МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация поведения военных

    духовное состояние в условиях "изменённых" военно-социальных отношений

    между различными группами военнослужащих—характеризующееся, прежде всего,

    доминированием корпоративных интересов и ценностных установок.

    Какие же внутренние и внешние причины воспроизводят аномалии

    мотивационной сферы в современных воинских коллективах? Выделим некоторые

    внутренние и внешние причины.

    Объективные: замкнутость, закрытость (ограниченность в общении);

    прерванность прежних социальных связей; невозможность смены социального

    окружения; полная регламентация социальных норм; управление всеми

    средствами общественного контроля, принуждения и подавления; однополость

    групп; возрастное равенство (18-20 лет), низкая социальная зрелость;

    формальное равенство при реальных различиях; ограничения в

    удовлетворении потребностей; низкое материальное и бытовое обеспечение;

    отсутствие подготовленного сержантского состава, паралич формальных

    структур.

    Субъективные: подмена боевой подготовки обеспечением само выживаемости

    воинского коллектива; смещение ценностных ориентации в сторону

    бесполезности воинской службы, деградация духовных интересов личного

    состава, снижение его заинтересованности в качественной боевой подготовке;

    отсутствие опыта коллективного поведения; недостаточное наличие у

    офицерского состава знаний, навыков и умений по преодолению аномальных

    мотивационных явлений; слабая организация досуга военнослужащих срочной

    службы, их деперсонификация, низкий уровень воспитательной работы.

    К внешним причинам воспроизводства аномалий в мотивационной сфере

    воинской деятельности можно отнести следующие.

    Объективные: несовершенство государственного законодательства по военный

    вопросам; низкая материально-техническая обеспеченность войск и сил флота;

    снижение роли официальных институтов социализации, преобладание

    неформальных структур в обществе, государстве; маргинализация части

    населения страны, в том числе и молодёжи; труднодоступность населения к

    культурным ценностям общества.

    Субъективные: деформация духовных ценностей в общественном сознании;

    отсутствие иммунитета к восприятию субкультуры мотивационных аномалий;

    доминирование в системе взаимоотношений ярко выраженных корыстных

    интересов; массовидные формы девиантного поведения молодежи,

    военнослужащих; "охаивание" силовых структур в средствах массовой

    информации, резкое снижение уровня военно-патриотического воспитания

    молодёжи; отсутствие объективных знаний о мотивационных аномалиях в

    воинских коллективах и боязнь этого, неадекватность требований

    командования по их искоренению.

    Анализ формирования мотивационно-смысловой сферы деятельности

    военнослужащих предполагает выявление тенденции данного процесса на основе

    исследования социальной среды, в которой он осуществляется, в реальных

    конкретно-исторических условиях.

    В научной литературе тенденция определяется как “направление развития

    какого-либо явления или процесса”. Тенденция служит формой проявления

    одного или нескольких законов, реализующихся в обществе через сознательную

    деятельность людей и поэтому они весьма многозначны, вариативны.

    Разделяя точку зрения отдельных ученых на закономерность как уловленную

    тенденцию, есть смысл поговорить о тенденциях формирования мотивов

    деятельности военнослужащих в условиях строительства современной российской

    армии. Главным среди них является то обстоятельство, что процесс

    реформирования российской армии в силу различных, как объективных, так и

    субъективных причин, далеко не полностью еще реализовал свои потенции и

    проявил свое качество, а также прошел по историческим меркам относительно

    короткий временной отрезок, что еще не позволяет говорить об устойчивости,

    повторяемости, стабильности и прочности устанавливающихся в ходе данного

    процесса связей и отношений.

    В ходе строительства современной российской армии находят свое

    проявление тенденции различного направления, как негативного, так и

    позитивного характера. Тенденции формирования мотивационно-смысловой сферы

    деятельности военнослужащих могут быть объединены в три группа:

    1) тенденции, отражающие связь армии с обществом;

    2) тенденции, отражающие связь Вооруженных Сил и личности воина;

    3) тенденции, отражающие взаимосвязь потребностей и интересов воина как

    личности и защитника Отечества.

    Кратко рассмотрим основное содержание некоторых из них. Одной из первых

    следует выделить тенденцию преемственности мотивов деятельности в процессе

    их формирования, выражающую единство двух сторон в ходе их развития:

    отрицания, критической переработки старого и удержания, наследования всего

    ценного, прогрессивного, что содержалось в мотивах деятельности прошлого.

    Понять настоящее и перспективы развития нашего общества, мотивов

    деятельности его субъектов можно, лишь изучая историю его становления и

    воспитывая уважительное отношение к ней. В мотивах и смысле деятельности

    воинов должен быть адекватно отражен путь нашего Отечества, его Вооруженных

    Сил. Процесс развития Российского государства оказался трудным, что было

    связано со многими причинами, как внутренними, так и внешними. Поэтому и

    необходимы постоянное осмысление этого процесса, а также формирование

    мотивов деятельности воинов с учетом того позитивного, что накоплено в

    мировой и отечественной практике.

    В последние годы заметно повысился интерес к российской военной истории,

    традициям Российской армии, ее духовным и мотивационно - смысловым

    ценностям. Именно сейчас эти богатые воинские традиции, должны послужить

    основой духовного возрождения Вооруженных Сил России, укрепления морального

    духа военнослужащих, заполнить тот духовный вакуум, образовавшийся в

    сознании многих воинов после распада СССР. История Русской армии, ее

    духовная сторона богата и разнообразна героическими примерами

    самоотверженного выполнения воинского долга, соблюдения воинской чести и

    достоинства, любви к Отечеству.

    Преемственность есть общая закономерность исторического развития,

    благодаря которой сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим.

    Несущей конструкцией мотивационно-смысловой сферы деятельности российского

    военнослужащего были и, несомненно, останутся в будущем наша отечественная

    история, богатейшая культура России, российские воинские традиции.

    Усиление внимания к проблемам воспитания военнослужащих на воинских

    традициях России - важная задача, которую необходимо сегодня решать.

    В 1996 г. было проведено социологическое исследование с целью выявления

    отношения военнослужащих Военного университета к воинским традициям

    российской армии. В ходе исследования было опрошено 256 слушателей и

    курсантов, 60 офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и

    повышения квалификации, 40 офицеров отделов (направлений) воспитательной

    работы различных видов российских Вооруженных Сил и родов войск.

    Как показало исследование, у каждого второго из числа опрошенных

    слушателей и каждого третьего курсанта имеется устойчивый интерес к

    воинским традициям России. У остальных он либо слабо выражен, либо

    отсутствует. Для тех, кто проявляет устойчивый интерес к воинским

    традициям России, наиболее значимыми ценностями являются: воинская честь и

    достоинство (50%), ратные подвиги наших предков (45%), воинские ритуалы

    (44%), верность Отечеству (35%), войсковое товарищество (26%), мужество и

    отвага (25%), военная геральдика и символика (26%.), форма одежды (13%).

    Менее значимой ценностью по сравнению с перечисленными оказалась

    верность воинской присяге. Лишь каждый десятый выделил её в качестве мотива

    поведения современного военного профессионала. Причём мнения по этому

    вопросу практически не отличаются у курсантов и слушателей. Ни одни из

    числа опрошенных офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и

    повышения квалификации, не назвал верность военной присяге в качестве

    важнейшей воинской традиции.[33,1]

    Таким образом, достаточно рельефно прослеживаются две взаимосвязанные

    тенденции, одна из которых характеризует высокий и устойчивый интерес

    военнослужащих, и курсантов военных учебных заведений в частности, к

    воинским традициям, патриотический идеям и ценностям, другая -

    неудовлетворенность организацией и содержанием работы по патриотическому

    воспитанию на воинских традициях в подразделениях, частях, военно-

    учебных заведениях.

    Следует отметить и то, что нет в настоящее время какой-либо

    государственной программы, в рамках которой решались бы вопросы воспитания

    у воинов российской армии необходимых мотивационно-смысловых и духовных

    качеств, таких, как патриотизм, воинский долг, честь, достоинство,

    дисциплинированность и др. Налицо противоречие между общественной

    потребностью в изучении духовных аспектов российской военной истории и

    реальным состоянием научной проработки этой проблемы.

    Сейчас, как никогда в прошлом, российская армия нуждается в поддержке

    со стороны творческой интеллигенции, ждет от нее правдивых, честных

    произведений о прошлом и настоящем, героическом и трагическом, возвышенном

    и низменном, прекрасном и безобразном на всех этапах военной истории,

    которые способствовали бы формированию у воинов социально значимых

    мотивационных ценностей, необходимых им для успешного выполнения воинского

    долга.

    Таким образом, учет данной тенденции, особенностей проявления

    преемственности духовных и смысловых ценностей в процессе формирования

    является неотъемлемым звеном воспитательного процесса в воинских

    коллективах.

    Важной тенденцией формирования мотивации поведения военнослужащих

    российской армии в современных условиях является своевременный отбор и

    классификация необходимых для духовного развития личности воина средств,

    как со стороны государства (народа), так и самого военнослужащего.

    Сложные процессы становления молодого Российского государства породили

    у большей части населения неуверенность в завтрашнем дне, ) пессимизм, и

    что самое опасное, духовно опустошили человека вследствие ломки прежней

    системы духовных ценностей и отсутствия новых ценностей, которые заполнили

    бы духовный мир личности. Это привело к образованию своеобразного духовного

    вакуума в сознании людей, отсутствию мировоззренческих ориентиров, так

    необходимых для экономического и духовного возрождения России.

    Все это, так или иначе, проявилось в Вооруженных Силах, что

    подтверждается и выражается в ряде негативных моментов. В частности:

    обострилась проблема нравственного выбора личности воина; понизился порог

    духовно-нравственной сопротивляемости аморальным явлениям; продолжается

    девальвация традиционных духовных ценностей. Данная ситуация, сложившаяся в

    духовном развитии личности воина российской армии в начале 90-х годов,

    нашла свое подтверждение ив результатах социологических исследований,

    опросов, контент-анализе материалов периодической печати.

    Но в то же время современные реалии преобразований общества, в конечном

    итоге, разбудили людей, заставили их думать, создают благотворные условия

    для масштабной творческой деятельности личности. Современная духовная жизнь

    развивается в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с

    политической публицистикой, философскими и религиозными поисками в

    художественной литературе и литературной критике. Принципиальные ее черты -

    видение жизненных процессов, чувствование общественной температуры, умение

    смотреть в лицо реальности.

    Не могла остаться в стороне обновления и духовная жизнь в Вооруженных

    Силах России. Формирование духовных ценностей военнослужащих происходит

    сегодня в условиях отсутствия государственной программы духовного развития

    общества, но необходимо отметить, что в отдельных решениях и постановлениях

    предпринимаются определенные шаги по отбору и выявлению "базовых духовных

    ценностей", необходимых для всестороннего развития личности воина.

    Сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испытаниям,

    необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в наследство бесценное

    достояние во всех сферах жизни: философских, политических, правовых,

    религиозных, научных, морально-этических, художественных и иных ценностей.

    Нужно найти те идеи, теории и духовно-практические компоненты общественной

    жизнедеятельности, которые помогут становлению и совершенствованию

    Вооруженных Сил новой России, гармонично развитой личности воина российской

    армии.

    И сегодня на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и

    духовные ценности. Одна из них - общественно-государственный патриотизм, не

    имеющий ничего общего с шовинизмом и национализмом, основывающийся на

    тысячелетней истории российской государственности. Все патриотические

    устремления должны концентрироваться на том, чтобы сделать Россию сильной,

    экономически развитой и процветающей державой. На формирование патриотизма

    как духовной ценности направлены сегодня следующие практические меры:

    разработка и внедрение на государственном уровне комплексной программы

    "Патриотическое воспитание молодежи", созданной на базе Министерства

    обороны совместно со всеми ведомствами и министерствами России; создание в

    Вооруженных Силах символики, олицетворяющей историю русской армии;

    деятельность ветеранских организаций и др.

    Патриотизм и некоторые другие духовные ценности, такие, как достоинство

    воина, свобода совести, честь, долг находят свое развитие в наметившемся

    сотрудничестве армии и русской Православной Церкви после заключения

    соглашения (1994 г.) о перспективном сотрудничестве в деле патриотического

    воспитания воинов, формировании духовно развитой личности защитника

    Отечества. Данное сотрудничество актуально в этом плаке, потоку что, во-

    первых, по результатам социологических исследований до 25% военнослужащих

    относят себя к числу верующих и около 60% опрошенных выступают за

    сотрудничество с церковью. Во-вторых, религия, как правило, всегда

    выступала носителем высокой духовности и нравственности (достаточно

    вспомнить о библейских моральных заповедях и фактах подвижничества

    священнослужителей и верующих во все трудные времена для России), простых

    норм морали - блага, добра, чести. совести, милосердия, и использование

    этого опыта в воспитательной работе с личным составом армии и флота

    принесет немало положительного. Хотя надо подчеркнуть, что практические

    шаги в этом плане должны быть взвешенными, за что выступают и армия, и

    церковь. Кроме того, религиозная вера является важнейшим регулятором

    поведения людей, в том числе и воинов.

    В последнее время усиливается работа со стороны управленческих органов

    по более полному использованию духовного заряда воинских ритуалов;

    формированию у воинов уважительного отношения к боевой славе подразделения,

    части, соединения» истории русской армии, государства Российского;

    возрождению боевого братства, полкового духа и др.

    Наряду с государственными органами личность воина тоже осуществляет

    отбор и классификацию духовных ценностей, необходимых дм удовлетворения

    своих духовных потребностей и интересов. Сегодня на первый план выдвинулись

    и совершенствуются военнослужащими такие духовные ценности, как достоинство

    воина, свобода совести, честь, долг, демократизация, гуманизм и др.

    Показательно в этом плане отношение офицеров к демократизации сферы

    воинской деятельности. Среди опрошенных офицеров оптимистически относятся к

    процессу демократизации в армии около 76% и лишь 5% считают, что доля ее

    осуществления в Вооруженных Силах нет достаточных условий.[13,4]

    В сегодняшних условиях характерной особенностью данной тенденции

    является и то, что главный упор военнослужащие в своей жизнедеятельности

    делают на формирование и совершенствование профессиональной направленности,

    то есть на военно-профессиональные ценности. Многочисленные опросы среди

    военнослужащих различных категорий показывают, что более 38% опрошенных

    корреспондентов подчеркивают необходимость и важность военно-

    профессиональных ценностей воинской службы, считают их главным фактором

    повышения своего мастерства, и, как следствие, способствуют формированию

    духовного мира личности воина.[13,4]

    Вместе с рассмотренными тенденциями формирования духовных ценностей

    военнослужащих российской армии имеют место и ряд других, в том числе и

    негативных. Степень же их реализации или устранения будет определяться тем,

    насколько конструктивно и целеустремленно будет осуществляться военная

    реформа, как быстро удается поднять престиж и авторитет российских

    Вооруженных Сил, решить все проблемы обеспечения механизма социальной и

    правовой защити военнослужащих.

    Воин, начиная службу и в ходе ее, способен глубоко переосмыслить личные

    мотивационные ориентации. К этому побуждает его не только возраст, когда

    особенно активно происходит социальное созревание личности, но и характер

    воинской деятельности, те взаимоотношения, в которые он включен. На первый

    план выступает значимость духовных ценностей, активно способствующих воину

    в осознании себя личностью и защитником Отечества. Они помогают ему усвоить

    главное, сущностное - чем живут наше общество, Вооруженные Силы,

    перспективы их развития, признать себя непосредственным созидателем

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.