МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Основы гендерной теории и методологии

    Основы гендерной теории и методологии

    Введение

    Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный

    характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено

    политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права

    с мужчинами (в частности, в России начиная с XIX в.), покончить с

    субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти (начиная с 60-х гг.

    на Западе), а также как осознание потребности в развитии знания о

    взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему,

    рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол,

    гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.

    В настоящее время составляющие половой идентичности

    изменяются. В обществе обычно предполагается, что четыре компонента

    полового самосознания находятся в гармоническом единстве. Ожидается, что

    биологическая особь женского пола ощущает себя женщиной, и это ощущение

    соответствует общепринятому определению женственности. Имеется в виду, что

    она готова принять на себя роли и обязанности традиционно связанные с ее

    полом. Однако в действительности это предположение не всегда верно. Но

    биологический пол людей может не соответствовать их половой идентичности.

    Располагая достаточными материальными средствами, человек может

    подвергнуться операции и изменить свой пол. Однако это происходит очень

    редко. Кроме того, то, как индивид осознает свой пол, может не совпадать с

    общепринятым идеалом. Мужчина может чувствовать себя комфортно как

    биологическая особь мужского рода, но его могут не устраивать образцы

    поведения, соответствующее культурным стереотипам. Поскольку каждый из этих

    компонентов обусловлен различными факторами (биологическими,

    психологическими и социальными), неудивительно, что они не всегда

    сочетаются друг с другом. В общем, половые различия используются обществом

    как основа для дифференциации социальных ролей, но сущность этих ролей не

    обусловлена такими биологическими факторами, как более внушительные размеры

    мужчин и способность женщин к деторождению. Вероятно, существует

    бесконечное множество отклонений от общепринятых стереотипов, и это

    свидетельствует о том, что сексуальные роли в нашем обществе сложились на

    основе культурных и социальных особенностей, а не естественного порядка

    вещей. В обществе мужчинам и женщинам постоянно приписывают различные

    социальные роли. Существую занятия "для мальчиков" и "для девочек",

    "мужская" и "женская" работа, чисто "мужское" и чисто "женское" поведение.

    Для этого предложены различные объяснения дифференциации сексуальных ролей.

    Таким образом, объектом моей курсовой работы являются различные теории

    сексуальных ролей и неравенства, предложенные классиками социологической

    мысли. Предмет работы: как объясняется связь гендера и социального

    неравенства в этих теориях.

    Сексуальные роли определяют статус мужчин и женщин в

    обществе. Биологические факторы не определяют судьбу человека – нельзя

    сказать, что способность к деторождению ограничивает во всех обществах

    предназначение женщин домашним хозяйством и заботой о домашнем очаге. Цель

    работы: изучение концепций гендера и дифференциации с точки зрения предмета

    моей работы. Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:

    1. Рассмотреть различные теории гендерного неравенства;

    2. Определить, чем данные теории различаются в аспекте зависимости

    сексуальных ролей и неравенства;

    Глава 1. Понятие гендера.

    1.1 Определение понятия.

    Перед тем как исследовать теории неравенства определимся

    с самим понятием "гендер".

    В феминистской литературе существует несколько концепций

    гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью" гендерного подхода

    (первые работы появились около двадцати лет назад), так и сложностью самого

    феномена. Для всех из них базовым положением является различение понятий

    пол (sex) и гендер (gender). Пол - это термин, который обозначает те

    анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной

    системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Его

    следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое

    вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и

    женщинами. Гендер - это сложный социокультурный конструкт: различия в

    ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским

    и женским, творимые (конструируемые) обществом.

    В рамках этого подхода гендер понимается как

    организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не

    только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье,

    но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а

    также и определяемая - или конструируемая ими). Гендер, таким образом,

    трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества,

    который вместе с другими социально-демографическими и культурными

    характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему.

    Социальное воспроиводство гендерного сознания на уровне индивидов

    поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в

    своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды

    конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими

    системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не

    только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными

    особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти

    между ними. Осознание гендерной принадлежности - конституирующий элемент

    социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами,

    а пол - это приоритетный способ выражения властных отношений.

    Гендер конструируется через определенную систему

    социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли

    и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в

    определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и

    негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей

    в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не

    имеют универсального содержания и значительно различаются в разных

    обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не

    обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной

    роли.

    В современных социальных и гуманитарных исследованиях

    гендер используется не как неизменная и универсальная конструкция. Понятие

    гендер означает не вещь или предмет, не много вещей или предметов, а

    комплексное переплетение отношений и процессов. Необходимо мыслить

    отношениями, чтобы из аналитической категории гендера вывести культурную

    реальность - как в прошлом, так и в настоящем.

    Понятия феминный и маскулинный стали активно

    использоваться вместе с разработкой концепции гендера и употребляются в

    гендерных исследованиях для обозначения культурно-символического смысла

    "женского" и "мужского".

    Гендер (gender) 1. (Общее значение) - различие между

    мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение)

    социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не

    обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование

    термина может отличаться от повседневного.

    Социологи и социальные психологи утверждают: пол

    относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди

    делятся на категории «мужчина», «женщина» или в редких случаях

    «гермафродит» (когда характеристики обоих полов фактически или явно

    объединены), а гендер - к социальным и социально-психологическим атрибутам,

    подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или «гермафродитный»

    (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамеренно

    объединены). По мнению многих социологов, в социологическом дискурсе гендер

    должен применяться тогда, когда касается социально созданного деления

    общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто - к женщинам. В то

    время как «мужчина» и «женщина» являются терминами, зарезервированными за

    биологическими различиями между ними, а также мальчиками и девочками,

    «мужское» и «женское» относится к сформированным культурой чертам поведения

    и видам темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти

    черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса

    социализации.

    Антропологи, например Маргарет Мид[1], психологи и социологи

    подчеркивали, что гендер определяется не биологически, а социально и

    посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его

    значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между

    культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы -

    класс, возраст, раса и этнос - тоже образуют особое значение, выражение и

    опыт гендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо

    упрощенным способом с полом или сексуальностью.

    Гендер (gender) — социальный пол. В английский язык разграничиваются

    понятия социального пола («gender») и биологического («sex»).

    Терминологически понятие гендера оформилось в процессе теоретического

    развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований.

    .Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно

    разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований

    социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в

    идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол

    конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм

    поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей;

    соответственно возникает жесткий ряд представлений о том, что есть

    «мужское» и «женское» в данном обществе, гендер — совокупность социальных

    репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Гендер — культурная

    маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных

    представлений. Более того, пол и есть только гендер, т. е. то, что стало

    полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит человеку, а человек

    полу, а он определен властью и языком. В современном обществе все труднее

    провести границу между биологической предопределенностью пола и его

    социальным моделированием. «Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол.

    Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и на

    отношения, политические и экономические»[2].

    При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения

    гендер имеет смысл выделить две концепции: теорию социальной конструкции

    гендера и теорию гендерной системы.

    В логике первого подхода называют три группы характеристик:

    биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином

    обществе, и т. н. «гендерный дисплей» — многообразие проявлений, связанных

    с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и

    взаимодействия. Понятие «гендерный дисплей» введено И. Гоффманом[3] и

    выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии

    с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений,

    укорененное в данной культуре. Понятие «гендерная система» включает

    разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами.

    Гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри

    полов). Поскольку гендерная система предполагает гендерное измерение

    публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной иерархии с другими

    социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого рода

    большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих

    гендерные технологии. Властные смыслы гендерных отношений во многом

    открылись в развитии именно такого подхода. Пологендерная система

    конструируется как набор соглашений, которыми общество трансформирует

    биологическую сексуальность в продукт человеческой активности. Другими

    словами, гендерная система, которая конструирует два пола как различные,

    неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и

    доминирования, цель которой — концентрация материального и символического

    капитала в руках отцов. Гендер является своеобразной системой,

    продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти и

    подчинения. Власть базируется на разветвленной системе различий, половые

    различия оказываются в этой системе генетически первичными. Именно на этой

    линии различения хорошо видно, как власть и общество в целом моделируют

    гендерное противостояние, превращая т. н. «несоциальные» различия в

    «социальные», пол/секс в пол/гендер. Таким образом, конструкция гендера

    есть одновременно продукт и процесс представления, как о других, так и о

    самом себе.

    1.1 Компоненты гендерной идентичности

    Биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы,

    сексуальные роли – вот четыре компонента половой идентичности. Легче всего

    дать определение биологического пола. Это понятие включает в себя первичные

    и вторичные физические признаки, характерные для мужчин и женщин: органы

    размножения, волосяной покров на лице и т. д.

    Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле, –

    чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной.

    Осознание своего пола не всегда соответствует биологическому полу

    индивида. О соотношении гендерной идентичности и пола существуют три

    теории:

    Теория гендерного развития по Фрейду оказала, может быть, наиболее

    сильное влияние на развитие социологии, являясь одновременно и

    противоречивой, Согласно Фрейду, изучение половых различий в младенческом и

    раннем детском возрасте основывается на наличии или отсутствии пениса.

    Сказать " у меня есть пенис" – тоже самое, что "я мальчик"; утверждение " я

    девочка" равносильно "у меня нет пениса". Фрейд подчеркивает, что в данном

    случае это не просто анатомические различия: наличие либо отсутствие пениса

    символизирует мужественность или женственность.

    Во время "эдиповой фазы" мальчик якобы испытывает чувство угрозы,

    исходящей от отца, который требует послушания и дисциплины. Вследствие

    этого ребенку кажется, будто бы отец намеревается лишить его пениса, то

    есть кастрировать. Отчасти сознательно, но главным образом на

    подсознательном уровне мальчик начинает рассматривать своего отца как

    соперника в борьбе за расположение матери. Подавляя эротические чувства к

    своей матери и считая своего отца существом высшего порядка, мальчик

    идентифицирует себя с отцом и узнает, что принадлежит к мужскому полу.

    Мальчик отказывается от любви к своей матери из-за бессознательного страха

    быть подвергнутым кастрации собственным отцом. Девочки, с другой стороны,

    предположительно испытывают "зависть к пенису", поскольку сами не

    обладают таким столь заметным органом, который отличает мальчиков. Мать

    теряет доверие дочки, так как у нее нет пениса, равно как и шансов на его

    появление. Когда девочка идентифицирует себя со своей матерью, она

    перенимает у нее пассивную жизненную позицию. Которая связывается с

    признанием себя "существом второго порядка".

    Когда "эдипова фаза" заканчивается, ребенок уже умеет подавлять свои

    эротические чувства. Согласно Фрейду, в возрасте примерно с пяти лет и до

    наступления половой зрелости ребенок проходит период латентного развития

    полового инстинкта, связанного с подавлением сексуальной активности, что

    ведет к ее отсрочке до тех пор, пока вследствие биологических изменений,

    происходящих в организме подростка, эротические желания не начинают

    проявляться непосредственно[4].

    Против теории Фрейда выдвигались многочисленные возражения, в

    основном феминистами, но также и многими другими авторами:

    1. Фрейд, по-видимому, отождествляет личностные черты, которые

    складываются в соответствии с принадлежностью к определенному полу, и

    осведомленностью о половых органах, хотя, конечно же, на личность

    воздействуют и многие другие. Не так явно выраженные факторы;

    2.его теория, очевидно, исходит из предположения , что мужские половые

    органы "естественным образом" превосходят женские, которые представляют

    собой лишь отсутствие "пениса", но почему нельзя допустить ,что все как раз

    наоборот;

    3.Фрейд рассматривает отца как основного носителя дисциплины, в то

    время как во многих культурах мать играет гораздо большую роль в воспитании

    послушания;

    4.его теория предполагает. Что половое обучение в основном происходит

    в течении "эдиповой фазы", примерно в 4-5 лет;

    В теории полового развития по Чодоровой были заимствованы идеи Фрейда,

    но в то же время подвергнуты значительным модификациям. Согласно ее теории,

    ребенок начинает чувствовать себя принадлежащим к определенному полу очень

    рано, и это обусловлено привязанностью к своим родителям, кроме этого

    Чодорова уделяет гораздо большее внимание важности роли матери, а не отца.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.