МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Логопсихотерапия

    пациента входит направленность и на получение хороших результатов в каждом

    виде лечебной деятельности, и на похвалу со стороны руководителя группы,

    родителей и близких (принимающих непосредственное участие в данный момент в

    работе группы или отсутствующих), и на становление желаемых отношений со

    всеми участниками сложной комплексной группы семейной логопсихотерапии.

    Лечебное поведение также побуждается всегда не одним, а несколькими

    мотивами, среди которых доминирующими на разных этапах и в разных ситуациях

    становятся то одни, то другие. И если особая забота учителя состоит в том,

    чтобы у школьника сформировался, прежде всего, учебно-познавательный мотив,

    ориентирующий ребенка на овладение новыми способами учебных действий и на

    осознание этого мотива, — в процессе социореабилитации основным мотивом

    является направленность пациентов на овладение новыми приемами и формами

    конструктивного речевого общения (межличностного, группового,

    внутриличностного), свободой управления своими психическими состояниями.

    Задача логопсихотерапевта здесь также состоит в способствовании развитию

    рефлексии (критическому анализу, сознанию ситуации, явления),

    саморефлексии, взаиморефлексии, повышению самоценности и осознанию

    пациентом и его родственниками важности этого мотива, превращение его в

    один из ведущих не только в дальнейшей работе, но в жизнедеятельности и вне

    группы, по окончании лечебного курса.

    Особенность мотивации как одной го сторон мотивационной сферы состоит в

    том, что она прямо связана СО СМЫСЛОМ, личностной значимостью выполняемой

    деятельности. Так, если изменяется мотив, ради которого школьник учится, то

    это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и

    наоборот, — с изменением смысла меняется мотивация деятельности. Как

    отмечают педагоги-исследователи, возможны разные пути формирования новых

    мотивов учения. Отметим, что подобное явление мы наблюдаем и в передовом

    опыте воспитания и перевоспитания личности (А.С.Макаренко,

    В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов, В.А.Караковский и др.). Говоря о лечебно-

    реабилитационном процессе, можно также отметить, что в ряде случаев

    рождение новых мотивов самоизлечения происходит тогда, когда удается

    придать действиям человека личностный смысл, который ранее не имел для него

    внутренней значимости. Это ярко проявляется на I пропедевтическом этапе в

    ходе выполнения библиотерапевтических заданий. И как в случае изменения

    отношения школьника (зачастую на первых этапах обучения) к выполнению

    домашних заданий, можно усматривать и в появлении новых мотивов к излечению

    у пациентов проявление творческой активности.

    И если в школьной практике в ряде случаев формирование новых

    познавательных мотивов целесообразнее строить не через реальную учебную

    работу, а сразу через осознание мотивов (чему способствует определенная

    организация активных учебных действий ребенка), то и в воспитательной

    практике А.С.Макаренко быстрая "переориентация" в мотивационной сфере

    воспитанников достигалась порой методом "взрыва" и методом авансированного

    доверия. Аналогично этому педагогическому методу доктор К..М. Дубровский

    выстроил свой сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии — метод

    "одномоментного" снятия ряда функциональных неврозов, в том числе и

    заикания, — а Ю.Б.Некрасова заложила в методику логопсихотерапии принцип

    выстраивания "портрета неповторимости" пациента.

    Анализируя мотивацию учебной деятельности, психолога подчеркивают тот факт,

    что учителю необходимо специально организовывать предметное наполнение

    познавательной потребности и тем самым — переход от общей познавательной

    активности к познавательному мотиву, поскольку наличие познавательной

    потребности само по себе не вызывает и не определяет учебную деятельность,

    если первая не связывается с предметом ее удовлетворения. Тем самым среди

    необходимых условий эффективной учебной деятельности актуализируется задача

    формирования у школьника умений ставить самостоятельные цели в учебной

    работе. В процессе "лечебного перевоспитания" подобная задача ставится как

    необходимость формирования и целенаправленного развития интрагенной

    активности пациента не только в лечебной группе, но и за ее пределами, в

    дальнейшей жизнедеятельности. (Мы понимаем под ЦЕЛЬЮ направленность

    активности субъекта на промежуточный результат, представляющий этап

    достижения предмета потребности в любом виде деятельности.)

    Следует отметить, что ДИНАМИКА МОТИВОВ И ИХ ОСОЗНАНИЯ особо

    прослеживается в ходе процесса социореабилитации от этапа к этапу: во

    многих случаях изначальная довольно "пассивная" мотивация к излечению

    сменяется на желание и готовность к активной самостоятельной деятельности

    по изменению не только речевого поведения, но и своей личности; отказу от

    стереотипов внутрисемейного и межличностного общения. Уже на первом

    пропедевтическом этапе у большинства пациентов происходит переосмысление

    своего отношения не только к болезни, но и к процессу лечения, своей роли в

    нем и ответственности за результат. В зависимости от смены мотива (от

    пассивно-наблюдательного участия к активной включенности и вовлеченности в

    процесс социореабилитации) меняется и смысл терапевтической деятельности

    родителей и родственников больного. И ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПЕВТА

    является превращение процесса принятия готовых целей пациентом в процесс

    активного целеполагания им самим, что осуществляется в ходе совместных

    активных действий с группой и ее руководителем. Этого с необходимостью

    требует один из основных принципов методики — сотворчество психотерапевта и

    пациента.

    Существенная сторона мотивационной сферы любого вида деятельности — это

    ИНТЕРЕС именно к этой деятельности, что тесно связано с уровнем ее

    сформированности. И здесь находит выражение и проявление состояния других

    сторон мотивационной сферы — МОТИВОВ И ЦЕЛЕЙ. Так, А.Н. Леонтьев полагал,

    что для возбуждения интереса к учению у младших школьников необходимо

    сначала создать мотив, а затем открыть им возможность нахождения цели (а

    точнее — системы целей в изучаемом материале): "Интересный учебный предмет

    — это и есть учебный предмет, ставший "сферой целей" учащегося в связи с

    тем или иным побуждающим его мотивом". Еще раз в связи с этим подчеркнем,

    что для многократно и безуспешно

    лечившихся уже взрослых пациентов элемент вызывания, формирования и

    закрепления заинтересованного отношения к процессу лечения приобретает

    очень важное значение, — и один из основополагающих принципов методики

    логопсихотерапии — принцип парадоксальности, нестандартности,

    нетрадиционности применяемых наряду с традиционными методов лечения.

    Таким образом, мы с необходимостью обращаемся и к проблеме ИНТЕРЕСА в

    лечебно-воспитательном процессе. Исследователи порой выделяют в качестве

    основной черты интереса ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОКРАШЕННОСТЬ, связь с эмоциональными

    переживаниями человека. Но, подчеркивая важность этой особенности,

    психологи говорят о связи интереса с положительными эмоциями больше на

    первых, начальных этапах возникновения любознательности (например, у

    ученика при знакомстве с новыми учебными предметами, у маленького ребенка

    при появлении в поле зрения новой яркой игрушки и т.д.), и при этом

    подчеркивают, что для поддержания устойчивости интереса, например, в

    области образования, необходима СФОРМИРОВАН НОСТЬ учебной деятельности, а

    также связанные с ней СПОСОБНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ постановке учебных

    целей и их разрешению.

    О РОЛИ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПОЛНЕНИЯ" мотивационной стороны процесса

    социореабилитации в данной методике — речь особая, поскольку в основе

    логопсихотерапии лежит метод эмоционально-стрессовой психотерапии. И здесь

    следует говорить не только о самом сеансе эмоционально-стрессовой

    психотерапии, — большинство элементов методики рассчитаны на эмоциональный

    отклик пациента и его родственников и прежде всего — на развитие и

    поддерживание у них положительных психических состояний.

    Выстраивая МОТИВАЦИОННУЮ СТОРОНУ ПРОЦЕССА СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИИ, мы

    исходим из положения о том, что психологическое изучение мотивации и

    "оздоровление" мотивационной сферы, ее формирование — две стороны одного и

    того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности пациента

    и членов его ближайшего окружения. Изучение и изменение мотивации — это

    выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего

    развития у каждого пациента и (в пределах возможного) его семьи на всех

    этапах процесса социореабилитации , а также у логопсихотерапевтической

    группы в целом на всех этапах групповой работы в плане развития мотивации к

    полному излечению. Еще раз подчеркнем, что в отличие от многих известных

    зарубежных методик, которые не столько излечивают дефект речи, сколько учат

    больного скрывать и "обходить" свой недостаток, или приводят к "соглашению"

    со своим недугом, — рассматриваемая методика позволяет подавляющему

    большинству пациентов улучшить речь, нормализовать речевое поведение, а в

    случае "чистого" логоневроза "снять" заикание полностью. Методика

    способствует значительной трансформации личности и поведения больных: для

    многих из них лечение становится поворотным пунктом в судьбе, открывает

    возможность освоить недоступную раньше профессию или по-настоящему проявить

    себя в прежней. Вылеченные люди начинают познавать богатство и прелесть

    полноценного общения, полноту жизни.

    Результаты изучения мотивационной сферы заикающихся на подготовительном

    этапе становятся основой для выстраивания стратегии и тактики работы с

    каждым пациентом и его родственниками, а также с группой на всех этапах

    логопсихотерапии. Вместе с тем в процессе формирования мотивации к

    излечению вскрываются ее резервы, поэтому подлинное изучение мотивационной

    сферы личности и ее диагностика совпадают с ходом ее становления. Анализ

    мотивационной стороны всего процесса лечебного перевоспитания — сложного,

    многоэтапного, многоуровневого и длительного по времени — дает нам

    основание рассматривать процесс групповой семейной логопсихотерапии как

    формирующий психолого-подагогический эксперимент. В свою очередь А.Б.Орлов,

    рассматривая подобный тип эксперимента (длительный психолого-педагогический

    эксперимент) как синтетический метод, отмечает, что он относится не столько

    к методам изучения, сколько к методам формирования мотивации деятельности,

    причем данный метод выступает в качестве широкого экспериментального

    контекста для использования всех других методов изучения мотивации и

    сопоставления их влияния. Это мы и постараемся показать, анализируя

    конкретный опыт работы в рамках групповой семейной логопсихотерапии.

    Роль динамической психотерапевтической диагностики в социореабилитации

    Убедительная диагностика неврозов, отграничение их от сходной патологии,

    изучение динамики болезни должны всегда предусматривать три основных

    критерия: 1 — выраженность и своеобразие клинических проявлений, 2 —

    структуру и особенности личности больного и 3 — тип патогенной конфликтной

    для них ситуации. В.Н.Мясищевым и его сотрудниками для исследования

    неврозов был разработан метод клинико-патогенетического анализа. Этот метод

    основан на тщательном анамнестическом изучении истории развития болезни в

    соотношении с историей развития личности больного, прежде всего с

    особенностями его эмоционального реагирования, спецификой формирования,

    структурой и функционированием его системы отношений. Понимая логоневроз

    (заикание) прежде всего как нарушение системы речевого общения,

    межличностных и внутриличностных отношений, и мы, следуя методу

    В.Н.Мясищева, используем для диагностики не только сведения, полученные из

    анамнеза, но и материалы наблюдений в ходе процесса логопсихотерапии (метод

    изучения в процессе лечения).

    На подготовительном (пропедевтическом) этапе в блоке динамической

    психотерапевтической диагностики для пациентов есть авторские

    (Ю.Б.Некрасовой) опросники в форме управляемых сочинений — "Речевой

    дневник", "Самохарактеристика до и после лечения", тест на лидерство и др.

    Нами в диагностический блок для родителей было введено сочинение "Я и моя

    семья", а также ряд тестов на исследование мотивации. Работая в рамках

    семейной логопсихотерапии, мы разделяем мнение Б.Д.Карвасарского о том, что

    в связи с представлениями о первичных (способствующих возникновению) и

    вторичных (способствующих сохранению) механизмах развития неврозов, следует

    подчеркнуть важность психосоциального аспекта позитивной диагностики,

    отражающего настоящую жизненную ситуацию больного, взаимоотношения его с

    окружающими, их требования по отношению к больному, способы разрешения

    больным патогенной ситуации, характер используемых защитных психологических

    механизмов и др.

    Следуя замечанию А.Л.Леонтьева, что смысл "выступает... прежде всего как

    отношение, которое создается в жизни, в деятельности субъекта" и что

    "сознательный смысл отражает отношение мотива к цели", говоря о динамике

    основных жизненных смыслов в процессе психотерапии (а именно это является

    ее основной целью, как подчеркивает К.Роджерс), в данной методике, на наш

    взгляд, следует особо выделить начальный момент 1-го — пропедевтического —

    этапа лечения — первую консультативную встречу будущего пациента и его

    родственников (их присутствие обязательно) с логопсихотерапевтом. Эта

    встреча обязательно проводится при участии проходящих в данный момент

    лечение или уже вылеченных пациентов, а также студентов-психологов и

    дефектологов, помогающих в работе логопсихотерапевтической группы, т.е.

    "прилюдно" (это своего рода уже первый мини-сеанс эмоционально-стрессовой

    психотерапии, который достаточно ярко высвечивает для всех некоторые

    личностные характеристики будущего пациента и особенности его

    взаимоотношений с близкими родственниками).

    Так, 23-летний пациент В.Е., которого мать (врач по профессии) привезла,

    опасаясь проявлений суицидного комплекса, — после первой встречи в группе

    написал:

    — "В тот день, мне кажется (я уверен в этом), я показал и вывалил перед

    всеми все свое нутро, которое любил и даже уважал...3а очень многое,

    сказанное тогда, мне уже сейчас стыдно. И я отмечаю это с радостью. Лед

    тронулся".

    И этот же В.Е., присутствуя на следующий день в группе во время

    консультации другого пациента, 19-летнего М.М., на его вопрос — "когда

    начнется лечение?" — ответил: "Ты разве не понял? — Оно уже началось!" —

    тем самым еще раз подтвердив начавшиеся с ним серьезные личностные

    изменения. Характерный факт: В.Е. приехал к нам накануне возможного

    отчисления его из университета из-за плохих ответов на экзаменах по причине

    заикания и невозможности уже в течение трех месяцев получить зарплату в

    учреждении, где работал сторожем: он уходил от кассы, будучи не в состоянии

    произнести свою фамилию. Налицо у пациента был сильный логоневроз, который

    удалось снять сразу при первой консультации. В течение всех двух недель,

    проведенных далее в группе, которая уже проходила контрольно-поддерживающий

    этап, В.Е. ни разу не заикался. На одном из занятий в ответ на замечания,

    высказанные группой по поводу его поведения, он сам признался: "С вами

    сейчас говорит уже другой В.Е., — не тот, что был вчера".

    И такие "превращения" наблюдаются не только у пациентов: отец 15-летнего

    А.А, ожидавший на консультации традиционного разговора с врачом "с глазу на

    глаз", после этой встречи написал нам: "Был крайне удивлен необычностью

    консультации: болезнь — дело интимное, а здесь присутствовало столько

    людей... Но все они выразили такую заинтересованность и сочувствие... Как

    бы ни сложились наши дальнейшие отношения, за эту встречу — спасибо!". Мама

    20-летнего Ш.А. подчеркнула: "После консультации, где присутствовало так

    много интересных людей, у меня и моего сына появилась уверенность в

    возможности излечения".

    В подобных случаях, на наш взгляд, можно найти подтверждение у

    К.Роджерса, который писал: "...когда у меня есть данный ("поддерживающий")

    ...тип отношений и когда другой человек может как-то чувствовать их, я

    верю, что НЕИЗБЕЖНО произойдут изменения и человек будет конструктивно

    развиваться". Следует отметить, что в каждый определенный момент, на каждом

    определенном временном отрезке у человека, как правило, нет только одного

    жизненного смысла, а есть сложный комплекс смыслов (здесь можно говорить о

    разноплановых, более или менее осознанных и неосознанных смыслах, выделяя

    среди них ведущие, главные, "сквозные" — как долгосрочные жизненные цели).

    В психотерапии, по нашему мнению, можно вести речь только об условиях

    возможных изменений смыслов в заданном психотерапевтическом направлении.

    В рассматриваемой методике социореабилитации весь 1-ый

    пропедевтический этап лечения (помимо наглядной психотерапии — присутствия

    на сеансе эмоционально-стрессовой терапии, на занятиях в группе, на

    выпускном вечере в качестве зрителя) построен на динамической

    психотерапевтической диагностики, в основе которой — нетрадиционный метод

    библиотерапии — лечения книгой. Диагностический блок для пациентов состоит

    из 15 тестов и опросников и 30 специально подобранных художественных

    произведений в особой "связке". Задания высылаются пациенту по мере их

    выполнения в определенной последовательности. Данная диагностика является

    динамической и психотерапевтической, поскольку проводится в течение

    длительного времени (не менее полугода), "на расстоянии" (многие наши

    пациенты — иногородние) и требует ответов только в письменном виде, что для

    больных с трудностями речевого общения обеспечивает щадящий режим и

    позволяет "раскрыться" в доступной им письменной форме, а главное —

    сформировать устойчивую мотивацию к излечению.

    В рамках семейной логопсихотерапии ЗАДАЧИ, необходимые для решения на

    начальном этапе ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ставились

    следующие:

    1) заинтересовать, включить родителей и родственников пациентов в

    начавшийся с их близким человеком психотерапевтический процесс, не мешая

    его развитию;

    2) получить дополнительный диагностический материал, позволяющий определить

    характер семейных дисгармоний, связанных с нарушениями общения у пациента,

    отношение его к дефекту,

    сформировать установку на сотрудничество и осознание своей роли в

    предстоящем лечении близкого человека, снять возможные сопротивления

    предстоящей работе. С этой целью родители и родственники пациентов были

    включены в динамическую психотерапевтическую диагностику, апробированную и

    прошедшую многолетнюю проверку в системе данной методики.

    Диагностический блок для родителей и родственников выстроен на основе

    и с соблюдением основных принципов комплексного диагностического блока для

    пациентов. Он содержит в себе как традиционные психологические методы

    исследования (стандартизованные тесты С.Розенцвейга, Рикс-Уэссмана,

    Д.Тейлор (шкала тревожности) и др.), так и специально разработанные или

    специфичные только для данного контингента (опросники по семье, управляемое

    сочинение "Я и моя семья", "Мотивация и потребность"). Особое место в

    данной диагностике занимает письменный анализ предложенной

    библиотерапевтической литературы.

    Основные задачи, решаемые на пропедевтическом этапе и для самих

    пациентов, и для их родственников, в рамках данной динамической

    психотерапевтической диагностики были следующие:

    * установление психолого-педагогического диагноза испытуемого с опорой на

    неповторимые индивидуальные особенности, на сохранный личностный

    потенциал;

    * прогноз и планирование "лечебного перевоспитания";

    — непосредственное начало "лечебного перевоспитания" через ряд изменений в

    потребностно - мотивационной сфере, формирование психологической установки

    на выздоровление и работу в

    группе, формирование "оптимистической модели будущего". Одной из главных

    гипотез проведенного диагностического исследования являлось предположение о

    возможности включения членов ближайшего окружения пациентов в работу на

    пропедевтическом этапе и выполнение ими заданий, аналогичных "детским".

    Другой гипотезой служило предположение о том, что в случае включения

    родственников в выполнение задания проявятся основные принципы и функции

    диагностического блока для пациентов, которые в общих чертах сводятся к

    единству диагностики и психокоррекции, а также информативности всех

    элементов системы блока.

    [pic]

    Исходя из представленной структуры данного диагностического блока, анализ

    полученных материалов проводился по следующим показателям:

    а) наличие и особенности "прямых" тем (т.н. "блочных", заданных самим

    предлагаемым произведением), о чем говорится в 3-й колонке приведенной

    таблицы № 3, а также проявление "личных" для каждого испытуемого тем и их

    содержание;

    б) переживание психических состояний (их отражение в сочинениях,

    опросниках и текстах библиотерапии);

    в) выявление т.н. "якорных" произведений, ставших основными для пациента

    или его родственника, где исследуемый раскрывается наиболее полно,

    эмоционально ярко. Эти произведения, как правило, связаны с

    переосмыслением каких-либо жизненных фактов или событий, открытием для

    себя новых знаний, — что говорит о происходящем психокоррекционном

    эффекте;

    г) соотношение полученных данных с показателями тестов и опросников;

    д) выявление "опорных" для психотерапевта черт индивидуальности,

    позволяющих выстроить "портрет неповторимости" личности испытуемого и

    "портрет неповторимости" его семьи. Полученные результаты убедили нас, что

    данный диагностический блок "работает" и на новой выборке — родители и

    родственники, — имея столь же высокую диагностическую и

    психотерапевтическую эффективность, как и среди пациентов.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.