Межличностное общение
Межличностное общение
Оглавление
Введение…………………………………………………………………Стр.3
Глава I. Межличностное взаимодействие…………………………….Стр. 5
1. Задачи межличностного взаимодействия………………………Стр. 5
2. Межличностные отношения…………………………………….Стр. 8
Глава II. Психология общения и межличностные отношения. …….Стр. 10
2.1. Межличностное общение…………………………………………Стр. 10
2.2. Структура общения в межличностных отношениях……………Стр. 13
2.3. Функции общения в межличностных отношениях……………..Стр. 15
2.4. Психология межличностного воздействия………………………Стр. 20
Заключение …………………………………………………………….Стр. 23
Библиографический список использованной литературы. …………Стр. 25
Приложение 1. …………………………………………………………Стр. 27
Приложение 2. …………………………………………………………Стр. 28
Введение
Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе
объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной
жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в
любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между
членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые
изучает социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и
взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных
социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной
группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную
совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в
нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание.
Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он
должен вступить с ними в общение.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями совместной деятельности.
В данной курсовой работе будет рассматриваться общение в системе
межличностных отношений и взаимодействия людей.
Предметом моей курсовой работы является определение места общения в
структуре межличностного взаимодействия и взаимодействия людей. Целью
является дать характеристику межличностного взаимодействия и общения
людей. Задача курсовой работы раскрыть специфику общения в структуре
межличностных отношений и взаимодействия людей.
При работе над курсовой работой я использовала метод простого анализа.
В процессе изучения своей темы были использованы книги по психологии
таких авторов как Б. П. Блонского, Г. М. Андреевой, Леоньева А. Н., А. В.
Петровского и др. Учебники данных авторов полностью раскрывают теорию
межличностных отношений.
Для структурирования многочисленных результатов исследований по
межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами
которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.
Глава I. Межличностное взаимодействие
1.1. Задачи межличностного взаимодействия
В содержательном плане рассматриваются три основные задачи
межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание
человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического
воздействия.
Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного
познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание
человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и
других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с
социально-психологической наблюдательностью — свойством личности,
позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но
существенные для его понимания особенности.
Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности,
темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения,
профессиональных и личностных особенностей и др.
С возрастом дифференцируются эмоциональные состояния. Человек
воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа
жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные
отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального
интеллекта, объектом познания является как физический, так и социальный
облик человека, восприятии фиксируется первоначально физический облик, к
которому относят физиологические, функциональные и паралингвистические
характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост,
голова, и др. Физиологические характеристики включают дыхание,
кровообращение, потоотделение и т. д. Функциональные особенности включают
осанку, позу и походку, лингвистические (невербальные) особенности общения
включают мимику, жесты, телодвижения. Однозначные эмоции несложно
дифференцировать, а смешанные и невыраженные психические состояния
распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное
оформление внешности, речевые, паралингвистические, проксемические и
деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности (внешний
облик) включает одежду человека, его обувь, пения и другие аксессуары.
Проксемические особенности общения относятся к состоянию между общающимися
и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы,
демонстрирующим умение определять по особенностям место рождения и
профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы «Пигмалион».
Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса,
тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по
сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.1
Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления
о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от
объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие
формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного
познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности,
или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом
влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм
проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);
механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из
известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей
информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни
воспринимающего).
Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает
различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм
интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с
восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном
познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также
использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому
определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие
особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании
включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При
межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий
порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к
сложным).
В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по
различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении
состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия
выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе
восприятия объекта.
К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и
место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает
возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При
длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться
снисходительность и фаворитизм.
1.2. Межличностные отношения
Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и
рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно
переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их
основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей
и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений
межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом,
национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения
значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают
потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе.
Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы
особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин —
деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи
строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов,
принадлежности к различным социальным слоям и др.1
Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику,
механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.
Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются,
закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно
ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько
этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения.
Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества.
Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию
межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит
сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят
«поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют
общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т.
д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-
экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).
Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик
одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н.
Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в
виде понимания психического состояния другого человека (без изменения
своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только
понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную
эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное,
поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную
идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой),
чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями
эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи.
Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту,
так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает
эмоциональность, отзывчивость и др.
Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их
динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской
местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и
так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в
зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие
межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных —
спрессовано, динамично.
Глава II. Психология общения и межличностные отношения
2.1. Межличностное общение
Категория «общение» является одной из центральных в психологической
науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность»,
«отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если
дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с
этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по
крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и
развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния,
взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого
процесса.
За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из
ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в
социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований
объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся
в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета
исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения
вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.
Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые
формы совместной деятельности людей.
Общение не является предметом только психологического исследования,
поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически
психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с
деятельностью является основополагающим; одним из методологических
принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и
деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность
человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности
людей.
Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность
и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в
других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а
последняя рассматривается как условие общения. И наконец, общение можно
интерпретировать как особый вид деятельности.1
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических
трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного
аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь
одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает
необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее
существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений
«субъект-субъект(ы)».
Здесь можно привести мнение В. В. Знакова, которое отражает
существующие в современной отечественной психологии представления о
категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия
субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить
психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные
отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут
подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено
общей цели — решению конкретной задачи.
Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и
деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как
субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход
реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-
субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного
Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане
общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее
результат — не столько преобразованный предмет (материальный или
идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В
процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но
и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система
отношений «субъект-субъект(ы)».
В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения
в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных
работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования
общения», «Познание и общение».
В работе А. В. Брушлинского и В. А. Поликарпова (1990) наряду с этим
дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также
перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых
проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной
психологической науке.
2.2. Структура общения в межличностных отношениях
В отечественной социальной психологии проблема структуры общения
занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный
момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых
представлений о структуре общения (Андреева Г. М., 1988; Ломов Б. Ф., 1981;
Знаков В. В., 1994), выступающих общеметодологическим ориентиром
организации исследований.
Под структурой объекта в науке понимается порядок устойчивых связей
между элементами объекта исследования, обеспечивающих его целостность как
явления при внешних и внутренних изменениях. К проблеме структуры общения
можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого
явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяют по
крайней мере три уровня анализа (Ломов Б. Ф., 1984):
1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как
важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения
Страницы: 1, 2
|