МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Наше восприятие мира

    входят собственно познавательные движения. При их непосредственном участии

    происходит оценка размеров, опознаются уже знакомые объекты, осуществляется

    сам процесс построения образа. Происходит непрерывное сравнение образа с

    оригиналом. Всякое несоответствие их друг другу немедленно вызывает

    корректирование образа. Следовательно, роль моторики в восприятии не

    ограничивается созданием наилучших условий для работы аффективных систем, а

    заключается в том, что движения сами участвуют в формировании субъективного

    образа объективного предмета.

    Значение активных движений для развития восприятия подтверждают опыты

    проведенные Р. Хелдом. Для их проведения он использовал специальные очки,

    вызывающие оптические искажения. Испытуемый, впервые надевающий такие очки

    видит мир, перевернутым вверх ногами или с переставленными левой и правой

    сторонами. Р. Хелд надевал своим испытуемым очки сдвигающие изображение

    влево на 20 градусов, так, что пытаясь в темной комнате попасть указкой в

    светящуюся точку испытуемые промахивались как раз на это расстояние. Затем

    включалось освещение и испытуемым разрешалось ознакомиться с расположением

    комнат в лаборатории и их оборудованием, при этом одних испытуемых возили в

    кресле, а другие передвигались по помещению самостоятельно. Через

    определенный промежуток времени проба на точность попадания была повторена.

    Оказалось, что «активные» испытуемые научились правильно определять

    положение цели, а «пассивные» промахивались так же, как и в начале опыта

    (N2.с24).

    Зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации

    помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда мы смотрим на объект. В

    процессе восприятия, как правило, включаются и знания об объекте,

    полученные из прошлого опыта, а этот опыт не ограничен зрением. Это еще раз

    подчеркивает активный процесс восприятия.

    3.2. Историчность

    Восприятие представляет собой систему перцептивных (перцепция –

    непосредственное отражение объективной действительности органами чувств)

    действий, овладение которыми требует специального обучения и достаточно

    долгой практики. Перцептивные действия и критерии адекватности образа не

    остаются неизменными, а проходят значительный путь развития вместе с

    развитием самой деятельности. Это значит, что важнейшей характеристикой

    восприятия является его историчность – обусловленность конкретными

    условиями протекания деятельности и прошлым опытом субъекта. Наблюдение над

    ослепшим в десятимесячном возрасте человеком, которому зрение было

    возвращено в 52 года, провел английский психолог Р. Грегори (N4 с.27).

    Зрительное восприятие этого человека было ограниченно узнаваемым путем

    осязания. Он так и не научился читать с помощью зрения, однако узнавал

    зрительно заглавные буквы и цифры, которые его учили читать в школе для

    слепых. Рисунки этого человека также свидетельствуют о неспособности

    воспроизвести что-либо, о чем он раньше не знал через осязание. Например,

    он не мог нарисовать переднюю часть автобуса, так как не имел возможность

    исследовать ее руками.

    В ходе социальных контактов ребенок постепенно усваивает общественно

    выработанные системы сенсорных качеств – сенсорные эталоны

    (А.В. Запорожец). К ним относятся: звуковая шкала музыкальных звуков,

    система геометрических форм, «решетка фонем» родного языка. Если сенсорные

    эталоны представляют собой результат общественно-исторической деятельности

    человека, то результат индивидуальной деятельности человека по усвоению

    сенсорных эталонов называется оперативными единицами восприятия.

    Оперативные единицы восприятия выступают как содержание, выделяемое

    субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи. Развитие

    восприятия связано со сменой оперативных единиц восприятия. Эта смена

    выражается в преобразовании групп случайных, частных признаков, в

    структурные, целостные признаки. В результате того, что оперативными

    единицами восприятия становится образы предметов и даже модели целых

    ситуаций, возникает возможность одномоментного восприятия, независимо от

    числа содержащихся в предмете или ситуации признаков. Разумеется, задача

    формирования образа, может возникнуть и вне детского возраста. Всякий раз,

    при столкновении с новым, или при неадекватности образа, процесс восприятия

    вновь превращается из одномоментного в сукцессивный (последовательный) и

    совершается с помощью развернутых перцептивных действий.

    Таким образом, развитие восприятия приводит к созданию определенной

    совокупности образов или перцептивных моделей окружения. Если на фазе

    построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем

    свойствам воздействия, то на фазе опознания или действия на основе

    сложившихся оперативных единиц восприятия, характеристики и направленность

    процесса существенно изменяется. Эти изменения, по А.В. Запорожцу,

    заключаются в том, что субъект не только воссоздает образ объекта, но и

    переводит полученную информацию на язык оперативных единиц восприятия или

    перцептивных моделей уже усвоенных. И это преобразование приводит к

    формированию полноценного адекватного образа (N6 с.24).

    3.3. Предметность

    Третьей важнейшей характеристикой восприятия является его

    предметность. Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех

    получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим

    предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не

    связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга

    предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Так как

    перцептивные действия направлены на предметное отражение ситуации, значение

    предметного окружения оказывается решающим для нормальной работы

    восприятия. Человека погружали в ванну с физиологическим раствором при

    температуре комфорта. При этом испытуемый слышал лишь монотонные ритмичные

    звуки и видел диффузный белый свет, а покрытия на его руках препятствовали

    получению осязательных ощущений. Через несколько часов испытуемые приходили

    в тревожное состояние и просили прекратить эксперимент. Они отмечали

    появление галлюцинаций, а также нарушение восприятия времени. После опыта у

    испытуемых наблюдались дезориентация в пространстве, нарушение восприятия

    движения, формы, цвета и тому подобное (N2 с.31). Предметность восприятия

    выступает в форме целостности, константности и осмысленности перцептивного

    образа.

    3.4. Целостность

    Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества

    раздражителей, а отношения между ними. На целостность восприятия впервые

    обратили внимание представители гештальтпсихологии, им же принадлежит

    заслуга установления большинства фактов, доказывающих важность этого

    свойства восприятия. Благодаря целостности мы воспринимаем определенным

    образом организованное окружение, а не хаотическое скопление цветовых

    пятен, отдельных звуков и прикосновений. Например, вычленяя сложные

    отношения между звуками, наш слух позволяет с легкостью узнать мелодию,

    сыгранную в различных тональностях, хотя отдельные звуки при этом могут

    оказаться совершенно различными.

    Так как в окружающем мире замкнутые, симметричные контуры обычно

    ограничивают предметы, то участок поверхности, ограниченный такими

    контурами, воспринимается как фигура, имеющая характер вещи. В результате

    мы, по словам К. Коффки, «видим вещи, а не промежутки между ними».

    Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых

    предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами,

    а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе

    наибольшего набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые

    детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не

    воспринимаются.

    3.5. Константность

    С целостностью восприятия тесно связана его константность, под которой

    понимается относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта

    от их отображений на рецепторные поверхности. Благодаря константности

    предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету,

    величине и положению. Существует значительное число различных видов

    константности. Она имеет место практически для любого воспринимаемого

    свойства предмета. Наиболее фундаментальный вид константности –

    стабильность окружающего нас мира. Хотя всякое наше движение приводит к

    относительному движению воспринимаемого предметного фона, мы воспринимаем

    предметы неподвижными, а себя и свои глаза – движущимися. Точно также

    постоянен воспринимаемый нами вес предмета. Независимо от того, поднимается

    ли груз одной или двумя руками, ногой или воем телом – оценка его веса

    оказывается приблизительно одинаковой. Константность восприятия имеет

    огромное биологическое значение. Адаптация и выживание были бы невозможны в

    окружающей среде, если бы восприятие не отражало ее стабильных, постоянных

    свойств и отношений.

    Здесь можно отметить манипулятивные способности восприятия. Роль

    перцептивных действий заключается в том, что с их помощью происходит

    сопоставление предметов с оперативными единицами восприятия, приводящее к

    созданию константного предметного образа. Способность манипулировать

    образом позволяет воспринимать стабильными и константными предметы,

    поворачивающиеся к нам разными сторонами.

    Примером константности может служить дверь, которая сохраняет для

    наших глаз свою форму независимо от того, закрыта она или открыта (рис

    3.1).

    3.6. Осмысленность

    Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие.

    Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим

    процессом, каким оно было у животных. Усваивая в процессе развития

    общественно-исторический опыт, человек отражает также значения предметов,

    выработанные в практической деятельности предшествующих поколений. Поэтому

    вместе с восприятием предмета происходит осознание его функций, благодаря

    чему восприятие становится обобщенным и категоризованным.

    Осмысленное восприятие дает возможность познать действительность

    глубже, чем это возможно с помощью отражения отношений между объектами,

    воздействующими на органы чувств. На стадии осмысленного восприятия

    достигается высшая ступень объективации перцептивного образа. Большую роль

    в становлении осмысленности восприятия играет речь, с помощью которой

    происходит обобщение и категоризация получаемой органами чувств информации.

    Примером могут служить опыты А.А. Любилинской, в которых у ребенка

    дошкольного возраста вырабатывалась дифференцировка на тонкие, малозаметные

    зрительные признаки. Выработка такой дифференцировки протекала очень

    медленно и с большим трудом. Однако стоило лишь назвать нужные зрительные

    признаки определенным словом, как выделение их оказалось доступным.

    Восприятие человека, таким образом, неразрывно связано с мышлением,

    оно выступает как активный поиск наиболее осмысленной интерпретации данных.

    4. Виды восприятия

    Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает

    взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В

    зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше

    информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о

    свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия.

    Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие.

    Четыре анализатора – кожный, мышечный, зрительный, слуховой – чаще

    всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

    4.1. Осязательное восприятие

    Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой

    состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся

    ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения

    (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и

    холода являются «луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых

    ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон,

    воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений

    прикосновения и давления – своеобразные нервные образования, известные как

    тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также расположенные в толще кожи.

    Только что перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности

    кожи неравномерно: чем более тонкая чувствительность требуется от работы

    того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности

    соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения

    тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их

    чувствительность. Тонкость чувствительности различных поверхностей тела

    обеспечена не только густотой распределения периферических рецепторов в

    соответствующих участках кожи, но и относительной площадью тех областей

    постцентральных отделов коры головного мозга, куда приходят волокна от

    соответствующих участков периферии. Чем более тонкую функцию выполняет тот

    или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его проекция в коре

    головного мозга. Наиболее сложные формы осязательной чувствительности –

    ощущение локализации прикосновения, различительная чувствительность

    (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи),

    ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья ведут к кисти или

    от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением острия делающего

    на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам относится и

    глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком положении

    находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то положение,

    которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов

    чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных

    отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют

    разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно

    прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из

    полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое

    отдельное прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным

    точкам, если оба прикосновения даются одновременно.

    При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке,

    противоположной пораженному полушарию. Исследование «двумерно-

    пространственного чувства» производится следующим образом: исследующий

    рисует острием иглы фигуру на коже предплечья и предлагает определить,

    какая фигура была нарисована. Невозможность выполнить эту задачу указывает

    на поражение вторичных отделов теменной коры противоположного полушария (N8

    с.55-56).

    Однако существуют и более сложные формы осязательного восприятия, при

    котором человек на ощупь может определить формы предмета, а иногда и узнать

    сам предмет. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному

    восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилось в движении,

    то есть пассивное осязательное восприятие заменилось активным ощупыванием

    предмета. Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является

    факт постепенного превращения последовательно (сукцессивно) поступающей

    информации об отдельных признаках предмета в его целостный (симультанный)

    образ.

    Например, при ощупывании ключа сначала мы получаем впечатление о том,

    что мы имеем дело с чем-то холодным, гладким и длинным. На этой фазе

    возникает предположение, что мы ощупываем металлический стержень или

    трубку; или металлический карандаш. Затем наша рука ощупывает кольцо ключа;

    первая группа предположений сразу отбрасывается. Ощупывание продолжается, и

    ощупывающий палец перемещается к бородке ключа с характерной для нее

    изрезанностью. Тут происходит выделение наиболее информационных точек,

    объединение всех последовательно воспринимавшихся признаков, и возникает

    гипотеза «это ключ!» ( N8 с.74). Видно, что процесс узнавания образа

    предмета, который в зрении происходит сразу, в осязании носит развернутый

    характер, и происходит путем последовательной цепи проб, с выделением

    отдельных признаков, созданием ряда альтернатив и формированием

    окончательной гипотезы. Процесс осязательного восприятия был подробно

    изучен советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, Л.М. Веккером.

    Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука испытуемого должна

    активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом по руке или руки

    по предмету, не приводит к нужному результату. Активное ощупывание предмета

    производится, как правило, при участии обеих рук. По мере упражнения

    процесс ощупывания может постепенно сокращаться, и если на первых его

    этапах для узнавания было необходимо слияние многих выделенных признаков,

    то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания

    предмета, сокращается, так что под конец одного наиболее информативного

    признаке достаточно, чтобы предмет мог быть опознан.

    4.2. Зрительное восприятие. Зрительные иллюзии

    3рительный анализатор представляет собой сложную систему

    физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека

    никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является

    необходимым условием построения адекватного образа.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.