МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы отбора персонала

    выполняющему , независимо от характера деятельности и размеров организации

    . В применении аналитических методов отбора кадров на ту или иную должность

    акцент делается на основных показателях поведения , что облегчает процесс

    принятия решений .

    3. Методы отбора персонала .

    В прошлом отбор персонала на Западе (а на некоторых предприятиях

    России и сегодня) считался достаточно простым делом . Начальник лично

    беседовал с желающими и принимал решение , руководствуясь своей интуицией

    (или рекомендацией вышестоящего начальства) . Однако , начиная с 60-х годов

    ХХ века создавались различные формы и методы этой процедуры , повышалась её

    эффективность и она освобождение от субъективных оценок . Эти методы можно

    сравнить со ступенчатой системой . На каждой из этих ступень часть

    претендентов отсеивается , другие отказываются сами . Конечно многие

    организации реализуют эту процедуру в различном объёме , исключая или

    добавляя какие-либо методы , поскольку это очень дорогостоящее дело ,

    требующее много времени . В Таблице 2 показано применение различных методов

    отбора в зависимости от источников набора .

    Таблица 2 .

    Методы отбора , используемые при найме и продвижении по

    службе[1] .

    | |Доля общего числа обследованных , % |

    |Метод отбора |Процедуры для |Процедуры для |

    | |кандидатов из вне |кандидатов на |

    | | |повышение |

    |Проверка рекомендаций и |97 |67 |

    |послужного списка | | |

    |Отбор без беседы |81 |70 |

    |Тест на качество работы и |75 |40 |

    |навыки | | |

    |Медицинский осмотр |52 |8 |

    |Схематическая беседа |47 |32 |

    |Изучение кандидатур |26 |3 |

    |агентством вне предприятия | | |

    | |22 |15 |

    |Тест на знание специфики | | |

    |работы |20 |10 |

    |Тест на умственные | | |

    |способности |11 |7 |

    |Заполнения бланка заявления|9 |4 |

    | |6 |7 |

    |Тест на личные качества | | |

    |Изучение кандидатур в |6 |4 |

    |центре по оценке работников| | |

    | |6 |1 |

    |Тест на физические | | |

    |способности |3 |2 |

    |Тест на детекторе лжи (либо| | |

    |письменный тест на | | |

    |честность) | | |

    |Другие | | |

    Примечание . Общее число обследованных - 437 человек .

    3.1 Предварительная отборочная беседа .

    Эта работа проводится по разному в различных фирмах . Для

    некоторых видов деятельности предпочтительно , чтобы кандидаты приходили

    непосредственно в отдел кадров или на место работы . В этих случаях беседу

    проводит специалист по персоналу или линейный менеджер . При этом

    выясняются только лишь самые общие данные о кандидате (например ,

    образование , внешний вид , определяющие личностные качества) . Уже после

    этого удачливые заявители проходят следующие стадии отбора . Беседа может

    проходить и по телефону , если прибытие кандидата затруднено (например , он

    живёт в другом городе) . В этом случае , перед беседой фирма получает

    заявление о желании работать здесь и письмо . Письма , посылаемые вместе с

    заявлением о работе , должны быть напечатаны на хорошей бумаге , быть не

    более одной страницы и включать в себя следующие пункты (в порядке убывания

    значимости) :

    Какую должность Вы хотели бы занимать ;

    Ваши специфические цели работы на данном месте ;

    Конечные цели Вашей карьеры ;

    Причина по которой Вы ищете работу ;

    Указание на то , что Вам хорошо известно то место , куда

    Вы желаете быть направлены

    Наиболее важными пунктами , на которые обычно обращают внимание при

    предварительной отборочной беседе являются : адрес , профилирующее

    направление в учебном заведении , оконченные учебные заведения , цель

    поступления на работу , время пребывания на предыдущих местах работы ,

    желаемая зарплата , цель карьеры , ограничения по здоровью , общее

    состояние здоровья , оценки в университете , военная служба , членство в

    организациях , ближайшая возможная дата выхода на работу .

    2 Заполнение бланка заявления и автобиографической

    анкеты .

    Количество пунктов анкеты должно быть минимальным , а запрашиваемая

    информация должна определять производительность бедующей работы

    претендента . Данные могут относиться к прошлой работе , складу ума , то

    есть чтобы на их основе можно было провести психологическую оценку

    кандидата . Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и

    предполагать любые возможные ответы , в том числе и вообще отказ в ответе ,

    а сами пронумерованные пункты должны вытекать один из другого . Могут быть

    заданы вопросы о мнении претендента по поводу какой-либо ситуации ,

    допустим : «Что Вы думаете о частых командировках , если Вы служащий нашей

    компании ?» Вариантами ответов могут быть такие : «С удовольствием

    соглашусь» , «Не прочь попробовать» , «Скорее всего соглашусь» , «Откажусь

    от командировок» . Другой разновидностью анкет по биографическим данным

    является «сравнительный бланк заявлений» , используемый в США для прогноза

    результативности и количества увольнений .

    3.3 Беседа по найму .

    Собеседования или беседа по найму до сих пор являются наиболее

    широко применяемым методом отбора кадров . Принимая на работу новых

    сотрудников организация располагает обычно лишь документальными данными о

    нём . В этом случае важное значение приобретает беседа представителей

    организации с претендентом . Даже работников неуправленческого состава

    редко принимают на работу хотя бы без одного собеседования . Его лучше

    всего проводить будущему непосредственному управляющему претендующего на

    должность работника . Отбор руководителя высокого ранга может потребовать

    десятков собеседований , занимающих несколько месяцев .

    Собеседование предназначено для выяснения некоторых деловых качеств

    кандидата и личного знакомства с ним . Прежде всего должно быть выяснено

    знание специалистом того дела , за которое он берётся . Конкретное

    содержание проверки на знание дела определяется описанием (квалификацией)

    рабочего места . Проверяется , насколько претендент понимает предстоящую

    работу (функции , технологии) , знает технические средства , которыми ему

    предстоит пользоваться .

    Некоторые общие рекомендации эффективного проведения беседы

    сводятся к следующему :

    Установление взаимопонимания с кандидатом и

    предоставление возможности ему чувствовать себя свободно .

    Концентрация внимания в ходе всего собеседования на

    требованиях к работе .

    Недопустимость оценки по первому впечатлению .

    Необходимость получения всей информации о человеке .

    Подготовка комплекта структурированных вопросов ,

    которые будут задаваться всем кандидатам , а также

    достаточная гибкость , чтобы исследовать и другие

    возникающие вопросы .

    Различают беседы формализованные (строго по схеме) ,

    слабоформализованные и неформализованные . В ходе любой из них происходит

    обмен информацией , обычно в форме вопросов и ответов . Цель практически

    любого вида беседы - знакомство с претендентом . Однако эти три вида беседы

    значительно отличаются по подходам . В ходе беседы формализованного типа

    проводящий её человек не отклоняется от имеющегося у него стандартного

    списка вопросов и отмечает ответы кандидата на специальном бланке . Такой

    подход , как правило , не позволяет получить достаточно широкого

    представления о заявителе , так как не даёт возможности приспособить ход

    беседы к ответам претендента .

    При проведении беседы слабоформализованного типа имеются лишь

    основные вопросы и наряду с ними могут задаваться дополнительные . Этот

    метод допускает большую гибкость , чем первый , но требует и большей

    квалификации от проводящего беседу . Хотя для этих бесед и нет специальных

    макетов , всё же кадровикам рекомендуется определённый перечень вопросов ,

    которые обычно задаются кандидатам :

    Почему Вы обратились о приёме на работу именно к нам ?

    Чем Вас привлекла наша фирма ? Что Вы знаете о ней ?

    Что Вы знаете об этой работе ? В какого рода работе Вы

    больше заинтересованы ?

    Почему Вы выбрали именно эту карьеру ? Как Вы планируете

    на будущее свою карьеру ?

    Что бы Вы стали делать , если ... (описание критической

    ситуации на рабочем месте) ?

    Как бы Вы могли описать себя ?

    Что Вы хотите рассказать о себе ? О Вашей семье ?

    Каковы Ваши основные сильные и слабые стороны ?

    Какую работу Вы больше всего любите делать , а какую не

    любите?

    Каковы Ваши интересы вне работы ? Как Вы проводите

    свободное время ?

    Что бы Вы хотели изменить в своём прошлом ?

    Какие предметы в школе Вам нравились больше всего и

    меньше всего ? А в ВУЗе ? Почему ?

    Считаете ли Вы , что получили хорошую подготовку общего

    характера ?

    Какие особенности в Вашей подготовке позволяют Вам

    думать , что Вы добьётесь успеха в избранной Вами сфере

    деятельности ?

    Какого рода общественной деятельностью Вы занимались в

    ВУЗе ? После ВУЗа ? Почему ?

    Что Вам нравилось больше всего и меньше всего на прежней

    работе ?

    Что Вы можете рассказать о Ваших руководителях на

    прежнем месте работы ? О Вашей прежней работе ?

    Почему Вы уволились с прежней работы ?

    Какие Ваши цели в жизни ? Как Вы планируете их достичь ?

    На какую заработную плату Вы рассчитываете ?

    Чем Вы надеетесь заниматься через 5 (10 , 15) лет ?

    При проведении беседы по неформализованному типу у человека

    проводящего её обычно нет заранее подготовленных вопросов . Разговор

    ведётся свободно , в зависимости от сложившейся ситуации и характера самого

    заявителя . Но тем не менее имеются определённые рекомендации по проведению

    собеседования по этому типу . Сюда входит запрещение комментариев по поводу

    пола кандидата , если это не связано как-то с выполнением работы .

    Недопустимо задавать вопросы , связанные с расовой принадлежностью (о цвете

    кожи , глаз , волос) , увечьями (как они получены , и насколько они

    серьёзны) , возрастом , семейным положением и количеством детей (это

    выясняется лишь после приёма) , ростом и весом , пригодностью к воинской

    службе , интересоваться родом войск , в которых служил кандидат , жилищными

    условиями , судимостью . Запрещается также требовать рекомендации

    религиозных организаций . Кроме того , есть перечень вопросов , которые

    должны задаваться с большой осторожностью , это вопросы : о месторождении ,

    пользовании псевдонимом или вторым именем , о религиозных убеждениях ,

    гражданстве , членстве в различных клубах и обществах .

    В целом же разговор ведётся достаточно свободно . Здесь нужно

    постараться вызвать кандидата на откровенность и внимательно прислушиваться

    к его словам . Разговор , как правило , начинается с какого-либо простого

    вопроса , допустим : «Что в данной работе Вам нравится больше всего ?» .

    После того , как он начнёт говорить , следует делать лишь короткие

    замечания в тех случаях , когда собеседник отклоняется от темы беседы .

    Одобрительная улыбка и реплики типа «Это очень интересно , продолжайте ,

    пожалуйста» заставляют кандидата продолжать свои высказывания до тех пор ,

    пока у интервьюера не сложатся правильные представления о нём самом , а

    также о его истинных намерениях .

    Собеседование при приёме на работу делится обычно на три основные

    части : вступительную , основную и заключительную .

    Вступительная часть составляет около 15 % времени для создания

    атмосферы взаимопонимания . Опрос обычно начинается с темы , интересующей

    обе стороны . При этом нужно стараться ободрять опрашиваемого , избегать

    отрицательных оценок и критических замечаний , как можно больше проявлять

    дружелюбие и интерес к личности кандидата . Главная же цель основной части

    беседы - получение информации для оценки в претенденте качеств , требуемых

    для данной должности и принятия решения . При этом желательно , чтобы

    кандидат говорил сам , а интервьюер внимательно слушал . В заключительной

    части необходимо подвести итоги и разъяснить дальнейший ход приёма на

    работу . Не следует заканчивать беседу отрицательным решением , о нём

    человека рекомендуется уведомить позже .

    В Англии для беседы с кандидатами чаще всего используется метод ,

    называемый «план семи пунктов» , разработанный и рекомендованный

    Национальным институтом производственной психологии . Он включает в себя :

    Физические характеристики - здоровье , внешность , манеры .

    Образование и опыт .

    Интеллект - способность быстро схватывать суть проблемы .

    Способность к физическому труду .

    Диспозиция - лидерство , чувство ответственности ,

    общительность .

    Интересы - любые хобби , которые могут характеризовать

    личность кандидата .

    Личные обстоятельства - как работа будет влиять на личную

    жизнь и наоборот .

    В ходе беседы менеджеру по персоналу нужно определить :

    достаточно ли квалифицирован кандидат для данной работы ;

    желает ли он выполнять её при существующих условиях ;

    какова продолжительности будущей работы в организации ;

    возможность продвижение по служебной лестнице вверх ;

    совершенствование профессии кандидата ;

    мнение относительно сверхурочной работы , командировок ,

    замещения других работников и других возможных

    специфических особенностей предстоящей деятельности

    является ли этот кандидат самым подходящим из всех

    остальных

    Что касается продвижения в должности , то по этому вопросу должна

    быть ясность . Если есть возможность продвижения , то претенденту

    желательно сообщить , что ему для этого следует делать . Если нет такой

    возможности , то об этом также следует уведомить будущего работника , но в

    то же время сказать о льготах , которые он сможет иметь по мере увеличения

    стажа работы его в организации .

    О мотивации действий претендента можно судить , задав ему всего два

    вопроса : «Почему он ушёл с прежней работы ?» и «Что его привлекает на

    новой работе ?» Уточнение мотивации ориентирует администрацию относительно

    уровня заинтересованности в работе будущего работника .

    В ходе беседы представляется возможным выяснить некоторые

    способности претендента , например . способности понимать , выражать свои

    мысли , писать , говорить и пр. Необходимо обратить внимание на опрятность

    в одежде , в облике в целом , а также на манеру держаться .

    Предпочтительными надо считать : опрятность , скромность в облике и

    естественность в поведении .

    При проведении беседы , вопросы задаются не только кандидатам , но

    и сами они могут получить у менеджера по персонала некоторую информацию ,

    касающуюся их возможной работы в данной организации . Как правило ,

    задаются следующие вопросы :

    Как оценивается исполнение работы ?

    Много ли переводов с одного отдела или участка в другой ?

    Какова политика продвижения ?

    Имеет ли предприятие программы по обучению и повышению

    квалификации ?

    Как велика ответственность , которая ложится на новых

    работников ?

    Оказывается ли предпочтение людям закончившим

    образование ? Какова политика компании в области

    дополнительного образования ?

    Каков имидж компании в обществе ?

    Каковы социальные гарантии ?

    Помимо основной цели беседы - отбора наиболее подходящих для

    организации лиц , существует и другая цель - реклама . Необходимо внушить

    собеседнику значимость данной организации . Это требование предъявляется ко

    всем работникам службы персонала при всех формах и методах отбора персонала

    . Уже на первых стадиях встреч с людьми важно уделить им должное внимание ,

    чтобы у них создалось благоприятное впечатление о компании . Для этого

    необходимо , чтобы человек , занимающийся приёмом новых сотрудников , имел

    навыки общения с людьми разных типов . Ему должно нравиться общаться с

    людьми и оказывать помощь находящимся в затруднении заявителям . При

    недостаточной квалификации человека , проводящего беседу , она может

    оказаться малоэффективной и даже повлечь за собой судебное разбирательство

    .

    Вместе с тем , исследования выявили целый ряд проблем , снижающих

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.