МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Мотивация поведения военных

    воинов и разрешения возникающих в нем противоречий. Поэтому акцентируется

    особое внимание на более строгом разграничении понятий "субъективное" и

    "объективное" при анализе условий и факторов жизнедеятельности воинов,

    формировании их мотивации. Игнорирование данного аспекта приводит порой к

    необоснованным требованиям и претензиям к военнослужащим в решении задач,

    стоящих перед ними. Успешное выполнение их зависит далеко не от

    деятельности субъекта - воина российской армии, и как следствие возникает

    самоуспокоенность управленческих кадров, деятельностью которых во многом

    определяется развитость социальной среды формирования духовных ценностей

    личности военнослужащего.

    Динамика формирования мотивов поведения военнослужащих российской армии

    в современных условиях может быть рассмотрена через ряд связанных между

    собой этапов. Основанием предлагаемой модели этапов являются выделенные

    выше аспекты формирования мотивационной сферы деятельности.

    Первый этап (стадия) заключается в анализе состояния мотивационных

    регуляторов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми

    требованиями воинской деятельности. Его выделение правомерно уже потому,

    что он является не только стартом - исходной позицией формирования, но и в

    значительной степени фактом, определяющим наличные мотивы, степень их

    соответствия реальным воинским отношениям и деятельности.

    Содержание первого этапа составляет оценка и переоценка мотивов

    деятельности воинов: тех, которые были сформированы в недалеком прошлом и

    которые реально существуют сейчас в духовном мире воина; выявление мотивов,

    играющих значимую роль в жизнедеятельности воина; а также поиск духовных

    ценностей, необходимых сформировать в нынешних условиях применительно к

    специфике строительства Вооруженных Сил России. На первом плане данного

    этапа должен быть принцип преемственности в формировании мотивов воинской

    деятельности. Сущность данного принципа состоит в том, что деятельность

    военных кадров по духовному развитию военнослужащих и по их

    самостоятельному саморазвитию должна строиться с учетом всего позитивного

    опыта, накопленного в отечественной и мировой практике. Естественно этот

    опыт нуждается в критическом переосмыслении, известной "селекции", так как

    нельзя механически переносить на современную действительность (в том числе

    и деятельность российской армии) устаревшие или деформировавшиеся духовные

    ценности, не отражающие современного функционирования Вооруженных Сил и

    российского общества.

    Модель первого этапа формирования мотивов поведения воинов может быть

    выражена следующими положениями: оценка личностью воина социальных

    требований общества и армейской среды - оказание ему помощи в этом со

    стороны других военнослужащих и институтов, уяснение смысла и значения

    мотивации для воинской деятельности и воина в современных условиях -

    формирование доминирующих смысложизненных ориентаций.

    Данный этап является своего рода духовной предпосылкой для последующих

    действий по формированию профессиональной направленности военнослужащих.

    Второй этап процесса формирования мотивационной сферы деятельности

    военнослужащих включает в себя выбор средств формирования ценностей, учет

    факторов, влияющих на данный процесс, а также учет специфики самих мотивов

    общегражданского и военно-профессионального характера.

    Остановимся на нем более подробно. Под средствами формирования мотивов

    поведения военнослужащего можно подразумевать предельно общую совокупность

    самых различных образований и институтов. Их как правило объединяют в

    несколько групп:

    1) политико-правовая организация общества;

    2) материально-экономические институты;

    3) система нравственных отношений и деятельности субъектов;

    4) искусство;

    5) религия;

    6) средства массовой информации;

    7) межличностные и другие формы общения и т.д.

    Выяснение характера воздействия, особенностей и роли отдельных средств в

    процессе формирования мотивов поведения воинов представляет теоретический и

    практический интерес. В условиях армии и флота данные средства не являются

    какими-либо "сверхмерами", а представляют собой применяемую командирами,

    культурно-просветительными учреждениями и общественными институтами систему

    факторов, способов и приемов, реализуемых ежедневно в практике

    воспитательной работы с личным составом, во всех сферах жизни воинских

    коллективов. Многие проблемы их использования в Вооруженных Силах

    исследованы военными обществоведами.

    Опираясь на проведенные исследования, рассмотрим место и роль средств

    массовой коммуникации как наиболее эффективного средства воспитательного

    воздействия в процессе формирования устойчивых потребностей, интересов и

    ценностей военнослужащих российской армии.

    Глобальные преобразования в нашей стране и се Вооруженных Силах,

    процессы развития демократии и гласности оказывают воздействие как на

    коммуникационные средства, действующие в масштабе государства, так и в

    специфических условиях армии и флота, обусловливают проблематику их

    деятельности. Обозначим наиболее актуальные, требующие решения вопросы,

    связанные со средствами массовой коммуникации в ракурсе исследовательской

    задачи. На наш взгляд, это:

    - взаимосвязь государственных средств массовой информации (радио,

    телевидение, кино, печать и т.д.) и специфических информационных

    каналов, действующих в условиях Вооруженных Сил;

    - проблема обратной связи от армейской среды к средствам массовой

    коммуникации и субъектам управления, реализуемой в широком потоке

    устных и письменных предложений, жалоб, заявлений, высказываний, а

    также поведении воинов;

    - вопросы повышения эффективности деятельности средств массовой

    коммуникации, в том числе и штатных средств Вооруженных Сил, в

    армейской среде, их оперативности, компетенции;

    - проблема самой военной аудитории - более полное удовлетворение ее

    потребностей в интересующей информации, реализация пожеланий и

    запросов воинов;

    - повышение информационной привлекательности актуальных проблем жизни

    российского общества и его Вооруженных Сил, связанных с духовным

    развитием личности воина;

    - изучение стихийных, неофициальных каналов и форм циркулирования

    социальной информации в армейской среде.

    Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что продолжаются

    попытки некоторых информационных источников проведения так называемой

    "антиармейской кампании". Используя различные каналы информационного

    воздействия, некоторые авторы, обыгрывая, а подчас искажая происходящие

    процессы в Вооруженных Силах (обустройство выведенных войск из стран

    Прибалтики и Западной Группы войск, недавние события по восстановлению

    конституционного строя в Чечне, социальная защищенность военнослужащих и

    др.), подрывают авторитет российской армии, поддерживают случаи отказа

    воинами служить в Вооруженных Силах и честно выполнять свой долг перед

    народом. Наряду с другими объективными причинами все это не могло не

    сказаться на состоянии мотивационной сферы деятельности военнослужащих.

    Так, на сегодняшний день в войсках "нежелание служить в армии" стало

    "проблемой № 1".

    Необходимо особо отметить, что такое отношение к службе в армии

    формируется у юношей далеко не только в условиях Вооруженных Сил, а в

    большинстве своем до призыва в армейский строй. Социологические

    исследования, проведенные среди тех, кто стоит на пороге военной службы,

    показывают, что почти каждый второй из числа опрошенных юношей убежден, что

    армия сегодня не нужна. 70% - против прохождения действительной службы. За

    последние пять лет отношение к армии продолжает ухудшаться. Так считают

    более 65%. Если в 1988 г. лишь от 6% до 13% опрошенных говорили о том, что

    не видят смысла в службе в Вооруженных Силах, то в 1993-1994 гг. об этом

    заявил каждый второй призывник из числа опрошенных [41].

    Выделенные аспекты тем более актуальны, что функционирующие в армейской

    среде штатные средства информационного воздействия не всегда оперативно

    реагируют на постоянно растущие "информационные потребности" воинов, не

    отличаются "информационной привлекательностью" в отражении существующих

    проблем. Так, в некоторых коллективах отмечается снижение доверия и

    престижа к "чисто армейским" каналам информации, в том числе к проводимым в

    ходе воспитательной работы "официальным" мероприятиям. Ясно, что данное

    обстоятельство побуждает воинов к обращению за "новой" информацией уже к

    другим источникам: слухам, "самиздату", зарубежным "радиоголосам" и т.п.

    Все это убеждает в необходимости радикального изменения средств

    информационного воздействия на армейскую среду, относящихся к разряду

    "универсальных", практически не изменяющихся на протяжении многих лет и

    универсально применяемых к самым различным категориям военнослужащих и во

    времена "культа личности", и в "период застоя", и в настоящее время.

    "Цивилизаторские задачи", демократизация Вооруженных Сил, совершенствование

    воспитания воинов армии и флота переориентация их ценностно-духовного мира,

    - должны решаться достойными средствами. Пропаганда на радио и телевидении

    героического прошлого нашей страны, объективно-доброжелательная

    направленность их программ для личного состава армии и флота, развитые

    средства неформального общения, организация досуга, учет мнений каждого,

    компьютеризация процесса боевой учебы и подведения его итогов,

    использование ЭВМ при анализе эффективности этих средств и т.д. - все эхо

    необходимо в полной мере использовать для формирования профессиональной

    направленности военнослужащих.

    Что же является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств?

    Тот факт, что ни одна практическая ситуация не требует одновременного

    использования всего объема, побуждает напомнить о некоторых правилах выбора

    средств формирования мотивов поведения военнослужащих. К таковым следует

    отнести:

    1) их комплексное, как последовательное, так и параллельное использование

    и субординация;

    2) применение в конкретных условиях разноуровневых средств;

    3) их знание, наличие умений и навыков в использовании;

    4) знание духовного состояния военнослужащих.

    Выделенные "правила" являются общими в применении к любому процессу

    целесообразной деятельности. Поэтому обозначим те аспекты, от которых

    зависит эффективное использование среди формирования мотивационной сферы

    военной деятельности:

    - характеристика специфики конкретных воинских коллективов и личности

    каждого воина;

    - особенности объектов» обусловливающих процесс формирования; арсенал

    имеющихся у субъектов управления (командования, воспитательных

    органов) средств;

    - выделение специфики задач, решаемых подразделением в данный период

    времени, и целей, преследуемых командованием;

    - условия, обеспечивающие возможность формирования устойчивых

    потребностей, интересов, целей у военнослужащих.

    Третий этап процесса формирования и функционирования профессиональной

    направленности военнослужащих связан с конкретной реализацией ее на

    практике. Он обусловлен предыдущими этапами и направлен на развитие у

    воинов устойчивых, зрелых потребностей, интересов, сообразно требованиям,

    предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Вооруженным

    Силам.

    Данный этап включает в себя» во-первых, переосмысление информации о

    мотивации поведения и сравнение ее с состоянием личных мотивов,

    подкрепление их практикой служебной деятельности. Способ получения знаний о

    мотивах деятельности может быть как стихийным, так и целенаправленным,

    научно-организованным процессом приобщения воина к информации.

    Целенаправленная информационная деятельность выполняет важную роль. С

    помощью научного потенциала информационной деятельности в некоторой степени

    нейтрализуется стихийный характер воздействия социальной среды и

    повседневной службы на духовный мир воина. Во-вторых» нейтрализация

    стихийного характера восприятия информации, а также ее аналитическая

    переработка. Конкретная эмоционально-чувственная связь с определенным

    фрагментом духовного мира чаще всего "скользит" по поверхности явления,

    подвержена воздействию случайностей и может исказить реальное положение

    дел. Поэтому она должна дополняться абстрактно-логическим осмыслением

    потребностей, интересов, целей и ценностей.

    В-третьих, полученная информация распределяется в структурах

    индивидуального сознания личности воина. На данном подэтапе происходит

    ориентация внимания воина на ценностный смысл духовного явления по

    средством увеличения объема информации или ее акцентирования. И наконец,

    происходит закрепление полученных знаний. Это проявляется в том, что знания

    превращаются а убеждения и ценностные ориентации воина, реализуются в его

    действиях и поступках. Сформированные ранее мотивы поведения приобретают

    новое качество под воздействием целенаправленного воспитательного процесса,

    а также в результате самовоспитания. Как представляется, критерием зрелых

    потребностей, интересов и ценностей воина выступает осознание каждым

    военнослужащим своей значимости как личности, необходимости добросовестного

    выполнения воинского долга и превращение (закрепление) данного осознания в

    социальных свойствах воина.

    Описанная модель и этапы формирования мотивов поведения воинов весьма

    условны и отражают только в общих чертах основные моменты этого

    диалектического процесса.

    Таким образом, формирование мотивационной сферы воинской деятельности

    военнослужащих является сложным динамичным процессом, которому присущи

    восхождение от единичного к общему, от менее глубоко познанной к более

    глубокой сущности, переход мотивов в новое качество путем воздействия

    различных условий, факторов и средств формирования. Данный процесс

    осуществляется как стихийно, так и целенаправленно. В этой связи

    формирование направленности воинов может выступать сознательной, специально

    организуемой деятельностью различных органов, институтов государства и его

    Вооруженных Сил по созданию необходимых условий и факторов, обеспечивающих

    образование устойчивых, зрелых потребностей, интересов и ценностей как

    общегражданского, так и военно-профессионального характера и их активного

    функционирования в армейской среде.

    На основе проведенного анализа мотивационной сферы воинской

    деятельности военнослужащих российской армии сформулируем следующие выводы.

    Первый. Мотивы поведения военнослужащих находятся в тесной взаимосвязи и

    во взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира воина, они имеют

    непосредственное влияние на формирование и содержание духовной стороны

    жизнедеятельности воина, воинского коллектива и армии в целом. В содержании

    таких регуляторов поведения, как патриотизм, достоинство воина, воинский

    долг и воинская честь, дисциплинированность, свобода совести и других,

    играющих значимую роль в жизнедеятельности воина, наиболее предметно должен

    быть выражен деятельностный аспект, направленный на развитие духовного мира

    военнослужащего, на общение воинов и оптимизацию их практической

    деятельности. Содержание мотивов деятельности военнослужащих изначально

    формируется и наличествует в сознании и мировоззрении. Затем оно

    закрепляется в социальных качествах и объективируется в деятельности.

    Второй. Применительно к воинской деятельности ее мотивационные основы

    имеют рельефно выраженную специфику. Специфика воинской деятельности и

    вытекающие из нее особенности функционирования мотивационной сферы

    деятельности военнослужащих в современных условиях требуют, чтобы

    содержание ее сочетало в себе преемственное наследование с формированием

    новых, учитывало процессы развития и возрождения, было глубоко научным и

    вместе с тем чувственно-практическим, нацеливалось на выполнение задач,

    стоящих перед Вооруженными Силами России и каждым воином.

    Третий. Формирование побудительных мотивов деятельности военнослужащих

    представляется весьма сложным динамичным процессом, которому присущи

    восхождение от единичного к общему и от общего к частному, от менее

    глубокому познания к более глубокому осмыслению сущности духовности,

    переход мотивационной сферы в новое качество под воздействием различных

    условий и факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется

    как совокупность различных, относительно обособленных и взаимосвязанных

    процессов. В нем можно выделить три этапа, выражающие основные характерные

    стадии развития сознания н мировоззрения воинов и их проявления: а) анализ

    состояния мотивов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми

    требованиями воинской деятельности; б) выбор средств формирования

    мотивационной сферы, учет факторов и условий, а так же специфики самих

    мотивов в системе социальных свойств воина и проявление их на практике. Эти

    этапы качественно различны и характеризуются своими специфическими чертами.

    Кроме того, следует учитывать специфику периода службы (абитуриент,

    курсант, молодой офицер и т.д.).

    Четвертый. Формирование новой мотивационной системы военнослужащих

    требует многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.