МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация поведения военных

    вместе с тем, эти понятия не тождественны. Понятие воинской чести теснее

    чем понятие достоинства связано с особым общественным положением человека -

    вооруженного защитника Отечества, с социальным престижем воинской

    деятельности. Понятие же достоинства - более широкое, исходящее из идеи

    самоуважения, равенства людей в моральном отношении. Чувство достоинства

    несовместимо с самоунижением, с оскорблениями со стороны других людей.

    Чувства чести и собственного достоинства как духовные ценности выступают

    формой, с одной стороны, проявления нравственного самосознания и

    самоконтроля личности, их духовной культуры, а с другой - одним из каналов

    воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение

    человека в обществе. В современном понимании воинская честь включает

    следующие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание воином

    содержания своего воинского долга, необходимости его выполнения,

    сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям. Это

    признание и оценка обществом, воинским коллективом действительных заслуг

    воина, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной

    регуляции. И, наконец, это наличие у воинов постоянной готовности и

    волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять

    воинский долг, сохранить и не запятнать свою честь. Это-верность слову,

    высокое чувство гражданственности внутренняя приверженность конструктивным

    традициям Вооруженных Сил как бывшего СССР, так и Российской Армии.

    Основой воинской чести воина служит нравственная убежденность личности.

    Кодекс воинской чести, в особенности офицеров, всегда быть строгим и

    бескомпромиссным. Нравственные качества в нем стоят в одном ряду с боевой

    доблестью, безнравственность же тождественна трусости. Кодекс воинской

    чести рождается на нравственном достоинстве, доблести, благородстве, чистой

    совести. Соблюдать эти высшие ценности, к сожалению, далеко не просто. Это

    требует от воина честности, развитой общей и нравственной культуры,

    добросовестности, исполнительности, усердия в ратном труде. Принимая

    военную присягу, воин клянется защищать Отечество с достоинством и честью.

    Воинские уставы Вооруженных Сил РФ также обязывают воина соблюдать

    нравственные нормы, с достоинством и честью вести себя в любых условиях,

    способствовать защите чести и достоинства граждан, дорожить честью и боевой

    славой Вооруженных Сил, своей части и воинского звания.

    Итак, во-первых, формирование духовных ценностей воинов протекает под

    воздействием разветвленной системы противоречий. Во-вторых, основным

    противоречием исследуемого процесса является несоответствие между

    содержанием сложившейся ранее системы духовных ценностей и необходимостью

    их обновления, формирования новых. В-третьих, сводить всю систему

    противоречий формирования духовных ценностей военнослужащих к одному из

    них, пусть даже основному, как и в любом процессе, не верно. В-четвертых,

    на определенном этапе формирования духовных ценностей воинов не только

    внутренние, но и внешние противоречия могут играть ведущую роль, что

    особенно важно иметь в виду субъектам управления.

    Проблема смысла жизни человека в той или иной форме, с различной

    степенью остроты и проблематичности встает перед каждым индивидом. Он

    может на время забыть о ней, погружаясь в проблемы и заботы будней, решая

    частные, ситуативные задачи, но исключить эту проблему навсегда из сферы

    сознания невозможно. Стремление наполнить свою жизнь смыслом является

    неотъемлемым свойством личности.

    2. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности

    военнослужащих в современных условиях.

    2.1. Состояние и тенденции изменений содержания мотивационно-смысловой

    сферы воинской деятельности.

    На основе проведенного теоретического исследования содержания

    мотивационной сферы воинской деятельности можно приступить к анализу ее

    состояния и текущего развития в современной Российской армии. Реалии

    сегодняшнего дня свидетельствуют о серьезных деформациях в системе

    побудительных мотивов деятельности военных кадров.

    Повседневная деятельность военнослужащих, на сегодняшних день окрашена

    достаточно писимистически: низкое денежное довольствие, отсутствие

    служебного жилья для младших офицеров и туманные перспективы на получение

    личной жилплощади, и многие другие социально-бытовые проблемы. Немалую роль

    в этом играет социальная неоднородность нашего общества. Это негативно

    сказывается на состоянии мотивационно – смысловой сферы деятельности

    военнослужащих. Поэтому государство в отношении армии вырабатывает механизм

    сглаживания социальных противоречий, в котором используются самые различные

    средства(социально-экономические, идеологические, психологические,

    политические, собственно социальные и др.).

    В зависимости от того, как и насколько эффективно этот механизм

    действует а обществе (и не только по отношению к военнослужащим) а

    военнослужащие идентифицируют себя с тени или иными социальными слоями и

    группами в обществе, в том числе с экономическими и политическими элитами,

    с их интересами и готовы выполнить и выполняют свой воинский долг,

    настолько они и патриотичны.

    Как часть общества, государственный институт, армия также должна быть

    проникнута идеологией: любить свою страну, быть преданной своему Отечеству,

    своему народу. Логично предположить, что народ и военнослужащие, как часть

    народа, будут стоять горой за такое государство, доверять ему. Но это,

    скорее, теоретическая модель, должное. На практике всё происходит много

    сложнее, противоречивее.

    Народ почему-то не всегда чувствует любовь к нему со стороны

    государства, заботу о себе, и, более того, способен выражать недоверие ему.

    Так, по данным Всероссийского мониторинга, проводимого Институтом социально-

    политических исследований РАН, в мае 1997 года только 3% опрошенных

    (выборка составила 1612 человек), считали, что власти заботятся о жизни

    простых людей, 64% полагали, что власти нет никакого дела до них, только

    11% считали, что в стране соблюдаются права человека и граждане равны перед

    законом, а 8% - что у них есть социальные гарантии. У 41%, опрошенных денег

    хватало только на приобретение продуктов питания, а 21% залезали постоянно

    в долги, чтобы их купить, и только у 3% опрошенных денег было вполне

    достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать. Недоверие выразили:

    Президенту и правительству - 65% опрошенных, Совету Федерации – 59%,

    Государственной Думе - 61%, армии – 49%.[7,2]

    Аналогичным, как известно, является экономическое и социальное положение

    армии, военнослужащих. Не случайно поэтому количество молодых людей,

    отрицающих вообще какие-либо ценности военной службы, составило в начале

    1996 г. 17% от всего числа опрошенных, а среди различных категорий

    военнослужащих - от 11 до 31%.[7,3]

    Разумеется, такое положение больших масс людей, в том числе

    военнослужащих, размывает чувство патриотизма даже в таком деле, как

    военная защита Отечества, Родины. Без социально-экономической поддержки

    патриотические идеи не действуют.

    Особую остроту приобрела проблема самоубийства среди различных

    категорий. военнослужащих. По данным Министерства обороны, в 1996 г. число

    военнослужащих, покончивших жизнь самоубийством, составило 520

    человек.[13,3] Многие социологи отмечает, что это своеобразный протест

    военнослужащих сложным социально-экономическим реальностям, отчаянная

    попытка заявить о проблемах армии и флота.

    Представляется, что такое состояние сознания, мировоззрений, духовных

    качеств людей, которым общество доверило оружие, защиту страны,

    представляется крайне опасным для них самих и всего общества в целом.

    Духовный мир военнослужащих не может длительно пребывать в ситуации

    постоянного и сложного духовного выбора, не определенности ценностных

    ориентаций и идеалов. Отсюда вполне очевидна необходимость в комплексной

    общегосударственной программе, определяющей чёткие и конкретные пути,

    способы и методы формирования высокой мотивационной активности

    военнослужащих.

    Данные идеи подтверждаются анализом материалов и публикаций на армейскую

    тематику, а также результатами социологических исследований и опросов.

    Никогда еще в нашем обществе воин и армия не подвергались такому моральному

    унижению, такой сознательно очернительной критике со стороны отдельных

    средств массовой информации. Часто мотивом такого очернительства выступает

    якобы борьба против наиболее консервативной части высшего эшелона

    руководства Вооруженных Сил России, выступающей против демократических

    преобразований в армии и на флоте. Многие чиновники, некоторые писатели и

    ученые во всех "бедах" государства пытаются обвинить армию. Она и

    "консервативна”, и "съедает" весь бюджет страны, и "против демократических

    преобразований" и т.п. Под предлогом защиты общечеловеческих ценностей

    отдельные экстремисты и неформалы разжигают антиармейские страсти в стране,

    формируют предубежденную позицию к армейской службе среди молодежи. В этих

    условиях духовный престиж воинской службы падает, моральный дискомфорт

    ощущают вес воины. В результате растет процент уклонения от военной службы

    допризывников, которых, например, только в 1996 г. в стране насчитывалось

    более 31 тысячи человек[33,2]. Причем по Москве число отказников достигло

    цифры в 9000 человек[33,2]. Уменьшается количество молодых людей,

    поступающих в военные училища. Материальная необеспеченность и социальная

    незащищенность делают службу 6 армии далеко не привлекательной. Все это

    вызывает пассивность солдат и офицеров, нежелание честно и добросовестно

    выполнять воинский долг. Только в 1994 г. изъявили желание уйти из

    Вооруженных Сил более 14 тысяч офицеров и с каждым годом это количество

    увеличивается. Из них значительная часть молодых офицеров звена командир

    взвода, роты.[33,4] Патриотизм, желание служить и защищать Отечество

    занимают далеко не самое главное место в структуре ценностей.

    Патриотические мотивы занимают 4-5 позицию; даже при поступлении в военные

    училища эти ценности на 4-ом месте. Порой и кадровые военные все меньше

    склонны рассматривать военную службу, как служение Родине в качестве её

    защитника. Еще в 1990 г. данную ценность считали значимой для себя две

    трети офицеров, сейчас считает только каждый четвертый из них[33,6].

    Существенное влияние на формирование мировоззрения личности воина

    оказывает духовная жизнь общества. На различных этапах развития нашего

    общества данный фактор играл первостепенное значение в формировании

    морально-боевых качеств воинов, духовного состояния армии и флота. В

    конечном итоге духовный фактор, высокий моральный дух народа и армии

    явились одним из важнейших источников массового героизма советских и

    российских воинов в тяжелые годины испытаний, служили и служат основой

    добросовестного выполнения воинского долга тысячами представителей старшего

    и нынешнего поколений. Одним из ключевых компонентов духовного фактора как

    раз и являются мотивы поведения военнослужащих. От их сформированности и

    развитости в сознании и мировоззрении воина в значительной степени зависит

    успешное выполнение стоящих перед воином задач, ибо побудительные мотитвы

    детерминируют в конечном итоге всю деятельность военнослужащего.

    Вместе с тем нельзя не видеть, что негативные процессы, определявшие

    духовную жизнь общества, постепенно проявлялись и в Вооруженных Силах,

    сковывали их духовное развитие, а в ряде сфер армейской жизнедеятельности

    вели к деградации и нарастанию аномальных явлений. С середины 80-х годов,

    когда в общественной жизни начали утверждаться гласность, открытость,

    плюрализм мнений, армия оказалась в фокусе общественного сознания,

    идеологической борьбы. Началась массированная атака на Вооруженные Силы,

    некоторые заинтересованные политические круги стремились идейно и морально

    разоружить военнослужащих. И сегодня кое-кто пытается разрушить,

    деформировать мотивационную сферу деятельности воинов, пытаясь поставить

    под сомнение их преданность Конституции и народу. Под флагом "свободной

    критики" проповедуется шовинизм, история Вооруженных Сил представляется как

    сплошные "черные пятна".

    На сегодняшний день отсутствует какая-либо государственная программа

    духовного возрождения и развития нации. Этот процесс пущен на самотек,

    является уделом прогрессивных и патриотически настроенных одиночек. Данная

    проблема в прямой постановке до сих пор не поднималась в Государственной

    Думе, на правительственном уровне. Как фрагмент решения данного вопроса, а

    точнее, обращения внимания на него, явилась встреча Президента России с

    творческой интеллигенцией в ноябре 1994 года.

    В таких условиях, которые проецируются на духовное развитие Вооруженных

    Сил России, происходит формирование мотивационной системы воинской

    деятельности. Нередко у военнослужащих под воздействием вышеуказанных

    причин складываются искаженные духовно-мировоззренческие установки: будто

    бы реальной, героической истории у армии нет, а будущее туманно и

    неопределенно, традиции и духовные ценности Советского Союза и его

    Вооруженных Сил устарели и не приемлемы в нынешних условиях. Можно

    констатировать ситуацию стихийного духовного состояния и неопределенности у

    части военнослужащих. Отсутствие же высоких целей и идеалов, веры в них,

    разрыв между должным в морали и аморальностью на практике, частая смена

    исходных мировоззренческих позиций, оценок ведут в конечном итоге к

    социальной пассивности, в целом отрицательно влияя на процесс формирования

    мотивов поведения воинов.

    Негативное воздействие на духовность воина оказывают деформация в

    общественном сознании идей и представлений о действительном функциональном

    предназначении армии, падение престижа военной службы. Особенно болезненно

    переживают процесс изменения прежней системы духовных ценностей

    военнослужащие старшего поколения - офицеры, прапорщики, мичманы,

    сформировавшие мотивы своего поведения на основе приверженности идеологии

    марксизма-ленинизма, социалистическим ценностям.

    Отсюда - массовый отток офицеров (особенно молодых) из армии, равнодушие

    значительной части воинов к военной службе, пассивность и скептицизм,

    разрушение и коррозия таких исконных духовных ценностей, как воинский долг,

    честь, достоинство, гордость, патриотизм, боевое товарищество и др.

    При рассмотрении побудительно - смысловой сферы военной деятельности не

    мало важно духовное состояние первичных воинских коллективов. Ныне ни для

    кого уже не секрет, что оно весьма сложно и неоднозначно. Сказывается

    отсутствие общности мировоззренческих позиций, убеждений, идеалов, целей

    деятельности, духовных ценностей, выработанных в процессе совместной

    деятельности по реализации стоящих перед коллективами задач, мажорного

    эмоционально-нравственного настроя, что всегда являлось главным,

    определяющим в их сплочённости. Для подтверждения данного положения

    приведём некоторые аргументы. Если в 1989 г. проблема сплочённости была

    актуальна для 55% воинских коллективов, то в 1993 г. она достигла

    отметки в 80%. Данные за 1995-1996 г. свидетельствуют о дальнейшем росте

    социальной напряженности в войсках.[41,3] Такая ситуация характеризуется

    как весьма болезненная и оказывает негативное влияние на морально-

    психологическое состояние военнослужащих, приводит к росту числа отказников

    и уклонистов от воинской службы, неблагоприятно сказывается на общем

    уровне гражданственности в обществе. В этих условиях закономерно появляются

    вопросы: когда возникли эти проблемы и детерминированы ли они

    перестроенными процессами или имеют исторические корни?

    Результаты исследований убеждают в том, что эта проблема злободневна

    не только для силовых структур нынешней России, но и для вооруженных сил

    практически всех цивилизованных государств. Причем ее возникновение связано

    уже было с процессом образования регулярного войска а государстве, а

    различного рода негативные явления, отклонения от социально-нравственных

    норм в воинских коллективах имеют глубинную социальную обусловленность.

    Исследование воинского коллектива показало, что он относится к

    социальным группам "закрытого" типа (в НТК, закрытых учебных заведениях,

    экипажах морских судов, различного рода экспедициях и т.п. проходят

    однородные процессы), имеющих специфические условия своего возникновения и

    функционирования. Особенности режима жизнедеятельности, таких как

    замкнутость, изолированность, насильственность попечения и пребывания,

    полная регламентация социальных норм, управление всеми общественными

    средствами контроля, принуждения и подавления, ограничение в

    удовлетворении потребностей (физиологических, социальных, духовных),

    пребывание в однополых группах на уравнительных началах и непосредственном

    окружении себе подобных, обусловливает перерастание коллектива в

    корпорации. Причём степень "дрейфа" в сторону корпорации во многом

    определяется объективно-субъективными условиями коллективной

    жизнедеятельности - характером профессионального труда, составом

    коллектива, уровнем его руководства и т.д. Все это порождает аномалии

    духовной жизни военнослужащих, представляющих собой их специфическое

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.