Общая психология
| | |1947. |
|Основным отличием одной деятельности от другой является | |Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство |
|предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, | |обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона |
|что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. | |заполненного временного отрезка. Этот закон определяет |
|Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым | |закономерность отклонения психологического времени |
|мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению | |воспоминания прошлого от объективного времени. См.: |
|о том результате, который должен быть достигнут, то есть| |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. С.|
|представлению о созидательной цели. | |218. |
|Выделение целей и формирование подчиненных им действий | |Большая прочность сохранения образа временной |
|приводит к тому, что происходит расщепление функций | |последовательности по сравнению с временной |
|мотива: выделяются функции побуждения и направления. | |длительностью. |
|Достижение цели, то есть осуществление действия, | |В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в |
|происходит в определенных условиях. Цель, | |сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные |
|переформулированная применительно к определенным | |оттенки выпадают. |
|условиям, есть задача. Способ осуществления действия | |Вторичные образы являются менее яркими, более бледными |
|называется операцией. Операции направляются на решение | |по сравнению с первичными образами. На это свойство |
|задач. | |представлений указывал еще Г. Эббингауз. См.: Эббингауз |
|Основным предметом исследования в психологической теории| |Г. Основы психологии. – Спб., 1890. |
|деятельности явилось действие, его структура и функции. | |Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому |
| | |по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, |
| | |текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство |
| | |дефицитом константности представлений. |
| | |Фрагментарность представлений – непредставленность |
| | |отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого |
| | |дан в представлении (выражение дефицита целостности по |
| | |сравнению с образами восприятия). |
| | |Обобщенность представлений имеет свою специфику – это |
| | |обобщенность не только единичного предмета, но и класса |
| | |или категории аналогичных предметов. |
|Литература: | |Интересным представляется факт, что в поздних работах и |
|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. I, Л.: | |Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от |
|ЛГУ, 1974-1981. С. 278-295. | |этих позиций. Ими развиваются представления о |
| | |возможности самостоятельного развития и функционирования|
| | |сознания, его спонтанности. Можно констатировать, что, |
|Воображение | |являясь основополагающим объяснительным принципом |
|Воображение – психический процесс создания образа | |советской психологии, теория деятельности сдерживала ее |
|предмета, ситуации путем перестройки имеющихся | |" азвитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как |
|представлений. | |предмет психологического исследования, теория |
|В настоящее время распространяется мнение, что | |деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.|
|воображение является комбинацией не только образного, но| | |
|и абстрактного содержания. | |Любое человеческое действие является вместе с тем и |
|Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в| |психологическим актом, более или менее насыщенным |
|них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение | |переживанием, выражающим отношение действующего к другим|
|рисует сознанию картины, которым ничего или мало что | |людям, к окружению. |
|соответствует в действительности, то оно носит название | |А. Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет |
|фантазии. Если воображение обращено в будущее, его | |развитие психики ребенка – это развитие его |
|именуют мечтой. | |деятельности, как внешней, так и внутренней." |
|Виды воображения | |Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. |
|Активное воображение – пользуясь им, человек усилием | |Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. |
|воли, по собственному желанию вызывает у себя | |Общество не просто определяет внешние условия |
|соответствующие образы. | |осуществления деятельности, но и способствует |
|Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, | |формированию мотивов, целей, способов, средств |
|помимо воли и желания человека. | |достижения цели. Деятельность входит в предмет |
|Продуктивное воображение – в нем действительность | |психологии, но не особой своей частью, а "функцией |
|сознательно конструируется человеком, а не просто | |полагания субъекта в предметной действительности и ее |
|механически копируется или воссоздается. Но при этом в | |преобразования в форму субъективности". |
|образе она все же творчески преобразуется. | | |
|Репродуктивное воображение – ставится задача | |Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс |
|воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и | |интериоризации состоит не в том, что внешняя |
|хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое | |деятельность перемещается в предшествующий план |
|воображение больше напоминает восприятие или память, чем| |сознания, это процесс, в котором внутренний план |
|творчество. | |формируется. |
| | |Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение: |
|Основными видами (уровнями) деятельности являются: | |Функции воображения: |
|*игра; *учение; *труд. | |Образное представление действительности. |
|Литература: | |Регулирование эмоциональных состояний. |
|Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, | |Произвольная регуляция познавательных процессов и |
|1969. | |состояний человека. |
|Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: | |Формирование внутреннего плана действий. |
|Мир, 1992. | |Способы создания образов воображения |
|Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // | |Агглютинация – создание образов посредством соединения |
|Методологические и теоретические проблемы психологии. | |любых качеств, свойств, частей. |
|/Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1963. | |Акцентирование – выделение какой-либо части, детали |
|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | |целого. |
|М.: МГУ, 1975. | |Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает |
|Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. | |конкретный эпизод, который впитывает в себя массу |
|Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. | |аналогичных и таким образом является как бы их |
|Основы теории деятельности | |представителем. Так же формируется и литературный образ,|
| | |в котором концентрируются типичные черты многих людей |
|Понятие деятельности является основополагающим для | |данного круга, определенной эпохи. |
|концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, | |Литература: |
|в силу его связи с марксистской теорией, наиболее | |Беркилит М., Петровский А. Фантазия и реальность. – М.: |
|характерно для советской психологии. Его рассмотрение | |Политиздат, 1968. |
|имеет смысл, так как почти вся советская психология (в | |Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском |
|разной степени) оказалась построенной на этом понятии | |возрасте. Собр. соч. в 6 т. – Т. 2, М, 1982. |
|(или при его активном участии). | |Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М.,|
|Истоки теории деятельности: | |1979. |
|объективная рефлексология Бехтерева; | |Коршунова Л. С., Пружинин Б. Н. Воображение и |
|реактология Корнилова; | |рациональность. Опыт методологического анализа |
|бихевиоризм Уотсона; | |познавательной функции воображения. – М., 1989. |
|культурно-историческая концепция Выготского. | |Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. |
|Особенно велико влияние культурно-исторической концепции| |Эксперимен-тальные исследования. – Тбилиси, 1972. |
|Выготского. Развитие высших психических функций (по | |Никифорова О. И. Исследования по психологии |
|Выготскому) включает в себя создание особых внешних | |художественного творчества. – М., 1972. |
|средств, являющихся как бы психологическими орудиями, | |Познавательные процессы и способности в обучении. – М., |
|позволяющими добиваться значительно более высоких | |1990. |
|результатов и качественно перестраивать перво-начальные | |Розет И. М. Психология фантазии. |
|элементарные психические функции (деятельность – это | |Экспериментально-теорети-ческое исследование внутренних |
|культурное поведение, связанное с изготовлением и | |закономерностей продуктивной умственной деятельности. – |
|употреблением орудий). | |Минск, 1977. |
|Принцип единства сознания и деятельности (впервые | | |
|сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое | | |
|отражение, сознание связано с активной деятельностью, | | |
|исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. | | |
|Согласно этому принципу, сознание вторично, оно | | |
|проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в | | |
|трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в | | |
|трудах других представителей теории деятельности. | | |
| | | |
|Мышление | |Однако учение Фрейда не содержит в себе общей теории |
|Мышление определяют в психологии обычно как | |бессознательного и теории отношения последнего к |
|опосредованное и обобщенное отражение человеком | |поведению. Фрейду были ясны функции бессознательного, но|
|действительности в ее существенных связях и отношениях. | |форма существования бессознательного оставалась неясной.|
|Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как | | |
|результат этого процесса. | |Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые |
|Мышление как процесс | |бессознательным психическим, мы можем определить и форму|
|Мыслительный процесс осуществляется в двух основных | |его существования. Согласно учению Узнадзе, сфера |
|формах: | |действия бессознательного психического настолько широка,|
|формирование и усвоение понятий и | |что она лежит в основе всей активности человека, как |
|решение проблем. | |внутренней, так и внешней. Концепция Узнадзе служит |
|Формирование понятий – это просто отличение "того, что | |выяснению путей формирования структуры и функций этого |
|похоже", от "того, что непохоже". Усвоение понятий – это| |бессознательного. В субъекте перед каждым актом его |
|процесс, в результате которого субъект научается | |поведения возникает своеобразное динамическое состояние |
|узнавать признаки, присущие каждому из понятий. См.: | |– установка, которая, оставаясь бессознательной, |
|Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. | |целесообразно, в соответствии и со структурой, и с |
|Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. | |предметным содержанием данной ситуации, направляет |
|исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. | |развертывание процессов сознания и актов практического |
|Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932. | |поведения. После своей реализации в поведении и |
|Решение проблем в значительной степени опирается на | |удовлетворения потребности данная установка перестает |
|усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти. | |существовать, уступая место иной установке. Таким |
|В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных | |образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, |
|этапа: | |бессознательное, лежащее в основе протекания всей |
|"Понимание непонятности" – видение и формулирование | |психической жизни и определяющее своеобразие процессов |
|вопроса, проблемы, задачи. Ситуация "изначальной | |сознания, существует и действует в форме установок. См.:|
|понятности", выраженная отсутствием вопросов – индикатор| | |
|отсутствия работы мысли. | |Бессознательное. Природа, функции, методы |
|Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет | |исследования: В 4-х т. – Т. 1. Тбилиси: Мецниереба, |
|оценку вероятности вариантов. | |1978. |
|Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор | |Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: |
|какой-то одной (если первоначально их несколько). | |Наука, 1966. |
|"Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный этап. | | |
|Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по | | |
|данному вопросу). | |ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с | | |
|этапами творческого мыслительного процесса: | |Поведение – взаимодействие с окружающей средой, |
| | |опосредованное внешней и внутренней активностью. |
| | |Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение |
| | |человека в социальной среде. |
| | |Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются |
| | |вполне приемлемыми в качестве рабочих. |
| | |Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения |
| | |проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от |
| | |предшествующих поколений, а с другой – всё множество |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|