Медитация как особое психотехническое средство
Медитация как особое психотехническое средство
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
«Медитация как особое психотехническое средство»
Авторизованный реферат по курсу
«Техники медитации»
Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель)
Рецензент ____________________________
З/О
МОСКВА - 2002 год
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Медитация: многообразие определений и практик 4
Роль медитативных практик в европоцентристской
культуре XX века 4
Основные черты большинства медитативных практик
4
Исторические направления медитативной практики 6
Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме
6
Буддистская медитация как метод духовного развития
7
Медитативные практики в даоизме и чань (дзэн)-
буддизме 9
Медитативные практики в христианстве 10
Медитативные практики в исламе: суфизм 11
Современные направления медитативной практики 12
Техники медитации в учении Г.Гурджиева 12
Интегральная йога Ауробиндо и Трансцендальная
медитация Махариши 15
Аспекты медитативной практики О.Айхвангова и
Дж.Кришнамурти 16
Ошо (Бхагван Шри Раджниш) как мыслитель и создатель
медитативных техник 18
Карлос Кастанеда и возрождения шаманских психотехник
магического действия и медитации 19
Прикладные аспекты медитативной практики 22
Медитатативные практики в сферах образования,
воспитания и профессионального самосовершенствования
22
Медитатативные техники в клинической практике и
системах самоисцеления 23
Медитация как путь самотрансформации и средства
самопрограммирования 24
Литература: 26
Введение
Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь.
Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие
мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной
философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие
выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации
предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы. Несмотря на то,
что многие исследователи настороженно относятся к этому (например, Юнг
считал, что путем имитации методов, взращенных совсем иными
психологическими условиями, ничего не добьешься) все больше людей
привлекает возможность обнаружить и развить скрытые возможности, выходящие
за рамки обыденных норм.
Однако отсутствие научного объяснения этих возможностей превращает
использование таких психотехник в подчас опасное занятие. Необходима
дальнейшая разработка вопросов о природе сознания. Таким образом,
актуальность выбранной темы очевидна, перед нами стоит проблема изучения
способов изменения сознания.
Цель данного исследования – получить представление о научном описании
различных состояний сознания и о том, в какое из этих состояний можно войти
с помощью медитации. Медитативные техники представляют также немалый
интерес для изучения «изнутри», то есть крайне привлекательной
представляется перспектива исследовать состояние сознания при медитации
пройдя на практике весь этот процесс. Но, к сожалению, подобные практики
требуют очень серьезного подхода и большого количества времени.
Медитация: многообразие определений и практик
Роль медитативных практик в европоцентристской культуре XX века
Стрессовые ситуации, преждевременное старение, психосоматические
болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические
проблемы – этому мы обязаны эпохе научно-технической революции.
Технократический характер современной цивилизации порождает отсталость в
развитии духовной составляющей человека. Современный человек затрудняется
найти ответы на свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения
проблем духовного развития остаются в зачаточном состоянии.
Как писал Шри Ауробиндо, “духовность не есть интеллектуальность, не
идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не
есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа... Духовность в
своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего
существа, нашей души...”
Приход медитации на Запад ознаменовался быстротой и размахом. Поэтому
понятен и оправдан рост интереса к медитативным практикам, который в
западном обществе активно начался в эпоху хиппи, “детей цветов”, когда
зародилось движение ньюэйдж и всевозможные институты развития способностей
человека типа Esalen и Big Sur.
Основные черты большинства медитативных практик
Какие черты медитативных практик можно выделить как характерные?
Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума,
отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации,
от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума
на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий
полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет
пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом
ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание
отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным
усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи
всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На
этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда
наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере
углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные
процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При
последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное
сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более
глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и
блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.
По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в
процессе медитации, существует во всех системах медитации, только
называется разными именами: “остановка внутреннего диалога” у Кастанеды,
механический “ненужный разговор” у Гурджиева и так далее.
Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся
контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания;
приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации,
улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению
соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной
целью медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что
медитация должна стать образом жизни практикующего.
При всех видах медитации достигается этап, который описывается как
прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания,
состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего
существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка,
ума.
Изложенные общие черты можно найти как в древнейших формах медитативных
практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг,
трансцендентальная медитация).
Исторические направления медитативной практики
Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме
Подавляющее большинство населения Индии исповедует индуизм. Как религия
индуизм сформировался к середине 1-го тысячелетия до н.э. на основе
ведийской религии и брахманизма. В основе системы индуизма лежат Веды.
Центральное место в системе ведийских представлений имеет концепция
Брахмана – высшей объективной реальности, безличного духовного начала, из
которого возникает мир со всем в ним находящимся. Для восстановления
человеческого единства необходима практика йоги. Основная практика
ведийской йоги – аскетическая практика и отречение от мирских благ. Один из
основных методов ранней йоги – постепенное отключение разума от чувств и от
объектов внешнего мира. Самым хорошим средством для этого считалось
сосредоточение на Брахмане.
Система индийской йоги отличается своей многоаспектностью: физические и
психические свойства человека получают в ней своё гармоническое развитие.
Все стороны функционирования физического тела, ума и психики в йоге
детально согласованы. Медитативная практика в ёё рамках имеет строго
определённое положение в общей системе упражнений.
Большое влияние на развитие теоретико-философского фундамента йоги
оказал трактат “Йогасутра” Патанджали. Патанджали определяет сущность йоги
в прекращении деятельности ума, в устойчивом сохранении чистоты ума.
Достигнуть этого можно с помощью упражнений, умственно-духовных усилий,
достигаемых сосредоточением и медитацией. Согласно Патанджали, для того,
чтобы выявить духовную составляющую человека, необходимо мысленно
отказаться от восприятия зрительных, слуховых и чувственных образов.
Большая заслуга Патанджали заключается и в том, что он сформулировал
концепцию “восьмеричного пути”, отражающую последовательность ступеней
практики, позволяющую занимающимся в полном соответствии с природными
принципами достичь высших уровней физического и духовного развития.
Можно выделить несколько способов и уровней медитативной практики.
Традиционно их подразделяют на 2 больших группы: “медитация с формой” и
“медитация без формы”. В первом случае медитирующий направляет сознание на
работу с объектом, имеющим определённую форму (цветок, пламя свечи и т.д.),
во втором случае объектом медитации становятся не имеющие формы объекты
(понятия, идеи и т.д., например, понятие Брахмана).
Мантра-йога определяется как искусство достижения духовного прогресса
при помощи контроля звуковых вибраций специальных форм – мантр. Модификация
умственно-психического состояния человека посредством мантр может привести
к возбуждению или успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т.д.
Мантра может состоять как из нескольких звуков, так и из нескольких слов.
Непрерывное произнесение мантр в йоге практикуется в джапа-медитации.
истоки мантра-йоги коренятся в древнем представлении о вселенских
вибрациях. В янтра-йоге объектами медитации становятся особые изображения.
В надо-йоге объектами медитации являются внутренние звуки. В кундалини-йоге
эффект погружения в состояние транса обусловлен соответствующими приёмами
управления скрытой энергии организма.
Тантризм – религиозно-философское течение, сочетающее в себе принципы
ведийской йоги с положениями буддизма. К VII-VIII векам учение
размежевалось на две ветви: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки.
Триада “мысль – слово – действие” признавалась нераздельными гранями
всеобъемлющего единства Вселенной. Все основные положения в тантризме
подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса. Согласно
представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные
колебания, обуславливающие те или иные состояния разума и сознания.
Истинное значение каждой мантры познаётся в процессе медитации над ней; тем
самым устанавливается тесное единство мысли и слова. В практике тантризма,
как и в других учениях, большое внимание уделяется высшим способностям
человека (“сиддхи”).
Буддистская медитация как метод духовного развития
Правильное сосредоточение имеет четыре ступени. На первом этапе ум
сосредотачивается на осмыслении и истолковании истин; на втором этапе
отбрасываются излишние умствование и беспокойство; на третьей ступени идёт
освобождение от радости рассеивания сомнений и от ощущения телесности;
наконец, четвёртая ступень – это достижение полной невозмутимости,
безразличия и отрешённости.
Процесс созерцания (дхьяна) может также быть разделён на четыре
ступени:
. спокойное и свободное от чувственности исследование предмета,
выбранного для созерцания;
. мысль остаётся сосредоточенной на предмете созерцания, но ум
освобождается от рассуждений;
. ум полностью освобождается от всех страстей и индивидуализма;
. очищенность и безразличность ума ко всем воздействиям.
Медитативные традиции буддизма не были предназначены простым людям
(разделение на кзотерическое/эзотерическое учение). Методика буддийской
медитации имела значительно больше сложных элементов и прямо связана с
другими эзотерическими традициями Востока. Например, широко распространена
была концентрация на цветных кругах, медитация над отражением Луны над
поверхностью водной глади, а также представление себя размером с насекомое.
После того, как удавалось добиться ощущения окружающего мира с точки зрения
мелкого насекомого, следовало в процессе медитации представить себя
величиной с гору. Считалось, что благодаря такой практике достигается
космическое расширение сознания.
Созерцание движущихся вод, волнистой поверхности гор в чём-то было
аналогично действию музыки, танца, ритму произнесения мантр – оно вырывало
человека из-под власти реальности, погружая в состояние транса. Восприятие
мира в средневековом Китае было медитативным, сосуществуя рядом с
созерцательными упражнениями и формируясь под их влиянием.
В буддизме медитация – это не просто упражнение, которое проводится в
комнате и не связано с жизнью. С точки зрения буддиста – это нечто, что
помогает сделать жизнь лучше.
В процессе медитации делаются обязательные три вещи: изучение того, чем
занимается практикующий; затем обдумывание этого до тех пор, пока он
поймёт; затем взращивание благотворной привычки медитировать. В этом
процессе медитация интегрируется и становится частью её практикующего. В
буддизме не предлагается делать что-то, исходя лишь из слепой веры. Только
поняв учение и убедившись в том, что практикующий хочет его применять, он
начинает медитировать. Таким образом, медитация означает взращивание
определенной благотворной привычки, превращение ее в часть нас самих.
Сам процесс буддийской медитации состоит из двух частей:
. «аналитическая» медитация;
. «стабилизирующая» медитация .
Первая часть помогает медитирующему различить, увидеть вещи некоторым
более благотворным образом, видеть реальность, а не проекции собственных
фантазий. Это делается для того, чтобы почувствовать. На этом уровне
процесс практики не вербален. Научившись смотреть на мир, чувствуя в себе
подобные благотворные установки, практикующему можно переходить к
стабилизирующей ступени, которая состоит в том, что мы максимально
сосредотачиваемся на том, что он видит.
При занятиях медитацией важно научиться сосредотачиваться, избавиться
от помех, а для того, чтобы удерживать сосредоточение, нужно корректировать
свое внимание, когда оно отвлекается. В разных буддийских традициях это
делается по разному. Рекомендуется не быть привязанным к единственной
практике.
В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых
можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный
объект, или даже сам ум, процесс мышления. В практиках Махаяны предлагается
концентрировать внимание на ментальных явлениях. В тантре для
сосредоточения используется визуализация самих себя в образе Будды.
Медитативные практики в даоизме и чань (дзэн)-буддизме
Корни дзэн были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришел в Китай
из Индии в 6 веке. Впоследствии, в 12 столетии, учение Дзэн проникло и в
Японию. Дзэн описывали как "особое учение без священных текстов, вне слов и
букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его
природу, и ведет к просветлению".
Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей
природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием
самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати
и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни
Востока.
Дух Дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность
искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение
врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много
значений, но ни одно из них не определено полностью.
Страницы: 1, 2, 3
|