роли, мужчины зачастую относятся с

    пренебрежением. Единственной формой "успеха" они считают личные достижения.

    Озабоченность женщин вопросами взаимоотношений с другими людьми

    рассматривается мужчинами скорее как слабость, а ни сила, чем она часто

    является.

    Таким образом, мы рассмотрели различные теории гендерной идентичности,

    теперь изучим собственно теории соотношения гендера и неравенства.

    Глава 2 Гендерное неравенство.

    2.1 Гендерная справедливость и равенство.

    Гендерное равенство - это равная оценка обществом схожести

    и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые

    они играют; это равное социальное положение женщин и мужчин, которое

    создается посредством предоставления им равных условий для реализации прав

    и творческого потенциала личности.

    Равенство полов не означает их уподобление друг другу или

    идентичность, равно как и то, что это равенство не должно устанавливать в

    качестве нормы такие условия и образ жизни, которые присущи одному полу.

    Для определения смысла равенства между женщинами и мужчинами

    первостепенную важность имеют два компонента:

    1) социальная структура пола (рода - мужского или женского);

    2) отношения между полами.

    Дело в том, что политика и общественно-политические структуры

    играют первостепенную роль в моделировании условий жизни и в этой связи

    зачастую институционализируют сохранение и воспроизведение статуса того или

    иного пола, установленного в условиях данного общества. Другими словами,

    определенная политика и общественно-политические структуры "закрепляют

    порядок вещей" в реальной системе компонентов как государственной, так и

    политической власти, например, в России существует резкий гендерный

    дисбаланс на уровне принятия решений, как на государственной службе, так и

    в партиях, общественно-политических блоках.

    Понятие принадлежности к тому или иному полу включает в себя

    иерархический элемент, в соответствии, с которым мужчины считаются

    существами высшими по отношению к женщинам, и, соответственно, задачи,

    функции и ценности, принадлежащие мужчинам, выше по своему значению, чем

    те, которые относятся к женщинам. Это означает, что "норма", свойственная

    для мужчин, является нормой для всего общества, которое отражает ее в

    своих политических решениях и структурах.

    Необходимо осознать, что принцип равенства включает в себя и право

    на различия, которое предполагает обязательность учета характерных для

    женщин и мужчин отличительных черт, связанных с принадлежностью к тому или

    иному социальному классу, политическими взглядами, религией, этнической

    принадлежностью, расой или сексуальной ориентацией.

    Гендерная справедливость - это процесс одинакового отношения к

    женщинам и мужчинам, осуществление специальных мер для компенсации

    исторических и социальных упущений, мешающих женщинам и мужчинам занимать

    равные позиции. Вот почему мы говорим, что гендерная справедливость ведет к

    равенству.

    Вместе с тем важно осознавать, что не все женщины и не все мужчины

    одинаковы, что социальная стратификация внутри женского социума может быть

    глубже, чем различия между женщинами и мужчинами. Здесь существенны

    гендерные тенденции, а не просто использование гендерных стереотипов.

    Если социальное равенство - это форма, вид социальных отношений,

    для которых характерны одинаковые права и свободы индивидов, принадлежащих

    к различным классам, социальным группам и слоям, их равенство перед

    законом, то гендерное равенство - это обладание женщинами и мужчинами

    равным статусом посредством равных условий для реализации прав и

    способностей человека, т.е. это социальное равенство полов с учетом

    специфики взаимоотношений и статуса социальных полов в обществе.

    2.2 Гендер и стратификация

    В течение многих лет исследования по стратификации страдали

    своеобразной слепотой в отношении роли, которую играют половые различия.

    Авторы писали свои труды так, как будто женщин не существовало, или будто

    они считали, что при анализе неравенства в обладании властью, богатством и

    престижем женщины не играли никакой роли и не представляли ни малейшего

    интереса. Однако гендер сам по себе является одним из ярчайших примеров

    стратификации. Нет таких обществ, в которых в ряде сфер социальной жизни

    мужчины не обладали бы большим богатством, влиянием и статусом, чем

    женщины.

    Одна из важнейших проблем, стоящих перед современными исследователями

    гендера и стратификации, заключается в следующем: насколько гендерные

    различия могут быть представлены в терминах классового деления. Гендерные

    различия имеют более глубокие исторические корни, чем классовые системы;

    мужчины находились в преимущественном положении даже во времена древних

    охотников и собирателей, то есть в бессклассовых сообществах. Однако в

    современном обществе классовые различия настолько значимы, что

    "перекрывают" гендерные. Материальное положение большинства женщин отражает

    положение их отцов и мужей, из этого следует , что сегодня нужно

    рассматривать гендерные различия через понятия классов.

    Считается, что женщины более ограничены сферой "частной жизни" , их

    удел – семья, дом и дети. С другой стороны, мужчины в большей степени

    принадлежат "общественной сфере", где берут сове начало властные и

    имущественные различия. Их мир – это оплачиваемая работа, производство и

    политика.

    Точка зрения, согласно которой именно классовые различия определяют в

    основном гендерную стратификацию, существовала достаточно долго, однако

    сегодня это утверждение стало предметом дискуссии. Некоторые социологи

    выступили с защитой "традиционного подхода" в классовом анализе, согласно

    которому оплата работы женщин весьма незначительна по сравнению с оплатой

    работы мужчин, и поэтому женщин можно причислить к тому же классу, что и их

    мужей. Эти социологи подчеркивают, что эта точка зрения не является

    отражением идеологии сексизма. Напротив, обнаруживается подчиненное

    положение многих работающих женщин. Женщины чаще, чем мужчины, имеют

    неполный рабочий день. Зачастую их карьера прерывается, поскольку они

    вынуждены надолго оставлять работу для ухода за детьми. Большинство женщин

    находится в экономической зависимости от мужей, и поэтому их классовая

    принадлежность чаще всего определяется классовым положением мужа.

    Но эти тезисы могут быть подвергнуты некоторой критике по нескольким

    направлениям:

    1.во-многих семьях зарплата женщин является значительным вкладом в

    поддержание экономической стабильности семьи и ее образа жизни;

    2.занятость жены может оказывать влияние на положение мужа, а не

    только наоборот. Хотя женщины редко зарабатывают больше своих мужей, работа

    жены может быть "ведущим" фактором для определения классовой

    принадлежности мужа. Подобная ситуация может быть если, к примеру, муж

    неквалифицированный или полуквалифицированный рабочий, а жена - наоборот.

    Тогда положение жены определяет положение семьи в целом;

    3.во множестве семей наблюдается "пересечение классов". Когда работа

    мужа относится к более высокой классовой категории, чем работа жены или

    наоборот;

    4.возрастает доля семей, в которых единственным кормильцем является

    женщина. За счет алиментов женщина может иметь доход, уравнивающий ее

    экономический уровень с уровнем бывшего мужа, что оказывает влияние на ее

    собственное классовое положение.

    Таким образом, в большинстве случаев более высокую должность имеет

    муж, хотя бывает и наоборот, но гораздо реже. В большинстве случаев в

    семьях люди вводят элементы классовых позиций во внутрисемейные отношения.

    2.3 Историографический обзор изучения положения

    женщин в работах по стратификации.

    Женщины редко оказываются непосредственным объектом исследований,

    посвященных анализу рода занятий и профессиональной занятости. Если о них и

    говорится, то значительно меньше, чем о деятельности и взглядах мужчин. В

    социологии выделяются две модели, к которым прибегают в исследовании

    классовых и гендерных различий:

    1.производственная. Она используется в основном применительно к

    мужчинам и строится на предположении, что базовые социальные отношения

    определяются работой, что мужчина является главой в семье и что на жизнь

    человека основное влияние оказывает работа и заработок;

    2.гендерная. Эта модель используется преимущественно по отношению к

    женщинам, но также как и производственная признает за мужчиной главенство в

    семье. Основным отличием данной модели является тот факт, что основой

    социальных отношений в ней предстают семейные отношения. Исполнение

    семейных ролей рассматривается как ключевой момент человеческой жизни.

    2.4 Изучение гендера и стратификации.

    В настоящее время не существует достаточно приемлемых концепций, в

    рамках которых могли бы эффективно анализироваться проблемы гендера и

    стратификации. Необходимы как теоретические, концептуальные инновации. Так

    и переориентация эмпирических исследований. Модели, описанные в предыдущем

    параграфе, выявляют давно существующие ошибки в анализе классовой и

    семейной сферах. При исследовании стратификации все внимание уделялось

    мужчинам, а их семьи рассматривались в качестве некоторого "приложения". В

    тех случаях, когда социологи изучали положение женщин, в поле их зрения

    практически всегда попадала частная сфера – дом и семья. До сих пор почти

    ничего не известно о связи между семейной жизнью женщин и их работой.

    Однако малая часть исследований в этом направлении уже существует:

    Кэтлин Герсон[7] изучала, как женщины делают выбор между карьерой и

    материнством. За последнюю четверть века образ домохозяйки, связываемый с

    женщиной, начал изменяться. Появилась "недомашняя женщина", бросившая вызов

    привычной домохозяйке. Традиционный дом с женой-домохозяйкой и мужеи-

    кормильцем становится уделом меньшинства нынешних британских семей.

    Герсон различает четыре пути, по которым может следовать женщина в

    своей жизни. Некоторые по-прежнему предпочитают традиционный путь. Они

    обретают себя в материнстве. Материнство заменяет им карьеру, в нем они

    находят удовлетворение. Работают они лишь эпизодически, если это вообще

    случается. Другая часть женщин выбирает промежуточный путь между

    традиционными ориентациями и хорошо оплачиваемой работой. Они испытывают

    возрастающее желание работать, и в то же время имеют двойственное

    отношение к материнству. Как правило, эти женщины выходят замуж в ранней

    молодости. Но затем либо разочаровываются в браке, либо разводятся, и через

    несколько лет начинают искать работу. Третья группа идет по нетрадиционному

    пути. Такие женщины с самого начала знают, что они хотят сделать карьеру,

    поэтому стараются обеспечить себе соответствующие домашние условия. В

    прежние времена большинство из них отступили бы и пожертвовали карьерными

    амбициями ради семьи и детей. Сегодня для женщин считается допустимым

    более решительное мировоззрение, хотя они понимают, что совместить успешную

    карьеру и семейную жизнь для них гораздо сложнее, чем для мужчин. Четвертый

    тип представляют женщины, у которых потеряно стремление к работе, дом

    представляется им раем. В начале трудовой жизни они питали большие надежды,

    но эти надежды не оправдались. И семья становится утешением. Таким образом,

    на предпочтения женщин влияет сложный комплекс различных ориентаций,

    чувств и жизненного опыта.

    Глава 3. Теории гендерного неравенства.

    3.1Теории дифференциации сексуальных ролей

    В этом разделе мы рассмотрим теории, по которым неравно распределяются

    социальные блага между мужчинами и женщинами. Проанализируем четыре теории

    дифференциации сексуальных ролей.

    "Теория функциоализма. Сторонники этой теории Талкотт Парсонс и Роберт

    Бейлс высказали мысль о позитивной функции дифференциации половых ролей.

    Согласно их точки зрения, таким путем осуществляется социализация детей и

    регулирование сексуальных связей. Они считают, что в современной семье

    супруги должны выполнять две различные роли.

    Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и

    внешним миром – это главным образом работа по обеспечению семьи деньгами;

    экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование

    взаимоотношений внутри семьи, например заботу о детях и улаживание споров.

    Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение

    обязанностей в семье между супругами? Парсонс и Бейлс считают, что

    способность жены к деторождению и ее уход за детьми определяют ее

    экспрессивную роль; муж, который не может выполнять биологические функции,

    становится инструментальным партнером. В американском обществе

    инструментальная роль связана с финансовой поддержкой семьи. Поскольку мужа-

    отца нет дома в рабочее время, женщины стараются принять на себя основную

    заботу о детях, создавая в доме атмосферу любви и взаимной поддержки.

    Считается, что эта теория слишком упрощает сложность

    сексуальных ролей в наше время. В ней лишь подтверждается правильность

    устаревших систем гендерных идеалов и гендерных ролей, которые, как

    убедительно показала в своем исследовании Маргарет Мид, по своей сущности

    вовсе не являются "неизбежными".

    Теория конфликта. Мнение Парсонса и Бейлса о половых

    ролях основывается на убеждении, что члены семьи должны выполнять различную

    работу. Рэндалл Коллинз высказал противоположную точку зрения. Он считает,

    что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей

    (мужчинами) и зависимой группой (женщинами).

    Согласно Коллинзу, первоначальная основа господства мужчин

    над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи крупнее и сильнее женщин,

    насильственно подчиняли ради получения сексуального удовлетворения. Чтобы

    узаконить доступ мужчин к женщинам и упрочить свое господство над ними,

    представители сильного пола получили право на "сексуальную собственность".

    Существуют различные способы распоряжения этой собственностью. При

    устойчивости браков сексуальный доступ мужчин к женщинам связан с

    распределением земли и богатства между членами семьи и обязательно

    предполагает обмен этими ресурсами. Например, в примитивном обществе

    женщину можно было обменять на две коровы. Как считает Коллинз, существует

    своего рода "сексуальный рынок", на котором мужчины и женщины торгуют между

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.