МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общественное мнение, как предмет изучения социальной психологии

    Общественное мнение, как предмет изучения социальной психологии

    РЕФЕРАТ

    На тему:

    Общественное мнение, как предмет изучения

    социальной психологии.

    Выполнила:

    студентка

    соц. фак-та

    3 курса

    anonim

    БАРНАУЛ 2001г.

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1 общее понятие

    2 История общественного мнения

    3 Сущность, содержание общественного мнения

    4 Требования изучения общественного мнения

    5 Этапы общественного мнения

    6 Функции общественного мнения

    7 Общественное мнение в современной России

    8 Методы сбора информации

    9 Литература

    1Общее понятие :

    Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим

    трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в

    отечественной литературе можно встретить около двух десятков

    определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то

    можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть

    специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в

    котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее

    членов к фактам, событиям, .явлениям в объективной или субъективной

    действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое

    воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов

    данной общности.

    Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно

    относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня

    недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты

    практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут

    журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители

    различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют,

    стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают

    немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

    Столь заметный рост интереса к общественному мнению имеет свое

    объяснение.:

    Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение

    непосредственно связано с материальным носителем, который определяет

    реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более

    широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим

    социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей

    степени заставляет собой считаться.

    Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими

    корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом

    своего существования о важности их учета и удовлетворения.

    В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен

    является активным стимулятором социальных действий и поступков масс,

    способным придавать им широкий размах и стабильность в течение различного,

    нередко довольно продолжительного времени.

    В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных

    выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно

    или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже

    тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета

    общественного мнения в повседневной практической работе.

    Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания,

    выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и

    характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в

    первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам

    действительности, представляющим общественный интерес.

    2 История общ-го мнения:

    Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений

    которые привлекают внимание мыслителей с давних времен . Макиавелли в своем

    ^Государе^ особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том

    виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у

    английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери.

    Происхождение словосочетания - англосаксонское., появилось оно в англии во

    второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот

    термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.

    Не обошел этот феномен своим вниманием и великий философ Г.Ф. Гегель.

    Он писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в

    том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное

    мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них,

    проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением».

    Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не

    зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых)

    интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.

    Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый - условия

    существования общественного мнения, второй - объект (содержание)

    общественного мнения , третий- носитель общественного мнения, четвертый -

    характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый -

    соотношение “всеобщего” и «особенного» мнений, сочетание и

    «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.

    Представители разных сословий часто вкладывали в него различное содержание.

    Это происходило потому, что общественное мнение отражает реальное состояние

    общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных

    групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние

    общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно

    концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия.

    Содержание общественного мнения - показатель глубины отражения, познания

    этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной

    группы, класса, народа в целом. Общественное мнение и общественное сознание

    находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают

    многие ученые- это сов-ть теорий, идей, взглядов, отражающих реальное

    общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определенными

    материальными условиями жизни людей. Структура реального содержания

    общественного сознания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм.

    Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи,

    правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и

    экономика и т. д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения

    действительности, особенностями своего развития и т. д., но прежде всего

    своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону

    действительности: мораль, например, имеет дело с нормами поведения человека

    в обществе, принципами, регулирующими его, наука рассматривает законы

    природы и общества, политическая идеология имеет дело с политическими

    отношениями (государственными, классовыми, национальными и т. д.).

    Общественное мнение невозможно отождествить ни с одной из форм

    общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть»

    в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может быть

    сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства,

    религии или науки и т. д. В силу этих обстоятельств общественное мнение

    может быть признано еще одной формой общественного сознания , ибо по своему

    предмету оно как бы пронизывает все формы сознания т. е. выступает как вид

    общественного сознания, однако уступая ему в широте диапазона.

    Исходя из сказанного можно попытаться определить общественное мнение как

    отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни,

    проявляющееся сначала в суждениях, а затем и в действиях. Общественное

    мнение отличается относительной распространенностью, интенсивностью,

    достоверностью и стабильностью. Эти качества феномена во многом зависят от

    объекта и субъекта общественного мнения.

    Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым

    высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или

    общественности, и процесс материального производства, и события,

    совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на

    стадионе, публики в театре, политических лидеров.

    Общественное мнение имеет 3 важных момента:

    Общественное мнение формируется там и тогда, когда на обсуждение народа

    выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е.

    проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей

    (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Это - первый

    очень важный момент.

    Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой,

    правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего наши

    интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те

    формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в

    оценках, характеристиках, т. е. заключают в себе момент дискуссионности.

    Это второе условие появления общественного мнения. Данная проблема или

    вопрос должны носить дискуссионный характер.

    Кроме того, нельзя забывать и о третьем условии формирования общественного

    мнения - уровне компетентности. Если человек незнаком с каким-либо

    обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает:

    «Я не знаю». Но возможен и такой вариант, когда человеку просто не хватает

    знаний для спора, обсуждения вопроса.

    3 Сущность, содержание общественного мнения

    Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса— сущность, содержание

    общественного мнения. По этому поводу можно высказать следующие

    предположения:

    во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной

    общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной

    деятельности людей;

    во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат

    общественные интересы и потребности. Только те явления или факты

    общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе

    внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

    в-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью

    объективности (истинности). Это объясняется тем. что мнения могут

    формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и

    ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди

    компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее

    в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение

    научной критики нередко

    заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение;

    в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической

    побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую

    деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он

    относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного

    сознания Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный

    уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное

    отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального,

    эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании

    люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство

    общественного воздействия;

    в-пятых, общественное мнение представляет собой специфический продукт

    взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных,

    измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме

    индивидуальных мнений.

    ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является

    общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес,

    дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные

    слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как

    индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или

    общественное.

    Общественное мнение не может существовать вне системы экономических,

    социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения,

    содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов

    в «Очерках по истории материализма» писал, что «общественное мнение» имеет

    свои корни в социальной среде и в конечном счете в экономических

    отношениях; это не противоречит тому, что всякое данное «общественное

    мнение» начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его способ

    производства».)

    4 Требования изучения общественного мнения:

    При подготовке и проведении изучения общественного мнения не обходимо

    придерживаться следующих основных требований:

    1 ) Постановка цели исследования,

    Долгжо быть четко сформулировано, какие сведения предполагается получить,

    как использовать и на что направить обобщенные итоги.

    2) Разработка инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы должны

    формулироваться четко, быть краткими, не допускающими различных толкований.

    Следует избегать прямых, "лобовых" вопросов, особенно в тех случаях, если

    они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение

    данных непосредственно о самом человеке , его взглядах. Для получения более

    объективной информации вводятся проверочные вопроса (по этой же теме, но в

    другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на

    основной вопрос).

    После набора возможных вариантов ответов -подсказок обозначается место для

    Других вариантов, не предусмотренных анкетой.

    З) Подготовка выборки (число и состав опрашиваемых).

    При проведении исследований в городе, районе по Проблемам, касающимся

    всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять

    1 - 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится

    среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях

    количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава.

    В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его

    членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. При устных,

    телефонных , экспресс-опросах по текущим, не требующим глубокого анализа

    вопросам достаточно проинтервьюировать несколько десятков человек. Для

    получения наиболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть

    включены все категории населения— по национальности, возрасту, (социальному

    положению, образованию и т.д.

    4) Проведение анкетирования, опроса.

    Как правило, его надо проводить анонимно, что повышает достоверность

    информации. Многое зависит от организаторов этого дела, насколько умело они

    настроят, подготовят людей на откровенные высказывания своих взглядов,

    позиций, мнений.

    5) Обработка анкет, подготовка выводов, рекомендаций и предложений, по

    преодолению развития нежелательных процессов, прогнозирование возможных

    результатов и последствий их реализации.

    6) Принятие конкретных мер.

    7) Последующие проверки правильности решений и результатов принятия мер

    (отслеживание).

    Механизм

    5 Этапы общественного мнения:

    Здесь уместно было бы кратко изложить механизм формирования общественного

    мнения.

    Выделим следующие основные этапы:

    1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.)

    на уровне отдельных людей.

    2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний,опыта, умения

    анализировать, уровня информированности.

    3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.

    4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы

    людей.

    5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.

    6. Возникновение общенародного мнения.

    Можно выделить основные стадии формирования и функционирования

    общественного мнения:

    1. Рождается

    2. Достигает определенной степени развития

    3. "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.

    Практика показывает, что если необходимые меры, в частности

    пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе

    формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в

    позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в

    неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и

    проявления в жизни.

    5 Функции общественного мнения :

    Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера

    взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц

    в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от

    содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения

    характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле

    контрольная); консультативная; директивная.

    Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное

    мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и

    событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров

    государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы,

    стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.