МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мы и взрослые

    Мы и взрослые

    Между отцами и детьми выситься стена

    робости ,стыда ,непонимания ,уязвленной

    нежности ,Чтобы эта стена не выросла,

    требуются усилия ,на которые еле хвата-

    ет человеческой жизни ,Но дети родятся

    у нас в ту пору ,когда мы еще переполнены

    собой ,сжигаемы честолюбием и от детей

    просим не столько доверия ,сколько покоя.

    Отцов отделяют от детей их собственные

    страсти .Если ты помнишь о своих грехах,

    в чем ты смеешь упрекать своего сына?

    Одна Из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

    возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

    "Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии

    .Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает

    различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними

    неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки

    стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет

    многие свойства их психологии, включая и самосознание.

    Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей от 5 до 14

    лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними" ( не по

    росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов

    "роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают,

    что они "большие". Школьный возраст дает ребенку готовый количественный

    эталон сравнения - переход из класса в класс; большинство детей считают

    себя "средними", с отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11

    до 12 лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться

    взрослый, "расти" - значит становиться взрослым.

    Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают

    главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости .Однако

    ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую

    заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,

    несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает такое

    положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость

    чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время

    знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

    Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться

    потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших

    вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется

    эта возрастная тенденция ( не смешивать с отношениями между поколениями!) в

    отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными

    взрослыми ,которые являются не только старшими по возрасту, но и

    полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и

    учителями?

    Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности ,самым важным

    и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

    общества ,влияние которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он

    наиболее восприимчив. Семейные условия ,включая социальное положение ,род

    занятий ,материальный уровень и уровень образования родителей ,в

    значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме

    сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на

    ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого

    воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

    Нет практически ни одного социального или психологического

    аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных

    условий в настоящем или прошлом.

    Правда ,меняется характер этой зависимости. Так ,если в прошлом школьная

    успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным

    образом от материального уровня семьи ,то теперь этот фактор менее

    влиятелен.

    По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у родителей с

    высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью ( средний балл выше

    4 ) втрое выше ,чем в группе семей с образованием родителей ниже семи

    классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети

    имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной

    помощи родителей.

    Помимо образовательного уровня родителей ,сильно влияет на судьбу

    подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее

    членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего

    большинства так называемых трудных подростков.

    Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

    взаимоотношений с родителями ,который лишь отчасти обусловлен их социальным

    положением.

    Существует несколько относительно автономных психологических

    механизмов ,посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых ,

    подкрепление : поощряя поведение ,которое взрослые считают правильным ,и

    наказывая за нарушение установленных правил ,родители внедряют в сознание

    ребенка определенную систему норм ,соблюдение которых постепенно

    становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых ,

    идентификация : ребенок подражает родителям ,ориентируется на их пример

    ,старается стать таким же ,как они . В-третьих ,понимание : зная внутренний

    мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы ,родители тем самым

    формируют его самосознание и коммуникативные качества.

    Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»

    взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть

    нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью : например, в

    семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и

    не выработать этих способностей , так как , хотя у него перед глазами

    хороший образец , семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив ,

    в семье , где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая

    дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия : юноша,

    свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к

    самостоятельности , а тот , кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому

    конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств

    его родителей ( ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых

    методов воспитания

    (Д. Баумринд, 1975) .

    Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений

    и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

    представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

    близкие , теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь) , а на

    другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

    средствами воспитания являются внимание и поощрение , во втором -

    строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества

    первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств

    родительской любви , имеет меньше шансов на высокое самоуважение , теплые

    и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный

    образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и

    психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями

    в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти

    явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало

    родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со

    стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта

    враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,

    так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая

    некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не

    сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских

    переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь ,она дает

    низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

    Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе , а

    в связи с определенным типом контроля и дисциплины , направленных на

    формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского

    контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой

    высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -

    пассивность, зависимость, слепое послушание ( Г. Элдер, 1971) .

    За этими типами отношений стоит не только распределение власти ,

    но и разное направление внутрисемейной коммуникации : в одних случаях

    коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к

    ребенку, в других - от ребенка к родителям.

    Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в

    зависимости от предмета:

    в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность , в

    других ( например, в финансовых) - право решать остается за родителями.

    Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины:

    отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более

    жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в

    известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут

    и подрывать влияние друг друга.

    Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

    обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

    воспитания . Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

    самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности .

    Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с

    тем гибко и рационально :

    родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их

    обсуждение подростком ;

    власть используется лишь в меру необходимости ;

    в ребенке цениться как послушание , так и независимость;

    родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не

    считает себя непогрешимым ;

    он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его

    желаний.

    Крайние типы отношений , все равно, идут ли они в сторону

    авторитарности или либеральной всетерпимости , дают плохие результаты.

    Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей

    незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они

    кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную

    апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у

    подростка ощущение , что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,

    незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и

    идентификации , а другие влияния - школы , сверстников, средств массовой

    коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел , оставляя ребенка без

    надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире .

    Ослабление родительского начала , как и его гипертрофия , способствует

    формированию личности со слабым «Я» .

    В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые

    во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных

    особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно

    более авторитарным и жестким, чем мы это склонны признать. При анонимном

    анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что

    60 процентов родителей используют физические наказания; среди них 85

    процентов - порка, 9 процентов - стояние в углу (иногда на коленях на

    горохе , соли или кирпичах ), 5 процентов - удары по голове и лицу и т.д.

    Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция.

    Став взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали

    родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых,

    характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных

    отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-

    административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной

    жизни. В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные

    неприятности, раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте

    и т. п. В-четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в

    том, что лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.

    Но если с маленькими детьми авторитарность еще « проходит» , то

    теперь она неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по

    старым, давно забытым счетам.

    Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его

    приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим

    классам стиль взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить»

    эффект прошлого опыта невозможно.

    Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо

    знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними

    представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких

    «ипостасях»:

    как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок

    чувствует себя беззащитным и беспомощным;

    как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и

    поощрений;

    как образец , пример для подражания, воплощение мудрости и лучших

    человеческих качеств;

    как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

    Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с

    возрастом меняется.

    Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс

    этот является сложным и многомерным . Эмансипация может быть эмоциональной

    , показывающей , насколько значим для юноши эмоциональный контакт с

    родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой,

    любовью), поведенческой , проявляющейся в том , насколько жестко родители

    регулируют поведение сына или дочери, или нормативной , показывающей,

    ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители , или

    на какие-то другие. Каждый из этих аспектов эмансипации имеет собственную

    логику.

    В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям

    первоначально лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности,

    особенно в переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка

    тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть

    вполне достоверные психологические данные о том , что избыток

    эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков , та и для девочек. Он

    затрудняет формирование у них внутренней анатомии и порождает устойчивую

    потребность в опеке, зависимость как черту характера. Слишком уютное

    родительское гнездо не стимулирует выросшего птенца к вылету в

    противоречивый и сложный взрослый мир.

    Любящие матери , не способные мыслить о ребенке отдельно от самих

    себя, часто не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав

    «пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои

    отношения с ними в новую , гораздо более сложную систему эмоциональных

    привязанностей , центром которой являются не родители , а он сам. Избыток

    материнской ласки и положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать

    не только потому , что вызывают насмешки сверстников , но и потому, что

    пробуждают в нем самом чувство зависимости , с которым подросток борется.

    Чувствуя охлаждение , многие родители думают, что дети их разлюбили ,

    жалуются на их черствость и т. д. Но после того как критический период

    проходит , эмоциональный контакт с родителями, если они сами его не

    испортили, обычно восстанавливается, уже на более высоком, сознательном

    уровне.

    Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти .К

    старшим классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика:

    старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей,

    способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта

    автономизация иногда вызывает острые конфликты.

    Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют

    к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих

    обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не

    заботятся об этом. Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т

    Фроловой (1969 ) московских девяти- и десятиклассников надеялись , что их

    желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что

    осуществить это желание - дело родителей («купят родители»). Поведение и

    запросы этих старшеклассников практически автономны , поскольку желания

    приобрести ту или иную вещь совпадали с планами родителей только в 10

    процентах случаев. Тем не менее дети уверены, что их желаниям будет отдано

    предпочтение.

    Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.

    Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассников важным эталоном

    поведения. На вопрос «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши

    родители?» положительно ответили свыше 70 процентов санкт-петербургских

    старшеклассников, опрошенных Т.Н. Мальковской (1971). На вопрос «Хотели бы

    походить на родителей кое в чем?» положительно ответили 10 процентов

    опрошенных, ни в чем - 7 процентов и уклонились от ответа на вопрос 11

    процентов опрошенных.

    Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и

    некритично , как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты,

    кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает

    не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц

    (общественно-политические деятели, герои кино и литературы). Зато все

    недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются

    остро и болезненно . Особенно это касается расхождение слова и дела. Из

    трех тысяч старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных социологами , свыше

    2/3 отметили, что замечают существенные расхождения между тем, чему учат их

    родители, близкие родственники и учителя, и тем , как они сами поступают в

    повседневной жизни

    (С.И. Плаксий, 1987). Это не только подрывает авторитет старших, но и

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.