Мотивация поведения военных
духовное состояние в условиях "изменённых" военно-социальных отношений
между различными группами военнослужащих—характеризующееся, прежде всего,
доминированием корпоративных интересов и ценностных установок.
Какие же внутренние и внешние причины воспроизводят аномалии
мотивационной сферы в современных воинских коллективах? Выделим некоторые
внутренние и внешние причины.
Объективные: замкнутость, закрытость (ограниченность в общении);
прерванность прежних социальных связей; невозможность смены социального
окружения; полная регламентация социальных норм; управление всеми
средствами общественного контроля, принуждения и подавления; однополость
групп; возрастное равенство (18-20 лет), низкая социальная зрелость;
формальное равенство при реальных различиях; ограничения в
удовлетворении потребностей; низкое материальное и бытовое обеспечение;
отсутствие подготовленного сержантского состава, паралич формальных
структур.
Субъективные: подмена боевой подготовки обеспечением само выживаемости
воинского коллектива; смещение ценностных ориентации в сторону
бесполезности воинской службы, деградация духовных интересов личного
состава, снижение его заинтересованности в качественной боевой подготовке;
отсутствие опыта коллективного поведения; недостаточное наличие у
офицерского состава знаний, навыков и умений по преодолению аномальных
мотивационных явлений; слабая организация досуга военнослужащих срочной
службы, их деперсонификация, низкий уровень воспитательной работы.
К внешним причинам воспроизводства аномалий в мотивационной сфере
воинской деятельности можно отнести следующие.
Объективные: несовершенство государственного законодательства по военный
вопросам; низкая материально-техническая обеспеченность войск и сил флота;
снижение роли официальных институтов социализации, преобладание
неформальных структур в обществе, государстве; маргинализация части
населения страны, в том числе и молодёжи; труднодоступность населения к
культурным ценностям общества.
Субъективные: деформация духовных ценностей в общественном сознании;
отсутствие иммунитета к восприятию субкультуры мотивационных аномалий;
доминирование в системе взаимоотношений ярко выраженных корыстных
интересов; массовидные формы девиантного поведения молодежи,
военнослужащих; "охаивание" силовых структур в средствах массовой
информации, резкое снижение уровня военно-патриотического воспитания
молодёжи; отсутствие объективных знаний о мотивационных аномалиях в
воинских коллективах и боязнь этого, неадекватность требований
командования по их искоренению.
Анализ формирования мотивационно-смысловой сферы деятельности
военнослужащих предполагает выявление тенденции данного процесса на основе
исследования социальной среды, в которой он осуществляется, в реальных
конкретно-исторических условиях.
В научной литературе тенденция определяется как “направление развития
какого-либо явления или процесса”. Тенденция служит формой проявления
одного или нескольких законов, реализующихся в обществе через сознательную
деятельность людей и поэтому они весьма многозначны, вариативны.
Разделяя точку зрения отдельных ученых на закономерность как уловленную
тенденцию, есть смысл поговорить о тенденциях формирования мотивов
деятельности военнослужащих в условиях строительства современной российской
армии. Главным среди них является то обстоятельство, что процесс
реформирования российской армии в силу различных, как объективных, так и
субъективных причин, далеко не полностью еще реализовал свои потенции и
проявил свое качество, а также прошел по историческим меркам относительно
короткий временной отрезок, что еще не позволяет говорить об устойчивости,
повторяемости, стабильности и прочности устанавливающихся в ходе данного
процесса связей и отношений.
В ходе строительства современной российской армии находят свое
проявление тенденции различного направления, как негативного, так и
позитивного характера. Тенденции формирования мотивационно-смысловой сферы
деятельности военнослужащих могут быть объединены в три группа:
1) тенденции, отражающие связь армии с обществом;
2) тенденции, отражающие связь Вооруженных Сил и личности воина;
3) тенденции, отражающие взаимосвязь потребностей и интересов воина как
личности и защитника Отечества.
Кратко рассмотрим основное содержание некоторых из них. Одной из первых
следует выделить тенденцию преемственности мотивов деятельности в процессе
их формирования, выражающую единство двух сторон в ходе их развития:
отрицания, критической переработки старого и удержания, наследования всего
ценного, прогрессивного, что содержалось в мотивах деятельности прошлого.
Понять настоящее и перспективы развития нашего общества, мотивов
деятельности его субъектов можно, лишь изучая историю его становления и
воспитывая уважительное отношение к ней. В мотивах и смысле деятельности
воинов должен быть адекватно отражен путь нашего Отечества, его Вооруженных
Сил. Процесс развития Российского государства оказался трудным, что было
связано со многими причинами, как внутренними, так и внешними. Поэтому и
необходимы постоянное осмысление этого процесса, а также формирование
мотивов деятельности воинов с учетом того позитивного, что накоплено в
мировой и отечественной практике.
В последние годы заметно повысился интерес к российской военной истории,
традициям Российской армии, ее духовным и мотивационно - смысловым
ценностям. Именно сейчас эти богатые воинские традиции, должны послужить
основой духовного возрождения Вооруженных Сил России, укрепления морального
духа военнослужащих, заполнить тот духовный вакуум, образовавшийся в
сознании многих воинов после распада СССР. История Русской армии, ее
духовная сторона богата и разнообразна героическими примерами
самоотверженного выполнения воинского долга, соблюдения воинской чести и
достоинства, любви к Отечеству.
Преемственность есть общая закономерность исторического развития,
благодаря которой сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим.
Несущей конструкцией мотивационно-смысловой сферы деятельности российского
военнослужащего были и, несомненно, останутся в будущем наша отечественная
история, богатейшая культура России, российские воинские традиции.
Усиление внимания к проблемам воспитания военнослужащих на воинских
традициях России - важная задача, которую необходимо сегодня решать.
В 1996 г. было проведено социологическое исследование с целью выявления
отношения военнослужащих Военного университета к воинским традициям
российской армии. В ходе исследования было опрошено 256 слушателей и
курсантов, 60 офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и
повышения квалификации, 40 офицеров отделов (направлений) воспитательной
работы различных видов российских Вооруженных Сил и родов войск.
Как показало исследование, у каждого второго из числа опрошенных
слушателей и каждого третьего курсанта имеется устойчивый интерес к
воинским традициям России. У остальных он либо слабо выражен, либо
отсутствует. Для тех, кто проявляет устойчивый интерес к воинским
традициям России, наиболее значимыми ценностями являются: воинская честь и
достоинство (50%), ратные подвиги наших предков (45%), воинские ритуалы
(44%), верность Отечеству (35%), войсковое товарищество (26%), мужество и
отвага (25%), военная геральдика и символика (26%.), форма одежды (13%).
Менее значимой ценностью по сравнению с перечисленными оказалась
верность воинской присяге. Лишь каждый десятый выделил её в качестве мотива
поведения современного военного профессионала. Причём мнения по этому
вопросу практически не отличаются у курсантов и слушателей. Ни одни из
числа опрошенных офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и
повышения квалификации, не назвал верность военной присяге в качестве
важнейшей воинской традиции.[33,1]
Таким образом, достаточно рельефно прослеживаются две взаимосвязанные
тенденции, одна из которых характеризует высокий и устойчивый интерес
военнослужащих, и курсантов военных учебных заведений в частности, к
воинским традициям, патриотический идеям и ценностям, другая -
неудовлетворенность организацией и содержанием работы по патриотическому
воспитанию на воинских традициях в подразделениях, частях, военно-
учебных заведениях.
Следует отметить и то, что нет в настоящее время какой-либо
государственной программы, в рамках которой решались бы вопросы воспитания
у воинов российской армии необходимых мотивационно-смысловых и духовных
качеств, таких, как патриотизм, воинский долг, честь, достоинство,
дисциплинированность и др. Налицо противоречие между общественной
потребностью в изучении духовных аспектов российской военной истории и
реальным состоянием научной проработки этой проблемы.
Сейчас, как никогда в прошлом, российская армия нуждается в поддержке
со стороны творческой интеллигенции, ждет от нее правдивых, честных
произведений о прошлом и настоящем, героическом и трагическом, возвышенном
и низменном, прекрасном и безобразном на всех этапах военной истории,
которые способствовали бы формированию у воинов социально значимых
мотивационных ценностей, необходимых им для успешного выполнения воинского
долга.
Таким образом, учет данной тенденции, особенностей проявления
преемственности духовных и смысловых ценностей в процессе формирования
является неотъемлемым звеном воспитательного процесса в воинских
коллективах.
Важной тенденцией формирования мотивации поведения военнослужащих
российской армии в современных условиях является своевременный отбор и
классификация необходимых для духовного развития личности воина средств,
как со стороны государства (народа), так и самого военнослужащего.
Сложные процессы становления молодого Российского государства породили
у большей части населения неуверенность в завтрашнем дне, ) пессимизм, и
что самое опасное, духовно опустошили человека вследствие ломки прежней
системы духовных ценностей и отсутствия новых ценностей, которые заполнили
бы духовный мир личности. Это привело к образованию своеобразного духовного
вакуума в сознании людей, отсутствию мировоззренческих ориентиров, так
необходимых для экономического и духовного возрождения России.
Все это, так или иначе, проявилось в Вооруженных Силах, что
подтверждается и выражается в ряде негативных моментов. В частности:
обострилась проблема нравственного выбора личности воина; понизился порог
духовно-нравственной сопротивляемости аморальным явлениям; продолжается
девальвация традиционных духовных ценностей. Данная ситуация, сложившаяся в
духовном развитии личности воина российской армии в начале 90-х годов,
нашла свое подтверждение ив результатах социологических исследований,
опросов, контент-анализе материалов периодической печати.
Но в то же время современные реалии преобразований общества, в конечном
итоге, разбудили людей, заставили их думать, создают благотворные условия
для масштабной творческой деятельности личности. Современная духовная жизнь
развивается в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с
политической публицистикой, философскими и религиозными поисками в
художественной литературе и литературной критике. Принципиальные ее черты -
видение жизненных процессов, чувствование общественной температуры, умение
смотреть в лицо реальности.
Не могла остаться в стороне обновления и духовная жизнь в Вооруженных
Силах России. Формирование духовных ценностей военнослужащих происходит
сегодня в условиях отсутствия государственной программы духовного развития
общества, но необходимо отметить, что в отдельных решениях и постановлениях
предпринимаются определенные шаги по отбору и выявлению "базовых духовных
ценностей", необходимых для всестороннего развития личности воина.
Сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испытаниям,
необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в наследство бесценное
достояние во всех сферах жизни: философских, политических, правовых,
религиозных, научных, морально-этических, художественных и иных ценностей.
Нужно найти те идеи, теории и духовно-практические компоненты общественной
жизнедеятельности, которые помогут становлению и совершенствованию
Вооруженных Сил новой России, гармонично развитой личности воина российской
армии.
И сегодня на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и
духовные ценности. Одна из них - общественно-государственный патриотизм, не
имеющий ничего общего с шовинизмом и национализмом, основывающийся на
тысячелетней истории российской государственности. Все патриотические
устремления должны концентрироваться на том, чтобы сделать Россию сильной,
экономически развитой и процветающей державой. На формирование патриотизма
как духовной ценности направлены сегодня следующие практические меры:
разработка и внедрение на государственном уровне комплексной программы
"Патриотическое воспитание молодежи", созданной на базе Министерства
обороны совместно со всеми ведомствами и министерствами России; создание в
Вооруженных Силах символики, олицетворяющей историю русской армии;
деятельность ветеранских организаций и др.
Патриотизм и некоторые другие духовные ценности, такие, как достоинство
воина, свобода совести, честь, долг находят свое развитие в наметившемся
сотрудничестве армии и русской Православной Церкви после заключения
соглашения (1994 г.) о перспективном сотрудничестве в деле патриотического
воспитания воинов, формировании духовно развитой личности защитника
Отечества. Данное сотрудничество актуально в этом плаке, потоку что, во-
первых, по результатам социологических исследований до 25% военнослужащих
относят себя к числу верующих и около 60% опрошенных выступают за
сотрудничество с церковью. Во-вторых, религия, как правило, всегда
выступала носителем высокой духовности и нравственности (достаточно
вспомнить о библейских моральных заповедях и фактах подвижничества
священнослужителей и верующих во все трудные времена для России), простых
норм морали - блага, добра, чести. совести, милосердия, и использование
этого опыта в воспитательной работе с личным составом армии и флота
принесет немало положительного. Хотя надо подчеркнуть, что практические
шаги в этом плане должны быть взвешенными, за что выступают и армия, и
церковь. Кроме того, религиозная вера является важнейшим регулятором
поведения людей, в том числе и воинов.
В последнее время усиливается работа со стороны управленческих органов
по более полному использованию духовного заряда воинских ритуалов;
формированию у воинов уважительного отношения к боевой славе подразделения,
части, соединения» истории русской армии, государства Российского;
возрождению боевого братства, полкового духа и др.
Наряду с государственными органами личность воина тоже осуществляет
отбор и классификацию духовных ценностей, необходимых дм удовлетворения
своих духовных потребностей и интересов. Сегодня на первый план выдвинулись
и совершенствуются военнослужащими такие духовные ценности, как достоинство
воина, свобода совести, честь, долг, демократизация, гуманизм и др.
Показательно в этом плане отношение офицеров к демократизации сферы
воинской деятельности. Среди опрошенных офицеров оптимистически относятся к
процессу демократизации в армии около 76% и лишь 5% считают, что доля ее
осуществления в Вооруженных Силах нет достаточных условий.[13,4]
В сегодняшних условиях характерной особенностью данной тенденции
является и то, что главный упор военнослужащие в своей жизнедеятельности
делают на формирование и совершенствование профессиональной направленности,
то есть на военно-профессиональные ценности. Многочисленные опросы среди
военнослужащих различных категорий показывают, что более 38% опрошенных
корреспондентов подчеркивают необходимость и важность военно-
профессиональных ценностей воинской службы, считают их главным фактором
повышения своего мастерства, и, как следствие, способствуют формированию
духовного мира личности воина.[13,4]
Вместе с рассмотренными тенденциями формирования духовных ценностей
военнослужащих российской армии имеют место и ряд других, в том числе и
негативных. Степень же их реализации или устранения будет определяться тем,
насколько конструктивно и целеустремленно будет осуществляться военная
реформа, как быстро удается поднять престиж и авторитет российских
Вооруженных Сил, решить все проблемы обеспечения механизма социальной и
правовой защити военнослужащих.
Воин, начиная службу и в ходе ее, способен глубоко переосмыслить личные
мотивационные ориентации. К этому побуждает его не только возраст, когда
особенно активно происходит социальное созревание личности, но и характер
воинской деятельности, те взаимоотношения, в которые он включен. На первый
план выступает значимость духовных ценностей, активно способствующих воину
в осознании себя личностью и защитником Отечества. Они помогают ему усвоить
главное, сущностное - чем живут наше общество, Вооруженные Силы,
перспективы их развития, признать себя непосредственным созидателем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|