Мотивация деятельности частных охранников
является деятельность , которая вначале входит далеко за пределы имеющихся
потребностей, интересов и т.д., формирует новые потребности, интересы и тем
самым изменяет мотивацию.
Два механизма формирования, воспитания и перевоспитания личности
являются одинаково важными и взаимодополняющими друг друга: 1).
сознательное педагогическое воздействие непосредственно на мотивацию через
убеждение, разъяснение, стимуляцию внутренней работы по самосознанию, пере
осмысливанию себя и окружающей действительности с последующей
перестройкой деятельности; 2). воздействие на личность через перестройку её
социальной микросреды, сферы и условий деятельности с последующей (именно
через деятельность) перестройкой мотивации.
Отношения мотивации с отдельными психическими процессами (мышление,
память, внимание и пр.) строятся в сущности так же, как и с деятельностью.
Функциональные возможности психических процессов определяют качественно -
содержательную сторону мотивации (характер интересов, ведущих потребностей
в том или ином виде деятельности и пр.) и динамическую сторону
(интенсивность побуждений).
Можно сформировать восемь основных проблем в отношении мотивов и
мотивации, если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках
отношения "индивид - среда":
1. Существует столько различных мотивов, сколько существует
содержательно эквивалентных классов отношений "индивид - среда".
2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития.
3. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе)
тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов.
4. Поведение человека в определённый момент времени мотивируется тем
из самых высоких мотивов иерархии (т.е. из самых сильных ), который при
данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения
соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого
поставлено под сомнение.
5. Мотив остается действенным, т.е. участвует в мотивации поведения
до тех пор , пока индивид к нему не приблизится, насколько позволяют
условия ситуации. Действие, как и мотив , нередко прерываются до
достижения желаемого состояния.
6. Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как
мотивация. Мотивация объясняет целенаправленность действия.
7. Мотивация складывается из разнородных процессов, осуществляющих
функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего
до и после выполнения действия.
8. Деятельность мотивирована, т.е. направлена на достижение цели
мотива, но её не следует смешивать с мотивацией. Деятельность складывается
из отдельных функциональных компонентов - восприятия, мышления,
воспроизведение знаний, речи или моторной активности. а они обладают
собственным накоплением в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков,
знаний). От мотивации зависит как и в каком направлении будут использованы
различные функциональные способности. Мотивацией объясняется интенсивность
и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его
результатов.
В настоящее время в психологии общепринятой является иерархическая
модель классификации мотивов Абрахама Маслоу. Он разграничивает не
отдельные мотивы, а целые их группы.
Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного
приоритета актуализации мотивов, гласящего, что, прежде чем активируются и
начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть
удовлетворены потребности низшего уровня.
Иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее
следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем
потребности самоуважения, и наконец актуализации. Самоактуализация может
стать мотивом поведения, лишь когда удовлетворены все остальные
потребности. Для младенца на 1-ом месте стоит удовлетворение
физиологических потребностей, для ребёнка чуть постарше более актуальной
становится безопасность, затем следуют социальные контакты и самооценка.
Лишь в подростковом возрасте приобретают значение некоторые аспекты
самоактуализации, которые в лучшем случае могут быть реализованы уже в
зрелом возрасте.
Потребности низших уровней Маслоу называет нуждами, а высших -
потребностями роста. В таблице группы потребностей выстроены в
"иерархическую пирамиду".
Из всех мотивов основной интерес Маслоу обращён на потребности
самоактуализации. О них он пишет:
"Даже когда все эти потребности удовлетворяются, мы все же часто
(если не всегда) моем ожидать, что если индивид не занимается тем, для чего
он предназначен, то вскоре возникнут новые неудовлетворённость и
беспокойство. Чтобы находится в согласии с собой, музыкант должен создавать
музыку, художник рисовать, поэт писать стихи. Человек должен быть тем, чем
он может быть. Эту потребность можно назвать самоактуализацией... Она
означает желание человека самоосуществиться, а именно его стремлением стать
тем, чем он может быть".
5. Потребности самоак-ции:
реализация собственных возмож-
ностей и способностей; потреб-
ность в понимании и осмыслении.
4. Потребности самоуважения:
потребности в достижении, в
признании, в одобрении.
3. Потребности в социальных
связях:
потребности в любви, нежности.
2. Потребности в безопасности:
безопасность и защита от боли,
страха, гнева, неустроенности.
1. Физиологические потребности:
жажда, сексуальность.
Относительный приоритет временно неудовлетворённых низших потребностей
не обязательно должен прерывать и блокировать самоактуализацию.
Гуманистический подход к классификации мотивов Маслоу исходит не
только из наличного поведения, но и из того, каким оно должно быть.
Гуманистический подход мотивационного объяснения поведения, представленного
в виде иерархической модели классификации мотивов, придал позиции Маслоу
новизну. Он рассматривает потребности как относительно независимые от
актуальной ситуации. Именно потребности расположенные над уровнем
удовлетворённых, организуют деятельность, хотя возможности для этого в
определённой мере зависят от ситуации. Вне рассмотрения оказалась одна из
основных проблем, проблема актуализации и измерения мотивов. Тем не менее
принцип относительного приоритета неудовлетворённых потребностей и
связанное с ним указание на возможности индивидуального развития являются
новыми и перспективными в области классификации мотивов.
Рассмотренная теория Маслоу, называемая "иерархией потребностей", даёт
возможность сформулировать на её основе несколько основных выводов:
1. Для большинства людей работа связана не только с денежным или
вообще материальным вознаграждением, она может удовлетворять иные запросы,
не связанные с денежным вознаграждением.
2. Человек стремится удовлетворить свои активные потребности, и это
оказывает серьёзное стимулирующее воздействие.
3. Возможно построить иерархию потребностей, в которой высшие не
вступают на первый план, пока не удовлетворены низшие.
4. Важным моментом является то, что удовлетворённая потребность больше
не является мотивирующей и не определяет поведение человека. Иерархия
Маслоу не имеет ни механического, ни хронологического характера, т.е.
уровни мотиваций могут перекрывать друг друга, а у некоторых людей иерархия
может искажаться, т.е., в данной теории не уточнены индивидуальные
особенности мотивируемых. Однако иерархия полезна для практика как общая
иллюстрация.
Большое значение имеет фактор мотивации в управлении персоналом.
Так, при переходе к новому типу экономики в разнообразных программах
и рекомендациях основное внимание уделяется финансовой и организационной
сторонам предпринимательства. По данным имеющихся исследований (Э.А.Уткин,
А.И.Кочеткова, 1996 год) на середину 1994 года, не менее 80 % работников
имеют деградированное трудовое сознание, из которого вытеснено всё, что
имеет отношение к общественно-полезному смыслу трудовой деятельности , к
развитию профессиональных качеств. Суть трудовой мотивации у большинства
работников сводится к желанию иметь гарантированную плату при низкой
интенсивности и низком качестве труда.
Преобладающая скудность мотивации и неразвитость потребностей,
удовлетворяемых посредством трудовой деятельности, делают работника трудно
управляемым, практически неподвластным стимулированию. К этому стоит
прибавить патерналистиское сознание: все блага - от премии до квартиры -
работник привык не зарабатывать, а получать от руководства и государства.
Иждивенческий подход к труду породил и изменения в психологическом
восприятии трудовой деятельности: нежелание повышать квалификацию и
получать новые знания, а также получать новую профессию. Сказанное
относится и к рабочим, и к специалистам , и к управленцам среднего звена.
Таким образом, на бирже труда при массовых высвобождениях будет попадать
большое количество работников с обеднённой мотивацией, не способных
приспосабливаться к новым условиям труда, с низким уровнем
профессионализма, не желающих или не способных к саморазвитию в труде,
включая переобучение.
В большей своей части такие работники претендуют на спокойную,
рутинную работу с гарантированным заработком на предприятии, в меньшей
своей части они согласны на интенсивную работу с высокой оплатой. Кроме
названных работников на рынок труда выходит часть работников с богатой
трудовой мотивацией, развитым профессионализмом и сохранившимися
нравственными основами трудового сознания, но как правило, в возрасте
более 45 лет. Если работодатель при подборе кадров опирается на формальные
процедуры и рекомендации, то шансов найти работу и принести фирмам реальную
пользу у этих людей очень мало.
Обратимся теперь к работодателю. Согласно проведённым социологическим
опросам, в 1995 году, ранжируя значимость задач в работе с персоналом,
руководители последние места отвели формированию общей стратегии в области
персонала, привлечению работников к управлению, созданию условий для
повышения квалификации и саморазвития, своевременному информированию
персонала о состоянии дел на предприятии, качеству внутрифирменного
общения. 90 % руководителей, в противоположность другим формам власти и
влияния, отдали предпочтение силовому нажиму, объясняя такой выбор
состоянием дисциплины на предприятии.
Отмечу также, перестройка промышленности и образование в ней большого
количества малых и средних предприятий требует качественного изменения
профессионально - квалификационной мобильности и менталитета работников.
Поэтому задачей исследований в области управления на данном этапе является
постепенное формирование понимания процессов мотивации трудовой
деятельности, адекватной современному развитию экономики. Потому задачей
исследований в области управления является постепенное формирование
понимания процессов мотивации трудовой деятельности. Таким образом, так как
потребности и мотивация большинства работников развиты слабо, то
первоочередное внимание необходимо обратить на анализ процесса мотивации с
целью определения баланса и зависимостей между индивидуальной и групповой
мотивацией с учетом изменений, происходящих в области мотивации в условиях
перехода к рыночной экономике. В большинстве организаций, прочно
укоренились первоначальные концепции мотивации, применявшиеся в течении
многих лет.
С появлением теории подсознательного З.Фрейда и работ Э.Мэйо
управление взяло на вооружение психологические методы воздействия на
работающих. Основная причина - появление на первом плане у работника
нематериальных (вторичных или психологических ) мотивов деятельности и
потребностей - самоуважения, удовлетворения работой, признания и других.
Потребности - физиологическое или психологическое ощущение недостатка
чего-либо. Она может быть сознательной и бессознательной, то есть не
осознаваемой в данный момент данным индивидуумом.
В соответствии с содержательными теориями мотивации потребности можно
классифицировать на первичные и вторичные. Первичные - по своей природе
физиологические и врождённые: в пище, воде, воздухе, сне, сексуальных
отношениях.
Вторичные потребности - психологические: в успехе, уважении,
привязанности, власти, принадлежности к чему-либо, общении. Поскольку
каждый человек - индивидуальность, то и диапазон вторичных потребностей
очень широк, и приведённые здесь - самые распространённые.
Потребность порождает побуждение - ощущение недостатка в чём-либо,
имеющее определённую направленность и цель. Последняя служит средством
удовлетворения потребностей. При достижении цели удовлетворение потребности
может быть полным, частичным, отрицательным.
Структура потребностей каждого человека определяется его местом в
социальной иерархии и ранее приобретённым опытом. И большой диапазон
изменений этих двух показателей создаёт первую проблему при мотивации через
потребности. Вторая проблема заключается в том, что удовлетворение одной и
той же потребности у двух людей может требовать совершенно разных
действий. Например, потребность в доверии со стороны начальника у одного
работника может удовлетворяться получением сложной работы, а у другого -
предоставлением свободного режима работы. Третьей проблемой на пути
мотивации через потребности является существование такой организации, где
взаимозависимость работ, недостаток информации о работе каждого, изменение
служебных обязанностей значительно усложняют процесс мотивации.
Вознаграждением является всё, что человек считает ценным для себя.
Разного рода поощрения подразделяются на внутренние и внешние. К первым
можно отнести чувство самоуважения, удовлетворённость достигнутым
результатом, ощущение содержательности и значимости своего труда. Внешним
вознаграждением выступает то, что даётся организацией за выполненную
работу: заработная плата, премии, продвижение по службе, похвалы и
признания, дополнительные льготы и вознаграждения.
Согласно концепции мотивации В.Врума (1964) осознание потребностей и
интенсивности мотивации через них вызывает поведение человека, которое
определяется следующими моментами: оценкой человеком результатов поведения;
степенью его уверенности в том, что это поведение приведёт к желаемому
результату; ожиданием - личностной оценкой наступления желаемого
результата определённых действий.
1.3. Психология и культура личности и деятельности частного охранника
1.3.1. Понятие личности в психологии
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в
обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка,
становиться личностью - субъектом познания и активного преобразования.
Человека в психологии описывают с помощью трех понятий:
1. индивид,
2. личность,
3. индивидуальность.
Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии
«индивид». Индивидом мы можем назвать и взрослого человека, не способного
усвоить язык и простейшие навыки. Появляясь на свет как индивид, человек
становится личностью, еще в раннем детстве включаясь в определенную
исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает
уже готовой. Дальнейшее развитие человека в социальной группе создает такое
переплетение отношений, складывающихся преимущественно независимо от воли и
сознания индивида, которое формирует его как личность.
Одна из наиболее характерных сторон личности человека - ее
индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание
психологических особенностей личности. Сюда относятся характер темперамент,
особенности протекания психологических процессов, совокупность
преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и
мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных
психологических особенностей - личность человека неповторима в своей
индивидуальности. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный
человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и
слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества,
коллектива, воспитанием и обучением.
Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть
определено строго однозначно. Этот факт был эмпирически установлен в давние
времена и нашел отражение, в частности, в истории происхождения понятия
«личность», первоначально обозначавшего маску актера, а затем и самого
актера. В зависимости от сценического действия маски менялись.
Очевидно, было подмечено, что и человек в различных обстоятельствах
изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Это обстоятельство фиксирует
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|