Медитация как особое психотехническое средство
Дзэн-буддизм оказал значительное влияние на развитие китайской и
японской культуры. Это течение возникло как эзотерическая секта. Слово
“дзэн” (дхьяна) означает “созерцание, самопогружение”. Именно на внезапном
озарении в результате интуитивного толчка акцентирует основное внимание
дзэн-буддизм, объявляя буддийские обрядность, культы и храмы пустой тратой
времени.
Одно из положений дзэн-буддизма состоит в том, что Истина и Будда
всегда с нами, только надо уметь их найти, узнать, понять. Истина состоит в
озарении, которое возникает внезапно, как внутренний интуитивный толчок,
который нельзя выразить словами. Иррациональность дзэнского подхода состоит
в том, что человеку необходимо ждать своего часа, и после размышлений в
стремлении постичь непостижимое его вдруг осенит нечто, посетит мгновенное
озарение, и он постигнет Истину. Смысл этого состоит в раздвижении границ
мышления, в выходе за пределы чувственного эмпирического опыта.
Медитативная практика дзэна содержит множество методик перестройки
интеллектуальной, духовной и телесной структуры человека: темы для
размышления (коаны), диалоги с наставником, стимулирующие действия,
неожиданные воздействия (резкие окрики, внезапные удары и т.д.). Для
стимуляции напряжённой работы мозга, развития умственного поиска
использовалась практика загадок, подразумевавшая медитацию над специальными
формулами или двустишиями. Упражняющемуся надо было найти внутренний смысл
загадки. Другая часть подготовки – интуитивные диалоги ученика с мастером
(мондо), в которых огромный массив информации передавался ученику за
секунды. Цель мондо – вызвать в сознании ученика резонанс с сознанием
мастера, вызвать у начинающего просветление или подготовить его к озарению.
Процесс медитации осуществлялся в специальных сидячих позах (дза-дзэн).
Позвоночник при этом должен быть выпрямленным, находясь на одной линии с
головой. Одна из школ дзэн (сото), использует способ медитации сидя лицом к
стене, когда медитирующий стремится забыть всякие собственные переживания,
отделиться от самого себя. Сначала практикующий сосредотачивается на
мышечной релаксации, затем – на ритмике дыхания, наблюдая за ним.
Постепенно внимание переносится на умственную деятельность. По ходу времени
умственная деятельность теряет логическую последовательность и
ассоциативность. После систематических тренировок достигается способность
вызывать состояние, при котором сознание практикующего освобождается от
посторонних мыслей, при этом ощущается внутреннее спокойствие и
уверенность. Опираясь на это состояние, практикующий может осуществлять
сознательный психический процесс с большой глубиной концентрации на
реальных или абстрактных объектах.
Медитативные практики в христианстве
С установлением и всеобщей победой христианства в Европе основной
акцент медитативной практики сместился в сторону длительных молитв и
схоластических рассуждений. Молитвы длились иной раз несколько часов, что
представляло собой вид медитации. Более сложные медитативные практики
существовали в закрытых духовных орденах (доминиканцев, тамплиеров,
госпитальеров).
Вывод о наличии специальных упражнений можно сделать, исходя из
некоторых высказываний (например: “Ищи сокровище в сердце своём” у
тамплиеров, что полностью соответствует многим восточным учениям),
существования “Логосмедитации”, православной “Иисусовой молитвы”,
иезуитских “экзерциций”. Есть существенные совпадения между основными
элементами этих упражнений и практикой йогической медитации. То же можно
сказать о продолжительных молитвах преподобного Серафима Саровского.
“Иисусова молитва” повторялась им многократно, подобно практике
беспрерывного чтения мантр в джапа-медитации.
Многие христианские мыслители выходили за тесные рамки учения,
например, Мейстер Экхарт. По Экхарту, человек способен познать Бога
благодаря тому, что в самом человеке заложена “искорка”, единосущая Богу.
Отрешаясь от своего “Я”, соединяясь с Божественным “ничто”, душа человека
является средством порождения Богом самого себя.
К сожалению, и по сей день появляются “воинствующие” или слишком
ограниченно понимающие букву Учения – такое ощущение у меня возникло при
прочтении книги “Православие и религия будущего” иеромонаха Серафима Роуза
(1934-1982). В этом труде Серафим Роуз выступил с критикой не только
медитации, но также большинства практик личностного развития, многих
религий и конфессий (экуменизма, пятидесятников и т.д.).
Медитативные практики в исламе: суфизм
Подобно многим вероучениям, в исламе можно выделить внешнюю сторону,
рассчитанную на массы верующих, и внутреннюю, эзотерическую – суфизм.
Первые суфийские общины появились в начале VIII века в Ираке. Слово “суф”
означало грубую ткань, так как атрибутом суфизма была аскетическая
практика. Теоретические основы суфизма были заложены в IX веке.
Основные положения суфизма сводятся к следующему. Абсолютная Реальность
имеет превосходство над миром ощущений. Главная задача – найти Бога в себе,
развивать любовь к нему, превратить всё личное и социальное в инструмент
Аллаха. Единственный путь к Аллаху – медитация, интуитивные поиски,
аскетическая практика и т.д. В духовном развитии человека выделяется
несколько ступеней (от 3 до 12). Первая ступень посвящения (шариат) ставила
целью изучение норм ислама. Вторая ступень (Тарикат) означала, что ученик
вставал на правильный путь и становился мюридом. На третьей ступени
(марифат) суфий умел сливаться с Аллахом в экстатическом трансе. Четвёртая,
высшая ступень (хакикат) означала постижение истины и слияние с Богом, что
становилось доступно немногим. Путь суфия реализовывался обычно в суфийских
монастырях, каждый из которых придавал свои отличительные черты; поэтому
суфизм не являет собой единую систему практики.
В учении суфизма особую роль занимают медитативные техники. Религиозно-
философское учение о свете и мистическом озарении (ишрак) рассматривалось в
суфизме как истинный путь и спасение и восходит к зороастризму и
манихейству. Ишрак это интуитивное мышление, достигаемое аскетизмом и
медитацией, дающее полное и истинное знание.
Музыка называется у суфиев “пища души”. Суфии всегда смотрели на
музыку, как на самое излюбленное средство для достижения духовного
развития. Собрания с музыкой и танцами называются “сэма”. Суфий, находясь в
состоянии духовного экстаза, сосредоточивает внимание своего сердца на
самоотреченном вспоминании Бога.
Суфизм оказал значительное влияние на этику, литературу и искусство
Ближнего Востока, Средней Азии.
Современные направления медитативной практики
Техники медитации в учении Г.Гурджиева
Георгий Иванович Гурджиев (Гюрджиев) (1877-1949) – философ-оккультист
греко-армянского происхождения. Он мечтал об открытии Институт
гармонического развития человека, что ему и удалось сделать сначала в
Тифлисе (1919), затем в Фонтенбло под Парижем (1922). На учение Гурджиева
сильное влияние оказали идеи суфизма, о которых уже говорилось в реферате.
Являясь последователем одного из суфийских орденов, он основал учение о
синтетическом пути самоусовершенствования и миропознания – "Четвертом
пути". Он считал, что три первых пути (факира, монаха и йога) являются
односторонними. “Четвёртый путь” был основан на представлении о единстве
макрокосма и микрокосма и гармонической иерархии законов Вселенной. Также в
числе повлиявших на учение Гурджиева называются ваджраяна (тибетский
буддизм) и эзотерическое христианство.
Четвертый путь духовного развития практичен и реалистичен. В любом деле
человек должен действовать руководствуясь знанием и опытом. Чтобы человек
мог развиваться, он должен знать не только устройство своего организма и
его функционирование на многих уровнях, но и реальное состояние
“человеческой машины”. В этом случае ясно, какие сбои дает машина и как
устранить такие неполадки. Предварительные ступени обучения включают:
полную нейтрализацию блоков отрицательных эмоций, устойчивое
самовоспоминание, нейтрализацию ложной личности, преодоление эгоизма,
высокую степень концентрации внимания.
По Гурджиеву, разница между тем, что о себе думает человек, и тем, чем
он является в действительности, наиболее очевидно проявляется в
представлениях человека о своей личности, ответственности за свои действия
и свободе воли. Каждый человек думает, что он является одним и тем же
постоянным человеком, за исключением истерических расщеплений личности. В
действительности психологическая структура и функция человека лучше
объясняется при взгляде на его поведение в терминах многих “я”, чем как
одно “я”. То есть человек не выбирает, какому “я” быть или к чему он
склонен: ситуация выбирает за него. Его поведение и то, что с ним
случается, случается целиком вследствие внешних влияний и "случайных"
ассоциаций его обусловленной истории. Выражаясь словами Гурджиева, человек
– машина, хотя и очень сложная и запутанная.
Важный элемент в учении Гурджиева – три центра, три отдельных уровнях
функционирования человека. Верхний этаж – интеллектуальный центр, средний
этаж – эмоциональный центр, и нижний этаж – местоположение контроля над
тремя функциями; в нижнем этаже находится двигательный центр и половой
центр. В добавление к этим пяти центрам, действующим в каждом нормальном
человеке, есть ещё два центра, которые, хотя они и полностью сформированы и
действуют постоянно, не имеют связи с другими. Это высший интеллектуальный
центр в высшем этаже и высший эмоциональный центр – в среднем этаже. В
обычном человеке пять центров функционируют каждый сам по себе и не
гармонируют друг с другом, а высшие центры не используются. Изучение
неправильной работы центров – один из ключей к пониманию механики
человеческой психологии. Препятствием к высшим уровням сознания является
изобилие в повседневной жизни и отождествление, в состоянии которого
человек “не помнит себя”.
По Гурджиеву, толчок или побуждение к работе над самосознанием может
возникнуть только тогда, когда иллюзия имеющихся у нас способностей,
которыми мы действительно не владеем, пропадает. Другая характеристика
обычного бодрствующего состояния – это механический ненужный разговор,
который вызывает бесполезную утечку энергии и является препятствием к
развитию высших состояний сознания. Она связана с другой болезнью –
ненужных физических движений и напряжений в теле: подергиваний, суетливых
движений, постукивания пальцами, притопывания ногами, гримасничания и т.п.,
которые служат для того, чтобы истощать ежедневную порцию энергии, которая
могла бы быть использована, если только человек знает, как, для повышения
уровня полезного внимания.
Отношения сущности и личности – ещё один ключевой момент. Согласно
Гурджиеву, обычный человек переживает мир таким образом, что он доволен
своим положением, получает определенное количество удовольствия и
наслаждения и находит сносной жизнь без движения и самореализации. То есть,
обычный человек теряет способность использовать личность для выполнения
желаний своей сущности. У большинства людей личность является активной, а
сущность – пассивной: личность определяет их оценки и веру, профессию,
религию и философию жизни. Сущность это то, что является собственно
человеком. Личность – это то, что не является его собственным, что может
быть изменено при изменении условий. Личность и сущность обе необходимы для
саморазвития, так как без личности не будет желания достичь высших
состояний сознания, не будет неудовлетворенности повседневным
существованием, а без сущности не будет основания для развития.
Что касается непосредственно медитации в системе Гурджиева. Работа над
собой наиболее благоприятно протекает в условиях, которые являются для
человека повседневными. Четвертый путь требует, чтобы человек был "в мире,
но не от мира", как гласит суфийская пословица. Первая линия работы – это
длительная попытка последовать древнему изречению "познай самого себя"
(самонаблюдение, самовспоминание). Создаётся “трение”, внутренняя борьба
между сознанием и автоматическим поведением – например, в виде исполнения
привычных действий необычным образом. Вторая линия работы создает особые
условия и поддержку в усилии стать сознающим пути собственного отношения к
другим людям и дает возможность практиковать новое отношение к другим. На
третьей линии работы, которая является работой ради идей самой работы,
допускается и даже поощряется инициатива, а личный рост или достижение не
являются главной целью усилия.
Усилия вспоминать себя в течение дня поддерживаются через связь с
состоянием, достигаемом в спокойной, пассивной медитации каждое утро перед
началом дневной деятельности. Сначала этот период сидения в медитации будет
заключаться только в заключении физической релаксации и увеличении общего
сознавания физического состояния тела при фокусированном внимании на
физических ощущениях. При достижении прогресса и уверенности, что
установлено твердое основание в ощущении тела, в дальнейшем в практике
“Четвёртого Пути” вводятся другие техники. Иногда используются техники
достижения “пустого ума” (от мыслей) во время спокойного сидения; может
быть использована так называемая “Атма вачара” (медитация на истинное "Я"),
заключающаяся в медитативном размышлении над вопросом "Кто я?".
Прогресс во внутреннем развитии при применении различных медитативных
практик следует общему курсу. Сначала ум находится в большой активности, и
его болтовня не поддается никаким попыткам продвинуться к внутренней тишине
и простому вниманию к физическому телу. Со временем и постепенно близкое
знакомство с внутренним процессом допускает некоторое освобождение от
отождествления с его капризами, и здесь появляются моменты ясного сознания.
Когда пассивная медитация углубляется, моменты самовоспоминания в течение
активной жизни могут быть связаны с этим медитативным состоянием, в
результате чего они становятся более сильными и более достоверными.
Ритмические гимнастические движения и танцы, взятые Гурджиевым из
различных традиций Востока, используются в качестве помощи в первой линии
работы. Они являются определённой формой медитации – медитации в действии
(можно сравнить с динамической медитацией Раджниша), в то же время они
имеют отношение к искусству и языку. При практике этих движений внимание
должно быть разделено между выполняемыми движениями и воспоминанием себя;
голова, руки и ноги должны следовать определенным, часто весьма сложным
ритмам, и без большого напряжения внимания выполнять эти движения
совершенно невозможно. Для их выполнения необходима правильная работа
центров и последовательное осознание каждого движения. Движения
производятся под музыку, которая вовлекает в действие эмоциональный центр,
соединенный с интеллектуальным центром, и двигательно – инстинктивный
уровень функционирования, который должен идти против личного и
идиосинкразического отклонения, и он делает движения точно, как
указывается.
Интегральная йога Ауробиндо и Трансцендальная медитация Махариши
Одна из неклассических йог, возникших в XX веке, – Интегральная йога,
разработанная Шри Ауробиндо Гхошем. Её индийский синоним – Пурна-йога
(полная, совершенная). Исходный аспект в ней – самоуглубление и
сосредоточение на Безмолвии, а основными теоретическими предпосылками
служат представления о различных уровнях сознания, задача полного раскрытия
человеческого “Я” в процессе активного преобразования внутреннего и
внешнего мира.
Трансцендентальная медитация разработана индийским йогом (точнее,
бывшим физиком) Махариши Махеш Йоги. Первоначально она распространялась им
в родной Индии, но не получила коммерческого успеха. Поэтому Махариши решил
попытать счастья в штате Калифорния, США, сориентировавшись в ситуации
увлечения восточными учениями. С середины 60ых до середины 70-ых был период
наибольшего интереса к ТМ, когда ею увлекались не только простые
американцы, но и артисты, музыканты (например, групп The Beatles, Rolling
Stones). После почти десятилетнего бума интерес к ТМ стал снижаться.
Трансцендентальная медитация – это модифицированная мантрамедитация,
приспособленная к западной культуре. Теоретической её основой является
учение адвайта веданты Шанкарачарьи, в своё время возродившее индуизм в
Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Целью исповедующего его
и вступившего на этот путь является объединение ума с бесконечным
сознанием; на начальном этапе – освобождение от двойственности сознания,
которое считается главной причиной человеческих страданий. Техника
трансцендентальной медитации – это приёмы концентрации внимания, т.е.
практика дхьяны (дхианы). Методику ТМ отличают простота и относительная
лёгкость выполнения. Для начинающего самое важное – не касаться
интеллектуальной области, не думать. Первичный курс ТМ не требует овладения
специальными позами и проводится сидя на стуле или лёжа. После
вступительных занятий желающие заниматься дальше проходят обряд
“посвящения” (фактически поклонение индуистским богам и обожествление
Страницы: 1, 2, 3
|