Общая психология
|//Избранные психологические труды. – М.-Воронеж, 1995. | |наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его |
|Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. –| |важнейшим понятием "привходящих, или промежуточных, |
|М., 1976. | |переменных". |
|Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. | |Бессознательное как предмет психологии |
|Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное | |Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются|
|обучение. – М., 1983. | |глубинными побуждениями, ускользающими от ясного |
|Василюк Ф. Е. Психология переживаний. – М., 1984. | |сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть |
|Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Л.: ЛГУ, | |предметом психологической науки. Фрейд создал метод |
|1974-1981. | |психоанализа, с помощью которого можно исследовать |
|Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987. | |глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой |
|Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации | |психоаналитического метода является анализ свободных |
|человека. – М., 1990. | |ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни |
|Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.:| |поведения человека – в его детстве. Основополагающая |
|МГУ, 1976. | |роль в процессе формирования, развития человека |
|Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия | |отводится сексуальным инстинктам и влечениям. |
|по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, | |Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения |
|1981. | |каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень |
|Выготский Л. С. История развития высших психических | |сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, |
|функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1984. | |когда сильна зависимость ребенка от родителей, от |
|Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. | |окружения. |
|исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. | |В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение |
|Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. | |определяется внутренне присущим каждому человеку |
|– М., 1960. | |"основным беспокойством" (или "базальной тревогой"), |
|Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. | |лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое |
|Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию | |внимание Хорни обращает на противоречие между |
|умственных действий. //Психологическая наука в СССР. – | |потребностями отдельного человека и возможностями их |
|М., 1959. | |удовлетворения в существующей культуре. К. Г. Юнг |
|Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное | |считал, что психика формируется не только под влиянием |
|формирование внимания. – М., 1974. | |конфликтов раннего детства, но наследует также образы |
|Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ,| |предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо |
|1984. | |при исследовании психики учитывать также понятие |
|Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному | |"коллективного бессознательного". |
|восприятию. – М., 1988. | | |
|Процессы переработки информации | |БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|и результаты этих процессов как предмет психологии | | |
|Теории когнитивного направления акцентируют внимание на | |Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в|
|том, что знания человека не сводятся к простой сумме | |области математики. – М., 1970. |
|информации, получаемой мозгом из внешней среды или | |Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского |
|имеющейся в нем с момента рождения. | |самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, |
|Гештальт-психология подчеркивает исходную | |1980. |
|запрограмированность определенных внутренних структур и | |Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.|
|их влияние на перцептивные и когнитивные процессы. | |– М.: Наука, 1977. |
|Конструктивисты полагают, что наследственно | |Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. //Избр. |
|детерминированные интеллектуальные функции создают | |психол. труды. – М.: Педагогика, 1980. |
|возможность для постепенного построения интеллекта в | |Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М.: |
|результате активных воздействий человека на среду. | |Изд. АПН РСФСР, 1960. |
|Собственно когнитивная психология пытается выяснить | |Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961. |
|способы совершенствования мыслительных процессов и | |Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, |
|других процессов переработки информации. | |1969. |
|Личный опыт человека как предмет психологии | |Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. |
|Гуманистическая психология отходит от научной | |Индивидуальное развитие человека и константность |
|психологии, отводя главную роль личному опыту человека. | |восприятия. – М.: Просвещение, 1986. |
|Человек, по мнению гуманистических психологов, способен | |Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 2, М., |
|к самооценке и может самостоятельно находить путь к | |1982. |
|развитию своей личности (самоактуализации). | |Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и |
|Субъективность этого подхода затрудняет установление | |методология психологии. //Методологические и |
|разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть| |теоретические проблемы психологии. /Под ред. |
|на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными | |Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1969. |
|для психологической практики, но ничего не внесли в | |Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., |
|теорию психологии. Более того, предмет исследования в | |1994. |
|рамках этого направления почти исчез. | |Арнхейм Р. Образ и мысль. //Зрительные образы. |
|Развитие взглядов на предмет психологии | |Феноменология и эксперимент. – Душанбе, 1971. |
|отечественных авторов | |Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна |
|В начальный период становления советской психологии | |"Человек и мир". //Вопросы философии. – 1993. – №5. |
|вопрос о ее предмете не привлекал особого внимания. | |Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. |
|После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения | |Системно-деятельностный подход к изучению познавательных|
|человека (1930 г.) в советской психологии установилось | |процессов. – М., 1985. |
|разъяснение предмета психологии в виде указания на | |Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 1990. |
|хорошо знакомые каждому человеку по его собственному | |Бауэр Г. Зрительный мир грудного ребенка. //Восприятие. |
|опыту | |Механизмы и модели. – М.: Мир, 1974. |
|ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ | |"наши ощущения, чувства, представления, мысли"1 |
| | |По мнению П. Я. Гальперина, предметом психологии |
|О соотношении сознания и бессознательного в психике | |является ориентировочная деятельность. При этом в данное|
|человека. | |понятие включаются не только познавательные формы |
|Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние. | |психической деятельности, но и потребности, чувства, |
|Обзор представлений о побудительных силах поведения | |воля. "Предмет психологии должен быть решительно |
|человека. | |ограничен. Психология не может и не должна изучать всю |
|Поведение и деятельность. | |психическую деятельность и все стороны каждой из ее |
|Психические процессы, свойства, состояния. | |форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их|
|Познавательная деятельность человека. | |изучение. Претензии психологии оправданы лишь в том |
|Эмоциональная жизнь человека. | |смысле, что процесс ориентировки составляет главную |
|Способности. Одаренность. Талант. | |сторону каждой формы психической деятельности и всей |
|Воля и эмоции в обыденной жизни. | |психической жизни в целом: что именно эта функция |
|Что такое психика. | |оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому |
|Темперамент и характер. | |практически подчинены этой функции 1 |
|О соотношении чувственного и рационального в познании. | |К. К. Платонов считает предметом психологии психические |
|Что такое сознание. | |явления1 Это очень общее определение предмета психологии|
|Мотивы познавательной деятельности. | |при его конкретизации не противоречит выше указанному |
|Мотивационная сфера личности. | |подходу. |
|Мое понимание личности. | |Выводы |
|Структура основных психологических понятий. | |Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, |
|Творческое мышление. | |можно сделать следующие выводы: |
|Роль памяти и внимания в жизни человека. | |В каждом из возникающих направлений подчеркивался |
|Особенности развития детского мышления. | |какой-либо один из необходимых аспектов исследования. |
|Структура мыслительной деятельности. | |Поэтому можно утверждать, что все школы, направления |
|Перцептивные образы, их особенности. | |психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.|
|Ощущения, их характеристика. | | |
|Сравнительный анализ образов ощущений и восприятия. | |В настоящее время представляется целесообразным |
|Первичные образы, их роль в жизни человека. | |эклектическое объединение "рациональных зерен", |
|Представление и воображение. Фантазия. | |содержащихся в разных теоретических направлениях, и их |
|Что такое интеллект. | |обобщение. |
|Что такое установка. | |В итоге можно считать, что предметом психологии являются|
| | |психические процессы, свойства, состояния человека и |
| | |закономерности его поведения. Существенным моментом при |
| | |этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его |
| | |функционирования, развития и связи с поведением и |
| | |деятельностью. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |[?] Теплов Б. М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946. C. 3.|
| | | |
| | |[?] Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. |
| | |Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. С. |
| | |96. |
| | |[?] Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, |
| | |1972. С.29. |
|Литература: | |Литература по курсу |
|Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976. | |Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. |
|Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, | | |
|1992. | |Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977. |
|Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – | |Выготский Л. С. Исторический смысл психологического |
|М.: МГУ, 1975. | |кризиса. Собр. соч. в 6 томах. – Т.1, М., 1982. |
|Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972. | |Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 томах. –|
|Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. | |Т. 2, М., 1982. |
|– М.: Прогресс, 1988. | |Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления.|
|Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – | |– М., 1965. |
|Служебный перевод. | |Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М.: Мир, |
|Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. | |1992. |
|Структура и функции психики | |Гостев А. А. Образная сфера человека. – М., 1992. |
|Основными функциями психики являются отражение и | |Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.:|
|регулирование. | |ЛГУ, 1984. |
|Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение| |Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993. |
|регулируется, а регулирование основано на информации, | |Изард К. Эмоции человека. – М., 1980. |
|полученной в процессе отражения. "Единство психики как | |Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924. |
|системы выражается в общей ее функции: являясь | |Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1975. |
|субъективным отражением объективной действительности, | |Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., |
|она выполняет функцию регуляции поведения" | |1969. |
|Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает | |Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979. |
|целостность психики в норме, единство всех психических | |Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973. |
|проявлений, интеграцию всей внутренней психической | |Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969. |
|жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное | |Платонов К. К. Система психологии и теории отражения. – |
|взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с | |М., 1982. |
|окружающей средой. Человек – активная система, и в | |Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В. К. Вилюнаса, |
|окружающем его мире также много активных объектов. | |Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984. |
|Поэтому следует различать активное и реактивное | |Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. (Любое |
|отражение, активное и реактивное регулирование. | |издание). |
|Тогда функциональная структура психики человека в | |Сеченов И. М. Элементы мысли. – М., 1935. |
|общенаучных категориях выглядит так: | |Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология |
| | |эмоций.- М., 1961. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|