МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Медитация как особое психотехническое средство

    Медитация как особое психотехническое средство

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

    КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    «Медитация как особое психотехническое средство»

    Авторизованный реферат по курсу

    «Техники медитации»

    Фамилия, имя, отчество студента

    Номер зачетной книжки

    Руководитель (преподаватель)

    Рецензент ____________________________

    З/О

    МОСКВА - 2002 год

    Содержание

    Содержание 2

    Введение 3

    Медитация: многообразие определений и практик 4

    Роль медитативных практик в европоцентристской

    культуре XX века 4

    Основные черты большинства медитативных практик

    4

    Исторические направления медитативной практики 6

    Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме

    6

    Буддистская медитация как метод духовного развития

    7

    Медитативные практики в даоизме и чань (дзэн)-

    буддизме 9

    Медитативные практики в христианстве 10

    Медитативные практики в исламе: суфизм 11

    Современные направления медитативной практики 12

    Техники медитации в учении Г.Гурджиева 12

    Интегральная йога Ауробиндо и Трансцендальная

    медитация Махариши 15

    Аспекты медитативной практики О.Айхвангова и

    Дж.Кришнамурти 16

    Ошо (Бхагван Шри Раджниш) как мыслитель и создатель

    медитативных техник 18

    Карлос Кастанеда и возрождения шаманских психотехник

    магического действия и медитации 19

    Прикладные аспекты медитативной практики 22

    Медитатативные практики в сферах образования,

    воспитания и профессионального самосовершенствования

    22

    Медитатативные техники в клинической практике и

    системах самоисцеления 23

    Медитация как путь самотрансформации и средства

    самопрограммирования 24

    Литература: 26

    Введение

    Медитация, чуждая европейцам психотехника, активно входит в нашу жизнь.

    Все больше и больше появляется литературы о восточных учениях, многие

    мастера приглашают на занятия йоге, цигун и другим направлениям восточной

    философии. Как и другие психотехники, расширяющие сознание, позволяющие

    выйти за рамки обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации

    предлагают то, в чем, очевидно, нуждаются многие европейцы. Несмотря на то,

    что многие исследователи настороженно относятся к этому (например, Юнг

    считал, что путем имитации методов, взращенных совсем иными

    психологическими условиями, ничего не добьешься) все больше людей

    привлекает возможность обнаружить и развить скрытые возможности, выходящие

    за рамки обыденных норм.

    Однако отсутствие научного объяснения этих возможностей превращает

    использование таких психотехник в подчас опасное занятие. Необходима

    дальнейшая разработка вопросов о природе сознания. Таким образом,

    актуальность выбранной темы очевидна, перед нами стоит проблема изучения

    способов изменения сознания.

    Цель данного исследования – получить представление о научном описании

    различных состояний сознания и о том, в какое из этих состояний можно войти

    с помощью медитации. Медитативные техники представляют также немалый

    интерес для изучения «изнутри», то есть крайне привлекательной

    представляется перспектива исследовать состояние сознания при медитации

    пройдя на практике весь этот процесс. Но, к сожалению, подобные практики

    требуют очень серьезного подхода и большого количества времени.

    Медитация: многообразие определений и практик

    Роль медитативных практик в европоцентристской культуре XX века

    Стрессовые ситуации, преждевременное старение, психосоматические

    болезни, информационные перегрузки, быстрый темп жизни и экологические

    проблемы – этому мы обязаны эпохе научно-технической революции.

    Технократический характер современной цивилизации порождает отсталость в

    развитии духовной составляющей человека. Современный человек затрудняется

    найти ответы на свои вопросы в науке, литературе или философии, и решения

    проблем духовного развития остаются в зачаточном состоянии.

    Как писал Шри Ауробиндо, “духовность не есть интеллектуальность, не

    идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не

    есть религиозность или страстный эмоциональный подъём духа... Духовность в

    своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего

    существа, нашей души...”

    Приход медитации на Запад ознаменовался быстротой и размахом. Поэтому

    понятен и оправдан рост интереса к медитативным практикам, который в

    западном обществе активно начался в эпоху хиппи, “детей цветов”, когда

    зародилось движение ньюэйдж и всевозможные институты развития способностей

    человека типа Esalen и Big Sur.

    Основные черты большинства медитативных практик

    Какие черты медитативных практик можно выделить как характерные?

    Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума,

    отрешённость от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации,

    от всех внутренних, второстепенных переживаний. Начиная со средоточения ума

    на объекте и проходя через этап проникновения в объект, практикующий

    полностью растворяется в нём, сливается с ним – объект заполняет

    пространство сознания. Как правило, характер объекта определённым образом

    ограничивает глубину достигаемой концентрации. Как только внимание

    отвлекается от объекта концентрации, медитирующий должен произвольным

    усилием воли вернуть его к объекту. Постепенно, по мере тренировок помехи

    всё меньше отвлекают внимание и объект остаётся центром концентрации. На

    этом этапе доминируют чувства энтузиазма, удовлетворения, иногда

    наблюдаются светящиеся образы, необычные телесные ощущения. По мере

    углубления концентрации человека могут посещать видения, ментальные

    процессы в виде образов оживляются при уменьшении сфокусированности. При

    последующем продвижении возникает момент, когда исчезает обыденное

    сознание, полностью рассеиваются ощущения и посторонние мысли. Более

    глубокие уровни концентрации связаны с обращением ума к чувствам восторга и

    блаженства; появляется невозмутимость, сознание бесконечного.

    По моему мнению, это рассеивание ощущений и посторонних мыслей в

    процессе медитации, существует во всех системах медитации, только

    называется разными именами: “остановка внутреннего диалога” у Кастанеды,

    механический “ненужный разговор” у Гурджиева и так далее.

    Независимо от идейной подоплёки, практикующие медитацию учатся

    контролировать и управлять умом, что приводит к улучшению памяти, внимания;

    приобретают чувство глубинного спокойствия, психической релаксации,

    улучшают психическое функционирование, что в свою очередь ведёт к улучшению

    соматического состояния. Эти попутные эффекты не являются единственной

    целью медитации. Одна из общих черт медитативных практик – идея о том, что

    медитация должна стать образом жизни практикующего.

    При всех видах медитации достигается этап, который описывается как

    прозрение, экстаз, просветление, прорыв за пределы обычного сознания,

    состояния ума, “прыжок” в бессознательное, к глубинным пластам своего

    существа, пребывание в сфере сознания как противоположности сфере рассудка,

    ума.

    Изложенные общие черты можно найти как в древнейших формах медитативных

    практик (дзэн, йога), так и в современных техниках (аутотренинг,

    трансцендентальная медитация).

    Исторические направления медитативной практики

    Медитативные практики в индуизме, йоге, тантризме

    Подавляющее большинство населения Индии исповедует индуизм. Как религия

    индуизм сформировался к середине 1-го тысячелетия до н.э. на основе

    ведийской религии и брахманизма. В основе системы индуизма лежат Веды.

    Центральное место в системе ведийских представлений имеет концепция

    Брахмана – высшей объективной реальности, безличного духовного начала, из

    которого возникает мир со всем в ним находящимся. Для восстановления

    человеческого единства необходима практика йоги. Основная практика

    ведийской йоги – аскетическая практика и отречение от мирских благ. Один из

    основных методов ранней йоги – постепенное отключение разума от чувств и от

    объектов внешнего мира. Самым хорошим средством для этого считалось

    сосредоточение на Брахмане.

    Система индийской йоги отличается своей многоаспектностью: физические и

    психические свойства человека получают в ней своё гармоническое развитие.

    Все стороны функционирования физического тела, ума и психики в йоге

    детально согласованы. Медитативная практика в ёё рамках имеет строго

    определённое положение в общей системе упражнений.

    Большое влияние на развитие теоретико-философского фундамента йоги

    оказал трактат “Йогасутра” Патанджали. Патанджали определяет сущность йоги

    в прекращении деятельности ума, в устойчивом сохранении чистоты ума.

    Достигнуть этого можно с помощью упражнений, умственно-духовных усилий,

    достигаемых сосредоточением и медитацией. Согласно Патанджали, для того,

    чтобы выявить духовную составляющую человека, необходимо мысленно

    отказаться от восприятия зрительных, слуховых и чувственных образов.

    Большая заслуга Патанджали заключается и в том, что он сформулировал

    концепцию “восьмеричного пути”, отражающую последовательность ступеней

    практики, позволяющую занимающимся в полном соответствии с природными

    принципами достичь высших уровней физического и духовного развития.

    Можно выделить несколько способов и уровней медитативной практики.

    Традиционно их подразделяют на 2 больших группы: “медитация с формой” и

    “медитация без формы”. В первом случае медитирующий направляет сознание на

    работу с объектом, имеющим определённую форму (цветок, пламя свечи и т.д.),

    во втором случае объектом медитации становятся не имеющие формы объекты

    (понятия, идеи и т.д., например, понятие Брахмана).

    Мантра-йога определяется как искусство достижения духовного прогресса

    при помощи контроля звуковых вибраций специальных форм – мантр. Модификация

    умственно-психического состояния человека посредством мантр может привести

    к возбуждению или успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т.д.

    Мантра может состоять как из нескольких звуков, так и из нескольких слов.

    Непрерывное произнесение мантр в йоге практикуется в джапа-медитации.

    истоки мантра-йоги коренятся в древнем представлении о вселенских

    вибрациях. В янтра-йоге объектами медитации становятся особые изображения.

    В надо-йоге объектами медитации являются внутренние звуки. В кундалини-йоге

    эффект погружения в состояние транса обусловлен соответствующими приёмами

    управления скрытой энергии организма.

    Тантризм – религиозно-философское течение, сочетающее в себе принципы

    ведийской йоги с положениями буддизма. К VII-VIII векам учение

    размежевалось на две ветви: тантризм Левой руки и тантризм Правой руки.

    Триада “мысль – слово – действие” признавалась нераздельными гранями

    всеобъемлющего единства Вселенной. Все основные положения в тантризме

    подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса. Согласно

    представлениям тантризма, звучание мантр вызывает в теле вибрационные

    колебания, обуславливающие те или иные состояния разума и сознания.

    Истинное значение каждой мантры познаётся в процессе медитации над ней; тем

    самым устанавливается тесное единство мысли и слова. В практике тантризма,

    как и в других учениях, большое внимание уделяется высшим способностям

    человека (“сиддхи”).

    Буддистская медитация как метод духовного развития

    Правильное сосредоточение имеет четыре ступени. На первом этапе ум

    сосредотачивается на осмыслении и истолковании истин; на втором этапе

    отбрасываются излишние умствование и беспокойство; на третьей ступени идёт

    освобождение от радости рассеивания сомнений и от ощущения телесности;

    наконец, четвёртая ступень – это достижение полной невозмутимости,

    безразличия и отрешённости.

    Процесс созерцания (дхьяна) может также быть разделён на четыре

    ступени:

    . спокойное и свободное от чувственности исследование предмета,

    выбранного для созерцания;

    . мысль остаётся сосредоточенной на предмете созерцания, но ум

    освобождается от рассуждений;

    . ум полностью освобождается от всех страстей и индивидуализма;

    . очищенность и безразличность ума ко всем воздействиям.

    Медитативные традиции буддизма не были предназначены простым людям

    (разделение на кзотерическое/эзотерическое учение). Методика буддийской

    медитации имела значительно больше сложных элементов и прямо связана с

    другими эзотерическими традициями Востока. Например, широко распространена

    была концентрация на цветных кругах, медитация над отражением Луны над

    поверхностью водной глади, а также представление себя размером с насекомое.

    После того, как удавалось добиться ощущения окружающего мира с точки зрения

    мелкого насекомого, следовало в процессе медитации представить себя

    величиной с гору. Считалось, что благодаря такой практике достигается

    космическое расширение сознания.

    Созерцание движущихся вод, волнистой поверхности гор в чём-то было

    аналогично действию музыки, танца, ритму произнесения мантр – оно вырывало

    человека из-под власти реальности, погружая в состояние транса. Восприятие

    мира в средневековом Китае было медитативным, сосуществуя рядом с

    созерцательными упражнениями и формируясь под их влиянием.

    В буддизме медитация – это не просто упражнение, которое проводится в

    комнате и не связано с жизнью. С точки зрения буддиста – это нечто, что

    помогает сделать жизнь лучше.

    В процессе медитации делаются обязательные три вещи: изучение того, чем

    занимается практикующий; затем обдумывание этого до тех пор, пока он

    поймёт; затем взращивание благотворной привычки медитировать. В этом

    процессе медитация интегрируется и становится частью её практикующего. В

    буддизме не предлагается делать что-то, исходя лишь из слепой веры. Только

    поняв учение и убедившись в том, что практикующий хочет его применять, он

    начинает медитировать. Таким образом, медитация означает взращивание

    определенной благотворной привычки, превращение ее в часть нас самих.

    Сам процесс буддийской медитации состоит из двух частей:

    . «аналитическая» медитация;

    . «стабилизирующая» медитация .

    Первая часть помогает медитирующему различить, увидеть вещи некоторым

    более благотворным образом, видеть реальность, а не проекции собственных

    фантазий. Это делается для того, чтобы почувствовать. На этом уровне

    процесс практики не вербален. Научившись смотреть на мир, чувствуя в себе

    подобные благотворные установки, практикующему можно переходить к

    стабилизирующей ступени, которая состоит в том, что мы максимально

    сосредотачиваемся на том, что он видит.

    При занятиях медитацией важно научиться сосредотачиваться, избавиться

    от помех, а для того, чтобы удерживать сосредоточение, нужно корректировать

    свое внимание, когда оно отвлекается. В разных буддийских традициях это

    делается по разному. Рекомендуется не быть привязанным к единственной

    практике.

    В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых

    можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный

    объект, или даже сам ум, процесс мышления. В практиках Махаяны предлагается

    концентрировать внимание на ментальных явлениях. В тантре для

    сосредоточения используется визуализация самих себя в образе Будды.

    Медитативные практики в даоизме и чань (дзэн)-буддизме

    Корни дзэн были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришел в Китай

    из Индии в 6 веке. Впоследствии, в 12 столетии, учение Дзэн проникло и в

    Японию. Дзэн описывали как "особое учение без священных текстов, вне слов и

    букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его

    природу, и ведет к просветлению".

    Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей

    природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием

    самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати

    и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни

    Востока.

    Дух Дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность

    искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение

    врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много

    значений, но ни одно из них не определено полностью.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.