МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Обучение умственно-отсталых детей

    особенности развития этой группы аномальных детей. Осуществление

    развивающего обучения предполагает повышение качества уроков путем

    включения учащихся в активную учебную деятельность и развития у них

    познавательной активности и самостоятельности.

    Воспитательная и коррекционная направленость обучения пронизывает весь

    учебный процесс.

    2. Научность и доступность обучения

    Принцип научности в общей педагогике предполагает отражение

    современных достижений науки. Перспектив ее развития в каждом учебном

    предмете.

    Содержание обучения во вспомогательной школе отличается

    элементарностью и практической направленностью. Несмотря на элементарный

    уровень знаний, который необходимо усвоить умственно отсталым школьникам,

    они должны быть научными, не противоречить объективным научным знаниям.

    Принцип научности реализуется, прежде всего, при разработке программ и

    составлении учебников, а так же в деятельности учителей и воспитателей.

    Известно, что у умственно отсталых школьников могут возникать

    неправильные, а подчас и ложные представления об окружающей

    действительности, так как они не в состоянии понимать сущность явлений в

    отвлечении от внешних, случайных признаков и связей. Поэтому с самого

    начала поступления учащихся во вспомогательную школу необходимо помогать

    им познавать окружающий мир с научных позиций, в соответствии с реальной

    действительностью.

    Принцип научности тесно связан с принципом доступности, ведь в

    конечном счете умственно отсталые учащиеся могут усваивать только тот

    материал, который им доступен.

    Принцип доступности предполагает построение обучения умственно отсалых

    шольников на уровне их реалных учебных возможностей.

    Многолетняя практика и научные исследования показывают, что учебные

    возможности учащихся вспомогательных школ весьма различны. В основе этих

    различий лежат объективные причины, заключающиеся в неоднородности,

    степени и характере проявлений основного и сопутствующего дефектов

    развития детей. В связи с этим осуществление принципа доступности во

    вспомогательной школе отличается определенным своеобразием: с одной

    стороны предполагается неодинаковая степень усвоения программного

    материала учащимися, имеющими разные учебные возможности, с другой –

    определяется необходимость дифференциации их в обучении с целью повышения

    уровня усвоения программного материала.

    Принцип доступности, так же как и принцип научности, реализуется,

    прежде всего, при разработке учебных программ и учебников. Содержание

    обучения умственно отсталых школьников определяется на основании проверки

    его в многолетней практике работы вспомогательной школы. Содержание

    обучения отдельным учебным предметам непрерывно совершенствуется,

    уточняется объем знаний, умений и навыков по годам обучения на основе

    результатов научных исследований и передовой практики.

    Принцип доступности реализуется так же в постоянной деятельности

    педагогов путем применения соответствующих методов и методических

    приемов. Известно, что использование наиболее удачной методической

    системы может сделать доступным сравнительно сложный для умственно

    отсталых школьников учебный материал.

    3. Систематичность и последовательность в обучении

    Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том,

    что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в

    определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими

    пользоваться, т.е. более успешно применять на практике.

    Для вспомогательной школы этот принцип имеет большое значение потому,

    что для умственно отсталых школьников характерна неточность, неполнота

    или фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности они

    испытывают при их воспроизведении и использовании в практической

    деятельности.

    Принцип систематичности и последовательности реализуется как при

    разработке учебных программ и учебников, так и в каждодневной работе

    педагога. Это предполагает такой выбор и расположение учебного материала

    в прогаммах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, когда

    между составными частями его существует логическая связь, когда

    последующий материал опирается на предыдущий, когда пройденный материал

    подготавливает учащихся к усвоению нового.

    В каждом учебном предмете излагается своя система взаимсвязанных

    понятий, фактов и закономерностей.

    Следует отметить, что при разработке содержания учебных предметов

    вспомогательной школы в основном используется та же система и логика, что

    и в массовой школе. Так, на уроках математики сложение и вычитание

    изучается раньше сложения и деления, при обучении грамоте сначала

    изучаются звуки родного языка, затем буквы в определенной

    последовательности, формируется чтение по слогам, а затем – целыми

    числами. Однако в отдельных случаях построение содержания учебных

    предметов вспомогательной школы имеет свою систему, логику и

    последовательность расположения учебного материала. И только при изучении

    истории, в связи с тем, что учащиеся испытывают большие трудности в

    понимании исторических событий в их последовательности и вовремени

    педагоги вынуждены сообщать им не систематические, а эпизодические знания

    о наиболее значимых обытиях из истории нашей Родиы.

    Особенностям умственно отсталых школьников соответствует линейно-

    концентрическое расположение учебного материала, когда одни и те же

    разделы сначала изучаются в элементарном виде, а через неоторое время,

    обычно в следующем классе, то же самое рассматривается значительно шире,

    с привлечением новых сведений. Содержание многих учебных предметов

    построено именно таким образом.

    Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения:

    обучение в старших классах строится на прочном фундаменте, который

    закладывается в младших классах, изучение каждого предмета происходит на

    основе предыдущих знаний, которые усвоены при изучении других предметов.

    Каждый раздел учебного материала должен опираться на ранее изученный.

    В деятельности учителя принцип систематичности реализуется в

    планировании последовательности прохождения нового учебного материала и в

    повторении ранее изученного, в проверке полученных школьниками знаний и

    умений, в разработке системы индивидуальной работы с ними. Исходя из

    этого принципа переходить к изучению нового учебного материала можно

    только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатывается в

    данное время. С учетом этого обстоятельства учитель вносит коррективы в

    ранее намеченные планы.

    4. Связь обучения с жизнью

    Этот принцип отражает обусловленность обучения в школе общественными

    потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и

    воспитания учащихся.

    Сущность его состоит в тесном взаимодействии школы и общественности в

    деле обучения и воспитания детей. В современных условиях этот принцип

    получает новое звучание.

    Большинство вспомогательных школ – это интернатные учреждения и для

    них существует потенциальная опасность определенного обособления от

    оржающей жизни. Поэтому принципу связи обучения с жизнью отводится важная

    роль в процессе обучения и воспитания умтвенно отсталых школьников. Ведь

    после окончания школы выпускники вступают в самостоятельную жизнь и

    подготовленность к ней в определенной степени зависит от того, как

    осуществляется этот принцип в жизни.

    Реализация этого принципа во вспомогательной школе состоит в

    организации учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной

    связи с окружающей действительностью, с жизнью, в первую очередь, местных

    предприятий, организаций и учреждений. Этот принцип реализуется так же

    путем связи обучения с производительным трудом учащихся в народном

    хозяйстве.Формы участия при этом могут быть различными, но во всех случаях

    учащихся старших классов нужно знакомить с социально-экономическими и

    правовыми отношениями на производстве, включать их в посильные общественные

    дела базовых и шефствующих предприятий.

    Вспомогательная школа должна также активно учавствовать в общественных

    мероприятиях.

    Только на основе многогранной связи обучения с окружающей жизнью

    вспомогательная школа, как образовательное учреждение, может завоевать

    авторитет среди местного населения и общественности. А это улучшит

    положение выпускников вспомогательных школ и способствует более успешной их

    адаптации.

    В повседневной деятельности педагога этот принцип реализуется путем

    использования на уроках и во внеклассной работе положительных примеров из

    жизни, в том числе и местного населения, но не следует обходить и

    недостатки с обязательным анализом их причин. Для укрепления связи обучения

    с жизнью полезно использовать средства массовой информации, просмотры

    телепередач и прослушивание радиопередач.

    5. Принцип коррекции в обучении

    Для умственно отсталых детей, как известно, характерен общий основной

    недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности(причем

    имеет место неравномерное нарушение). Эмоционально-волевая сфера в ряде

    случаев нарушена , но есть и такие дети, у которых она относительно

    охранна.

    Умственно отталый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается,

    но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что

    порождает трудности вхождения в социальную среду, расчитанную на нормально

    развивающихся детей.

    Обучение во вспомогательной школе имеет решающее значение для развития

    умственно отсталых детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что

    наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении

    осуществляется принцип коррекции, т.е. исправление присущих этим детям

    недостатков.

    Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за

    собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко

    входящими в его сознание. (Л.С. Выготский, 1985)

    Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков

    психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения

    путем использования специальных методических приемов. В результате

    применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся

    преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее

    продвигаются в своем развитии. Чем больше умственно отсталый ребенок

    продвигается в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным

    материалом, т.е. развитие учащихся и обучение их на основе принципа

    коррекции – это два взаимосвязанных процесса.

    Исправление недостатков развития у учащихся вспомогательных школ

    происходит медленно и неравномерно. –поэтому учителю обычно бывает трудно

    заметить сдвиги в развитии мыслительных процессов у учащихся, в

    формировании волевых и других качествах личности. Он хорошо знает, как

    каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно

    для характеристики уовня его продвижения в развитии.

    Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить

    уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых

    заданий.

    Из психологических исследований известно, что самостоятельность

    школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и

    трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении

    заключается в формировании у учащихся этих умений, т.е. умений

    самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий,

    анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого

    имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.

    Обобщенные учебные и трудовые умения формируются на основе конкретных

    умений по каждому учебному предмету и путем систематической

    целенаправленной работы с применением специфических для каждого предмета

    методических приемов.

    Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития,

    общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные

    для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная

    коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей

    проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты

    разной степени. В обучении это наблюдается в значительных различиях в

    уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в

    неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.

    Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление

    затруднений, испытываемых учениками в обучении различным предметам и

    установление причин этих затруднений. На основе этого разрабатываются меры

    индивидуальной коррекции.

    Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и

    том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная

    работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция – с

    отдельными учениками или с небольшой группой. В классе может быть несколько

    учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. При фронтальной

    работе целесообразно проводить индивидуальную коррекцию попеременно,

    фиксируя внимание или дополнительно работая то с одним, то с другим

    учеником.

    Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в

    формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в

    том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в

    учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям.

    6. Принцип наглядности

    Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных

    наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них

    различных умений и навыков.

    Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся

    чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения

    абстрактными понятиями.

    Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются

    первой ступенью его познания. На следующей ступени преобретаются знания в

    виде понятий, определений , правил и законов. Чтобы знания у учащихся были

    осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс

    обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и

    –выполняет эту функцию.

    Существует общее правило применения принципа наглядности в

    общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере,

    которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки

    умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и

    действий.

    В основу реализации принципа наглядности во вспомогательной школе

    положены эти общие правила, однако в чатностях их применение отличается

    некоторым своеобразием. Прежде всего, во вспомогательной школе для

    формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудловых умений и

    навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Это

    связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы

    отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных

    предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для

    формирования того или иного понятия.

    Предметная наглядность применяется также для изучения свойств

    предметов как таковых, а так же с целью изготовления их. Использование этой

    формы наглядности необходимо организовывать с учетом особенностей

    восприятия умственно отсталых школьников. Известно, что их восприятие

    первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в

    выделении главных, существенных признаков объекта. Образы предметов,

    возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные, в речи

    часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для

    верного отражения свойств наблюдаемых объектов.

    Учитывая все эти особенности учащихся, наглядные пособия нужно делать

    дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по

    возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих

    внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добиавается учитель

    при использовании этих пособий.

    Учет особенностей умственно отсталых школьников при реализаци принципа

    наглядности заключается также в том, что наряду с созданием у учащихся

    четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить их

    правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими

    свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в

    реальном мире. Слово учителя в этом процессе является организующим и

    регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда

    наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и

    понятий.

    Таким образом, реализация принципа наглядности во вспомогательной

    школе осуществляется по этапам.

    . Обогащение чувствнного познавательного опыта, предполагающего

    обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные

    признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

    . Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные

    понятия;

    . Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных

    образов предметов, явлений и действий.

    7. Сознательность и активность учащихся в обучении

    Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого

    учебного материала: сущности усваеваемых понятий , смысла трудовых

    действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков

    обеспечивает успешное применение их в практической деятельности,

    предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые

    убеждения.

    Во вспомогательной школе этот принцип относится к числу важнейших, так

    как в процессе сознательного усвоения учебного материала происходит более

    интенсивное психическое развитие умственно отсталых школьников. Однако, при

    реализации этого принципа учитель встречается с большими трудностями.

    Нарушения аналитико-синтетической деятельности, характерные для умственно

    отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе его

    полного понимания. Поэтому во вспомогательной школе вопрос о том, как

    достичь полного понимания учебного материала учащимися был и остается

    наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если каждый

    учитель будет применять коррекционные методические приемы, направленные на

    развитие мыслительных операций, а также умений выражать свои мысли словами.

    Ведь судить о том, насколько ученику понятен тот или иной учебный материал

    можно прежде всего по его высказываниям, а уже потом – по характеру

    применения знаний при выполнении упражнений.

    Существует ряд методических приемов, помогающих учащимся более осознанно

    усваивать учебный материал: расчленение сложного учебного материала на

    части, логически завершенные и связанные между собой, выделение главных

    существенных сторон предмета или явления и отличие их от второстепенных,

    несущественных, отражение в речи выполняемых практических действий, до

    начала, во время и после работы, связь новых действий с ранее усвоенными ,

    варьирование материала при повторении и др.

    С давних пор известно, что механическое заучивание того или иного

    учебного материала, не способствует осознанному его усвоению. Это означает,

    что приобретенные таким способом знания ученик не может использовать в

    практической деятельности, что они представляют собой пассивный фонд. Вот

    почему принципу сознательности в обучении во вспомогательной школе

    придается такое большое значение.

    Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся

    в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в

    большинстве случаев сама по себе не возникает , поэтому необходимо ее

    активизировать. Под активизацией учения понимается соответствующая

    организация действий школьников, направленная направленная на осознание ими

    учебного материала.

    В массовой школе ведущим средством активизации учения школьников является

    проблемный подход в обучении. Сущность его залючается в том, что учитель

    ставит перед учениками учебную проблему, учащиеся совместно с учителем или

    самостоятельно определяют пути поиска решения проблемы , самостоятельно или

    с помощью учителя находят решение, делают выводы, обобщения, сравнения.

    Если рассматривать проблемный подход в обучении как создание условий

    для самостоятельной мыслительной деятельности школьников при изучении

    нового учебного материала или его обобщении, то при использовании условий,

    соответствующих условиям умственно отсталых школьников, его можно применить

    и во вспомогательной школе как средство организации учебной деятельности.

    Если учитель будет постепенно подводить школьников к новому учебному

    материалу, вовлекая их при этом в рассуждения и поощряя их собственные

    высказывания с анализом наблюдении или своего опыта, то такое обучение

    будет способствовать активизации умственно отсталых школьников и в случаях

    неверных высказываний, боле того, следует доброжелательно и внимательно

    относиться к ним и терпеливо объяснять, в чем их ошибка.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.