МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация поведения военных

    наоборот, она их профессиональной спецификой полностью и определяется.

    Профессиональный мотив обосновывает профессиональные действия, которые

    направлены на удовлетворение какой-либо из социальных потребностей в данной

    деятельности или из собственных потребностей этой деятельности, усвоенных

    профессионалом и превратившихся в его личные профессиональные потребности.

    Профессиональные мотивы суть, таким образом, конкретизации трудовых

    мотивов, причем множественные: каждый трудовой мотив может

    конкретизироваться в нескольких профессиональных мотивах. Например,

    трудовой мотив «заработать» может быть конкретизирован шофером в нескольких

    направлениях: перевыполнить план перевозок, сэкономить горючее, сберечь

    автомашину, подработать на стороне и т. п. Мотив военнослужащего –

    продвинуться по служебной лестнице – может быть реализован также в

    различных формах, как положительных, так и отрицательных(карьеризм).

    Следовательно, профессиональных мотивов больше, чем трудовых, и, вообще

    говоря, каждый трудовой мотив потенциально конкретизуют во всех профессиях,

    где может актуализироваться в виде нескольких профессиональных мотивов.

    В свою очередь, каждый профессиональный мотив, очевидно, должен иметь

    возможность конкретизироваться во множестве конкретных целей, которые в

    отличие от общетрудовых следует назвать профессиональными целями. Эти цели

    отражают профессиональную специфику конкретных полезных результатов

    деятельности, предвидимых специалистом, и выражают смысл его

    профессиональных действий. Умение ставить и достигать профессиональными

    способами профессиональные цели в конкретных условиях деятельности я

    отличает профессионала и непрофессионала.

    Таким образом, применительно к профессиональной деятельности потребности

    и результаты, функции, мотивы и цели конкретизируются до профессиональных,

    выражающих и отражающих технологическую специфику и содержание

    деятельностей.

    Учитывая нарастающую множественность этих реалий (результатов больше,

    чем функций и потребностей, целей — чем мотивов), целесообразно,

    применительно к любой деятельности, выделять ведущий мотив (или

    подмножество таких мотивов), который можно конструктивно представить в виде

    образно-понятийной модели реализации основной функции деятельности. Но это

    не значит, что в изучении профессиональной (или иной) мотивации можно

    ограничиваться ведущими мотивами.

    Во-вторых, из разделения объективных и субъективно предвидимых

    результатов на обобщенные и конкретные следует возможность по-новому

    представить взаимосвязи потребностей, мотивов, целей, функций и результатов

    во внутреннем и внешнем планах изображения деятельностей. Можно видеть, что

    общественные потребности, функции и результаты относятся к внешнему плану

    деятельности, а личные потребности, мотивы и цели — к плану внутреннему.

    При этом личные потребности суть отражения потребностей социальных, а

    социальные — выражение личных потребностей. Функции и результаты

    непосредственно выражают общественные потребности и, в свою очередь,

    выражаются ими. В то же время функции и результаты деятельности через

    посредство целей, мотивов и личных потребностей формируют общественные

    потребности в деятельности и собственные ее потребности. Общественные

    потребности конкретизируются в функциях и результатах деятельности, а

    личные — в мотивах и целях.

    От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания,

    оправдывающие то или иное действие путем указания на побудившие его

    объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могу не совпадать с

    действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.

    Данное обстоятельство важно учитывать военным руководителям при анализе

    поведения личного состава.

    Мотивы могут выступать в различной форме. Когда человек не осознает

    своих потребностей, но действует в соответствии с их побуждающими

    импульсами, говорят о влечениях. З. Фрейд, изучивший роль бессознательного,

    подчеркивал, что “многое в Я безусловно бессознательно”. На деятельность

    человека могут оказывать большое влияние влечения, как психологические

    состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

    Одни влечения побуждают к позитивной деятельности, другие проявляются в

    агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего

    состояния влечения, не ясно, что влечет его к объекту, каковы цели его

    действий. Вспоминаются слова князя из “Русалки” А.С. Пушкина: “Невольно к

    этим грустным берегам мены влечет неведомая сила”.

    Многие ученые считают, что влечение – это начальный этап формирования

    мотивов поведения человека. Неосознанные первоначально влечения, уступают

    место осознанным мотивам. Отсюда следует важный методологический вывод для

    работы командиров: способствовать переходу положительных влечений

    подчиненных в серьезный мотив их поведения.

    В такой форме мотивы чаще всего выступают у молодых людей, которые еще

    недостаточно изучили их. Мотивация поведения в форме влечений часто бывает

    причиной досадных поступков. Это объясняется тем, что осознавая существо

    своей потребности, человек может удовлетворять ее в неадекватной форме.

    Например, у молодого человека есть духовная потребность в завоевании

    уважения у своих товарищей. Но если он эту потребность не осознает, то и

    удовлетворять может иногда не ее верным путем: он пререкается со старшими,

    считая, что в этом его товарищи увидят проявление самостоятельности.

    Поэтому такую форму мотивации целесообразно ограничивать.

    Когда человек осознает свои потребности, то они выступают в качестве

    сильного побудителя к действию, говорят о желаниях. Это недостаточно

    сильный мотив часто направлен на цели, в возможности достижения которых

    человек недостаточно убежден.

    Выделяют и такую форму мотивов, как хотение. В отличии от желаний

    хотение—более активный, побуждающий к действиям мотив. В процессе

    воспитания необходимо пробуждать такую форму мотивации у учащихся.

    Влечения, желания и хотения—это простые мотивы, в большей степени они

    связаны с материальными потребностями человека.

    Мотивы образуют иерархическую пирамиду, в основании которой лежит

    ведущий мотив (от него зависит направленность личности).

    Иерархические отношения мотивов обычно проясняются в ситуациях конфликта

    мотивов, когда человек находится в ситуации выбора.

    В ходе деятельности могут появляться новые потребности и мотивы, а цель,

    ранее побуждаемая к ее достижению каким-либо мотивом, со временем может

    приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом

    (механизм сдвига мотива на цель).

    Весьма своеобразна мотивационно – смысловая сфера деятельности

    военнослужащих в условиях военного времени.

    Мотивы - необходимый компонент боевой деятельности, ее психологической

    структуры. Каждое действие совершается под влиянием определенного мотива -

    желания, интереса, идеала, убеждения, чувства долга, социального

    требования, ставшего потребностью и т.д. В психологических исследованиях

    выделяют несколько групп мотивов.

    К первой относятся мотивы, определяемые особенностями личности

    офицера, политическими и эстетическими потребностями и идеалами, общим

    отношением к своей профессии, к своим начальникам. Ко второй группе

    относятся мотивы порождаемые характером обстановки, ее сложностью,

    динамичностью и т.п. И к третьей, - мотивы, возникающие под прямым

    требованием старших начальников выполнить боевую задачу. Выделяют, так же,

    общие социальные и частные мотивы, как проявление актуализируемых в

    конкретной ситуации потребностей.

    Основные из них:

    - следовать нравственному примеру героев, их подвигам и поступкам;

    - вести борьбу с врагом до полного уничтожения;

    - отомстить за смерть, горе и страдание людей, родных, близких,

    боевых товарищей;

    - добросовестно выполнять все приказы и распоряжения командиров и

    начальников;

    - самосохранение жизни, сохранение жизни своих боевых товарищей и

    командиров;

    - разгром врага, возвращение к мирной жизни, создании семьи,

    любить, трудится, растить и воспитывать детей;

    - получение морального одобрения своих поступков и действий со

    стороны командиров и товарищей по подразделению;

    - осознание себя как человека, выполняющего особую социально значимую

    деятельность, которая отличает его и товарищей по оружию от

    остальных членов социума;

    - одобрение поступков и выделение личных заслуг перед Родиной;

    - следование традициям подразделения, части, вида войск,

    - восстановление боевых традиций Русского офицерского корпуса,

    - возвращение к вере и национальное возрождение;

    - не допускать поступков, действий, которые будут осуждены

    коллективным мнением, уставами и законами;

    - самоутверждение среди сослуживцев своими боевыми делами;

    - потребность в боевом соперничестве с противником.

    Как правило, боевой деятельности офицера присуще не одна

    потребность, а несколько, порождая и соответствующие мотивы.

    В мотивах боевых действий воинов концентрированно выражаются свойства

    его личности, его мировоззрение, отношение к поставленной задаче,

    командиру, коллективу, к боевой обстановке и войне в целом.

    Цели и мотивы побуждают воина проявлять боевую активность,

    придают определенный личностный смысл его деятельности. Специалисты

    отмечают что в процессе боевой деятельности у воинов возникают такие

    мотивы, которые определяются конкретной боевой обстановкой, содержанием

    выполнения задач, и имеют личностный смысл. Мотивы такого рода возникают в

    связи с осознанием близких целей и частных задач. В процессе соотнесения в

    сознании офицера мотивов боевой деятельностей с конкретными целями его

    действий образуется личностный смысл деятельности в целом. Ведущими

    мотивами ( значений и личностного смысла ) боевого дежурства являются:

    - мотивы "ответственного должествования" ( ответственности и долга );

    - коллективистские мотивы, вызванные отношениями взаимной зависимости

    и ответственности между членами коллектива расчета, смены, экипажа,

    подразделения, части;

    - мотивы, обусловленные личными служебно-бытовыми проблемами

    (продвижение по службе, семейные, бытовые проблемы и т. д.).

    Как показывают исследования, иерархия мотивов боевого дежурства у

    офицеров такова, что безусловное лидерство занимает мотивы "ответственного

    должествования", затем коллективистские мотивы. Мотивы "продвижения по

    службе" особо ярко выражены у молодых офицеров.

    Итак, все эти рассуждения, потребовавшиеся для уточнения понятия

    «мотив», позволяют сформулировать вывод, важный для решения основной

    проблемы исследования: уникальность и неповторимость личности определяется

    не ассортиментом потребностей, а качеством удовлетворения абсолютно

    одинакового для всех людей набора базовых потребностей.

    1.2. Основные побудительные мотивы военной деятельности: сущность и

    содержание.

    Мотивационно-смысловая сфера воинской деятельности – это сложная

    система взаимосвязанных компонентов, находящихся в иерархическом

    соподчинении. К основным побудителям деятельности военнослужащих относятся:

    потребности, интересы, цели, идеалы, ценности, смысложизненные ориентиры.

    Их реализация имеет как общее, так специфические для военнослужащих черты.

    Преступим к их более подробной характеристике.

    Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для

    поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы,

    общества в целом; внутренний побудитель активности [55,67]. То есть

    потребность – это нужда человека в чем-то, приводящая его к активности.

    Субъектами потребностей, очевидно, могут быть общество в целом,

    социальная группа, отдельный человек — индивидуум. Соответственно

    потребности подразделяются на общественные (социальные) и индивидуальные

    (личные). Между ними, как известно, существует взаимная, но неоднозначная

    взаимосвязь. В личных потребностях отражается познанная и принятая

    индивидуумом часть общественных потребностей, а эти последние представляют

    собой интегрированное выражение части личных потребностей общества,

    социальной группы. Чем полнее социальные потребности трансформированы в

    потребности индивидуума, тем сильнее они находят свое выражение в его

    деятельностях и тем в большей мере он становится личностью. Чем полнее

    личные потребности членов социальной общности трансформируются в

    потребности этой общности, тем многообразное, сложнее и эффективнее

    социальная деятельность, тем в большей мере выполняется лозунг: «Все во имя

    человека, все для блага человека». Разновидностями социальных потребностей

    являются, во-первых, потребности в деятельностях, а во-вторых, собственные

    потребности деятельностей, причем первые порождаются вторыми, а также иными

    социальными потребностями. Само порождение, существование и исчезновение

    конкретных видов деятельности как социальных ценностей и компонентов

    человеческой культуры определяются в развитии общества развитием социальных

    потребностей. Будучи познаны и приняты индивидуумом в качестве своих

    личных, будучи осмыслены им в связи с наличными склонностями и интересами,

    социальные потребности в деятельностях обусловливают личную направленность

    индивидуума на овладение той или иной деятельностью как профессиональной, а

    после овладения — профессиональную мотивацию этого индивидуума как

    личности, субъекта деятельности, профессионала. Аналогично и собственные

    потребности деятельности, отражаясь в знаниях, умениях и навыках

    профессионала, профессионального коллектива определяют тем самым

    эффективность и качество деятельностей [47, 100].

    Потребности бывают различные, и специалисты дают различные их

    классификации. Но все сходятся в признании двух направлений: витальных и

    социальных потребностей. Но витальность и социальность настолько

    переплетены, что их трудно разграничить. Можно говорить лишь о преобладании

    в той или иной потребности природной или социальной стороны. С известной

    степенью условности целесообразно разделить их на биологические,

    биосоциальные, социобиологические, социальные.

    Биологические потребности – продолжить жизнь и род – присущи всему

    живому, в их основе лежит инстинкт видового и родового самосохранения.

    Конечно, эта потребность у человека социализирована и юридически

    закрепляется в Конституции демократических государств как право на жизнь.

    Реализация этой потребности военнослужащими весьма специфична, достаточно

    сказать, что они призваны защищать свою Родину даже ценой своей жизни.

    Биосоциальные потребности – те, в основе которых лежат биологические

    потребности, но они в большей части социализированы: потребность в пище,

    жилище и т.д. И здесь имеются особенности удовлетворения войнами данных

    потребностей, особенно в полевых условиях, на учениях, не говоря уже о

    боевой обстановке.

    К социобиологическим можно отнести потребности, которые хотя и

    сохраняют биологическую основу, но главное в них – социальное. К таковым

    можно отнести потребность в любви, познании, общении, активной и

    конструктивной деятельности, благодаря реализациям которых человек и стал

    разумным существом. Для военных кадров данные потребности имеют особую

    значимость.

    Социальные потребности (собственно человеческие, не имеющие аналога в

    мире животных) – самопознание, самосознание человека как в смысле телесном,

    так и духовном. Личность воина оценивается через призму таких качеств как

    честь, достоинство, коллективизм, патриотизм, войсковое товарищество и т.д.

    Эти базовые потребности можно разделить на две группы: материальные и

    духовные. Материальные потребности выражают нужду человека в пище, жилье,

    одежде и т.д. Если эти потребности не удовлетворить, то человек не сможет

    существовать физически. Неполное или нерегулярное удовлетворение этих

    потребностей сказывается на настроении людей, на их работоспособности.

    Поэтому, например, офицер должен заботиться, чтобы его подчиненные были

    сытно накормлены, своевременно отдыхали, имели исправное обмундирование и

    т.д. Это обязанность военных руководителей всех уровней и ее нужно

    неукоснительно выполнять, какой бы сложной не была ситуация с

    финансированием армии. Но здесь и задача государства - обеспечить свою

    военную организацию всем необходимым. При этом воинов следует приучать и к

    тому, что в боевой обстановке не будет возможности полного удовлетворения

    всех материальных потребностей. Психологически подготовленный к этому боец

    сможет более стойко перенести трудности, сопряженные с усталостью,

    ненормальным сном, холодом, нерегулярным питанием и т.д.

    Поведение человека как сознательного труженика, воина, учащегося

    связано и с удовлетворением его духовных потребностей. Духовные

    потребности—это нужда человека в познании окружающего мира, в общественно

    значимом труде, общении с другими людьми, их признании, благосклонности и

    поддержке, культурные потребности. Если они систематически не

    удовлетворяются, то человек физически продолжает существовать, но теряет

    свой человеческий облик. Разумеется, что в поведении людей обычно

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.