Логопсихотерапия
пациента входит направленность и на получение хороших результатов в каждом
виде лечебной деятельности, и на похвалу со стороны руководителя группы,
родителей и близких (принимающих непосредственное участие в данный момент в
работе группы или отсутствующих), и на становление желаемых отношений со
всеми участниками сложной комплексной группы семейной логопсихотерапии.
Лечебное поведение также побуждается всегда не одним, а несколькими
мотивами, среди которых доминирующими на разных этапах и в разных ситуациях
становятся то одни, то другие. И если особая забота учителя состоит в том,
чтобы у школьника сформировался, прежде всего, учебно-познавательный мотив,
ориентирующий ребенка на овладение новыми способами учебных действий и на
осознание этого мотива, — в процессе социореабилитации основным мотивом
является направленность пациентов на овладение новыми приемами и формами
конструктивного речевого общения (межличностного, группового,
внутриличностного), свободой управления своими психическими состояниями.
Задача логопсихотерапевта здесь также состоит в способствовании развитию
рефлексии (критическому анализу, сознанию ситуации, явления),
саморефлексии, взаиморефлексии, повышению самоценности и осознанию
пациентом и его родственниками важности этого мотива, превращение его в
один из ведущих не только в дальнейшей работе, но в жизнедеятельности и вне
группы, по окончании лечебного курса.
Особенность мотивации как одной го сторон мотивационной сферы состоит в
том, что она прямо связана СО СМЫСЛОМ, личностной значимостью выполняемой
деятельности. Так, если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то
это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и
наоборот, — с изменением смысла меняется мотивация деятельности. Как
отмечают педагоги-исследователи, возможны разные пути формирования новых
мотивов учения. Отметим, что подобное явление мы наблюдаем и в передовом
опыте воспитания и перевоспитания личности (А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов, В.А.Караковский и др.). Говоря о лечебно-
реабилитационном процессе, можно также отметить, что в ряде случаев
рождение новых мотивов самоизлечения происходит тогда, когда удается
придать действиям человека личностный смысл, который ранее не имел для него
внутренней значимости. Это ярко проявляется на I пропедевтическом этапе в
ходе выполнения библиотерапевтических заданий. И как в случае изменения
отношения школьника (зачастую на первых этапах обучения) к выполнению
домашних заданий, можно усматривать и в появлении новых мотивов к излечению
у пациентов проявление творческой активности.
И если в школьной практике в ряде случаев формирование новых
познавательных мотивов целесообразнее строить не через реальную учебную
работу, а сразу через осознание мотивов (чему способствует определенная
организация активных учебных действий ребенка), то и в воспитательной
практике А.С.Макаренко быстрая "переориентация" в мотивационной сфере
воспитанников достигалась порой методом "взрыва" и методом авансированного
доверия. Аналогично этому педагогическому методу доктор К..М. Дубровский
выстроил свой сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии — метод
"одномоментного" снятия ряда функциональных неврозов, в том числе и
заикания, — а Ю.Б.Некрасова заложила в методику логопсихотерапии принцип
выстраивания "портрета неповторимости" пациента.
Анализируя мотивацию учебной деятельности, психолога подчеркивают тот факт,
что учителю необходимо специально организовывать предметное наполнение
познавательной потребности и тем самым — переход от общей познавательной
активности к познавательному мотиву, поскольку наличие познавательной
потребности само по себе не вызывает и не определяет учебную деятельность,
если первая не связывается с предметом ее удовлетворения. Тем самым среди
необходимых условий эффективной учебной деятельности актуализируется задача
формирования у школьника умений ставить самостоятельные цели в учебной
работе. В процессе "лечебного перевоспитания" подобная задача ставится как
необходимость формирования и целенаправленного развития интрагенной
активности пациента не только в лечебной группе, но и за ее пределами, в
дальнейшей жизнедеятельности. (Мы понимаем под ЦЕЛЬЮ направленность
активности субъекта на промежуточный результат, представляющий этап
достижения предмета потребности в любом виде деятельности.)
Следует отметить, что ДИНАМИКА МОТИВОВ И ИХ ОСОЗНАНИЯ особо
прослеживается в ходе процесса социореабилитации от этапа к этапу: во
многих случаях изначальная довольно "пассивная" мотивация к излечению
сменяется на желание и готовность к активной самостоятельной деятельности
по изменению не только речевого поведения, но и своей личности; отказу от
стереотипов внутрисемейного и межличностного общения. Уже на первом
пропедевтическом этапе у большинства пациентов происходит переосмысление
своего отношения не только к болезни, но и к процессу лечения, своей роли в
нем и ответственности за результат. В зависимости от смены мотива (от
пассивно-наблюдательного участия к активной включенности и вовлеченности в
процесс социореабилитации) меняется и смысл терапевтической деятельности
родителей и родственников больного. И ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПЕВТА
является превращение процесса принятия готовых целей пациентом в процесс
активного целеполагания им самим, что осуществляется в ходе совместных
активных действий с группой и ее руководителем. Этого с необходимостью
требует один из основных принципов методики — сотворчество психотерапевта и
пациента.
Существенная сторона мотивационной сферы любого вида деятельности — это
ИНТЕРЕС именно к этой деятельности, что тесно связано с уровнем ее
сформированности. И здесь находит выражение и проявление состояния других
сторон мотивационной сферы — МОТИВОВ И ЦЕЛЕЙ. Так, А.Н. Леонтьев полагал,
что для возбуждения интереса к учению у младших школьников необходимо
сначала создать мотив, а затем открыть им возможность нахождения цели (а
точнее — системы целей в изучаемом материале): "Интересный учебный предмет
— это и есть учебный предмет, ставший "сферой целей" учащегося в связи с
тем или иным побуждающим его мотивом". Еще раз в связи с этим подчеркнем,
что для многократно и безуспешно
лечившихся уже взрослых пациентов элемент вызывания, формирования и
закрепления заинтересованного отношения к процессу лечения приобретает
очень важное значение, — и один из основополагающих принципов методики
логопсихотерапии — принцип парадоксальности, нестандартности,
нетрадиционности применяемых наряду с традиционными методов лечения.
Таким образом, мы с необходимостью обращаемся и к проблеме ИНТЕРЕСА в
лечебно-воспитательном процессе. Исследователи порой выделяют в качестве
основной черты интереса ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОКРАШЕННОСТЬ, связь с эмоциональными
переживаниями человека. Но, подчеркивая важность этой особенности,
психологи говорят о связи интереса с положительными эмоциями больше на
первых, начальных этапах возникновения любознательности (например, у
ученика при знакомстве с новыми учебными предметами, у маленького ребенка
при появлении в поле зрения новой яркой игрушки и т.д.), и при этом
подчеркивают, что для поддержания устойчивости интереса, например, в
области образования, необходима СФОРМИРОВАН НОСТЬ учебной деятельности, а
также связанные с ней СПОСОБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ постановке учебных
целей и их разрешению.
О РОЛИ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ" мотивационной стороны процесса
социореабилитации в данной методике — речь особая, поскольку в основе
логопсихотерапии лежит метод эмоционально-стрессовой психотерапии. И здесь
следует говорить не только о самом сеансе эмоционально-стрессовой
психотерапии, — большинство элементов методики рассчитаны на эмоциональный
отклик пациента и его родственников и прежде всего — на развитие и
поддерживание у них положительных психических состояний.
Выстраивая МОТИВАЦИОННУЮ СТОРОНУ ПРОЦЕССА СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ, мы
исходим из положения о том, что психологическое изучение мотивации и
"оздоровление" мотивационной сферы, ее формирование — две стороны одного и
того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности пациента
и членов его ближайшего окружения. Изучение и изменение мотивации — это
выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего
развития у каждого пациента и (в пределах возможного) его семьи на всех
этапах процесса социореабилитации , а также у логопсихотерапевтической
группы в целом на всех этапах групповой работы в плане развития мотивации к
полному излечению. Еще раз подчеркнем, что в отличие от многих известных
зарубежных методик, которые не столько излечивают дефект речи, сколько учат
больного скрывать и "обходить" свой недостаток, или приводят к "соглашению"
со своим недугом, — рассматриваемая методика позволяет подавляющему
большинству пациентов улучшить речь, нормализовать речевое поведение, а в
случае "чистого" логоневроза "снять" заикание полностью. Методика
способствует значительной трансформации личности и поведения больных: для
многих из них лечение становится поворотным пунктом в судьбе, открывает
возможность освоить недоступную раньше профессию или по-настоящему проявить
себя в прежней. Вылеченные люди начинают познавать богатство и прелесть
полноценного общения, полноту жизни.
Результаты изучения мотивационной сферы заикающихся на подготовительном
этапе становятся основой для выстраивания стратегии и тактики работы с
каждым пациентом и его родственниками, а также с группой на всех этапах
логопсихотерапии. Вместе с тем в процессе формирования мотивации к
излечению вскрываются ее резервы, поэтому подлинное изучение мотивационной
сферы личности и ее диагностика совпадают с ходом ее становления. Анализ
мотивационной стороны всего процесса лечебного перевоспитания — сложного,
многоэтапного, многоуровневого и длительного по времени — дает нам
основание рассматривать процесс групповой семейной логопсихотерапии как
формирующий психолого-подагогический эксперимент. В свою очередь А.Б.Орлов,
рассматривая подобный тип эксперимента (длительный психолого-педагогический
эксперимент) как синтетический метод, отмечает, что он относится не столько
к методам изучения, сколько к методам формирования мотивации деятельности,
причем данный метод выступает в качестве широкого экспериментального
контекста для использования всех других методов изучения мотивации и
сопоставления их влияния. Это мы и постараемся показать, анализируя
конкретный опыт работы в рамках групповой семейной логопсихотерапии.
Роль динамической психотерапевтической диагностики в социореабилитации
Убедительная диагностика неврозов, отграничение их от сходной патологии,
изучение динамики болезни должны всегда предусматривать три основных
критерия: 1 — выраженность и своеобразие клинических проявлений, 2 —
структуру и особенности личности больного и 3 — тип патогенной конфликтной
для них ситуации. В.Н.Мясищевым и его сотрудниками для исследования
неврозов был разработан метод клинико-патогенетического анализа. Этот метод
основан на тщательном анамнестическом изучении истории развития болезни в
соотношении с историей развития личности больного, прежде всего с
особенностями его эмоционального реагирования, спецификой формирования,
структурой и функционированием его системы отношений. Понимая логоневроз
(заикание) прежде всего как нарушение системы речевого общения,
межличностных и внутриличностных отношений, и мы, следуя методу
В.Н.Мясищева, используем для диагностики не только сведения, полученные из
анамнеза, но и материалы наблюдений в ходе процесса логопсихотерапии (метод
изучения в процессе лечения).
На подготовительном (пропедевтическом) этапе в блоке динамической
психотерапевтической диагностики для пациентов есть авторские
(Ю.Б.Некрасовой) опросники в форме управляемых сочинений — "Речевой
дневник", "Самохарактеристика до и после лечения", тест на лидерство и др.
Нами в диагностический блок для родителей было введено сочинение "Я и моя
семья", а также ряд тестов на исследование мотивации. Работая в рамках
семейной логопсихотерапии, мы разделяем мнение Б.Д.Карвасарского о том, что
в связи с представлениями о первичных (способствующих возникновению) и
вторичных (способствующих сохранению) механизмах развития неврозов, следует
подчеркнуть важность психосоциального аспекта позитивной диагностики,
отражающего настоящую жизненную ситуацию больного, взаимоотношения его с
окружающими, их требования по отношению к больному, способы разрешения
больным патогенной ситуации, характер используемых защитных психологических
механизмов и др.
Следуя замечанию А.Л.Леонтьева, что смысл "выступает... прежде всего как
отношение, которое создается в жизни, в деятельности субъекта" и что
"сознательный смысл отражает отношение мотива к цели", говоря о динамике
основных жизненных смыслов в процессе психотерапии (а именно это является
ее основной целью, как подчеркивает К.Роджерс), в данной методике, на наш
взгляд, следует особо выделить начальный момент 1-го — пропедевтического —
этапа лечения — первую консультативную встречу будущего пациента и его
родственников (их присутствие обязательно) с логопсихотерапевтом. Эта
встреча обязательно проводится при участии проходящих в данный момент
лечение или уже вылеченных пациентов, а также студентов-психологов и
дефектологов, помогающих в работе логопсихотерапевтической группы, т.е.
"прилюдно" (это своего рода уже первый мини-сеанс эмоционально-стрессовой
психотерапии, который достаточно ярко высвечивает для всех некоторые
личностные характеристики будущего пациента и особенности его
взаимоотношений с близкими родственниками).
Так, 23-летний пациент В.Е., которого мать (врач по профессии) привезла,
опасаясь проявлений суицидного комплекса, — после первой встречи в группе
написал:
— "В тот день, мне кажется (я уверен в этом), я показал и вывалил перед
всеми все свое нутро, которое любил и даже уважал...3а очень многое,
сказанное тогда, мне уже сейчас стыдно. И я отмечаю это с радостью. Лед
тронулся".
И этот же В.Е., присутствуя на следующий день в группе во время
консультации другого пациента, 19-летнего М.М., на его вопрос — "когда
начнется лечение?" — ответил: "Ты разве не понял? — Оно уже началось!" —
тем самым еще раз подтвердив начавшиеся с ним серьезные личностные
изменения. Характерный факт: В.Е. приехал к нам накануне возможного
отчисления его из университета из-за плохих ответов на экзаменах по причине
заикания и невозможности уже в течение трех месяцев получить зарплату в
учреждении, где работал сторожем: он уходил от кассы, будучи не в состоянии
произнести свою фамилию. Налицо у пациента был сильный логоневроз, который
удалось снять сразу при первой консультации. В течение всех двух недель,
проведенных далее в группе, которая уже проходила контрольно-поддерживающий
этап, В.Е. ни разу не заикался. На одном из занятий в ответ на замечания,
высказанные группой по поводу его поведения, он сам признался: "С вами
сейчас говорит уже другой В.Е., — не тот, что был вчера".
И такие "превращения" наблюдаются не только у пациентов: отец 15-летнего
А.А, ожидавший на консультации традиционного разговора с врачом "с глазу на
глаз", после этой встречи написал нам: "Был крайне удивлен необычностью
консультации: болезнь — дело интимное, а здесь присутствовало столько
людей... Но все они выразили такую заинтересованность и сочувствие... Как
бы ни сложились наши дальнейшие отношения, за эту встречу — спасибо!". Мама
20-летнего Ш.А. подчеркнула: "После консультации, где присутствовало так
много интересных людей, у меня и моего сына появилась уверенность в
возможности излечения".
В подобных случаях, на наш взгляд, можно найти подтверждение у
К.Роджерса, который писал: "...когда у меня есть данный ("поддерживающий")
...тип отношений и когда другой человек может как-то чувствовать их, я
верю, что НЕИЗБЕЖНО произойдут изменения и человек будет конструктивно
развиваться". Следует отметить, что в каждый определенный момент, на каждом
определенном временном отрезке у человека, как правило, нет только одного
жизненного смысла, а есть сложный комплекс смыслов (здесь можно говорить о
разноплановых, более или менее осознанных и неосознанных смыслах, выделяя
среди них ведущие, главные, "сквозные" — как долгосрочные жизненные цели).
В психотерапии, по нашему мнению, можно вести речь только об условиях
возможных изменений смыслов в заданном психотерапевтическом направлении.
В рассматриваемой методике социореабилитации весь 1-ый
пропедевтический этап лечения (помимо наглядной психотерапии — присутствия
на сеансе эмоционально-стрессовой терапии, на занятиях в группе, на
выпускном вечере в качестве зрителя) построен на динамической
психотерапевтической диагностики, в основе которой — нетрадиционный метод
библиотерапии — лечения книгой. Диагностический блок для пациентов состоит
из 15 тестов и опросников и 30 специально подобранных художественных
произведений в особой "связке". Задания высылаются пациенту по мере их
выполнения в определенной последовательности. Данная диагностика является
динамической и психотерапевтической, поскольку проводится в течение
длительного времени (не менее полугода), "на расстоянии" (многие наши
пациенты — иногородние) и требует ответов только в письменном виде, что для
больных с трудностями речевого общения обеспечивает щадящий режим и
позволяет "раскрыться" в доступной им письменной форме, а главное —
сформировать устойчивую мотивацию к излечению.
В рамках семейной логопсихотерапии ЗАДАЧИ, необходимые для решения на
начальном этапе ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ставились
следующие:
1) заинтересовать, включить родителей и родственников пациентов в
начавшийся с их близким человеком психотерапевтический процесс, не мешая
его развитию;
2) получить дополнительный диагностический материал, позволяющий определить
характер семейных дисгармоний, связанных с нарушениями общения у пациента,
отношение его к дефекту,
сформировать установку на сотрудничество и осознание своей роли в
предстоящем лечении близкого человека, снять возможные сопротивления
предстоящей работе. С этой целью родители и родственники пациентов были
включены в динамическую психотерапевтическую диагностику, апробированную и
прошедшую многолетнюю проверку в системе данной методики.
Диагностический блок для родителей и родственников выстроен на основе
и с соблюдением основных принципов комплексного диагностического блока для
пациентов. Он содержит в себе как традиционные психологические методы
исследования (стандартизованные тесты С.Розенцвейга, Рикс-Уэссмана,
Д.Тейлор (шкала тревожности) и др.), так и специально разработанные или
специфичные только для данного контингента (опросники по семье, управляемое
сочинение "Я и моя семья", "Мотивация и потребность"). Особое место в
данной диагностике занимает письменный анализ предложенной
библиотерапевтической литературы.
Основные задачи, решаемые на пропедевтическом этапе и для самих
пациентов, и для их родственников, в рамках данной динамической
психотерапевтической диагностики были следующие:
* установление психолого-педагогического диагноза испытуемого с опорой на
неповторимые индивидуальные особенности, на сохранный личностный
потенциал;
* прогноз и планирование "лечебного перевоспитания";
— непосредственное начало "лечебного перевоспитания" через ряд изменений в
потребностно - мотивационной сфере, формирование психологической установки
на выздоровление и работу в
группе, формирование "оптимистической модели будущего". Одной из главных
гипотез проведенного диагностического исследования являлось предположение о
возможности включения членов ближайшего окружения пациентов в работу на
пропедевтическом этапе и выполнение ими заданий, аналогичных "детским".
Другой гипотезой служило предположение о том, что в случае включения
родственников в выполнение задания проявятся основные принципы и функции
диагностического блока для пациентов, которые в общих чертах сводятся к
единству диагностики и психокоррекции, а также информативности всех
элементов системы блока.
[pic]
Исходя из представленной структуры данного диагностического блока, анализ
полученных материалов проводился по следующим показателям:
а) наличие и особенности "прямых" тем (т.н. "блочных", заданных самим
предлагаемым произведением), о чем говорится в 3-й колонке приведенной
таблицы № 3, а также проявление "личных" для каждого испытуемого тем и их
содержание;
б) переживание психических состояний (их отражение в сочинениях,
опросниках и текстах библиотерапии);
в) выявление т.н. "якорных" произведений, ставших основными для пациента
или его родственника, где исследуемый раскрывается наиболее полно,
эмоционально ярко. Эти произведения, как правило, связаны с
переосмыслением каких-либо жизненных фактов или событий, открытием для
себя новых знаний, — что говорит о происходящем психокоррекционном
эффекте;
г) соотношение полученных данных с показателями тестов и опросников;
д) выявление "опорных" для психотерапевта черт индивидуальности,
позволяющих выстроить "портрет неповторимости" личности испытуемого и
"портрет неповторимости" его семьи. Полученные результаты убедили нас, что
данный диагностический блок "работает" и на новой выборке — родители и
родственники, — имея столь же высокую диагностическую и
психотерапевтическую эффективность, как и среди пациентов.
Страницы: 1, 2, 3
|