МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Лидерство

    лидер на группу, чем группа на лидера.

    Положение индивида в группе и его отношение к ней зависят от многих

    факторов, куда входят как свойства индивида, так и свойства группы.

    Психологи принципиально разграничивают коллективистическое самоопределение

    личности, которая сознательно идентифицируется с коллективом, принимая его

    нормы и ценности в качестве своих собственных, и конформность, т. е.

    склонность индивида уступать психологическому давлению группы, изменять

    свое мнение в угоду большинству.

    Итак, рассмотрев лидерство с теоретической точки зрения, мы подошли к

    её практической части.

    4.Исследование личностных особенностей лидеров 10 «б» класса.

    4.1.Социометрия.

    В своём исследовании я не ставила себе задачу рассмотреть «формальных»

    лидеров, т.к. они в основном назначаются учителями и авторитетны только в

    тех ситуациях, где целью является само обучение, поэтому они должны

    обладать свойствами необходимыми для организации и руководства класса. Я же

    хочу узнать, по каким личностным чертам схожи лидеры, которые получили свой

    статус в процессе межличностных взаимоотношений. Для этого я с помощью

    социометрии, методом разработанным Дж. Морено, определила лидера нашего

    класса. Вообще социометрический тест предназначен для диагностики

    эмоциональных симпатий между членами группы и решения следующих задач:

    А) Измерение степени сплочённости-разобщённости в группе;

    Б) Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам

    симпатии-антипатии (лидеры, звёзды, отвергнутые)

    Бланк ответов:

    | |Ф.И.О. |Близкий друг |Товар|Вместе |Только |Не хочу |

    | | | |ищ |учиться |здороватьс|здороват|

    | | | | | |я |ься |

    | |Аверина | | | | | |

    | |Алымова | | | | | |

    | |Андреев | | | | | |

    | |Антоньев | | | | | |

    | |Бирюкова | | | | | |

    | |Бирюля | | | | | |

    | |Бовичева | | | | | |

    |8 |Болбат | | | | | |

    | |Васильева | | | | | |

    В тесте участвовало 33 человека. Численность класса составляет 37

    человек.

    Из полученной диаграммы видно, что в нашем классе выделяется два лидера

    №12 и №32. Важно отметить, что №12- это девочка, а №32- мальчик. Для того,

    чтобы узнать как они различаются обратимся к дифференциальной психологии.

    4.2.Теория черт личности.

    У истоков отечественной дифференциальной психологии стояли

    прославленные физиологи И. М. Сеченов, И.П. Павлов, психологи В.Д.

    Небылицын и Б.М. Теплов, изучавшие психофизиологические основы

    индивидуальных различий. Огромное влияние на современную концепцию

    индивидуальных различий оказали американские психологи Г. Олпорт, Р.

    Кеттелл и английский психолог немецкого происхождения Г. Айзенк. Ими

    разработана структурно-динамическая теория черт, которая по праву считается

    одной из основных общепсихологических теорий.

    Логика рассуждений при разработке теорий черт сводилась к следующему:

    если попытаться установить основные характеристики, по которым люди

    существенно отличаются друг от друга, то станет возможной разработка

    тестов, позволяющих определять количественные значения выявленных

    параметров для каждого человека и сравнить эти параметры между собой.

    Черта личности означает обобщённую тенденцию поведения и ожиданий.

    Например, «я впечатлительный» означает устойчивую черту, тогда как «меня

    впечатляют твои успехи» означает лишь внутреннее временное состояние

    реагирования.

    Устойчивость многих личностных черт во времени подтверждена

    экспериментальными исследованиями американского психолога Л.Р. Гуесмана с

    соавторами. Было выявлено, что различия между детьми в агрессивности,

    доминирования, зависимости, социальности и застенчивости сохраняются со

    среднего и позднего детства через подростковые годы вплоть до взрослости.

    Таким образом, под чертой личности следует понимать устойчивые

    особенности человека, проявляющиеся на протяжении длительного времени и

    мало изменяющиеся в различных житейских ситуациях. Основными особенностями

    черт личности является степень выраженности (у разных людей степень

    выраженности черт различна), трансситуативность (проявление черт в

    различных ситуациях) и измеряемость (черты личности доступны измерения с

    помощью специализированных опросников и тестов). В экспериментальной

    психологии личности наиболее широко исследованы такие показатели, как

    экстраверсия – интраверсия, конформизм – доминантность, застенчивость –

    смелость, тревожность, ригидность, импульсивность и др.

    При разработке теории черт были выдвинуты три основные задачи:

    1. Установить основные параметры, по которым люди существенно

    отличаются друг от друга.

    2. Убедиться, что эти параметры остаются достаточно постоянными от

    ситуации к ситуации.

    3. Выявить, как и почему возникают эти индивидуальные различия.

    Первая и вторая задачи решались в ходе теоретических и

    экспериментальных исследований теорий черт Г. Олпортом, Р. Кэттеллом, Г.

    Айзенком и их последователями. В решении третьей задачи наметились три

    подхода:

    1. Наследственный, генетический принцип (Анна Анастази)

    2. Индивидуальные различия порождаются критическими событиями,

    происходящими в младенческом и детском возрасте, - такова позиция

    психоанализа (З.Фрейд)

    3. Индивидуальные различия – результат подражания родителям (А.

    Бандура)

    4. Индивидуальные различия опосредованы особенностями центральной

    нервной системы, имеют психофизиологическую основу (В.Д. Небылицын,

    Б.М. Теплов, Г. Айзенк)

    Согласно теории черт поведение детерминировано в основном не жизненными

    ситуациями, а индивидуальными особенностями людей. Люди различаются между

    собой по степени выраженности определенных личностных черт, которые

    оказывают значительное влияние на поведение.

    Выдающейся заслугой Рэймонда Кэттелла является разработка

    многофакторного личностного опросника 16PF(Sixteen Personality Factor

    Questionnaire). Впервые опросник был опубликован в 1950 г. Предназначен

    опросник для измерения 15 факторов и интеллекта(16 личностных черт). Каждый

    из этих факторов получил двойное название, характеризующее степень его

    выраженности – сильную и слабую.

    Вопрос о том, какое количество факторов необходимо и достаточно для

    адекватного психологического описания личности, остаётся открытым.

    Некоторые исследователи считают, что для полной психологической

    характеристики личности вполне достаточно рассмотреть всего три фактора (Г.

    Айзенк), другие утверждают, что необходимо оценить 5 независимых черт (Р.

    МакКрае), третьи, – что не достаточно и 20 черт (Р. Мейли). Для своей

    работы я выбрала тест-опросник 16PF, т.к. он, на мой взгляд, даёт более

    полную характеристику личности. Кроме того, он очень прост в обработке.

    Полярные значения факторов теста-опросника 16PF

    |Индекс|Отрицательный полюс |Положительный полюс |

    |фактор| | |

    |а | | |

    |А |Сизотимия (обособленность, |Аффектотимия (сердечность, |

    | |отчужденность): |доброта): |

    | |Конфликтность; |легкость общения; |

    | |— ригидность; |— гибкость, |

    | |— холодность; |приспособленность |

    | |—скрытность, |— добросердечность; |

    | |—неразговорчивость |— открытость; |

    | |сдержанность; |— эмоциональность; |

    | |подозрительность; |доверчивость; |

    | |осторожность; |беспечность; |

    | |—отгорженность, |— общительность |

    | |—эгоистичность | |

    |В |Низкий интеллект: |Высокий интеллект: |

    | |— низкие умственные |— высокие умственные способности; |

    | |способности; |быстро соображает; |

    | |медленно соображает; |понимает абстракции; |

    | |не понимает абстракции; |— широкие интеллектуальные |

    | |— нет интеллектуальных |интересы; |

    | |интересов; |упорный, настойчивый; |

    | |не доводит дело до конца; |образованный |

    | |необразованный | |

    |С |Слабость «Я» (эмоциональная |Сила «Я» (эмоциональная |

    | |неустойчивость): |устойчивость): |

    | |— имеет много невротических |— свободный от невротических |

    | |симптомов; |симптомов: |

    | |— ипохондрик (чрезмерно |— неипохондричен, не проявляет |

    | |беспокоится о состоянии |заботы о состоянии здоровья; |

    | |здоровья); |— интересы постоянны; |

    | |— переменчив, неустойчив |— спокойный; |

    | |в интересах; |— реалистичен в отношении жизни; |

    | |— легко расстраивается; |настойчив, упорен; |

    | |— уклоняется от |умеет держать себя в руках; |

    | |ответственности: |безмятежный |

    | |не доводит дело до конца: | |

    | |невыдержан; | |

    | |тревожный | |

    |Е |Конформность (покорность, |Доминантность (настойчивость, |

    | |зависимость): |напористость): |

    | |—подчиняющийся; |— независимый; |

    | |— неуверенней в себе; |— самоуверенный; |

    | |— скромный; |— хвастливый; |

    | |тактичный; |— экстрапунитивный; |

    | |робкий, осторожный; |грубый, бесцеремонный; |

    | |доброжелательный; |смелый; |

    | |— послушный |конфликтный: |

    | | |— своенравный |

    |F |Десургенсия (рассудительность,|Сургенсия (беспечность): |

    | |озабоченность); |жизнерадостный; |

    | |печальный: |общительный: |

    | |избегающий общества; |— энергичный: |

    | |— апатичный: |— разговорчивый; |

    | |— молчаливый; |— спокойный; |

    | |— беспокойный; |— живой, проворный: |

    | |— медлительный, осторожный; |доверчивый; |

    | |подозрительный; |гибкий |

    | |ригидный | |

    |G |Слабость «Сверх-Я» |Сила «Сверх-Я» (высокая |

    | |(недобросовестность): |совестливость): |

    | |— непостоянный, переменчивый; |— стойкий, упорный; |

    | |— легкомысленный; |— обязательный; |

    | |— потворствующий своим |— дисциплинированный; |

    | |желаниям; |— собранный; |

    | |— небрежный, |высоко моральный; |

    | |аморальный; |— ответственный; |

    | |безответственный; |— внимательный к людям; |

    | |— небрежный в обыденной |— требовательный к порядку |

    | |жизни; | |

    | |— расхлябанный | |

    |Н |Тректия (робость, |Пармия (смелость в общении): |

    | |застенчивость): |— общительный: |

    | |— застенчивый; |— оживляется в присутствии лиц |

    | |— смущается в присутствии |противоположного пола; |

    | |лиц противоположного пола; |— отзывчивый; |

    | |— сдержанный; |— эмоциональные и артистические |

    | |— ограниченные интересы; |интересы; |

    | |— враждебный; |— дружелюбный; |

    | |— сдержанный; |— импульсивный; |

    | |— осторожный; |— беззаботный: |

    | |— испытывает страх к жизни |— любит быть на виду |

    |I |Харрия (суровость, жесткость):|Премсия (мягкосердечность, |

    | | |Нежность): |

    | |— эмоционально зрелый; |— нетерпеливый, требовательный; |

    | |— независимый; |— зависимый; |

    | |— реалист; |— сентиментальный; |

    | |— рационалист, подчиняющий |— эмоциональный, чувствительный; |

    | |чувства рассудку; |— наслаждается фантазиями; |

    | |— не фантазирует, практичен; |действует по интуиции; |

    | |— действует по логике; |— мягкий к себе и окружающим |

    | | |— ипохондрик, беспокоится о |

    | |— не обращает внимания |здоровье |

    | |на физические недомогания | |

    |L |Алаксия (доверчивость): |Протенсия (подозрительность): |

    | |— слишком доверчив; |— недоверчивый; |

    | |— не ревнивый; |— ревнивый; |

    | |— бескорыстный; |— завистливый; |

    | |— легко забывает трудности; |— фиксирован на неудачах; |

    | |— покладистый; |— раздражительный; |

    | |— терпимый, прощает, |— тиран; |

    | |понимает; |— склонен к соперничеству; |

    | |— уступчив; |— повышенная самооценка, |

    | |— чувство собственной не |высокомерие |

    | |значительности | |

    |М |Праксерния (практичность): |Аутия (мечтательность): |

    | |— занят решением практических |— поглощен своими идеями; |

    | |вопросов; |— интересуется абстрактными |

    | |— занят устройством личных |проблемами; |

    | |дел; |— увлечен фантазиями; |

    | |— избегает всего необычного; |— непрактичный, легко отступает от |

    | |— руководствуется объективной |реальности; |

    | |реальностью, |— неуравновешен, легко приходит в |

    | |— надежен в практических |восторг |

    | |вопросах; | |

    | |— спокойный, твердый | |

    |N |Безыскусственность (наивность,|Искусственность (проницательность, |

    | |простота): |расчетливость): |

    | |— прямой, бестактный; |— изысканный, умеет себя вести; |

    | |— неконкретный ум; |— точный ум; |

    | |— эмоционально |— эмоционально сдержанный; |

    | |недисциплинированный; |— искусственный, наигранный в |

    | |— естественный, |поведении; |

    | |непосредственный; |— эстетически изощренный; |

    | |— простые вкусы; |— проницателен по отношению к |

    | |— неопытен в анализе |окружающим; |

    | |мотивировок; |— честолюбивый; |

    | |— доволен достигнутым; |— осторожный, срезает |

    | |— обращается с людьми |«углы» |

    | |вольно, непочтительно | |

    |O |Гипертимия (самоуверенность) |Гипотимия (склонность к чувству |

    | |— веселый, жизнерадостный; |вины) |

    | |— спокойный, самонадеянный; |— печальный, грустный; |

    | |— безмятежный; |—беспокойный, озабоченный; |

    | |—нечувствительный к |ранимый, впечатлительный; |

    | |замечаниям и упрекам; |обязательный, чувствительный к |

    | |— бесстрашный; |замечаниям и порицаниям; |

    | |— беззаботный; |— боязливый; |

    | |— энергичный, активный; |— погруженный в мрачные раздумья; |

    | |— расслабленный |— усталый, ипохондричный; |

    | | |— напряженный |

    |Q1 |Консерватизм (ригидность) |Радикализм (гибкость) |

    |Q2 |Социабельность |Самодостаточность |

    | |(зависимость от группы) |(самостоятельность) |

    |Q3 |Импульсивность (низкий |Контроль желаний (высокий |

    | |Самоконтроль поведения) |Самоконтроль поведения) |

    |Q4 |Расслабленность |Напряженность |

    Для более точного определения качеств, характерных для лидера была

    предпринята попытка взять для сравнения личность отвергаемого человека в

    нашем классе. Но при анализе ответов было выявлено, что ответы отвергаемого

    не соответствуют действительности, т. е. желаемое выдаётся за

    действительное, и это подтверждает теорию Карделла о существовании качеств

    – «разъединителей», которые резко отрицательно сказываются на формировании

    такого качества, как лидерство.

    ДИАГРАММА

    Если сделать анализ всех 16 черт представленных в данной диаграмме, то

    можно определить какие из них характерны для лидера в данной социальной

    группе (мой класс).

    Факторы:

    1. (I) эмпатия, сочувствие, мягкость, понимание и др.

    2. (Q4) повышенная мотивация в реализации, активное неудовлетворение

    стремлений

    3. (B) интеллект

    4. (M) воображение, высокий творческий потенциал

    5. (Q1) интеллектуальные интересы, стремление к информированности.

    6. (E) независимость

    Многие из черт личности у мальчика и у девочки не сходятся. Это объясняется

    тем, что, во-первых, с мальчиком мы учимся с первого класса, а девочка

    пришла в нашу школу только два года назад, поэтому ей, конечно, требуются

    помимо тех качеств, которыми обладает мальчик ещё и другие - такие как,

    например, общительность. Во-вторых, мальчики взрослеют и формируются

    позднее, чем девочки и это в какой-то степени влияет на разрозненность их

    черт личности.

    Все эти факторы можно разделить на три группы:

    . B,M,Q1-интеллектуальные особенности

    . C,G,I,O,Q4-эмоционально-волевые

    . A,H,F,E,Q2,N,L-коммуникативные

    Из этого следует, что для лидера в нашем классе необходимы

    интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности личности. Что и

    подтверждает следующий опыт.

    4.3 Личностный дифференциал

    Ни один вывод не может быть сделан на основе только одного теста,

    поэтому я использовала ещё один тест «Личностный дифференциал». Методика

    личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского

    языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о

    структуре личности.

    . Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института

    им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного

    инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания,

    межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-

    психологической и психодиагностической работе, а также в социально-

    психологической практике.

    |0+1. Обаятельный |3210123 - |Непривлекательный |

    |С - 2. Слабый |3210123 + |Сильный |

    |А + 3. Разговорчивый |3210123 - |Молчаливый |

    |0-4. Безответственный |3210123 + |Добросовестный |

    |С + 5. Упрямый |3210123 - |Уступчивый |

    |А - 6. Замкнутый |3210123 + |Открытый |

    |0+7. Добрый |3210123 - |Эгоистичный |

    |С - 8. Зависимый |3210123 + |Независимый |

    |А + 9. Деятельный |3210123 - |Пассивный |

    |0-10 Черствый |3210123 + |Отзывчивый |

    |С + 11. Решительный |3210123 - |Нерешительный |

    |А - 12. Вялый |3210123 + |Энергичный |

    |0 + 13. Справедливый |3210123 - |Несправедливый |

    |С - 14. Расслабленный |3210123 + |Напряженный |

    |А + 15. Суетливый |3210123 - |Спокойный |

    |0 - 16. Враждебный |3210123 + |Дружелюбный |

    |С + 17. Уверенный |3210123 - |Неуверенный |

    |А - 18. Нелюдимый |3210123 + |Общительный |

    |0 + 19. Честный |3210123 - |Неискренний |

    |С - 20. |3210123 + |Самостоятельный |

    |Несамостоятельный | | |

    |А + 21. |3210123 - |Невозмутимый |

    |Раздражительный | | |

    ЛД был сформирован путем отбора слов из современного русского языка,

    описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной

    структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и

    развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и

    языкового опыта.

    Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов,

    обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в

    наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов

    семантического дифференциала:

    1. Оценки

    2. Силы

    3. Активности.

    Интерпретация факторов ЛД

    (О+) самоуважение, Я-концепция, удовлетворение собой

    (О-) критичное отношение к себе

    (С+) уверенность в себе независимость, рассчитывание на свои силы -

    волевые качества

    (С-) зависимость от оценок и обстоятельств

    (А+) высокая активность, импульсивность, общительность,

    экстравертированность

    (А-) интравертированность, пассивность

    АНАЛИЗ ДИАГРАММЫ:

    Девочка Мальчик

    О немного завышена ниже среднего

    С одинаково выше среднего

    А высокая средняя

    Из полученного видно, что для лидера в нашем классе характерна

    повышенная волевая сторона личности, а две другие характеристики не играют

    роли для получения статуса лидера. Всё это свидетельствует только о

    субъективной точке зрения испытуемого, но и эти результаты подтверждают

    значимость высоких эмоционально-волевых качеств, характерных для лидера

    нашего класса.

    5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

    Итак, в реферате сделан обзор одной из теорий лидерства, где

    сформировано представление о личности лидера в социальной группе, а также

    определено как лидеры группы влияют друг на друга. В практической части

    выявлены черты личности, которыми должен обладать лидер с точки зрения

    учеников и учителей нашего класса, а затем проанализированы качества

    личности лидеров класса, выделенных с помощью социометрической методики.

    Тесты (16PF тест Кеттела и «личностный дифференциал») показали, что лидерам

    нашего класса присущи черты: сочувствие, мягкость, понимание, повышенная,

    мотивация в реализации, активное неудовлетворение стремлений, интеллект,

    воображение, высокий творческий потенциал, интеллектуальные интересы,

    стремление к информированности, независимость, но в жизни имеется сколько

    угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими

    достоинствами, так и не стали лидерами. Надо сказать что, выявленные

    качества характерны для лидера только нашего класса, и нигде больше они не

    будут являться гарантом того, что статус того или иного человека повысится.

    Результаты работы позволяют кое-что сказать о нашем классе. Не только

    то, кто является в нем лидером, но и, рассмотрев черты наших лидеров,

    судить о тех качествах, которые ценятся в нашем классе. Это: высокий

    интеллект, эмпатия, умение понять окружающих, а также уверенность в себе,

    независимость, воля. Т.е. мы смогли установить черты личности, которые

    способны влиять на становление статуса лидера или приближенного к нему

    статуса «звезды» в нашем классе. Таким образом, существует возможность для

    «отвергаемых» повысить свой статус. Сознание групповой принадлежности,

    солидарности, товарищеской взаимопомощи – не только облегчает подростку

    некоторое независимое существование от взрослых, но дает ему чрезвычайно

    важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел

    ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для

    юношеского самоуважения. Я надеюсь, что моё небольшое исследование может

    помочь ребятам нашего класса лучше понять себя и задуматься о тех качествах

    личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1) А.В. Петровская, В.В. Шпалинская, Социальная психология коллектива,

    Москва, «Просвещение», 1978

    2) Альманах психологических тестов, Римские Р.Р. и С.А., Москва, «КСП»,

    1995

    3) Ф. Карделл, Психотерапия и лидерство, СПб., Изд-во «Речь», 2000

    4) Большая советская энциклопедия, Главный ред. Прохоров А.М., Третье

    издание, Москва «Советская энциклопедия», 1973

    5) Р.М. Грановская, Элементы практической психологии, Изд-во «Свет», СПб.,

    1997

    6) И.С. Кон, Психология старшеклассника, Москва, «Просвещение», 1980

    7) А.В. Батаршев, Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела, Москва, ТЦ

    Сфера, 2002

    -----------------------

    [pic]

    [pic]

    [pic]

    ?

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.