МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Медитация как особое психотехническое средство

    гуру). В последующем ТМ проводится регулярно дважды в день по 20 минут.

    Ученик медитирует, непрерывно повторяя свою личную мантру, давая уму полную

    свободу. При проведении ТМ рекомендуется избегать больших усилий в

    концентрации внимания. При последовательной тренировке ученик выходит на

    особый уровень сознания, которое в ТМ описывается как состояние полного

    удовлетворения, блаженства, абсолютного осознания сущего. В последующем

    ставится цель – использовать ТМ как средство управления чувствами и умом

    при сохранении активного образа жизни.

    В психотерапии ТМ используется в качестве одного из методов психической

    саморегуляции для снятии тревоги и напряжения.

    Аспекты медитативной практики О.Айхвангова и Дж.Кришнамурти

    Французский философ и духовный учитель Омраам Микаэль Айванхов

    (1900–1986) родился в Болгарии и жил во Франции с 1937 года. Во всех его

    произведениях поражает многообразие точек зрения, с которых он

    рассматривает единственную проблему: человек и его совершенствование. Темы,

    которые он затрагивает, неизменно трактуются с позиции пользы, которую

    может извлечь человек для самопознания, самосовершенствования и лучшей

    организации своей жизни.

    Существование зла в идеально созданной Богом вселенной является

    загадкой, перед которой философии и религии никогда не прекращали

    склоняться в поисках объяснений. Принимая за основу иудейско-христианскую

    традицию, Учитель Омраам Микаэль Айванхов настаивает прежде всего на том,

    что истинные ответы на вопросы проблемы зла нужно искать не в попытках

    объяснения сущности зла, а в методах работы со злом. Каково бы ни было его

    происхождение, зло является внутренней и внешней реальностью, с которой мы

    ежедневно сталкиваемся и должны научиться работать над ней.

    О.М. Айванхов считал, что ежедневная реальность должна служить

    пространством для духовной работы:

    “...Сделайте медитацию своей привычкой, это очень важно. (...) Мой

    совет таков: продолжайте зарабатывать деньги, общайтесь с теми друзьями, с

    которыми хотите, делайте все, что желаете, но оставьте достаточно времени,

    чтобы приобрести квинтэссенцию жизни. Потому что даже, если вы владеете

    всем миром, без квинтэссенции вы скажете: "Зачем это мне? Это слишком

    много", и вы будете несчастны. (...) Если вы не имеете квинтэссенции, вам

    ничего не даст обладание целым миром. Только мыслью можете приобрести вы

    квинтэссенцию”.

    В продолжение мысли, Айванхов отмечает что медитация и созерцание

    нужны, чтобы поднять себя на более высокий уровень, а затем вернуться

    назад, принося в реальную жизнь различные лучшие формы, критерии и размеры.

    В этом смысл и цель настоящей медитации: “Настоящая медитация, настоящее

    созерцание означает подняться на более высокий план, в мир, который

    превосходит нас, заполнить себя его чудесами, а затем отразить это чудо.

    Если после медитации вы останетесь холодным и тупым, если вы не

    вдохновлены, можете быть уверены, что ваша медитация была безрезультатна.

    Медитация или молитва должны вызывать трансформацию, изменять ваш взгляд,

    улыбку, жесты, походку, прибавлять хотя бы маленькую частицу чего-то

    нового, чего-то вибрирующего в такт со всем божественным миром. Это

    критерий суждения, медитировал человек или нет”.

    Джидду Кришнамурти (1896-1986) – выдающийся духовный учитель наших

    дней. В детском возрасте он был обнаружен теософом Ледбитером в Индии,

    затем Теософское общество во главе с А. Безант провозгласило его в качестве

    нового Мессии (Мартрейи). В 1929 году Кришнамурти отошёл от Теософского

    общества и отказался от роли Мессии в результате перевернувшего его жизнь

    духовного опыта. Он стал проповедовать собственное учение, не связанное с

    ортодоксальной религией или сектантством. Главной целью его учения было

    высвобождение человечества из оков, отделяющих людей друг от друга – таких,

    как расы, религии, национальность, классовость, с тем, чтобы

    трансформировать человеческую психику.

    В представлении Кришнамурти, фундаментальная истина заключена в том,

    что ум, жаждущий все более широких и глубоких переживаний, всегда живёт в

    своих воспоминаниях. Он зависим от переживаний, вызовов, которые

    поддерживают нас в состоянии бодрствования. Фактически эта зависимость от

    переживаний только притупляет ум. Кришнамурти задаёт вопрос, можно ли

    сохранить состояние полного бодрствования, быть полностью бодрствующим без

    всяких вызовов и переживаний? Ответ заключён в том, что для этого требуется

    большая физическая и психическая восприимчивость. Это означает, что человек

    должен быть свободным от всяких потребностей, ибо в тот момент, когда он

    испытывает потребность, и возникает желание испытать переживание. Чтобы

    быть свободным от потребностей и их удовлетворения, необходимо исследовать

    в самом себе и понять всю природу потребности и ее целостность.

    “Медитация это понимание жизни в ее целостности, понимание, в котором

    все формы фрагментирования прекратились. Медитация – не контроль за мыслью

    (...) Медитация должна быть осознанием каждой мысли, каждого чувства, при

    котором никогда не следует говорить, что это правильно или неправильно.

    Нужно лишь наблюдать их и двигаться вместе с ними. При таком наблюдении вы

    начинаете понимать целостное движение мысли и чувств. И из этого осознания

    возникает безмолвие,...это безмолвие есть медитация, в которой медитирующий

    полностью отсутствует, потому что ум освободил, опустошил себя от прошлого.

    (...) Медитация это состояние ума, который смотрит на все с полным

    вниманием, целостно, а не выделяя какие-то части” .

    Для Кришнамурти важно, что медитация не имеет техники. Им предлагается

    медитация как наблюдение сознания без сознающего, созерцания без

    созерцающего: “Если вы изучаете себя, наблюдаете за собой, за тем, как вы

    едите, как говорите, как вы болтаете, ненавидите, ревнуете, если вы

    осознаете это все в себе, без выбора, это есть часть медитации” .

    Кришнамурти сравнивает медитацию с любовью, потому что любовь – не

    продукт системы привычек, не результат следования методу. Любовь может

    придти, когда существует полное безмолвие, безмолвие, в котором

    медитирующий совершенно отсутствует; а ум может быть безмолвным только

    тогда, когда он понимает свое собственное движение – мысли и чувства. Чтобы

    понять это движение мысли и чувства, при его наблюдении не должно быть

    осуждения.

    Ошо (Бхагван Шри Раджниш) как мыслитель и создатель медитативных техник

    Ошо (Бхагван Шри Раджниш) родился в 1931 году в Индии. С раннего

    детства он проявил независимый дух, настаивая на личных переживаниях

    истины, которые ставил много выше, чем знания и убеждения, заимствованные у

    других. Он очень много читал – все, что могло расширить его понимание

    системы убеждений и психологии современного человека. Он получил

    академическое образование и преподавал философию в университете, много

    путешествовал по Индии, выступал с лекциями, вызывал на спор в публичных

    дискуссиях ортодоксальных религиозных лидеров, подвергал сомнению

    традиционные верования и встречался с людьми из самых разных слоев

    общества. В конце шестидесятых годов Ошо начал развивать свои уникальные

    динамические медитационные техники. В начале семидесятых годов первые люди

    с Запада стали приезжать к Ошо, а в 1974 была основана коммуна (ашрам).

    В процессе своей работы Ошо затрагивал фактически все аспекты развития

    человеческого сознания. Он выделял основное, важное для духовного поиска

    современного человека, основываясь на опыте собственного существования. Он

    не принадлежал ни к какой традиции. Он говорил:

    "Мое послание – не доктрина, не философия. Мое послание – это своего

    рода алхимия, наука трансформации, поэтому лишь тот, кто сумеет умереть

    таким, каков он есть и возродиться настолько обновленным, что не может себе

    это сейчас даже представить... только те немногие смельчаки будут готовы

    услышать, ибо слышать – значит идти на риск. Слушая, вы делаете первый шаг

    к новому рождению. Так что это не философия, которой можно пользоваться,

    как надежным укрытием, или которой можно похвастаться перед другими. Это не

    доктрина, дающая утешительные ответы на тревожащие вопросы... Нет, мое

    послание – вообще не разновидность словесного общения. Оно гораздо опаснее.

    Это не более, не менее, чем смерть и возрождение" .

    Согласно Ошо, медитация – это состояние “не-ума”, это состояние чистого

    сознания без содержания:

    “Когда нет толчеи, и думание прекратилось, ни одна мысль не движется,

    ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы – такое молчание и

    есть медитация”.

    Ошо считал, что ум является неестественным состоянием, в отличие от

    медитации, которое им является и которое мы утратили, в результате чего

    человек стал эффективным механизмом. (Я вижу здесь своеобразную

    интерпретацию идей Г.И. Гурджиева, как впрочем, и в других положениях

    учения Ошо и техниках медитаций).

    Ежедневной утренней медитацией в ашраме Ошо была так называемая

    динамическая медитация, продолжавшаяся один час и выполняемая на восходе

    Солнца, предпочтительно в группе. Динамическая медитация состоит из пяти

    стадий. Она направлена на изменение осознания телесности.

    Большое внимание Ошо уделял тому, как сделать медитацию стилем жизни,

    замечая, что если обычная жизнь не используется как метод медитации, то

    медитация становится видом бегства от действительности. Вообще говоря, им

    было создано и описано множество техник медитации различной направленности;

    хорошим примером может служить “Оранжевая книга. Медитационные техники”.

    Карлос Кастанеда и возрождения шаманских психотехник магического действия и

    медитации

    Видение мира дона Хуана Матуса уходит своими корнями в глубь веков, в

    его основе лежат представления многих народов Мезоамерики. Идея о

    реальности, состоящей из энергетических полей (“эманаций Орла”) интуитивно

    постигалась человечеством на протяжении веков и описывалась через феномены

    религиозных видений, в восточных философиях йоги и индуизма, в современных

    теориях физики и философии. То, что определяет, какие именно эманации в

    данный момент восприятия будут отобраны, называется точкой сборки; ее можно

    рассматривать как свойство осознания отбирать соответствующие эманации для

    обеспечения одновременного восприятия всех элементов, образующих

    воспринимаемый в данный момент мир. Как утверждает Кастанеда, конечная цель

    этой системы знания – развитие способности сознательно перемещать точку

    сборки, чтобы выйти за пределы узких рамок обыденного восприятия. На это

    ориентируется все учение дона Хуана.

    Внутренний диалог представляет собой мысленный разговор, который мы

    постоянно ведем сами с собой, и является непосредственным выражением

    реальности, воспринимаемой каждым из нас. Его главная задача – защищать

    описание реальности, подпитывая его собственным содержанием (мыслями) и

    способствуя совершению поступков, усиливающих его. (Эта идея созвучна идеям

    Гурджиева). Дон Хуан говорит об остановке внутреннего диалога как о ключе,

    открывающем двери между мирами.

    Видение мира по дону Хуану дуально: его концепция реальности выражается

    в терминах “тональ” и “нагуаль”. Тональ включает в себя все, чем является

    человек, все, о чем он думает и что делает. Нагуаль нельзя понять или

    выразить словами, тем не менее, он может восприниматься человеком и стать

    частью его опыта. В этом заключается одна из основных целей мага.

    Одна из центральных тем книг Кастанеды – путь к личной Силе (путь

    воина). Воин находится в постоянной борьбе с собственной слабостью и

    ограничениями, борется против сил, которые препятствуют росту его знаний и

    Силы, причем силы эти порождены нашей личной историей и обстоятельствами.

    Среди основополагающих компонентов, доступом к которым обладает воин, можно

    выделить волю как ту Силу, что представляет собой эманацию собственного

    “я”, необходимую, чтобы прикоснуться к миру и ощутить его, а иногда и

    активно на него воздействовать.

    Согласно взглядам сторонников учения дона Хуана на действительность,

    параллельно с нашей обычной реальностью существует иная, отдельная

    реальность. Отдельная реальность приглашает воина обрести свободу. Дон Хуан

    указывает два пути, ведущие к смещению точки сборки: искусство сновидения и

    искусство сталкинга. Искусство сталкинга применяется в повседневной

    реальности; оно состоит в чрезвычайно осторожном и компетентном обращении с

    обычной реальностью, при этом конечной целью искусства сталкинга является

    проникновение в отдельную реальность. Сталкер – непревзойденный практик, он

    превращает повседневный мир в поле боя, где каждый его поступок, каждое

    взаимодействие с другими людьми становятся частью стратегии. Сталкинг –

    стратегическое управление нашим собственным поведением. Его область

    действия – взаимодействие, происходящее между человеческими существами

    (будь они воинами или обычными людьми). Потому сталкер не избегает

    общественной жизни, он погружается в нее и пользуется ею для воспитания

    духа, приобретения энергии и выхода за пределы персональной истории. Метод

    сталкера является наиболее эффективным способом взаимодействия с людьми в

    повседневном общении. Поступки сталкера основываются на наблюдении, а не на

    том, что он думает, восприятие им действительности расширяется, поскольку

    смещается точка сборки.

    Неделание – основная стратегия, которую маг использует для вхождения в

    отдельную реальность. Под именем этой стратегии объединены различные

    техники, в их числе сталкинг и сновидение. Неделание собственного “я”

    образует особую область в совокупности техник сталкинга, например, стирание

    личной истории.

    Отказ от чувства собственной важности – одно из важнейших задач воина,

    поскольку это ощущение поглощает большую часть его энергии. Из-за чувства

    собственной важности мы учимся воспринимать мир так, что оказываемся перед

    постоянной необходимостью защищать свою личность (эго).

    Также важным средством в достижении внутренней тишины и прекращении

    внутреннего диалога являются техники ходьбы и бега. Главные идеи:

    концентрация внимания на самом процессе ходьбы и на сосредоточении

    внимания, движение в полном молчании, отказ от попыток остановить поток

    мыслей, ровный темп ходьбы, упорядочение ритма дыхания и концентрация

    внимания на нём, внимание к собственным ощущениям и ко происходящему

    вокруг. (Автору реферата здесь видятся прямые параллели с “медитацией при

    ходьбе” вьетнамского автора Тхит Нат Хана и методикой индийских йогов

    “лунгомпа”).

    Как я упоминала выше в реферате, одно из двух основных направлений в

    практике воина – контролируемые сновидения (“сновидение – лучший путь к

    обретению Силы”). Достижение контролируемого состояния сна требует

    контроля, то есть тщательной подготовки или предварительной медитации.

    Прикладные аспекты медитативной практики

    Медитатативные практики в сферах образования, воспитания и

    профессионального самосовершенствования

    Для достижения вершины или просто успеха в любой деятельности человеку

    нужно оптимальное состояние готовности к ней, что хорошо известно

    педагогам. Как отмечает проф. Ю.А. Гагин, с акмеологической точки зрения

    успех - это легкость, чаще всего необъяснимая, с которой что-либо

    достигается».

    Одним из популярных ныне методов самоформирования состояния для

    достижения успеха является медитация. Этот метод пришел в западный мир с

    Востока и практикуется для психологической подготовки лиц, чья

    профессиональная деятельность сопряжена со стрессом, большими нервно-

    психическими и физическими нагрузками, риском для жизни и большой моральной

    ответственностью.

    Медитация - это, с одной стороны, высшее трансовое состояние внутренней

    интеграции психики, сконцентрированной на каком-то образе или идее, с

    другой - это достижение единства духа (волевая сфера) с душой

    (эмоциональная сфера) и телом (физическая сфера самоощущения).

    Замечательный русский писатель Михаил Пришвин назвал медитацию «состоянием

    собранности», что, например, совпадает с пониманием «собранности» у

    спортсменов, находящихся в так называемой спортивной форме и переживающих

    оптимальное боевое состояние готовности к состязанию. Обычно это состояние

    переживается как внутренний покой, отсутствие каких-либо посторонних мыслей

    кроме доминирующего образа цели, ощущение спокойной радостной уверенности в

    себе, в своих силах и возможностях на фоне легкого приятного возбуждения.

    У Михаила Пришвина читаем: «Рано встал и росистым утром под звонкую

    песнь соловья собирал в себя радость бытия. Вот как отчетливо вижу теперь

    происхождение тревоги своей и слабости: это бывает, когда забываешь

    собраться... Способность собирать самого себя и есть, вот именно, обретение

    свободы и, конечно, силы. Для этого нечего жалеть времени, потому что

    собранный в себе человек меньше подвергается случайностям, отнимающим

    время».

    Динамическое медитативное состояние у спортсменов хорошо знакомо тем из

    них, кто переживал так называемое второе дыхание или так называемую

    спортивную форму. Это состояние характеризуется полным внутренним покоем,

    необычайным приливом сил и отсутствием мешающих мыслей и эмоций,

    концентрацией внимания на одном-единственном образе, цели или мысли, полным

    ощущением единства духа (мыслей), души (чувств) и тела (ощущения и

    движения). Динамическая медитация проводится в ритмическом движении, в

    ходьбе, в беге, плавании и др. Она может осуществляться и с помощью

    прослушивания ритмичной спокойной музыки. «Музыка - это звук и ритм», -

    пишет индийский медитолог Х.И. Хан.

    В восточных системах медитации речь идет в основном о ее статических

    формах, достигаемых в положении лотоса, лежа или сидя и называемых

    "самадхи", "сатори", "кэнсэ".

    Как отмечает один из ведущих специалистов по восточным единоборствам

    проф. С.Г. Гагонин, "медитация" - это англоязычный термин, охватывающий

    одновременно три различных понятия, всегда четко различаемых буддистами:

    "внимательность", "сосредоточенность" и "мудрость".

    С методически-процессуальной точки зрения медитация подразумевает

    длительное размышление о каком-то единственном предмете (образе, идее),

    происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума на

    одном и том же, в то время как все остальное как бы уплывает и отсутствует

    в сознании. Таким образом, с одной стороны, это невероятное для обычного

    бодрствования сужение внутреннего внимания на одном предмете, с другой -

    чрезвычайное расширение сознания бодрствующей психики при отражении лишь

    одного-единственного предмета, находящегося в центре внимания индивида.

    В восточной практике обучения медитации принято использовать мантры,

    т.е. пропевать опредленные звуки, например, универсальную буддийскую мантру

    "А-ум" и др. Учителя медитации утверждают, что каждый занимающийся должен

    иметь свою мантру, верить в ее магическую силу и хранить ее, как тайну

    личного успеха. Такой магический подход к медитации не подходит для людей,

    чьи убеждения характеризуются атеистическими мыслями и неверием в

    существование высших сил Земли и Неба, управляющих психикой и телом

    человека.

    Медитатативные техники в клинической практике и системах самоисцеления

    В психотерапии медитативные техники используются обычно для решения

    более ограниченных задач, если сравнивать с духовными системами, например –

    снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания

    нервнопсихологических проблем. Процесс медитации может быть очень

    эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.

    Медитация позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы,

    отстранённо наблюдать себя и своё поведение в сложной ситуации, в некоторых

    случаях – понять причины возникновения и развитие этой ситуации,

    эмоционально отреагировать её, изменить отношение к ней и найти новые

    способы её решения.

    Как составная часть медитация входит в аутогенную тренировку в

    различных её модификациях, в технику комплексной аутогенной тренировки,

    используется в самогипнозе и некоторых других методах психической

    саморегуляции.

    В психотерапевтических целях применяются сравнительно простые

    технически приёмы медитации: концентрация на дыхании, на собственном теле,

    на позе, на предмете. При овладении ими руководствуются следующими

    правилами:

    1) медитация проводится в тихом и тёплом помещении;

    2) медитация проводится натощак или не ранее полутора часов после

    еды;

    3) занятия должны быть регулярными, порядка 3-4 раз в неделю по 15-45

    минут; предпочтительнее ежедневные короткие занятия, нежели редкие и

    длинные;

    4) медитацию надо проводить с установкой пассивного принятия всего

    происходящего (предоставить событиям идти своим чередом, исключить критику

    и анализ).

    При проведении медитации используются простые позы, не вызывающие

    напряжения в теле и привычные для занимающегося – например, сидя на стуле

    со спинкой или лёжа на спине. На первых этапах предпочтительнее занятия в

    группах под руководством тренера, владеющего техниками медитации.

    Сложно определить конкретные формы медитации, которые лучше всего

    подходят для тех или иных индивидов. Поэтому большего эффекта добиваются,

    предложив пациенту несколько медитативных методик. Именно психотерапевт

    должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от

    индивидуальных особенностей пациента.

    Медитация как путь самотрансформации и средства самопрограммирования

    Существуют многочисленные публикации, в которых изучается, какое

    психологическое и физиологическое влияние оказывает медитация, как она

    может помочь человеку в повышении уровня работоспособности, в регулировании

    своих психических состояний. Различные техники медитации, в чёмто совпадая

    друг с другом, могут давать разный эффект.

    Спектр переживаний, которые возникают при медитации, широк: они могут

    быть приятными или нет, может происходить чередование сильных эмоций типа

    любви или гнева с состоянием покоя и уравновешенности. В ходе практики

    медитативные состояния начинают тяготеть к большему покою, положительным

    эмоциям, к большей чувствительности в восприятии и интроспекции, в

    дальнейшем доходя до таких, как глубокая умиротворенность, концентрация,

    положительные эмоции радости, любви и сострадания, глубокое проникновение в

    природу ума и даже различные трансцендентные состояния.

    Улучшение способности к восприятию даёт возможность рассмотреть

    собственные привычки и психологические процессы. Медитирующий обнаруживает,

    что обычное состояние ума бесконтрольно, бессознательно и наполнено

    фантазиями, представлениями.

    Медитация положительно влияет на творческие способности (креативность),

    увеличивает чувствительность восприятия, эмпатию, чувство самоконтроля.

    Также медитация способна ускорить достижение зрелости, что подтверждается

    измерениями по шкалам развития «эго», морального и когнитивного развития,

    умственных способностей, академических достижений, самоактуализации и

    состояний сознавания.

    Можно привести в пример результаты психологического тестирования

    восприятия, проведённого среди практикующих буддийскую медитацию.

    Испытуемые работали с тестом Роршаха, причём начинающие показывали обычные

    реакции (образы животных, людей и т.п.), в то время как испытуемые,

    обладающие большой степенью концентрации, видели на картах Роршаха только

    светлые и темные узоры. Таким образом, их ум оказался менее склонен к

    преобразованию этих структур в организованные образы, и это означает, что

    концентрация в процессе медитации фокусирует ум и уменьшает число

    ассоциаций.

    У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к

    психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Другими словами,

    они принимали свои неврозы весьма спокойно. Кстати, воздействию медитации

    подвержена сердечно-сосудистая система; во время медитации нормальный ритм

    сердечных сокращений замедляется, а регулярная практика ведет к понижению

    кровяного давления.

    Многие воздействия медитации кажутся благоприятными и исследователи

    полагают, что она может лечить различные психологические и

    психосоматические нарушения. Имеются в виду такие психологические

    нарушения, как тревоги, фобии, посттравматические стрессы, мышечное

    напряжение, бессонница и слабая депрессия.

    Таким образом, медитация способна оказывать разнообразное воздействие

    на людей, в частности, её действие отражается на общем улучшении

    психического и физического здоровья и саморегуляции. По сравнению с другими

    методами практика медитации является более осмысленной, приносит больше

    радости, легче поддерживается и способствует развитию интереса к

    самопознанию. Конечно, медитирующие, как и все обычные люди, могут

    переживать психологические трудности на различных стадиях. “Продвинутые”

    практики также могут испытывать трудности, хотя и более утончённые,

    включающие экзистенциальные или духовные проблемы.

    Подытоживая, можно сказать, что людям, кто продолжительное время и с

    успехом практикуют медитацию, свойственны некоторые общие черты: повышенный

    интерес ко внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям,

    самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам

    и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности.

    Литература:

    1. Берзин А.. Общий обзор буддийских практик, 1993

    2. Инайят Хан. "Суфийское послание о свободе духа. СПб, 1991

    3. Каптен Ю. Основы медитации. Самара, 1992

    4. Кришнамурти Дж. Первая и последняя свобода. Навстречу жизни.

    Харьков, 1994

    5. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, 1998

    6. Калу Ринпоче. Основание буддистской медитации.

    7. Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Дзэн-буддизм. Бишкек, 1993

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.