Мотивация поведения военных
всего оружие и боевая техника. Цель воинской деятельности, реализовываясь с
помощью ее специфических средств, дает результат воинской деятельности. Под
результатом воинской деятельности следует понимать только те изменения,
которые предполагались, ставились в качестве цели или задачи, и не нужно
смешивать результаты с последствиями. Воинская деятельность в отношении
своих результатов имеет определенную специфику. В воинской деятельности в
наибольшей степени может происходить несовпадение цели и результата, так
как противоборствующие стороны специальной задачей своей деятельности
ставят недопущение такого совпадения у противника.
Воинская деятельность, как особый вид человеческой деятельности,
выполняет важные социальные функции. В руках определенных общественных сил
воинская деятельность выступает средством насилия. В этих условиях она
реализуется в форме войны или вооруженной борьбы. Война как продолжение
политической деятельности иными, а именно насильственными средствами
является частью политики. Вот почему воинская деятельность используется в
политике как средство насилия.
Воинская деятельность как мирного, так и военного времени
непосредственным образом служит интересам политики в целом и военной
политики в частности. Она представляет собой специфическое средство
изменения путем насилия политических отношений в обществе. Политические
цели войны и интересы обеспечения безопасности общества определяют в нем
характер воинской деятельности. Вооруженная борьба, в процессе которой
противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер
жизнедеятельности всего общества.
Воинская деятельность выступает средством защиты общества от
вооруженного вторжения извне, угрожающего его суверенитету и целостности,
то есть выполняет функцию защиты общества. Вместе с тем в процессе воинской
деятельности военного времени нередко происходит разрушение старого и
созидание нового общественно-политического строя в том или ином обществе.
Воспитательная функция воинской деятельности проявляется в том, что она
осуществляет воспитательное воздействие на людей. С одной стороны, ее
результатами являются страдание и смерть. Этим воспитывается негативное
отношение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой
стороны, воинская деятельность выступает нередко единственным средством
освобождения и зашиты тех или иных народов. Все это накладывает отпечаток
на сознание людей, их поведение в условиях подготовки государства к войне и
в ходе ее проведения. И наконец, воинская деятельность выступает в качестве
средства получения знаний о войне и военном строительстве. Но это уже
деятельность особая - военно-познавательная, исследовательская.
Функционирование армии как общественной составляющей реализуется
посредством определенных видов ее деятельности. Они нацелены на
регулирование конкретных функциональных отношений. Важнейшими видами
воинской деятельности, с помощью которых армия реализует свое историческое
предназначение, являются: непосредственное использование оружия и боевой
техники в вооруженной борьбе; опосредованное применение насилия и оружия в
нем при различных социально-политических ситуациях; участие подсистем,
элементов армии в экономической, социальной, политической и духовной сферах
жизнедеятельности общества.
Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач
государства ограничена социальным характером общественно-политического
строя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована
публичная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности
военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их
политической зрелостью и ответственностью за развитие общества;
способностью армии выступить организованной и хорошо технически оснащенной
силой, содействующей преодолению трудностей; культурой и образованностью
военных специалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как
необходимыми предпосылками для успешного решения задач, стоящих перед
армией, и другими качествами ее элементов; уровнем развития общества, его
потенциальными возможностями, трудностями развития. Эти факторы и
определяют характер воинской деятельности. Наиболее эффективной и
общезначимой она становится тогда, когда армия является неотъемлемой и
необходимой частью общества, государства, политической системы и понимается
как таковая. Знание философии воинской деятельности имеет мировоззренческое
и методологическое значение. Она помогает военнослужащим понять сущность и
содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также
способствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-
психологических качеств, военно-профессиональной компетентности и
направленности.
Профессионализм офицера представляет собой довольно сложное
психологическое образование, обусловленное прежде всего фактором опасности
как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых
условиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). По мнению
специалистов, профессионализм в сфере опасных профессий, к которым
относится и профессия офицера, есть категория человеческого бытия,
представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих,
деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем
нравственного императива является мораль подвижничества, в котором
самосохранение находится не на первом плане. Профессионализм - это
структурная реорганизация военнослужащего в ратном труде.
Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий
являются:
- принятие на себя ответственности за самоличное решение;
- высочайшая организованность;
- личное мужество;
- самокритичность;
- социологизированность мотивов поступков.
Побуждающим мотивом активности такого профессионала в экстремальной
ситуации выступает не столько сострадание, сколько совесть. Образ духовной
жизни представителя опасной профессии состоит в том, что он призван
совершить добро, трансформировав опасность в совесть, а мужество превратив
в профессиональность поступков.
Свое непосредственное выражение стремление субъекта деятельности к
самовыражению находит в мотивационной сфере профессионализма.
Мотивация к труду не исчерпывает всей мотивации личности, так как
личностное пространство значительно шире профессионального. Вместе с тем
именно трудовая деятельность человека во многом определяет смысл .
существования человека на земле. Поэтому в труде человек реализует не
только свои профессиональные мотивы, но и более широкие побуждения,
связанные с самовыражением, саморазвитием, общественным признанием и
другими социальными притязаниями.
Психологами разработана целостная система представления мотивационной
сферы профессиональной деятельности. Так, по мнению специалистов
(А.К.Маркова) [35], мотивация к профессиональной деятельности включает
такие структурные элементы, как:
- профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии,
опирающееся на знание о ее предназначении;
- профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду
профессиональной деятельности;
- ценностные ориентации в профессиональной деятельности - выработанные
обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его
сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил
профессиональной этики:
- мотивы профессиональной деятельности, внутренние побуждения,
определяющие направленность активности человека в профессиональном
поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой
профессиональной деятельности;
- профессиональные притязания - стремление достичь результата
определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам
человек, зная свои предыдущие результаты;
- профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных
успехах, об отношениях с коллегами и др.[ 44,224]
Все указанные и другие побуждения к деятельности находятся в сложном
отношении между собой, что и обусловливает противоречивость
профессиональных устремлений специалиста. Например, могут иметь место
высокие притязания при недостаточной мотивации и искаженных ценностных
ориентациях.
Для специалиста в сфере опасных профессий путь к профессии предполагает
в качестве основной мотивационной компоненты наличие потребности в
добровольном выборе своей судьбы, который предполагает стремление
преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода,
жизнелюбие и воля - вот первые нравственные ступени восхождения
военнослужащего к вершинам моральных ценностей - защитить чужую жизнь.
Наряду с содержательными характеристиками профессиональные мотивы
обладают и определенными динамическими параметрами. Можно назвать следующие
свойства:
- устойчивость как длительность сохранения мотивов через некоторое
время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных
условиях;
- интенсивность как сила выраженности побуждений;
- длительность как распространяемость на большие промежутки времени;
- переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;
- широта как распространенность, на разное количество объектов, сторон
труда;
- эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности.
Представления о мотивационной основе профессионального развития
позволяют каждому специалисту задуматься на тем, что побуждает его к такого
рода труду, ради чего он стремится работать лучше, реалистичны ли его цели,
подлинными ли ценностями и смыслами он руководствуется.
Мотивационная сфера профессиональной деятельности не одинакова на
различных стадиях профессионализации. Так, на стадии выбора профессии
складываются интерес к содержанию будущей деятельности, понимание ее
значимости, происходит осознание профессионального призвания, возникает
стремление войти в определенную профессиональную общность и определенные
профессиональные ожидания.
На стадии профессионального обучения начинается адаптация как
приспособление личности к профессии, происходит уточнение своих
профессиональных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной
профессии. намечается принятие роли профессионала.
На стадии практического овладения профессией углубляется адаптация. идет
корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются мотивы
овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства,
появляется первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации
личности в труде, возрастает число побуждений в мотивационной сфере,
усложняется их иерархия.
На стадии расцвета профессиональной деятельности укрепляются мотивы
индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества,
усиливается смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов
профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной мотивационной
тенденции, ориентирующей человека на созидание.
На стадии ухода из профессии может наблюдаться мотив самореализации
личности в новых формах деятельности, либо проявляются защитная мотивация
избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам
молодежи, регресс.
Источником изменений в мотивационной сфере являются перестраивание
общественных отношений человека, условий профессионального труда, логика
саморазвития человека, неравномерность развития и рассогласование между
уровнями профессиональной деятельности и профессионального общения, а также
рассогласования между отдельными сторонами в самой мотивационной сфере.
Изменения в мотивационной сфере могут происходить по механизму «сверху
вниз» (через осознание человеком желательных для общества эталонов мотивов)
и «снизу вверх» (через включение человека в разные виды реальной
деятельности, в ходе которой во взаимодействии с другими людьми практически
осваиваются и изменяются мотивы и цели труда человека). В этом плане
становится понятной та роль профессионального сообщества и
профессионального общения, которую они могут сыграть в становлении и
развитии профессиональной мотивации специалиста.
Для уяснения содержания мотивационной сферы военно-профессиональной
деятельности остановимся на уточнении ее сущности.
Мотивы (от латинского moveo – двигаю) – то, что побуждает деятельность
человека, ради чего она совершается [57,389] . В современной психологии
термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний,
вызывающих активность субъекта. К основным мотивам относятся потребности,
интересы, влечения и эмоции, цели и установки, идеалы и ценности,
смысложизненная ориентация.
Мотивам посвящены многочисленные работы представителей бихевиоризма и
глубинной психологии, социологии и специалистов по управлению. Бихевиористы
обычно понимают под мотивами любые стимулы, как внешние, так и внутренние
(«мотивационные переменные»), способные вызывать или активизировать
поведение. В глубинной психологии роль главных мотивов приписывается
заложенным в человеке биологическим инстинктам и влечениям, которые под
влиянием социальных условий, отчасти, подавляются и выступают в своих
непрямых, символичных формах (психоанализ З. Фрейда и т.д.). Важным вкладом
в развитие учения о мотивах была разработка идей о субъективно-объективной
природе мотивов (понятие о «побудительной силе» вещей Левина), о
независимости мотивов человека от элементарных биологических потребностей
(Олпорт) и об «идеаторном», осознанном характере мотивов, выражающих
систему жизненных ценностей человека (Нюттен) [57,390]
В отечественной психологии проблема мотивов разрабатывается в связи с
исследованием структуры человеческой деятельности и сознания. В мотивах
конкретизируются, «опредмечиваются» потребности, которые не только
определяют собой мотивы, но, в свою очередь, изменяются и обогащаются
вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их
удовлетворению и соответствующих способов. Представление о предметной и
социальной природе мотивов противостоят как теориям, ставящим человеческие
мотивы в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям,
приписывающим побудительную силу субъективным эмоциональным переживаниям.
Дело в том, что не эмоции определяют мотивационно – смысловую сферу
деятельности человека, а, наоборот, развитие мотивов обогащает и
перестраивает сами эмоции и чувства. Это необходимо учитывать в своей
воспитательной работе с подчиненными командирам всех уровней.
Мотивация, процесс побуждения человека к совершению тех или иных
действий или поступков, часто представляет собой сложный акт, требующий
анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Мотивы, как
известно, часто сопоставляют с деятельностью в целом, а цели — с отдельными
действиями. Хотя такое однозначное сопоставление и неверно, оно тем не
менее отражает большую общность мотива по сравнению с целью. Цель
конкретнее мотива, в связи с одним мотивом формируются разные цели, мотив
соотносится с потребностью, а цель — с предметом. Но при этом
направленность на цель, вектор «мотив — цель» определяет конкретные
действия субъекта и организует их. Сказанное позволяет трактовать мотивы
как субъективно предвидимые обобщенные полезные результаты, а цели — как
субъективно предвидимые конкретные полезные результаты деятельности. Такая
трактовка не противоречит психологическим традициям и вносит кое-что новое.
Во-первых, оказывается возможным конкретизировать понятия мотивов и
целей. Сегодня в общей психологии изучают мотивы и цели «вообще», а в
психологии труда — трудовые мотивы и цели. Но профессиональные мотивы и
цели при изучении конкретного труда подменяются мотивами и целями к труду
вообще, что, очевидно, некорректно.
Любой мотив, как известно, есть определенным образом опредмеченное
побуждение, которое опосредствует потребность и совокупность действий,
направленную на удовлетворение этой потребности, и которое, будучи
осознано, обосновывает выбор целей действий и сами действия. Специфика
потребностей и «опредмечивающих» предметов и средств для удовлетворения
потребностей должна по сути различать трудовую и профессиональную
мотивацию, хотя обе они суть «слои» мотивационной сферы личности.
Действительно, «сплав» известных органических и социально усвоенных
потребностей общего, неспецифического типа (быть гражданином, иметь
авторитет, заработать и т. п.), опредмечиваемый в любой трудовой (а иногда
и нетрудовой) деятельности, формирует трудовую (или, наоборот, нетрудовую)
мотивацию, для которой предметы и функции деятельности, ее конкретные цели
и результаты в сущности безразличны, а важны только общие социальные
функции и социальные или личные цели (приносить пользу обществу, выполнять
план, зарабатывать и т. д.). Профессиональная мотивация есть особая
конкретизация мотивации трудовой, обусловленная специализацией в данной
профессиональной области и формирующаяся по мере приобретения личного
профессионального опыта. Профессиональная мотивация не только не
безразлична к предметам и функциям, конкретным результатам и целям, но
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|