Общение как феномен культуры
большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать,
что существует тот или иной уровень культуры общения.
В своей дипломной работе я хотела показать, что повседневное поведение
человека в труде, в котором находят внешнее выражение моральные и
эстетические нормы, является показателем культуры общения. Культура
поведения и культура общения тесно связаны между собой и неотделимы друг от
друга. В понятие « культура поведения» входят все области внешней и
внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и
поведение в общественных местах, взаимоотношение людей на работе и вне,
культура речи, умение грамотно выражать свои мысли. Культура поведения
предполагает уважительное отношение к людям, такт, деликатность,
предупредительность, аккуратность в выполнении обещаний, взаимное уважение.
Человек, который владеет всеми этими качествами, владеет секретом
общения. Умение общаться – пожалуй, самое важное в жизни умение.
Одним из главных признаков культуры общения можно считать умение быть
коммуникабельным. Понятие коммуникабельность включает в себя такие
определения, как склонность к общению с людьми, умение желание говорить,
легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, желание
помочь друг другу, соучастие и сопереживание, удовлетворенность потребности
людей в широком интенсивном общении. Человека, который владеет всеми
вышеперечисленными качествами, можно отнести к категории людей, владеющих
искусством общения.
Учитывая тот факт, что работа занимает в жизни человека важное место,
производственные отношения необходимы и дороги каждому из нас. Причем
некоторые из них необходимы и дороги нам не в меньшей степени, нежели
отношения с близкими людьми. Поэтому культура служебных отношений включает
в себя создание благоприятного психологического климата. А создание
психологического климата в коллективе невозможно без создания устойчивой
духовной атмосферы, без взаимного уважения членов коллектива, без высокой
профессиональной подготовки, без элементарных знаний психологии человека.
Наличие у членов коллектива высоких нравственных качеств так же
благоприятно отражается на создании благоприятного психологического
климата.
Деловые отношения, основанные на знании правил поведения в обществе,
знания служебного этикета, умении выслушать и понять собеседника всегда
являются предпосылкой для создания благоприятного климата. Взаимоотношения
людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего
правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы
культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей,
включаются в культуру общения. Норма не просто указывает на то, что значимо
с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их
обязательное исполнение Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане
морали, но и в плане культуры поведения.
Говоря о культуре общения в широком смысле слова, мне хотелось
показать нормы и способы ее реализации в человеческих отношениях, в
частности в коллективе, в малой группе. В этом случае она определяется
степенью владения людьми навыками общения, созданными и принятыми в данной
группе. Культура общения в группе зависит от правовой системы, от
нравственного климата социальной группы, а так же от уровня культуры
каждого индивидуума. Люди в малой группе сталкиваются повседневно,
совершают акты коммуникации, пользуются определенными манерами, совершают
различные поступки. Все эти действия создают предпосылки для
взаимопонимания, проистекают из интересов и желаний. Одни из них создают
предпосылки для создания комфортных и благоприятных производственных
отношений, другие – наоборот. Это внешняя сторона взаимоотношений и
расценивается прежде всего с точки зрения культуры людей и характеризуется
как культура общения.
Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм,
способов, форм взаимоотношений людей, которые приняты в определенной
социальной группе как своеобразные эталоны общения. В данном случае
рассматривались нормы, способы и формы взаимоотношений в отделе назначения
пенсий и пособий.
Исследования показали, что в отделе существует определенный стиль
работы, доверительные отношения среди членов коллектива, уважение и
взаимопонимание, соучастие и сострадание, высокий профессионализм и
ответственность за порученное дело. Основные нормы общечеловеческой морали
и нравственности играют очень большую роль в культуре общения.
Общечеловеческой нормой общения является признание человека высшей
ценностью. Поэтому подлинное человеческое общение - форма творчества,
помогающая выявить и раскрыть лучшие стороны личности.
Общаясь с людьми, мы должны испытывать радость, если хотим чтобы они
испытывали радость от общения с нами. Вне зависимости от статуса человека,
ему хочется ощущать собственную значительность, и каждое подтверждение ее
радует. Поведение человека – это образ его жизни и действий. Именно в
поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера,
темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения.
Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.
«Поступки людей, - писал Д. Томас,- подобны указателю в книге, они
указывают на самое примечательное в них».
Список использованной литературы
1. Андреева Г. М Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1996
2. Брудный А. А Психология общения. Понимание и общение. М.,
Знание, 1989
3. Брушинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск,
Университетское, 1990
4. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М.,
Академия-Центр, 1998
5. Витаные И. Общество, культура, социология. М., Прогресс, 1984
6. Горелов И.Н., Житников В.Ф. Умеете ли Вы общаться. М., Просвещение,
1991
7. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. М., 1997
8. Данкел Жаклин. Деловой этикет. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997
9. Дубровина И.В. Мы живет среди людей. Кодекс поведения, М.,
Политическая литература, 1989
10. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология. Ростов-на-
Дону, 1996
11. Курс практической психологии. Учебное пособие. М., Аст-пресс, 1999
12. Леонтьев А.А. Психология общения. М., Смысл, 1997
13. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида.
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976
14. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2000
15. Немов Р.С. Психология. Книга 2. М., 2000
16. Носков В.Г. Перекличка веков. М., 1990
17. Общение и оптимизация совместной деятельности (под редакцией
Андреевой Г.М. и Яноушека Я.М.). МГУ, 1987
18. Омаров А.М. Управление: искусство общения. М., Советская Россия,
1983
19. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией
Андреевой Г.М. и Яноушека Я.М., М., МГУ, 1987
20. Психология личности (Альманах психологических тестов). М., КСП,
1996
21. Печерникова И. Вечный пример. М., Политическая литература, 1985
22. Радугин А.А. Социология. (Учебник). М., Центр, 1996
23. Рахматшаева В. Грамматика общения. М., 1995
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
М., Владос, 1996
25. Словарь. Эстетика. М., Политиздат, 1989
26. Словарь. Этика. М., Политиздат, 1989
27. Словарь иностранных слов. М., Лист, 1998
28. Талигузова Л.Н. Ступени общения. М., Интор, 1996
29. Фомин Ю.А. Психология делового общения. Минск, Амалфея, 1999
30. Чернышова М.А. Культура общения. Ленинград, 1983
31. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., Про-
пресс, 1998
Приложение 1
Список специалистов Северо-восточного отдела
пенсионного обеспечения
|№пп|Фамилия имя |Должность |Классный чин |Дата |Нацио- |Образование |Стаж |
| |отчество | | |рождения |Нальнос| |работы|
| | | | | |ть | | |
|1 |Белова Мария |Начальник |Главный |14.10.1955|Бело-ру|незаконченное высшее, 5 курс |8 лет |
| |Николаевна |отдела |государственны| |ска |Московского университета культуры, |9 мес.|
| | | |й советник 3 | | |социальная работа | |
| | | |класса | | |среднее специальное, Пинский |6 дн. |
| | | | | | |гидромелиоративный техникум, | |
| | | | | | |гидромелиорация, техник-гидротехник| |
|2 |Фархутдинова |Зам. |Советник |04.10.1956|Татарка|Высшее, Киргизский государственный |7 лет |
| |Гульнур |начальника |государственно| | |университет, прикладная математика,|7 мес.|
| |Фардатдиновна|отдела |й службы 1 | | |математик | |
| | | |класса | | | |13 дн.|
|3 |Уразова |Главный |Советник |20.07.1958|Укра-ин|незаконченное высшее, 5 курс |23 г. |
| |Тамара |специалист |государственно| |ка |Московского государственного |4 мес.|
| |Семеновна | |й службы 2 | | |социального университета, | |
| | | |класса | | |социальная работа |21 дн.|
| | | | | | |среднее специальное, Челябинский | |
| | | | | | |юридический техникум, правоведение | |
| | | | | | |и учет в системе социального | |
| | | | | | |обеспечения, юрист | |
|4 |Шакирова |Главный |Советник |15.05.1961|Татарка|среднее специальное, Челябинский |19 лет|
| |Василя |специалист |государственно| | |юридический техникум, правоведение | |
| |Нурулловна | |й службы 2 | | |и учет в системе социального |9 мес.|
| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |
|5 |Шархемуллина |Главный |Советник |05.02.1959|Татарка|среднее специальное, Челябинский |23 г. |
| |Альфия |специалист |государственно| | |юридический техникум, правоведение |3 мес.|
| |Гумеровна | |й службы 2 | | |и учет в системе социального | |
| | | |класса | | |обеспечения, юрист |14 дн.|
|6 |Соломонова |Ведущий |Советник |31.01.1965|Мордовк|среднее специальное, Челябинский |14 лет|
| |Любовь |специалист |государственно| |а |юридический техникум, Бюджетный | |
| |Сергеевна |по учету и |й службы 3 | | |учет в системе социального |2 мес.|
| | |отчетности |класса | | |обеспечения, бухгалтер-финансист | |
|7 |Гарифуллина |Специалист |Референт |26.06.1973|Татарка|среднее специальное, Челябинский |6 лет |
| |Лилия |1 категории|государственно| | |юридический техникум, правоведение |5 мес.|
| |Евгеньевна | |й службы 3 | | |и учет в системе социального | |
| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |
|8 |Колосова |Специалист |Референт |13.05.1964|Русская|среднее специальное, Челябинский |6 лет |
| |Наталья |1 категории|государственно| | |юридический техникум, правоведение |10 |
| |Александровна| |й службы 3 | | |и учет в системе социального |мес. |
| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |
|9 |Квашнина |Специалист |Референт |08.04.1964|Русская|среднее специальное, Челябинский |8 лет |
| |Тамара |1 категории|государственно| | |юридический техникум, правоведение |3 мес.|
| |Дмитриевна | |й службы 3 | | |и учет в системе социального | |
| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |
|10 |Скарлухина |Специалист |Референт |04.10.1973|Русская|среднее специальное, Челябинский |6 лет |
| |Наталья |1 категории|государственно| | |юридический техникум, правоведение |4 мес.|
| |Михайловна | |й службы 3 | | |и учет в системе социального | |
| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |
|11 |Михеева |Специалист |Референт |02.08.1976|Русская|среднее специальное, Челябинский |6 лет |
| |Ирина |1 категории|государственно| | |юридический техникум, правоведение |8 мес.|
| |Александровна| |й службы 3 | | |и учет в системе социального | |
| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |
|12 |Михеева |Специалист |Референт |14.05.1954|Русская|Высшее, Казанский авиационный |6 лет |
| |Валентина |1 категории|государственно| | |институт, автоматизированные |3 мес.|
| |Ивановна | |й службы 3 | | |системы управления, | |
| | | |класса | | |инженер-системотехник | |
|13 |Пантелеева |Специалист |Референт |22.01.1952|Русская|среднее специальное, Камский |6 лет |
| |Галина |1 категории|государственно| | |автомеханический техникум, |10 |
| |Геннадьевна | |й службы 3 | | |Бухгалтерский учет, контроль и |мес. |
| | | |класса | | |анализ хозяйственной деятельности, | |
| | | | | | |бухгалтер | |
|14 |Саттарова |Специалист |Референт |27.03.1952|Татарка|Незаконченное высшее, КГУ, 4 курс, |12 лет|
| |Зульфия |1 категории|государственно| | | | |
| |Нургалеевна | |й службы 3 | | |1976 г. |7 мес.|
| | | |класса | | | | |
|15 |Сидорова |Специалист |Референт |14.02.1976|Русская|незаконченное высшее, 3 курса |1год |
| |Ольга |1 категории|государственно| | |Казанского финансово-экономического|7 мес.|
| |Николаевна | |й службы 3 | | |института, Экономика | |
| | | |класса | | |среднее специальное, Камский | |
| | | | | | |автомеханический техникум, | |
| | | | | | |Планирование и бухгалтерский учет, | |
| | | | | | |техник-экономист | |
|16 |Ковтун |Специалист |Референт |09.06.1976|Русская|Среднее |3 года|
| |Наталья |1 категории|государственно| | | | |
| |Павловна | |й службы 3 | | | |6 мес.|
| | | |класса | | | | |
|17 |Коваленко |Специалист |Референт |30.06.1975|Русская|среднее специальное, |5 лет |
| |Ирина |1 категории|государственно| | |Набережночелнинский |6 мес.|
| |Геннадьевна | |й службы 3 | | |энергостроительный техникум, | |
| | | |класса | | |Бухгалтерский учет, контроль и | |
| | | | | | |анализ хозяйственной деятельности, | |
| | | | | | |бухгалтер | |
|18 |Мукминова |Специалист |Референт |03.07.1973|Татарка|среднее специальное, Челябинский |8 лет |
| |Миляуша |1 категории|государственно| | |юридический техникум, Право и |8 мес.|
| |Хазиахметовна| |й службы 3 | | |организация социального | |
| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |
|19 |Гайнуллова |Специалист |Референт |21.06.1957|Татарка|Среднее, Татарский республиканский |14 лет|
| |Фания |2 категории|государственно| | |учебный комбинат, бухгалтер | |
| |Гаязовна | |й службы 3 | | | |8 мес.|
| | | |класса | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|