Мотивация поведения военных
воинов и разрешения возникающих в нем противоречий. Поэтому акцентируется
особое внимание на более строгом разграничении понятий "субъективное" и
"объективное" при анализе условий и факторов жизнедеятельности воинов,
формировании их мотивации. Игнорирование данного аспекта приводит порой к
необоснованным требованиям и претензиям к военнослужащим в решении задач,
стоящих перед ними. Успешное выполнение их зависит далеко не от
деятельности субъекта - воина российской армии, и как следствие возникает
самоуспокоенность управленческих кадров, деятельностью которых во многом
определяется развитость социальной среды формирования духовных ценностей
личности военнослужащего.
Динамика формирования мотивов поведения военнослужащих российской армии
в современных условиях может быть рассмотрена через ряд связанных между
собой этапов. Основанием предлагаемой модели этапов являются выделенные
выше аспекты формирования мотивационной сферы деятельности.
Первый этап (стадия) заключается в анализе состояния мотивационных
регуляторов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми
требованиями воинской деятельности. Его выделение правомерно уже потому,
что он является не только стартом - исходной позицией формирования, но и в
значительной степени фактом, определяющим наличные мотивы, степень их
соответствия реальным воинским отношениям и деятельности.
Содержание первого этапа составляет оценка и переоценка мотивов
деятельности воинов: тех, которые были сформированы в недалеком прошлом и
которые реально существуют сейчас в духовном мире воина; выявление мотивов,
играющих значимую роль в жизнедеятельности воина; а также поиск духовных
ценностей, необходимых сформировать в нынешних условиях применительно к
специфике строительства Вооруженных Сил России. На первом плане данного
этапа должен быть принцип преемственности в формировании мотивов воинской
деятельности. Сущность данного принципа состоит в том, что деятельность
военных кадров по духовному развитию военнослужащих и по их
самостоятельному саморазвитию должна строиться с учетом всего позитивного
опыта, накопленного в отечественной и мировой практике. Естественно этот
опыт нуждается в критическом переосмыслении, известной "селекции", так как
нельзя механически переносить на современную действительность (в том числе
и деятельность российской армии) устаревшие или деформировавшиеся духовные
ценности, не отражающие современного функционирования Вооруженных Сил и
российского общества.
Модель первого этапа формирования мотивов поведения воинов может быть
выражена следующими положениями: оценка личностью воина социальных
требований общества и армейской среды - оказание ему помощи в этом со
стороны других военнослужащих и институтов, уяснение смысла и значения
мотивации для воинской деятельности и воина в современных условиях -
формирование доминирующих смысложизненных ориентаций.
Данный этап является своего рода духовной предпосылкой для последующих
действий по формированию профессиональной направленности военнослужащих.
Второй этап процесса формирования мотивационной сферы деятельности
военнослужащих включает в себя выбор средств формирования ценностей, учет
факторов, влияющих на данный процесс, а также учет специфики самих мотивов
общегражданского и военно-профессионального характера.
Остановимся на нем более подробно. Под средствами формирования мотивов
поведения военнослужащего можно подразумевать предельно общую совокупность
самых различных образований и институтов. Их как правило объединяют в
несколько групп:
1) политико-правовая организация общества;
2) материально-экономические институты;
3) система нравственных отношений и деятельности субъектов;
4) искусство;
5) религия;
6) средства массовой информации;
7) межличностные и другие формы общения и т.д.
Выяснение характера воздействия, особенностей и роли отдельных средств в
процессе формирования мотивов поведения воинов представляет теоретический и
практический интерес. В условиях армии и флота данные средства не являются
какими-либо "сверхмерами", а представляют собой применяемую командирами,
культурно-просветительными учреждениями и общественными институтами систему
факторов, способов и приемов, реализуемых ежедневно в практике
воспитательной работы с личным составом, во всех сферах жизни воинских
коллективов. Многие проблемы их использования в Вооруженных Силах
исследованы военными обществоведами.
Опираясь на проведенные исследования, рассмотрим место и роль средств
массовой коммуникации как наиболее эффективного средства воспитательного
воздействия в процессе формирования устойчивых потребностей, интересов и
ценностей военнослужащих российской армии.
Глобальные преобразования в нашей стране и се Вооруженных Силах,
процессы развития демократии и гласности оказывают воздействие как на
коммуникационные средства, действующие в масштабе государства, так и в
специфических условиях армии и флота, обусловливают проблематику их
деятельности. Обозначим наиболее актуальные, требующие решения вопросы,
связанные со средствами массовой коммуникации в ракурсе исследовательской
задачи. На наш взгляд, это:
- взаимосвязь государственных средств массовой информации (радио,
телевидение, кино, печать и т.д.) и специфических информационных
каналов, действующих в условиях Вооруженных Сил;
- проблема обратной связи от армейской среды к средствам массовой
коммуникации и субъектам управления, реализуемой в широком потоке
устных и письменных предложений, жалоб, заявлений, высказываний, а
также поведении воинов;
- вопросы повышения эффективности деятельности средств массовой
коммуникации, в том числе и штатных средств Вооруженных Сил, в
армейской среде, их оперативности, компетенции;
- проблема самой военной аудитории - более полное удовлетворение ее
потребностей в интересующей информации, реализация пожеланий и
запросов воинов;
- повышение информационной привлекательности актуальных проблем жизни
российского общества и его Вооруженных Сил, связанных с духовным
развитием личности воина;
- изучение стихийных, неофициальных каналов и форм циркулирования
социальной информации в армейской среде.
Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что продолжаются
попытки некоторых информационных источников проведения так называемой
"антиармейской кампании". Используя различные каналы информационного
воздействия, некоторые авторы, обыгрывая, а подчас искажая происходящие
процессы в Вооруженных Силах (обустройство выведенных войск из стран
Прибалтики и Западной Группы войск, недавние события по восстановлению
конституционного строя в Чечне, социальная защищенность военнослужащих и
др.), подрывают авторитет российской армии, поддерживают случаи отказа
воинами служить в Вооруженных Силах и честно выполнять свой долг перед
народом. Наряду с другими объективными причинами все это не могло не
сказаться на состоянии мотивационной сферы деятельности военнослужащих.
Так, на сегодняшний день в войсках "нежелание служить в армии" стало
"проблемой № 1".
Необходимо особо отметить, что такое отношение к службе в армии
формируется у юношей далеко не только в условиях Вооруженных Сил, а в
большинстве своем до призыва в армейский строй. Социологические
исследования, проведенные среди тех, кто стоит на пороге военной службы,
показывают, что почти каждый второй из числа опрошенных юношей убежден, что
армия сегодня не нужна. 70% - против прохождения действительной службы. За
последние пять лет отношение к армии продолжает ухудшаться. Так считают
более 65%. Если в 1988 г. лишь от 6% до 13% опрошенных говорили о том, что
не видят смысла в службе в Вооруженных Силах, то в 1993-1994 гг. об этом
заявил каждый второй призывник из числа опрошенных [41].
Выделенные аспекты тем более актуальны, что функционирующие в армейской
среде штатные средства информационного воздействия не всегда оперативно
реагируют на постоянно растущие "информационные потребности" воинов, не
отличаются "информационной привлекательностью" в отражении существующих
проблем. Так, в некоторых коллективах отмечается снижение доверия и
престижа к "чисто армейским" каналам информации, в том числе к проводимым в
ходе воспитательной работы "официальным" мероприятиям. Ясно, что данное
обстоятельство побуждает воинов к обращению за "новой" информацией уже к
другим источникам: слухам, "самиздату", зарубежным "радиоголосам" и т.п.
Все это убеждает в необходимости радикального изменения средств
информационного воздействия на армейскую среду, относящихся к разряду
"универсальных", практически не изменяющихся на протяжении многих лет и
универсально применяемых к самым различным категориям военнослужащих и во
времена "культа личности", и в "период застоя", и в настоящее время.
"Цивилизаторские задачи", демократизация Вооруженных Сил, совершенствование
воспитания воинов армии и флота переориентация их ценностно-духовного мира,
- должны решаться достойными средствами. Пропаганда на радио и телевидении
героического прошлого нашей страны, объективно-доброжелательная
направленность их программ для личного состава армии и флота, развитые
средства неформального общения, организация досуга, учет мнений каждого,
компьютеризация процесса боевой учебы и подведения его итогов,
использование ЭВМ при анализе эффективности этих средств и т.д. - все эхо
необходимо в полной мере использовать для формирования профессиональной
направленности военнослужащих.
Что же является необходимым в использовании имеющихся сегодня средств?
Тот факт, что ни одна практическая ситуация не требует одновременного
использования всего объема, побуждает напомнить о некоторых правилах выбора
средств формирования мотивов поведения военнослужащих. К таковым следует
отнести:
1) их комплексное, как последовательное, так и параллельное использование
и субординация;
2) применение в конкретных условиях разноуровневых средств;
3) их знание, наличие умений и навыков в использовании;
4) знание духовного состояния военнослужащих.
Выделенные "правила" являются общими в применении к любому процессу
целесообразной деятельности. Поэтому обозначим те аспекты, от которых
зависит эффективное использование среди формирования мотивационной сферы
военной деятельности:
- характеристика специфики конкретных воинских коллективов и личности
каждого воина;
- особенности объектов» обусловливающих процесс формирования; арсенал
имеющихся у субъектов управления (командования, воспитательных
органов) средств;
- выделение специфики задач, решаемых подразделением в данный период
времени, и целей, преследуемых командованием;
- условия, обеспечивающие возможность формирования устойчивых
потребностей, интересов, целей у военнослужащих.
Третий этап процесса формирования и функционирования профессиональной
направленности военнослужащих связан с конкретной реализацией ее на
практике. Он обусловлен предыдущими этапами и направлен на развитие у
воинов устойчивых, зрелых потребностей, интересов, сообразно требованиям,
предъявляемым нынешней ситуацией в обществе применительно к Вооруженным
Силам.
Данный этап включает в себя» во-первых, переосмысление информации о
мотивации поведения и сравнение ее с состоянием личных мотивов,
подкрепление их практикой служебной деятельности. Способ получения знаний о
мотивах деятельности может быть как стихийным, так и целенаправленным,
научно-организованным процессом приобщения воина к информации.
Целенаправленная информационная деятельность выполняет важную роль. С
помощью научного потенциала информационной деятельности в некоторой степени
нейтрализуется стихийный характер воздействия социальной среды и
повседневной службы на духовный мир воина. Во-вторых» нейтрализация
стихийного характера восприятия информации, а также ее аналитическая
переработка. Конкретная эмоционально-чувственная связь с определенным
фрагментом духовного мира чаще всего "скользит" по поверхности явления,
подвержена воздействию случайностей и может исказить реальное положение
дел. Поэтому она должна дополняться абстрактно-логическим осмыслением
потребностей, интересов, целей и ценностей.
В-третьих, полученная информация распределяется в структурах
индивидуального сознания личности воина. На данном подэтапе происходит
ориентация внимания воина на ценностный смысл духовного явления по
средством увеличения объема информации или ее акцентирования. И наконец,
происходит закрепление полученных знаний. Это проявляется в том, что знания
превращаются а убеждения и ценностные ориентации воина, реализуются в его
действиях и поступках. Сформированные ранее мотивы поведения приобретают
новое качество под воздействием целенаправленного воспитательного процесса,
а также в результате самовоспитания. Как представляется, критерием зрелых
потребностей, интересов и ценностей воина выступает осознание каждым
военнослужащим своей значимости как личности, необходимости добросовестного
выполнения воинского долга и превращение (закрепление) данного осознания в
социальных свойствах воина.
Описанная модель и этапы формирования мотивов поведения воинов весьма
условны и отражают только в общих чертах основные моменты этого
диалектического процесса.
Таким образом, формирование мотивационной сферы воинской деятельности
военнослужащих является сложным динамичным процессом, которому присущи
восхождение от единичного к общему, от менее глубоко познанной к более
глубокой сущности, переход мотивов в новое качество путем воздействия
различных условий, факторов и средств формирования. Данный процесс
осуществляется как стихийно, так и целенаправленно. В этой связи
формирование направленности воинов может выступать сознательной, специально
организуемой деятельностью различных органов, институтов государства и его
Вооруженных Сил по созданию необходимых условий и факторов, обеспечивающих
образование устойчивых, зрелых потребностей, интересов и ценностей как
общегражданского, так и военно-профессионального характера и их активного
функционирования в армейской среде.
На основе проведенного анализа мотивационной сферы воинской
деятельности военнослужащих российской армии сформулируем следующие выводы.
Первый. Мотивы поведения военнослужащих находятся в тесной взаимосвязи и
во взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира воина, они имеют
непосредственное влияние на формирование и содержание духовной стороны
жизнедеятельности воина, воинского коллектива и армии в целом. В содержании
таких регуляторов поведения, как патриотизм, достоинство воина, воинский
долг и воинская честь, дисциплинированность, свобода совести и других,
играющих значимую роль в жизнедеятельности воина, наиболее предметно должен
быть выражен деятельностный аспект, направленный на развитие духовного мира
военнослужащего, на общение воинов и оптимизацию их практической
деятельности. Содержание мотивов деятельности военнослужащих изначально
формируется и наличествует в сознании и мировоззрении. Затем оно
закрепляется в социальных качествах и объективируется в деятельности.
Второй. Применительно к воинской деятельности ее мотивационные основы
имеют рельефно выраженную специфику. Специфика воинской деятельности и
вытекающие из нее особенности функционирования мотивационной сферы
деятельности военнослужащих в современных условиях требуют, чтобы
содержание ее сочетало в себе преемственное наследование с формированием
новых, учитывало процессы развития и возрождения, было глубоко научным и
вместе с тем чувственно-практическим, нацеливалось на выполнение задач,
стоящих перед Вооруженными Силами России и каждым воином.
Третий. Формирование побудительных мотивов деятельности военнослужащих
представляется весьма сложным динамичным процессом, которому присущи
восхождение от единичного к общему и от общего к частному, от менее
глубокому познания к более глубокому осмыслению сущности духовности,
переход мотивационной сферы в новое качество под воздействием различных
условий и факторов и средств формирования. Данный процесс осуществляется
как совокупность различных, относительно обособленных и взаимосвязанных
процессов. В нем можно выделить три этапа, выражающие основные характерные
стадии развития сознания н мировоззрения воинов и их проявления: а) анализ
состояния мотивов поведения военнослужащих и сравнение его с необходимыми
требованиями воинской деятельности; б) выбор средств формирования
мотивационной сферы, учет факторов и условий, а так же специфики самих
мотивов в системе социальных свойств воина и проявление их на практике. Эти
этапы качественно различны и характеризуются своими специфическими чертами.
Кроме того, следует учитывать специфику периода службы (абитуриент,
курсант, молодой офицер и т.д.).
Четвертый. Формирование новой мотивационной системы военнослужащих
требует многостороннего, комплексного подхода, а главное - знания и учета
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|