МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы психологических исследований

    бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов различных анкет.

    Анализ продуктов деятельности - метод, широко распространенный в

    исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии

    творчества. Для психологии творчества он является одним из основных,

    поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его

    уникальности.

    Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для

    клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрения,

    маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер

    продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок

    больных.

    Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и

    исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого

    изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

    5. Контент-анализ. К разновидностям "архивного метода" относится также

    техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее

    разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет

    единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко

    распространен не только в психологии, но и других социальных науках.

    Особенно часто он используется в практической психологии, психологии

    рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами

    Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии

    "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами

    при анализе текста в контент-анализе являются:

    слово (термин, символ);

    суждение или законченная мысль;

    тема;

    персонаж;

    автор;

    целостное сообщение

    6. Монографический метод. Данный исследовательский метод, не может быть

    воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и

    конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а

    иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется,

    как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и

    индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения,

    деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни.

    При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев,

    выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических

    образований.

    Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-

    нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют

    и дополняют друг друга.

    Б. Диагностические методы.

    К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е.

    методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию

    изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при

    помощи которых выявляются, например, различные уровни развития

    психологических свойств и характеристик испытуемых.

    1. Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное

    задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические

    характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования

    является испытание, диагностика определенных психологических особенностей

    человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с

    ранее установленными соответсвующими нормами и стандартами.

    Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее

    отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего

    исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются

    обычно как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и

    характерологических особенностей испытуемых. В отечественной психологии

    различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств

    определения наличного уровня развития этих психологических особенностей.

    Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и

    сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный

    влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании,

    результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с

    возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти

    результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты

    послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических

    мер.

    Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования

    однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно

    существенное ограничение на широкое использование диагностических методов в

    большинстве прикладных областях психологической науки. В силу этого

    ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического

    обследования требует от исследователя специальной (психологической)

    подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой

    тестовой методики, но и способами научного анализа полученных данных.

    Основным недостатком большинства диагностических методик является

    осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто

    приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов

    (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет

    экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах

    экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты

    эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного

    подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания

    их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с

    психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе

    эксперимента.

    Достоинство диагностических методов (наряду с точностью и

    портативностью) состоит в очень широком спектре исследовательских задач,

    которые могут решаться с помощью данных методов, - от исследования степени

    овладения дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями

    и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны

    учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до

    изучения специфики внутриколлективных отношений.

    Итак, отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных

    состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают

    этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

    Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то,

    что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление,

    не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.

    Задача объяснения исследуемых явлений может быть решена только благодаря

    применению экспериментальных исследовательских методов.

    Наиболее полное собрание объективных тестов можно найти в "компендиуме

    объективных тестов личности и мотивации", составленном Р.Б. Кэттеллом и

    Ф.В. Варбуртоном. В этом справочнике собрано более 400 различных тестов,

    которые могут быть классифицированы на следующие 12 групп тестов, изучающих

    личность:

    Тесты способностей. Некоторые тесты, первоначально созданные для

    исследования интеллектуальных функций, знаний и высоко коррелирующие с

    личностными факторами, например с показателями: беглость речи, моторная

    ригидность и т.д.

    Тесты умений и навыков. К этой группе относятся тесты на зрительно-моторную

    координацию, координацию движения рук, точность прохождения лабиринта и

    т.п.

    Тесты на восприятие. Эта группа охватывает широкий диапазон тестов: от

    зрительного восприятия (завершение незаконченных изображений) до

    обонятельного (предпочтение запахов).

    Опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетных ответов о

    поведении, вкусах, привычках и т.п., например анкеты для опроса о состоянии

    здоровья, выполнении гигиенических требований и т.д.

    Мнения. К этой группе относятся тесты на выявление отношений испытуемого к

    другим людям, нормам поведения и морали, политическим взглядам и т.д.

    Эстетические тесты. Это группа тестов на предпочтение музыкальных

    произведений, картин, рисунков, поэтов, художников и т.п.

    Проективные тесты. Группа методик, предназначенных для диагностики

    личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную

    (многозначительную) ситуацию, например, интерпретировать содержание

    сюжетной картинки. Ответы на задания этих тестов (в отличие от

    интеллектуальных тестов) не могут быть альтернативными (правильно -

    неправильно).

    Ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной

    ситуации. Например, одно и то же задание выполняется в одиночестве и перед

    всем классом, для личного зачета и для командного, в ситуации соревнования

    или кооперации и т.д.

    Игры. Это игровые ситуации, где хорошо проявляются индивидуальные

    особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав

    объективных тестов.

    Физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются

    показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т.п.

    Физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер

    грудной клетки, удельный вес, тургор мышц, величина жировой складки и

    другие показатели следует относить к физическим тестам.

    Случайные наблюдения. Это может быть, например, число неопределенных

    ответов, количество пометок на тестовом бланке, аккуратность письма,

    ерзание, неусидчивость при обследовании и другие проявления.

    Объективные тесты изучения личности представляют собой истинно

    экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок.

    По мнению большинства специалистов эта область в изучении личности в

    психологии наиболее перспективна.

    В. Экспериментальные методы.

    В отличие от не экспериментальных и диагностических методов

    "психологический эксперимент предполагает возможность активного

    вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания

    условий, отчетливо выявляющих психологический факт..." [Петровский Артур

    Владимирович (1924)].Специфика экспериментальных методов состоит, таким

    образом, в том, что они предполагают: а) организацию специальных

    условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности

    испытуемых;

    б) изменение этих условий в ходе исследования.

    Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не

    экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в

    себя в качестве своих естественных моментов.

    В психологии существуют три типа собственно экспериментального (в

    классическом, естественнонаучном понимании термина "эксперимент") метода:

    естественный (полевой) эксперимент;

    моделирующий эксперимент;

    лабораторный эксперимент.

    1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого

    метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.

    Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует

    не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они

    органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в

    данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как

    правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи

    неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические

    особенности испытуемых.

    Достоинства естественного (полевого) эксперимента (относительная

    замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка

    проведения исследования и т.п.) являются следствием его органической

    включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого

    метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в

    частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических

    методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат

    для отбора экспериментальных данных.

    2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента

    испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует

    в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью

    эксперимента данного типа является то, что поведение испытуемых в

    экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях

    абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или

    деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей,

    выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д.

    Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные

    исследовательские задачи.

    3. Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода -

    предполагает проведение исследований в психологической лаборатории,

    оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип

    эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью

    экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных

    психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора,

    различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более

    сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.).

    Лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету

    психологического исследования.

    Г. Формирующие методы.

    Все описанные выше исследовательские методы (неэкспериментальные,

    диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером:

    описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно

    сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных

    рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического

    развития.

    Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного

    изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая

    принципиально новая исследовательская цель требует применения особых,

    формирующих методов.

    К формирующим исследовательским методам в психологии относятся

    различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом

    которого выступает определенная группа людей:

    преобразующий эксперимент,

    психолого-педагогический эксперимент,

    формирующий эксперимент,

    экспериментально-генетический метод,

    метод поэтапного формирования и т.п.

    Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению

    Василия Васильевича Давыдова (1930), "...не простое констатирование

    особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное

    моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их

    сущность".

    Использование формирующих исследовательских методов связано с

    перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и

    выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и

    характерологические особенности испытуемых. По существу, данный

    исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого

    экспериментального контекста для использования всех других методов

    психологии.

    Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления

    влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

    Формирующий эксперимент это:

    массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его

    ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

    длительный, пролонгированный эксперимент;

    эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной

    общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной,

    детской, педагогической и других отраслях);

    эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков,

    психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и

    др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где

    все это можно организовать.

    Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой

    психолого-педагогической практики (как совместной деятельности

    исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее

    содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода

    психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно

    в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов

    различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и

    одновременно конструирует, создает новые психологические особенности

    испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую

    категорию методов психологического исследования и воздействия. Они

    позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов,

    как восприятие, внимание, память, мышление.

    В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии

    изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они

    утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими

    или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в

    экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.

    Итак, развитие методического арсенала современной психологии

    заключается в особой консолидации всех исследовательских методов,

    результатом которой является образование нового комплекса исследовательских

    методов - формирующего эксперимента.

    Заключение

    Итак, в этой работе рассмотрены основные методы психологических

    исследований и их классификация. Надо полагать, что разные авторы приводят

    в своих трудах множество вариантов классификации этих методов. Результатом

    анализа стал этот реферат, который по мнению автора отражает наиболее

    доступную и полную картину по данной теме.

    Список использованной литературы

    Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов

    факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и

    020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское

    психологическое общество, 1999.

    Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию

    личности.- М.: Просвещение, 1985.

    Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб.

    и доп. - М.: 1990.

    Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных

    заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

    Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические

    указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов

    психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 -

    "Психология". - М.: Российское психологическое общество, 1999.

    Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во

    Моск ун-та, 1988.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.