МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Межличностные отношения в коллективе подростков

    Межличностные отношения в коллективе подростков

    ТЕМА: межличностные отношения в коллективе подростков

    ПЛАН

    Введение

    1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств

    подростков

    2. Межличностные отношения среди подростков

    2.1. Исследование подростковых копаний

    2.2. Исследование психологического климата в коллективе подростков

    Заключение

    Литература

    Приложения

    ВВЕДЕНИЕ

    «Человек один…ни черта». Это предсмертные слова героя романа

    Э.Хемингуэя «Иметь и не иметь» являются одной из аксиом человеческого

    существования. Где бы мы и кем бы мы ни были, какую позицию не занимали бы

    в сложнейшей координатной сетке общественных отношений, мы всегда находимся

    сред людей, и, даже будучи в полном одиночестве, мы тем не менее не

    остаемся одни, ибо окружающие нас значимые, близкие и дорогие люди

    продолжают жить в нашем сознании, определяя и его содержание, и

    соответственно весь строй нашего поведения. Таким образом, отношения с

    другими людьми важны и актуальны ля человека любого возраста. Однако их

    значимость усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького

    ребенка человек постепенно превращается в юношу. Именно поэтому становление

    и развитие межличностных отношений подростков должна стать одной из

    актуальнейших тем в современной психологии.

    Объектом нашего исследования являются межличностные отношения в целом,

    а предметом, подробно рассматриваемом в контексте объекта – межличностные

    отношения в коллективе подростков.

    Цель данного исследования – установить факторы, влияющие на

    становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также

    рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.

    1.1. Роль семейных отношений в формировании коммуникативных качеств

    подростков

    Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

    возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

    "Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской

    рефлексии. Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок

    принимает различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения

    между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся.

    Подростки стоят где-то "посередине", и эта промежуточность положения

    определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

    Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей

    от 5 до 14 лет, считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними"

    ( не по росту, а по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов

    "роста". Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают,

    что они "большие".

    Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон сравнения

    - переход из класса в класс; большинство детей считают себя "средними", с

    отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12 лет точка

    отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый, "расти" -

    значит становиться взрослым.

    Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают

    главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости .Однако

    ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую

    заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,

    несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает такое

    положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость

    чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время

    знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

    Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться

    потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших

    вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется

    эта возрастная тенденция (не смешивать с отношениями между поколениями!) в

    отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными

    взрослыми ,которые являются не только старшими по возрасту, но и

    полномочными представителями общества взрослых в целом, - родителями и

    учителями?

    Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности ,самым важным

    и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

    общества ,влияние которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он

    наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род

    занятий, материальный уровень и уровень образования родителей ,в

    значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме

    сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на

    ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого

    воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

    Нет практически ни одного социального или психологического аспекта

    поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий

    в настоящем или прошлом.

    Правда, меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом

    школьная успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели

    главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее

    влиятелен.

    По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у

    родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний

    балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже

    семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда

    дети имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной

    помощи родителей.

    Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу

    подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее

    членами.

    Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего

    большинства так называемых трудных подростков.

    Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

    взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

    положением.

    Существует несколько относительно автономных психологических

    механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых,

    подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и

    наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание

    ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно

    становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых,

    идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример,

    старается стать таким же ,как они . В-третьих, понимание: зная внутренний

    мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым

    формируют его самосознание и коммуникативные качества.

    Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному»

    взаимодействию ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть

    нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в

    семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и

    не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший

    образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,

    где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не

    менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу

    которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к

    самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому

    конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств

    его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых

    методов воспитания (Д. Баумринд, 1975).

    Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и

    преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

    представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

    близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

    другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

    средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость

    и наказание. Множество исследований доказывают преимущества первого

    подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств

    родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и

    дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ

    «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и

    психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями

    в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти

    явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало

    родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со

    стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта

    враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,

    так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая

    некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не

    сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских

    переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает

    низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

    Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в

    связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на

    формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского

    контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой

    высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом -

    пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971) .

    За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и

    разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях

    коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к

    ребенку, в других - от ребенка к родителям.

    Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в

    зависимости от предмета: в одних вопросах старшеклассники имеют почти

    полную самостоятельность, в других (например, в финансовых) - право решать

    остается за родителями. Кроме того, родители не всегда практикуют один и

    тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на

    самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что

    общий семейный стиль в известной мере компромиссный. Отец и мать могут

    взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.

    Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

    обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

    воспитания.

    Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

    самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

    Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с

    тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований

    и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру

    необходимости; в ребенке цениться как послушание, так и независимость;

    родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает

    себя непогрешимым; он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит

    только из его желаний.

    1.2. Межличностные отношения среди подростков

    Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация

    общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или

    менее равных по положению.

    Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить

    родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у

    дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на

    развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же

    подростков по своей сути является коллективно-групповым.

    Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему

    подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным

    причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации о

    вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие

    может задержать его Психосексуальное развитие или придать ему нездоровый

    характер.

    Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая

    игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки

    социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в

    то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с

    общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся

    принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь

    поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому

    коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений,

    которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной

    школой.

    В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание

    групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не

    только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему

    чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

    Психология общения в подростковом возрасте строится на основе

    противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации)

    и аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-

    либо группу, общность.

    Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших.

    Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.

    Усиливается потребность не только в социальной, но и в

    пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

    Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует

    мучительное и напряженное одиночество – тоска , субъективное состояние

    душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной

    потребности в общении, человеческой близости.

    Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными

    трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду

    общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или

    надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность,

    эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

    Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих

    ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа

    пробыть вне своей , а если своей нет – какой угодно компании. Особенно

    сильна такая потребность у мальчиков.

    При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы,

    скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и

    многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения,

    признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной

    сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию

    и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать,

    командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не

    осознаются.

    Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность.

    Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую

    абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров.

    Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и

    девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и

    характера аффиляции.

    На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С

    самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими

    детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе

    сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин.

    Однако различия между полами в уровне общительности не столько

    количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и

    собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к

    другим участникам игры.

    С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки

    – к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а

    девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и

    девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны –

    создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет

    не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и

    девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и

    жизнедеятельности.

    Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в

    свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не

    просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления

    новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается

    что-то интимное, исключительно свое.

    Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их

    удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и

    привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя

    улица.

    Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и

    сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.

    Если компании формируются лавным образом на базе совместных

    развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми,

    обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения

    часто оставляют желать лучшего.

    Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные.

    Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой

    истории. Явление это многоуровневое. Саамы глубинный, универсальный его

    пласт – противопоставление. «Мы» и «Они» по территориальному принципу –

    существуют практически везде. Однако ослабление влияние семьи, особенно

    отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка и

    группой, создавая та называемый «эффект стаи».

    2.1. исследование подростковых компаний

    Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека

    любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для

    старшеклассников – юношей и девушек 14-17 лет, которые как раз в этом

    возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир

    человеческих связей, постигают сущность собственного «Я» в соответствии с

    «зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в

    человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а

    также в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому

    исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной

    из актуальных тем в современной психологии отношений.

    Необходимо исследовать компании подростков для полноты картины,

    а затем психологический климат, царящий в коллективе подростков.

    Для этого подросткам предлагалась анкета, содержащая 14 вопросов.

    (бланк анкеты приведен в приложении).

    По результатам исследования получили следующую таблицу

    |№ |вопрос |А |Б |в |

    |1 |15 |

    |2 |19 |

    |3 |25 |

    |4 |36 |

    |5 |-2 |

    |6 |40 |

    |7 |26 |

    |8 |37 |

    |9 |29 |

    |10 |21 |

    |11 |15 |

    |12 |14 |

    |13 |17 |

    |14 |2 |

    |15 |4 |

    |16 |-4 |

    |17 |12 |

    |18 |19 |

    |19 |37 |

    |20 |28 |

    Обобщив данные, получаем следующую таблицу:

    |Количество |Высокая |Средняя |Равнодушие |Низкая |

    | |степень |степень | |степень |

    | |благополучия |благополучия | |благополучия |

    |Количество |9 |9 |2 |- |

    |чел. | | | | |

    |% |45 |45 |10 |0 |

    Таким образом, на основании результатов исследования удалось

    установить, что большинство подростков считает в высокой степени

    благополучным свой коллектив. Это связано прежде всего с тем, что начинает

    становится значимым межличностное общение со сверстниками, происходит смена

    значимости общения со взрослыми на общение со сверстниками. В своем

    коллективе дети чувствуют себя на равных друг с другом, чего им практически

    не могут обеспечить взрослые.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, на основании результатов исследования удалось

    установить, что на становление межличностных отношений в подростковом

    возрасте имеют огромное влияние ряд факторов, среди которых и среда, в

    которой находится подросток, стиль общения, принятый в отношениях как

    родителей к детям, так и между самими родителями.

    В подростковом возрасте нарастающее значение имеет автономизация

    подростков и перенос авторитета в общении с родителей, учителей и вообще

    взрослых на своих сверстников. Это связано прежде всего с тем, что именно в

    этом институте социализации возможно равенство в общении. Именно поэтому

    начинают формироваться устойчивые компании подростков.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Байярд Р.Т., Байярд Д., "Ваш беспокойный подросток", М.: "Просвещение",

    1991 г.

    2. Блага К., Шебек М., "Я - твой ученик, ты - мой учитель.", М.:

    "Просвещение", 1991 г.

    3. Возрастная и педагогическая психология под ред. Гамезо и др., М.: 1984

    4. Волкова Е.М.,"Трудные дети или трудные родители?", М.: "Профиздат", 1992

    г.

    5. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М.,

    Знание, 1988;

    6. Ковалев С.В., "Психология современной семьи.", М.: "Просвещение", 1988

    г.

    7. Кон И.С., "Дружба", М.: "Просвещение", 1980 г.

    8. Кон И.С., "Психология ранней юности", М.: "Просвещение", 1991 г.

    9. Лесгафт П.Ф., "Семейное воспитание ребенка и его значение", М.:

    "Педагогика", 1991

    10. Личко А.Е., "Психопатии и акцентуации характера у подростков.". М.:

    1983 г.

    11. Макаренко А.С., "Книга для родителей", Л.: "Лениздат", 1981 г.

    12. Мудрик А. В. Общение школьника, М., Знание, 1987;

    13. Овчарова Р.В., "Справочная книга школьного психолога", М.:

    "Просвещение", "Учебная литература", 1996 г.

    14. Панкова Л.М., "У порога семейной жизни.", М.: "Просвещение", 1991 г.

    15. Петровский А.В., "Возрастная и педагогическая психология", М.:

    Педагогика, 1975 г.

    16. Поливанова Л.Б., "Психологическое содержание подросткового возраста"

    \\Вопросы психологии N5 1992 г.

    17. Психология (словарь) \ под ред. А.В.Петровского, М.Г .Ярошевского

    М.: Изд. политической литературы, 1990 г.

    19. "Психология современного подростка" под ред. Д.И.Фельдштейна, М.:

    Педагогика, 1987 г.

    20. Ремшмидт Х., "Подростковый и юношеский возраст"//Мир 1994 г.

    21. Рогов Е.И., "Настольная книга практического психолога в образовании",

    М.: "Владос", 1996 г.

    22. Сатир В., "Как строить себя и свою семью.", М.: "Педагогика - Пресс",

    1992 г.

    23. Семенов В. Д. Быть собой, М., Знание, 1989;

    24. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., "Отцы и дети в меняющемся мире", М.:

    "Просвещение", 1991 г.

    25. Спиваковская А.С., "Как быть родителями: (о психологии

    родительскойлюбви)"

    М.: "Педагогика", 1986 г.

    26. "Учителям и родителям о психологии подростка", Под ред. Г.Г.Аракелова,

    М.: "Высшая школа", 1990 г.

    27. А.Фромм, "Азбука для родителей", Л.: 1991 г.

    28. Фролов С. С. Основы социологии, М., Юристъ, 1997;

    29. Хоментскаус Г.Т., "Семья глазами ребенка", М.: 1990 г.

    30. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании, М., Владос, 1995

    Приложение

    1. Как часто собирается ваша компания?

    А) каждый день;

    Б) через день;

    В) реже.

    2. Где вы обычно собираетесь?

    А) в подвале или бродим по улицам;

    Б) на площадке пред домом или в подъезде;

    В) у кого-либо на квартире

    3. Сколько в группе лидеров?

    А) один;

    Б) несколько;

    В) нет ни одного.

    4. Что является музыкальным сопровождением ваших посиделок?

    А) блатной музыкальный фольклор;

    Б) западные и отечественные группы;

    В) гитара или обходимся без музыки.

    5. приходилось ли вам вместе с группой гулять всю ночь на пролет?

    А) да;

    Б) часов до двух ночи;

    В) нет.

    6. В каком количестве группа употребляет спиртное?

    А) без ограничений;

    Б) до легкого опьянения;

    В) не употребляет.

    7. Сколько членов группы курит табак?

    А) все;

    Б) половина;

    В) никто.

    8. Сколько членов группы употребляет травку или другие наркотики?

    А) все;

    Б) половина;

    В) никто.

    9. считаете ли вы, что, являясь членом группы можно легче удовлетворить

    любопытство в сексе?

    А) да;

    Б) не уверен, но возможно;

    В) нет.

    10. Участвует ли ваша группа в защите своей территории?

    А) да;

    Б) некоторые в составе других групп;

    В) нет.

    11. Есть ли среди членов группы люди с преступным опытом?

    А) да;

    Б) не уверен, но возможно;

    В) нет.

    12. Участвует ли ваша группа в коллективных драках?

    А) да;

    Б) некоторые в составе других групп;

    В) нет.

    13. Чтобы сделала ваша компания, если бы вечером проходила мимо пьяного

    человека?

    А) обобрала бы;

    Б) оценила бы обстановку и не тронула, но посмеялась;

    В) ничего.

    14. Чтобы предприняла группа, если бы вы заявили о своем уходе из нее?

    А) избила бы;

    Б) припомнила бы все «долги и услуги»;

    В) ничего.

    Приложение

    Положительные особенности |+3 |+2 |+1 |0 |-1 |-2 |-3 |Отрицательные

    особенности | |Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | | | | | | |

    |Преобладает подавленность, пессимистический настрой | |Преобладает

    доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | | | | | | |

    |Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность | |В отношениях

    между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и

    понимание | | | | | | | |Группировки конфликтуют между собой | |Членам

    коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах | | | | | |

    | |Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению | |Успехи

    или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание | | | | | |

    | |Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных |

    |Преобладает взаимная поддержка и одобрение | | | | | | | |Критические

    замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |Члены коллектива с

    уважением относятся к мнениям друг друга | | | | | | | |В коллективе каждый

    считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |В трудные для

    коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «одни за

    всех, все за одного» | | | | | | | |В трудных случаях коллектив

    «раскисает», возникают ссоры, взаимные обвинения | |Достижения или неудачи

    коллектива переживаются всеми как свои | | | | | | | |Достижения или

    неудачи коллектива не откликаются у его представителей | |Коллектив

    участливо и доброжелательно относится к новым членам | | | | | | | |Новички

    чувствуют себя лишними, чужими | |Коллектив активен, полон энергии | | | |

    | | | |Коллектив пассивен, инертен | |Коллектив быстро откликается, если

    нужно сделать полезное дело | | | | | | | |Коллектив невозможно поднять на

    совместное дело, каждый думает только о личных интересах | |В коллективе

    существует справедливое отношение ко всем членам коллектива | | | | | | |

    |Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых» | |У

    членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив, если его

    отмечают руководители | | | | | | | |К похвалам и поощрениям коллектива

    здесь относятся равнодушно | |


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.