Мотивация деятельности частных охранников
облик, являются высокое сознание долга, интернационализм, коллективизм,
честность, правдивость, бдительность.
Раскрытие сущности характера и его основных черт позволяет понять
место этого свойства в общей структуре личности охранника. Характер
является своеобразным выражением психических познавательных процессов,
чувств, воли, направленности, темперамента и способностей. Направленность
личности, ее убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности
определяют содержание характера, его цельность или противоречивость,
устойчивость. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы
деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют
интеллектуальные черты характера. Темперамент является его динамической
стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление
темперамента, его изменение и выражение в деятельности.
Главное различие между ними состоит в том, что темперамент обусловлен
преимущественно врожденными биологическими свойствами нервной системы. В
становлении же характера определяющую роль играют социальная среда и
воспитание.
Формирование характера начинается с его изучения. При этом следует
учитывать, что характер охранника проявляется прежде всего в его
деятельности, в речи и во внешнем облике. В деятельности будущего охранника
по овладению профессией можно увидеть его отношение к окружающему, к труду,
к своим товарищам, преподавателям, к самому себе, определить положительные
и отрицательные черты характера, его силу, устойчивость и цельность. В речи
проявляется общительность, духовная культура охранника, внимательность к
собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание порисоваться,
навязчивость, самовлюбленность. Если охранник подтянут, бодрый,
жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, то это говорит о его
внутренней собранности, организованности, целеустремленности,
воспитанности, доброжелательности отношений к другим людям. Неопрятность,
нарушение формы одежды, развязность, неприветливость характеризуют
обучаемого с отрицательной стороны.
Изучение характера охранника может осуществляться различными
методами: путем индивидуальной беседы, наблюдения, анализов результатов
деятельности, эксперимента, изучение документов, биографии. В ходе
индивидуальной беседы можно получить определенные сведения о
направленности, интересах, взглядах, отношении обучаемого к окружающему.
Биография, характеристика с места службы, учебы или работы расширяют и
углубляют эти сведения. Но основные данные можно получить путем наблюдения
за учебой, дисциплиной охранника.
Сильный характер не только воспитывается, но и проявляется в борьбе с
трудностями, через преодоление препятствий. Народная мудрость гласит:
«Настоящий ты тогда, когда трудно». Накопление охранниками опыта волевого
поведения имеет большое значение в воспитании у них сильного характера.
Необходимый опыт приобретается на занятиях и боевых стрельбах.
1.3.4. Социально-психологические особенности частного охранника
Будущие охранники - часть российской молодежи, занимающейся в высшей
степени общественно значимой деятельностью по овладению профессией. А
молодежи присущи и возрастные особенности.
Охранники относятся к возрасту на степени его перехода к зрелости.
Молодости свойственна некоторая природная дисгармония. Так желания и
стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. В таких условиях
юноша не всегда способен подавить некоторые излишние стремления и желания.
Именно поэтому психический склад людей юношеского возраста не только
сложен, но порой и противоречив.
Для юношеского возраста характерен большой оптимизм, вера в
собственные силы, чуткое и доброе отношение людям, искренность,
непосредственность, задушевность, чувство товарищества и т.д.
У охранников сильно развито чувство собственного достоинства и
стремление к самостоятельности, желание скорее найти свое место в жизни,
показать себя с лучшей стороны, в полной мере проявить свои способности.
Социально-психологические особенности охранников зависят также от
характера и содержания учебной и служебной деятельности, жизненного опыта,
семейного положения, воспитания, развития, образования и других факторов.
Все это находит свое проявление в духовном облике, поведении, запросах и
интересах, в повседневной деятельности будущих охранников.
Проведение исследования, анализ учебно-воспитательной работы
показывают, что направленность охранников, как правило, характеризуется
возвышенными и благородными стремлениями, целями, установками - окончить
обучение, стать охранниками. Наличие твердых жизненных планов, возвышенных
стремлений - благоприятная предпосылка успехов в жизни будущих охранников.
Вместе с тем у части охранников нет твердого убеждения в правильности
выбора профессии. Они проявляют сомнения, колебания, допускают халатное
отношение к учебе и дисциплине.
Охранникам присущи разнообразные потребности, в сложном переплетении
которых ведущими могут быть либо материальные либо духовные.
Важно, чтобы ведущую роль в их деятельности играли духовные
потребности, в первую очередь, потребность в отличном овладении профессией,
добросовестном отношении к работе и дисциплине.
Охранникам присущи чувство нового, любознательность, широта
интересов.
Для охранников характерна острая восприимчивость, сильная
впечатлительность, повышенная эмоциональность. Каждый успех вызывает у них
большую радость, ошибка, сбой - глубокую озабоченность, недовольство самим
собой, будущие охранники очень остро реагируют на недостатки и особенно на
несправедливое отношение к себе.
Одной из особенностей охранников является ярко выраженная прямота в
суждениях. Их высказывания зачастую категоричны, суждения безапелляционны,
поспешны. Свои мысли охранники, как правило, высказывают откровенно.
1.3.5. Значение психологических знаний для сотрудника охраны
Своим названием наука психология обязана древнегреческим словам:
«психо» - душа, «логос» - учение. Следовательно, психология - это наука о
душе, психике. Эта наука стремиться ответить на вопросы о том, как
возникают в психике человека образы, чувства, как формируется характер, как
протекает процесс принятия решений, и что оказывает решающее влияние на
формирование личности.
Современная психология представляет собой достаточно разветвленную
систему научных дисциплин, которые связаны с различными видами
деятельности. Существуют военная, медицинская, юридическая, криминальная
психология, психология спорта и т.д. Деятельность сотрудников охраны
(телохранителей, инкассаторов) исследует психология труда в особых
условиях. Эта отрасль психологии изучает психику человека, деятельность
которого протекает в условиях конфликта, опасного для жизни и здоровья.
Угроза для охранника исходит от людей с преступными намерениями или от
агрессивной среды (огонь, вода и т.д.). вероятность такой опасности
существует всегда, но форму открытого столкновения приобретает очень редко,
что успокаивающе действует на сотрудников охраны.
Психология труда в особых условиях, применительно к деятельности
охранных формирований, призвана решать следующие задачи:
определение личных качеств, необходимых сотрудников охраны для успешного
освоения профессии;
изучение особенностей охранных структур как систем взаимодействующих
личностей;
изучение особенностей взаимоотношений с охраняемым лицом и его окружением,
персоналом предприятий, коллегами по работе;
разработка основ обучения и воспитания сотрудников охраны и особенностей
управления охранными структурами;
исследование психических состояний, возникающих у сотрудников в процессе
работы;
обоснование приемов психологической подготовки сотрудника к действиям в
экстремальных условиях.
Взаимосвязь психологии с правом, криминалистикой, тактикой,
спортивной и боевой подготовкой обеспечивает качественное выполнение
служебных задач. При этом следует иметь ввиду что злоумышленники,
нападающая сторона при планировании (выборе места, времени, предлога и
т.д.) и осуществлении преступлений активно используют психологические
закономерности.
1.3.6. Психологическая характеристика личности сотрудника охраны
Проблему личности можно назвать одной из ключевых проблем в деле
обеспечения безопасности охраняемых объектов. Успех работы во многом
определяется тем, насколько хорошо руководитель знает своих подчиненных, а
сотрудники - окружающих их людей. Можно сказать, что работа сотрудника
охраны - это работа с людьми и среди людей. Сам являясь личностью, он
обязан знать не только свои слабые и сильные стороны, но также иметь
информацию о личных и деловых качествах товарищей по работе, их семейном,
жилищном, финансовом положении. Хорошо, если есть информация и о
руководителе службы безопасности. Если дело касается охраны личности, то об
охраняемом и его окружении нужно знать как можно больше, так как от этого
зависит не только жизнь и здоровье охраняемого лица, но и безопасность
самого телохранителя. Необходимость знаний о людях, работающих на
охраняемом объекте, вызвана тем, что эта информация позволяет решать
служебные задачи и создавать оптимальные межличностные отношения.
Персонал большинства предприятий относится к сотрудникам охраны не
совсем благожелательно. Это вызвано тем, что со стороны трудно понять, чем
они занимаются. Они видят, что молодой, здоровый мужчина просто сидит или
стоит и ничего не делает.
Не видна работа, нет реального конфликта, не видна атакующая сторона,
от которой охрана защищает собственность и людей, не слышно взрывов гранат
и треска автоматных очередей.
Срабатывает стереотип: если все тихо, то зачем охрана; если что-то
случится, то где она была. В этих условиях задача сотрудника охраны в том,
чтобы своим поведением, внешним видом, вызвать уважение со стороны
персонала предприятия, убедить их в своем профессионализме и в том, что он
выполняет нужную для них работу.
При рассмотрении отношения частного охранника к деятельности можно
выделить четыре мотива:
1. Заинтересованность в конечном результате (Р). Он реализуется в
обеспечении собственной безопасности и безопасности охраняемых объектов.
2. Привлекательность самой деятельности (П). Работа нравится только в том
случае, если нравится сам процесс и условия труда. Чаще всего сотрудники
называют следующие привлекательные элементы в своей деятельности: режим
работы, отсутствие физического труда, вознаграждение, возможность
покомандовать людьми, необходимость поддержания себя в хорошей спортивной
форме, риск. Из перечисленных привлекательных сторон деятельности почти
нет таких, которые непосредственно влияли бы на конечный результат.
3. Материальное и моральное вознаграждение (В). Работа охранника должна
вознаграждаться так, чтобы удовлетворялись основные потребности
сотрудника и его семьи.
4. Давление извне (Д). Сам человек не заинтересован в деятельности, но
выполняет ее потому, что боится наступления различных негативных
последствий.
Если исходить из пяти баллов в оценке мотивации труда, то формула для
среднего частного охранника будет выглядеть примерно так: Р 2-3, П 2-3, В
5, Д 3. Это означает, что охранник в общих чертах представляет цель своей
деятельности, считает, что в работе есть положительные элементы, но столько
же отрицательных. Работает он за деньги и боится их потерять. Если основной
мотив (В) переходить в цель, сотрудник охраны может превратиться в свою
противоположность.
У криминальных элементов показатели мотивов преступной деятельности
несколько иные и формула, очевидно, выглядит так: Р 5, П 2-3, В 5, Д 3. Это
связано с тем, что вознаграждение (В), ради которого совершается
преступление, зависит от достижения цели (Р). По этому показателю
криминальные структуры превосходят охранные в два раза. Очевидно, это -
одна из причин недостаточно надежной работы охраны.
Система отношений включает отношение к обществу, труду, к себе и
другим, к вещам.
Отношение к государству, политической системе общества - это
отношение к законодательной и исполнительной власти, силовым структурам,
политическим партиям и общественным организациям.
Отношения к труду рассматривается как одна из важнейших
психологических характеристик личности. В отношении человека к труду
заключено его отношение к материальным ценностям, к другим людям и самому
себе. По отношению к труду принято делить людей на добросовестных
работников, работающих по необходимости и лодырей. Отношения с коллегами по
работе должны строится на основе товарищества, дружбы, взаимопонимания,
уважения, чуткого отношения. Это поможет создать союз единомышленников, у
которых цели деятельности в основном совпадают с целями организации, в
которой они работают. В отношениях с персоналом сотрудник охраны должен
быть вежлив, тактичен, добр. В отношении к правонарушителю обязан проявить
решительность, настойчивость, смелость.
Отношение человека к самому себе зависит от самооценки. Самооценка -
это оценка личностью самой себя, своих способностей, качеств и места среди
других людей. У частного охранника должна быть достаточно высокая
самооценка. В этом случае он знает себе цену, верит в свои силы и
возможности, руководствуется своими принципами, может самостоятельно
принимать решения и нести за них ответственность.
Отношение охранника к материальным ценностям следует считать
оптимальным, когда потребности не слишком превышают возможности.
Каждый человек уникален, его неповторимость связана не только с
качествами, которые формирует социальная среда, деятельность, но и с
биологическими особенностями, к которым относится темперамент. Темперамент
влияет на поведение человека, на продуктивность его деятельности,
особенности общения и т.п.
В различных охранных структурах трудятся люди с различными
темпераментами. Однако продуктивность конкретной деятельности и
энергетические затраты при достижении определенного результата зависят от
темперамента. Если холерика заставить выполнять задачи по охране, связанную
с необходимостью нахождения на одном месте, то нет гарантии, что эту работу
он выполнит качественно, а с другой стороны, чтобы удержать себя на месте,
он затратит массу энергии. Поэтому при решении охранных задач руководителю
необходимо учитывать особенности темперамента подчиненных.
Для охранника важно знание этикета.
Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего
проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, форма обращений и
приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Одежда сотрудника охраны должна быть:
опрятной, чистой, соответствовать направлениям современной моды, но не
экстравагантной, кричащей;
удобной, не стеснять движений и действий сотрудника охраны. Если под
одеждой имеется оружие или радиостанция, то они не должны быть заметны;
соответствовать месту, где сотрудник охраны несет службу;
отвечать задачам, стоящим перед охранными предприятиями организацией в
целом.
Сейчас в охранных структурах существует повальное увлечение военной
пятнистой формой с множеством нашивок и надписей на английском языке.
Сотрудник в такой форме будет хорошо смотреться на базах, складах,
стройках, во время массовых мероприятий. Вокруг человека в форме существует
зона силы, которая отпугивает большинство людей. Поэтому, если у входа в
организацию, успех работы которой связан с привлечением клиентов,
покупателей, посетителей, стоят охранники в неприятной (по цвету, фасону)
форме, то охрана в этом случае будет наносить определенный вред
деятельности этой организации.
В музеях, театрах, магазинах, учреждениях лучше выглядят охранники в
костюмах (серо-сине-коричневого цветов), контрастных рубашках со строгими
галстуками.
При выполнении своих служебных обязанностей сотрудник охраны должен
быть уверенным в себе, сдержанным, скромным, вежливым. Отрицательное мнение
складывается об охраннике самоуверенном, грубом, мрачном, суетливом,
излишне раскованном. Эти качества личности проявляются в таких элементах
поведения, как громкий разговор или смех, нецензурные выражения, курение в
неположенном месте, излишне раскрепощенная манера сидеть, стоять и т.п.
Форма обращений и приветствий во многом зависит от возраста людей, их
служебного положения, положения в обществе. Если раньше наиболее
распространенной формой обращения к мужчинам и женщинам было слово
«товарищ», то теперь говорят «господа», «дамы». Поскольку старая форма
обращения уже не воспринимается, а новые еще не привились, то лучше
обращаться к знакомым по имени и отчеству, а к незнакомым использовать
выражение такого типа: «Простите, пожалуйста, по какому Вы к нам вопросу?»
При встрече служащих фирмы или посетителей сотрудник охраны
приветствует их. Приветствие может сопровождаться рукопожатием. Оно должно
быть достаточно энергичным, но не излишне крепким.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|