МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Межличностное общение

    Межличностное общение

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………Стр.3

    Глава I. Межличностное взаимодействие…………………………….Стр. 5

    1. Задачи межличностного взаимодействия………………………Стр. 5

    2. Межличностные отношения…………………………………….Стр. 8

    Глава II. Психология общения и межличностные отношения. …….Стр. 10

    2.1. Межличностное общение…………………………………………Стр. 10

    2.2. Структура общения в межличностных отношениях……………Стр. 13

    2.3. Функции общения в межличностных отношениях……………..Стр. 15

    2.4. Психология межличностного воздействия………………………Стр. 20

    Заключение …………………………………………………………….Стр. 23

    Библиографический список использованной литературы. …………Стр. 25

    Приложение 1. …………………………………………………………Стр. 27

    Приложение 2. …………………………………………………………Стр. 28

    Введение

    Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе

    объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной

    жизни.

    Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в

    любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между

    членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые

    изучает социальная психология.

    Основной путь исследования межличностного взаимодействия и

    взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных

    социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной

    группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную

    совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в

    нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимание.

    Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он

    должен вступить с ними в общение.

    Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми,

    порождаемый потребностями совместной деятельности.

    В данной курсовой работе будет рассматриваться общение в системе

    межличностных отношений и взаимодействия людей.

    Предметом моей курсовой работы является определение места общения в

    структуре межличностного взаимодействия и взаимодействия людей. Целью

    является дать характеристику межличностного взаимодействия и общения

    людей. Задача курсовой работы раскрыть специфику общения в структуре

    межличностных отношений и взаимодействия людей.

    При работе над курсовой работой я использовала метод простого анализа.

    В процессе изучения своей темы были использованы книги по психологии

    таких авторов как Б. П. Блонского, Г. М. Андреевой, Леоньева А. Н., А. В.

    Петровского и др. Учебники данных авторов полностью раскрывают теорию

    межличностных отношений.

    Для структурирования многочисленных результатов исследований по

    межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами

    которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия.

    Глава I. Межличностное взаимодействие

    1.1. Задачи межличностного взаимодействия

    В содержательном плане рассматриваются три основные задачи

    межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание

    человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического

    воздействия.

    Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного

    познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание

    человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и

    других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с

    социально-психологической наблюдательностью — свойством личности,

    позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но

    существенные для его понимания особенности.

    Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности,

    темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения,

    профессиональных и личностных особенностей и др.

    С возрастом дифференцируются эмоциональные состояния. Человек

    воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа

    жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные

    отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального

    интеллекта, объектом познания является как физический, так и социальный

    облик человека, восприятии фиксируется первоначально физический облик, к

    которому относят физиологические, функциональные и паралингвистические

    характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост,

    голова, и др. Физиологические характеристики включают дыхание,

    кровообращение, потоотделение и т. д. Функциональные особенности включают

    осанку, позу и походку, лингвистические (невербальные) особенности общения

    включают мимику, жесты, телодвижения. Однозначные эмоции несложно

    дифференцировать, а смешанные и невыраженные психические состояния

    распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное

    оформление внешности, речевые, паралингвистические, проксемические и

    деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности (внешний

    облик) включает одежду человека, его обувь, пения и другие аксессуары.

    Проксемические особенности общения относятся к состоянию между общающимися

    и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы,

    демонстрирующим умение определять по особенностям место рождения и

    профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы «Пигмалион».

    Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса,

    тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по

    сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.1

    Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления

    о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от

    объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие

    формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного

    познания людей. Наиболее значимыми из них являются: механизм первичности,

    или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом

    влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта); механизм

    проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);

    механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из

    известных субъекту типов людей); механизм этноцентризма (пропуск всей

    информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни

    воспринимающего).

    Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает

    различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм

    интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с

    восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном

    познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также

    использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому

    определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие

    особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании

    включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При

    межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий

    порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к

    сложным).

    В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по

    различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении

    состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия

    выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе

    восприятия объекта.

    К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и

    место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает

    возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При

    длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться

    снисходительность и фаворитизм.

    1.2. Межличностные отношения

    Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и

    рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно

    переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их

    основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей

    и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений

    межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

    Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом,

    национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения

    значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают

    потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе.

    Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы

    особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин —

    деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи

    строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов,

    принадлежности к различным социальным слоям и др.1

    Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику,

    механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития.

    Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются,

    закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно

    ослабляться, Динамика развития межличностных отношений проходит несколько

    этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения.

    Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества.

    Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию

    межличностных отношений. На этапе товарищеских отношений происходит

    сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят

    «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию»). Дружеские отношения имеют

    общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности и т.

    д. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-

    экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу (И. С. Кон).

    Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия — отклик

    одной личности на переживания другой. Эмпатия имеет несколько уровней (Н.

    Н. Обозов). Первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в

    виде понимания психического состояния другого человека (без изменения

    своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только

    понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную

    эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное,

    поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную

    идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой),

    чувственной (сопереживаемой) и действенной. Между этими тремя уровнями

    эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи.

    Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту,

    так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает

    эмоциональность, отзывчивость и др.

    Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их

    динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской

    местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и

    так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в

    зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие

    межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных —

    спрессовано, динамично.

    Глава II. Психология общения и межличностные отношения

    2.1. Межличностное общение

    Категория «общение» является одной из центральных в психологической

    науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность»,

    «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если

    дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с

    этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по

    крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и

    развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния,

    взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого

    процесса.

    За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из

    ведущих направлений исследований в психологической науке, и особенно в

    социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований

    объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся

    в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета

    исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения

    вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом.

    Общение — реальность человеческих отношений, предполагающая любые

    формы совместной деятельности людей.

    Общение не является предметом только психологического исследования,

    поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически

    психологического аспекта этой категории. При этом вопрос о связи общения с

    деятельностью является основополагающим; одним из методологических

    принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и

    деятельности. Исходя из этого принципа под общением понимается реальность

    человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности

    людей.

    Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность

    и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в

    других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а

    последняя рассматривается как условие общения. И наконец, общение можно

    интерпретировать как особый вид деятельности.1

    Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических

    трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного

    аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь

    одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает

    необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее

    существенную сторону социального бытия человека, а именно — отношений

    «субъект-субъект(ы)».

    Здесь можно привести мнение В. В. Знакова, которое отражает

    существующие в современной отечественной психологии представления о

    категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия

    субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить

    психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные

    отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут

    подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено

    общей цели — решению конкретной задачи.

    Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и

    деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как

    субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход

    реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-

    субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного

    Б. Ф. Ломовым (1984) и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане

    общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее

    результат — не столько преобразованный предмет (материальный или

    идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В

    процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но

    и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система

    отношений «субъект-субъект(ы)».

    В целом, теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения

    в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных

    работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования

    общения», «Познание и общение».

    В работе А. В. Брушлинского и В. А. Поликарпова (1990) наряду с этим

    дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также

    перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых

    проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной

    психологической науке.

    2.2. Структура общения в межличностных отношениях

    В отечественной социальной психологии проблема структуры общения

    занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный

    момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых

    представлений о структуре общения (Андреева Г. М., 1988; Ломов Б. Ф., 1981;

    Знаков В. В., 1994), выступающих общеметодологическим ориентиром

    организации исследований.

    Под структурой объекта в науке понимается порядок устойчивых связей

    между элементами объекта исследования, обеспечивающих его целостность как

    явления при внешних и внутренних изменениях. К проблеме структуры общения

    можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого

    явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяют по

    крайней мере три уровня анализа (Ломов Б. Ф., 1984):

    1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как

    важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.