МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Молодежная субкультура

    оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию.

    Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

    С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в

    экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более

    негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-/рок-/и

    т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...)

    вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах "идолов производства" (рабочих-

    стахановцев, прогрессивных доярок, ...). По данным исследований, среди 100

    фильмов, наиболее популярных в питерских салонах в 1989г. не было ни

    одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. По

    данным сотрудника лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т. Никифорова,

    репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991г. более, чем на

    89% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют

    боевик и эротика. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают

    до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. Такое

    засилье "заморского" искусства, продолжающееся по сей день, во многом

    объясняется переходом к "русской вариации на тему демократии" (не знаю, как

    это по научному). При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в

    ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с

    ориентацией на Голливуд) характер.

    С социально-психологической точки зрения экранное насилие( и

    агрессивная эротика( вносят свой вклад в криминализацию современной жизни,

    особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную

    аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

    Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого

    зависит экономика, политика, идеология...) к "русской демократии" (очень

    близкой к "плутократии" Платона) возложил проблему социализации на плечи

    собственно социализирующихся.

    Российскими студентами современный этап развития общества определён

    как кризисный. Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением

    спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями

    в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодёжи

    утверждают, что развал преобладает во всём: «начиная с души и кончая

    экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности

    удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу

    родственников, идёт более осторожное планирование семьи.

    В нейтральных оценках формировалось: «Идёт смена красных знамён на

    красные пиджаки». Период характеризуется как «демократизованная анархия». В

    качестве положительного отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало

    посвободнее».

    Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями

    молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т.

    Лисовскому[6] наиболее значимыми представляются следующие.

    1. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и

    поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на

    содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не

    бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением

    социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции

    процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех

    социальных институтов российского общества и прежде всего системы

    образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково

    общество — такова и молодёжь.

    2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление

    индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как

    со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира

    не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному

    инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной неадаптированности и

    к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный

    стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми

    приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут

    простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных

    безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности,

    независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не

    подавляемых агентами социализации.

    3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и

    всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры не

    в меньшей степени, чем основные агенты социализации — семья и система

    образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением — наиболее

    распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах

    молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая

    лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя.

    Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира

    вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную

    самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем

    более что и культурный уровень других возрастных и социально-

    демографических групп населения России также постоянно снижается.

    И что им как всем людям не живется?

    Катализаторы возникновения молодежного движения

    «Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль,

    бездуховность, цинизм, пьянство, стяжательство, вещизм, растерянность перед

    жизнью — основные причины ухода молодых, образованных людей в религию[7]».

    Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет

    выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов

    и национальностей в «неформалы».

    Как мы рассмотрели выше, официальная культура оказалась неспособной

    ответить интересам молодёжи, которой только что «развязали руки», развалив

    почти полностью систему воспитания и формирования «будущих коммунистов».

    В.В. Морозов и А.П. Скробов выделили следующие противоречия социализации

    молодёжи за последний период[8] (данный список под моей редакцией претерпел

    значительные изменения).

    |Современные требования молодёжи к |и реальность нашего общества |

    |обществу | |

    |Объективно усложняющиеся |недостаточное использование |

    |общественные отношения, всё |социально-экономических, |

    |возрастающие требованиями со |идеологических, |

    |стороны общества к социализации и |политико-воспитательных средств |

    |воспитанию молодого поколения |воздействия на человека. |

    |Стремление видеть общество |современная социальная и |

    |процветающим |экономическая нестабильность. |

    |Стремление к демократии и |оставшиеся административные |

    |гуманизму |методы воспитания. |

    |Непрерывность процесса |остаточная система |

    |социализации и культурного |финансирования государственных |

    |воспитания |культурных и воспитательных |

    | |учреждений. |

    |Определённая система ценностей |неопределённость в условиях |

    | |существования одновременно |

    | |«старых» и «новых» ценностей. |

    |«Каждому по труду» |бесполезность честного труда. |

    |Потребности в высоком |возможности государства |

    |благосостоянии |удовлетворить такие потребности.|

    | |апатия от безрезультатных |

    | |политических дебатов как ответ |

    | |молодёжи на безразличие |

    | |государства к её проблемам. |

    |Соответствие слова и дела |социальная незащищённость при |

    | |общем курсе на правовое |

    | |государство. |

    V Почему именно молодежь?

    Итак, общая причина образования молодёжных субкультур —

    недовольство жизнью, а в социологическом аспекте — кризис общества,

    неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её

    социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава

    неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные

    жизнью — пенсионеры — не спешат на "тусовки" — там чисто молодёжная

    гегемония. А дело в том, что «люди, кому за 50» уже занимают

    предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак

    нельзя сказать о "новом поколении"; за это «место под солнцем» и

    разворачивается настоящая битва.

    Молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать

    её такой, какой она хочет быть.

    Возьмём для примера крайний случай. Все без исключения "пиплы"

    (члены "Системы") настаивают на своей непринадлежности к обществу, или

    иначе -независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания.

    В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным

    сообществам", то есть возникающим и существующим в промежуточных областях

    социальных структур (от лат."лимен"-порог). Здесь собираются "лиминальные"

    личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода

    или выпавшие из общества.

    Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два

    направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном"

    состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию

    другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное

    место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу

    контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера,

    Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не

    молодёжь из имеющейся социальной структуры (как у Парсонса или Тернера), а

    сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост

    молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт.

    И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не

    встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере

    смена культурной парадигмы: ценности контркультуры "всплывают" и ложатся

    в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в

    подземный мир контркультур.

    На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а

    дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его

    разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах

    (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный

    момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они

    входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен

    выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это

    задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят

    через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).

    Ни одна система не может охватить все без остатка. Неизбежно что то

    из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация

    проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в

    сфере экстернальной культуры.

    Итак, "Система" - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из

    социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной

    позиции - их статус не определён. Состояние неопределенности играет особую

    роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности - те социальные

    пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ,

    превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.

    На стоящий в заголовке вопрос можно привести ещё несколько

    второстепенных причин, в числе которых есть две особенно интересные.

    1. Возрастные особенности молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее и

    непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у

    большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных

    обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый

    человек.

    2. Молодёжь свободна от тоталитарного страха, заставлявшего каждого

    школьника в первом классе становиться октябренком, затем пионером, потом

    комсомольцем,... и, в конце концов, фанатичным (иначе в условиях запрета

    критики и быть не могло) коммунистом.

    Исправить погрешности общества (в частности, массовой культуры и

    политики, которые для мыслящей части человечества никогда не были секретом)

    «в отдельно взятой группе» были призваны

    Неформальные объединения молодежи

    НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только

    интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже

    убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками

    тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того,

    какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные

    типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища

    возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках

    существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые

    "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать

    "самодеятельными любительскими объединениями молодежи"(. Отношение к ним

    неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как

    дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены

    самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от

    загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно

    помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по

    своему борются с коррупцией.

    Выделяют следующие основные признаки неформалов.

    1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

    2) Слабо выраженная внутренняя структура.

    3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

    4) Слабые внутренние связи.

    5) Очень сложно выделить лидера.

    6) Не имеют программы деятельности.

    7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

    8) Представляют альтернативу государственным структурам.

    9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

    Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с

    государственными и общественными институтами, необходимо отметить три

    ситуации по их значимости :

    1. Сотрудничество.

    2. Оппонирование и критика.

    3. Оппозиция и борьба.

    Выражаясь кратко, "НЕФОРМАЛЫ" - это официально не

    зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или

    спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и

    потребностями.

    V Не признанные или непризнающие?

    Такой вопрос нередко встает, когда заходит речь о весьма

    специфическом типе неформальных объединений — о неофициальных

    самодеятельных объединениях, или, как иногда говорят, "неофициалах".

    Напомню, что к таким объединениям мы относим стихийно образующиеся компании

    (главным образом подростков и молодых людей) на основе общественного

    интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражания выбранному

    типу поведения ("фанаты", "хиппи", "панки", "рокеры", "металлисты" и т.д.).

    Их появление в конце 70-х в начале 80-х годов в какой-то степени напоминает

    молодежный бунт против бюрократического механизма, действовавшего в тот

    период. Это был своего рода протест части молодежи против формализма в

    общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако

    это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы. В качестве

    причин "ухода в андеграунд", молодёжь называет:

    1) Вызов обществу, протест.

    2) Вызов семье, непонимание в семье.

    3) Нежелание быть как все.

    4) Желание утвердится в новой среде.

    5) Привлечь к себе внимание.

    6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

    7) Копирование западных структур, течений, культуры.

    8) Религиозные идейные убеждения.

    9) Дань моде.

    10) Отсутствие цели в жизни.

    11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

    12) Возрастные увлечения.

    Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава

    или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность

    группировок колеблется.

    Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в

    процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором,

    выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния

    правоохранительным органам и органам власти. Рассмотрим некоторые из них, с

    моей точки зрения типичные объединения такого рода.

    Асоциальные

    - стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу

    общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки

    (девиз: "Живем здесь, сейчас и сегодня"), мажоры (это люди, которые

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.