Основные качества речи оратора
дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей – военно-
патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой – юбилейную
(похвальную) речь или речь застольную (тост). Конечно, такое деление не
имеет абсолютного характера. Например, выступление на социально-
экономическую тему может обслуживать научную сферу (научный доклад),
деловую сферу (выступление пропагандиста в группе слушателей). По форме они
также будут иметь общие черты.
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды
красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-
бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия – это область
ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта
речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей
дифференциации на основании более конкретных признаков являются виды или
жанры. Эта классификация носит ситуационно-тематический характер, так как,
во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель
выступления.
К социально-политическому красноречию относятся выступления на
социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-
нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса,
отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические,
политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские,
парламентские речи.
Некоторые жанры красноречия носят черты официально-делового и научного
стиля, поскольку в основе их лежат официальные документы. В таких речах
анализируются положение в стране, события в мире, основная их цель – дать
слушателям конкретную информацию. В этих публичных выступлениях содержатся
факты политического, экономического характера, оцениваются текущие события,
даются рекомендации, делается отчет о проделанной работе. Эти речи могут
быть посвящены актуальным проблемам или могут носить призывной,
разъяснительный, программно-теоретический характер. Выбор и использование
языковых средств зависит в первую очередь от темы и целевой установки
выступления.
Политическое красноречие в России в целом было развито слабо. Лишь
военное ораторское искусство достигло сравнительно высокого уровня. Не раз
обращался к воинам Петр I.
В начале XIX в. развернулась кипучая деятельность революционных
ораторов. Они в основном выступали на митингах. Эти ораторы несли в массы
новые идеи, о жизни и светлом будущем. К первым годам установления
советской власти относятся выступления таких сложившихся еще до революции
ораторов, как Н.И.Бухарин, Г.Е.Зиновьев, С.М.Киров, А.М.Коллонтай,
В.И.Ленин, А.В.Луначарский, Л.Д.Троцкий, Г.В.Чичерин и другие.
Стремительно развивается парламентское красноречие и сегодня. В нем
отражается столкновение различных точек зрения, проявляется дискуссионная
направленность речи.
Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного
мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой
аргументированностью, логической культурой. К этому роду относятся
вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-
популярная лекция. Конечно, академическое красноречие близко научному стилю
речи, но в то же время в нем нередко используются выразительные,
изобразительные средства.
В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в.
с пробуждение общественно-политического сознания. Университетские кафедры
становятся трибуной для передовой мысли. Ведь в 40-60 г.г. на многие из них
пришли работать молодые ученые, воспитанные на прогрессивных европейских
идеях. Можно назвать таких ученых XIX-XX в.в., как Т.Н.Грановский,
С.М.Соловьев, И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, А.Г.Столетов, К.А.Тимирязев,
В.И.Вернадский, А.Е.Ферсман, Н.И.Вавилов – прекрасных лекторов, которые
завораживали аудиторию.
Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать
целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать
формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно
выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или
защитительную, речь.
Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине
XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный
процесс – это разбирательство уголовного или гражданского дела,
исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в
обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов.
Конечная цель данного процесса – вынести законный и обоснованный приговор,
чтобы каждый совершивший преступление был, подвергнут справедливому
наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и
осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная
речи.
Судебные речи талантливых русских юристов дореволюционного периода
С.А.Андреевского. А.Ф.Кони, В.Д.Спасовича, К.К.Арсеньева, А.И.Урусова,
Н.И.Холева, Н.П.Карабчевского, Ф.Н.Плевако с полным правом называют
образцами судебного красноречия.
Разумеется, в судебных речах подробно анализируются фактический
материал, данные судебной экспертизы, все доводы за и против, показания
свидетелей и т.д. Выяснить, доказать, убедить – вот три взаимосвязанные
цели, определяющие содержание судебного красноречия.
К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная
знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая
торжественный характер; приветственная речь, посвященная ушедшему из жизни.
Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для
него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным
метафорам и сравнениям.
Духовное (церковно-богословское) красноречие – древний род
красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Выделяют проповедь (слово),
которую произносят с церковного алевона или в другом месте для прихожан и
которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную
самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным
действием.
После того как князь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь, в
истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств
христианских стран, главным образом Византии, создания оригинальных
памятников искусства.
Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяют два подвида: красноречие
дидактическое, или учительное, которое преследовало цели морального
наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое
посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В
речах отражается интерес к внутреннему миру человека, источнику его дурных
и хороших привычек. Осуждаются болтливость, лицемерие, гнев, сребролюбие,
гордыня, пьянство. Прославляются мудрость, милосердие, трудолюбие, чувство
любви к Родине, чувство национального самосознания. Духовное красноречие
изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика.
Вот отрывок из наказа-поучения «12-го слова» митрополита Московского
Даниила (XVI в.): «Возвысь свой ум и обрати его к началу пути твоего, от
чрева матери твоей, вспомни годы и месяцы, дни и часы, и минуты – какие
добрые дела успел совершить ты? Укрепи себя смирением и кротостью, чтобы не
рассыпал враг добродетели твоей и не лишил бы тебя царского чертога! А если
же ты на злое и пагубное для души творил – кайся, исповедуйся, плачь и
рыдай: в один день по блуду согрешил ты, в другой – злопамятством, в третий
– пьянством и обжорством, потом еще и подмигиванием и еще – клеветой и
осуждением, и оболганием, и роптанием, и укорами. И сколько дней еще
проживешь – все прилагаешь к старым грехам новые грехи.
Больше всего позаботься о том, чтобы избегать греха. Возьми себе за
правило: заставь себя не согрешить ни в чем, один только день. Вытерпев
первый, и другой прибавь к нему, потом третий, и мало-помалу обычным это
станет – не грешить. И уклоняясь, бежать от греха, как убегают от змеи».
Как видим, основу речей любого рода составляют, общеязыковые и
межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические,
языковые черты, которые образуют микросистему с одинаковой стилистической
окраской.
Форма выражения в ораторской речи может не отрабатываться с той
степенью полноты и тщательности, как это бывает в речи письменной. Но
нельзя согласиться и с тем, что ораторская речь спонтанна. Ораторы
готовятся к выступлению, хотя и в разной степени. Это зависит от их опыта,
мастерства, квалификации и, наконец, от темы выступления и ситуации, в
которой произносится речь. Одно дело – речь на ферме или конференции, а
другое – на митинге: разные формы речи, разное время произнесение, разная
аудитория.
Ораторская речь – речь подготовленная. И готовится она, естественно,
по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и
непосредственное влияние на структуру речи.
Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связаны
с той или иной сферой и условиями человеческой деятельности. Они отличаются
системой языковых средств. Именно эти средства образуют определенную
стилевую окраску, отличающую данный стиль от всех других.
Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых
отношений; основная его функция – информативная (передача информации).
Научный стиль обслуживает сферу научного знания; основная его функция –
сообщение информации, а также доказательство ее истинности; для него
характерно наличие терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики.
Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических,
социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции
– сообщение и воздействие; в этом стиле используются все языковые средства;
для него характерна экономия языковых средств, лаконичность и популярность
изложения при информативной насыщенности.
Художественно-беллетристический стиль имеет функцию воздействия и
эстетическую; в нем наиболее полно и ярко отражается литературный и, шире,
общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением
искусства, средством создания художественной образности.
Разговорный стиль обслуживает сферу бытовых и профессиональных (но
только неподготовленных, неофициальных) отношений. Основная его функция –
общение; проявляется в устной форме; имеет две разновидности: литературно-
разговорную и обиходно-бытовую речь.
Использование стилистических элементов зависит от вида, темы и целей
речи.
3. Функционально-смысловые типы речи.
Ораторская речь по своему составу неоднородна, поскольку в процессе
мышления человеку свойственно отражать различные, объективно существующие
связи, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою
очередь, находит выражение в различных функционально-смысловых типах речи:
описании, повествовании, рассуждении (размышлении). Монологические типы
речи строятся на основе отражения мыслительных диахронических,
синхронических, причинно-следственных процессов. Ораторская речь в связи с
этим представляет собой монологическое повествование – информацию о
развивающихся действиях, монологическое описание – информацию об
одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение – причинно-
следственных отношениях. Смысловые типы присутствуют в речи в зависимости
от ее вида, цели и от концептуального замысла оратора, чем обусловлено
включение или невключение того или иного смыслового типа в общую ткань
ораторской речи; смена этих типов вызвана стремлением оратора полнее
выразить свою мысль, отразить свою позицию, помочь слушателям воспринять
выступление и наиболее эффективно повлиять на аудиторию, а также придать
речи динамический характер. При этом в различных видах ораторской речи
будет разное соотношение указанных типов, ибо в реальности все они
смешиваются, взаимодействуют, и вычленение их весьма условно.
Повествование – это динамический функционально-смысловой тип речи,
выражающий сообщение о развивающихся во временной последовательности
действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства.
Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, развертывающиеся
во времени. Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, поэтом в нем
могут постоянно меняться временные планы.
К данному типу прибегают в том случае, если требуется подтвердить
высказанные оратором положения конкретными примерами или при анализе
некоторых ситуаций. Задача оратора – изобразить последовательность событий,
с необходимой точностью передать эту последовательность. Таким образом,
передается содержательно-фактуальная информация, причем она облекается в
разные формы. Во-первых, оратор может говорить как участник событий, во-
вторых, излагать события со слов третьего лица, в-третьих, моделировать
событийный ряд, не указывая на источник информации. Оратор передает
события, которые совершаются как бы на глазах слушателей, или вводит
воспоминания о событиях, развивающихся в прошлом.
Можно выделить конкретное, обобщенное и информационное повествование.
Конкретное – это повествование о расчлененных, хронологически
последовательных конкретных действиях одного или нескольких действующих
лиц, например в судебной речи; обобщенное – о конкретных действиях, но
характерных для многих ситуаций, типичных для определенной обстановки,
например в научном изложении; информационное – сообщение о каких-либо
действиях или состояниях без их конкретизации и детальной, хронологической
последовательности; оно чаще всего имеет форму пересказа о действиях
субъекта или форму косвенной речи.
Повествование в речах может быть построено по схеме традиционного
трехчасового членения, т.е. в нем есть своя завязка, вводящая в сущность
дела и предопределяющая движение сюжета, развертывание действия и развязка,
содержащая явную или скрытую эмоциональную оценку события оратором.
Обычно выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое
повествование представляет собой речь, отражающую последовательные, иногда
одновременные, но развивающиеся действия или состояния. Неразвернутое
повествование или выражается отдельной репликой в диалоге, или, будучи
использовано в микротематическом контексте, выполняет роль введения к
описанию или рассуждению.
Описание – это констатирующая часть, как правило, дающая статическую
картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах,
качествах объекта путем перечисления как существенных, и несущественных его
признаков в данный момент.
Описание может быть двух видов: статическое и динамическое. Первое
дает объект в статике, указанные в речи признаки объекта, могут означать
его временные или постоянные свойства, качества и состояния. Например,
описание места, действия в судебной речи или описание объекта в
политической речи. Реже встречается описание второго вида; так, какой-либо
опыт в научной речи обычно предстает в развитии, динамике.
Описания весьма разнообразны и по содержанию, и по форме. Они могут
быть, к примеру, образными. Оратор, стремясь сообщить слушателям,
необходимое количество информации, дает не только подробное описание
объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздавая определенную картину,
что сближает речь с описанием в художественной литературе.
Центром описания являются существительные с предметным значением,
которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, причем информативно
оно может быть весьма насыщенным, поскольку существительные с предметным
значением вызывают целый ряд ассоциаций.
В описании, как правило, употребляются формы настоящего, прошедшего и
будущего времени. Для судебной речи наиболее типично использование
прошедшего времени, для академической – настоящего.
Описания более или менее однородны по своей синтаксической структуре.
Как видно из предыдущих примеров, она обычно представляет собой
перечисление опорных слов или слов, обозначающих признаки описывающего
объекта, в прямом или переносном значении, что обуславливает
перечислительную интонацию, в результате чего создается целостный образ
объекта.
В динамическом событийном описании изображаются относительно
равноправные, законченные действия или факты в виде сменяющихся частей, что
придает высказыванию перечислительный характер. Описание такого типа имеет
обозначенное начало и конец.
Описание может быть развернутым, подробным и сжатым, кратким;
объективированным, например, описание опыта в академической речи или места
преступления в судебной речи, и субъективированным, в котором оратор
выражает к объекту свое отношение, например, описание ситуации в
политической речи. Чаще всего, конечно, оратор не скрывает своего отношения
к объекту, давая ему скрытую или явную оценку.
Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются
предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются
определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими
отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют
умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в
логически последовательной форме. Этот тип речи имеет специфическую
языковую структуру, зависящую от логической основы рассуждения и от смысла
высказывания, и характеризуется причинно-следственными отношениями. Он
связан с передачей содержательно-концептуальной информации.
В «Логическом словаре» Н.И.Кондакова дается следующее определение:
«Рассуждение – цепь умозаключений на какую-нибудь тему, изложенных в
логически последовательной форме. Рассуждением называется и ряд суждений,
относящихся к какому-либо вопросу, которые идут одно за другим, таким
образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют
другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос». При
рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Рассуждая, позволяют вовлекать в процесс речи слушателей, что приводит
к активизации их внимания, вызывая интерес к тому, о чем сообщается.
Страницы: 1, 2, 3
|