МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период

    понимает свои личные качества, сочетает чувства общей удовлетворенности

    жизнью с тенденцией к сверхоптимизму, непрактичность.

    3. "Оборонительный тип".

    Менее конструктивная модель приспособления к пожилому возрасту. Такие

    люди преувеличенно эмоционально сдержанны, несколько прямолинейны в своих

    поступках и привычках любят быть само обеспеченными, неохотно принимают

    помощь от других людей. Они избегают высказывать собственное мнение, с

    трудом делятся своими жизненными либо семейными проблемами, отказываются от

    помощи, доказывая себе то, что они независимы. Их отношение к старости

    пессимистично, они не видят преимуществ, в старости и завидуют молодым

    людям. Эти люди с небольшой неохотой и только под давлением окружающих

    оставляют профессиональную работу. Оборонительную позицию они временами

    занимают по отношению ко всей семье, что выражается в избежании проявления

    своих претензий и жалоб в адрес семьи. Защитным механизмом, используемым

    ими против страха смерти и обездоленности является активность "через силу"

    постоянная подпитка внешними действиями.

    4."Враждебнный".

    Люди этого типа агрессивны, взрываются, подозрительны, имеют тенденцию

    к перекладыванию на окружающих собственных претензий и приписыванию им вины

    за все свои неудачи. Они мало реалистичны в оценки действительности.

    Недоверие заставляет их замыкаться и избегать контактов с другими людьми.

    Они отгоняют мысль о переходе на пенсию, ибо, как и люди с оборонительным

    отношением, используют механизмы разрядки напряжения через активность, с

    отягощением. Эти люди не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о

    прогрессирующей утрате сил. Это соединяется с враждебным отношением к

    молодым людям иногда переносом этого отношения на весь мир.

    5. Самоненавидящий.

    Этот тип отличается от предыдущего тем, что агрессия направлена на

    себя. Такие люди критикуют и призирают собственную жизнь. Они пассивны,

    иногда в депрессии, недостаточно инициативны. Они пессимистичны, не верят,

    что могут повлиять на свою жизнь, чувствуют себя жертвой обстоятельств.

    Люди этого типа хорошо осознают, факты старения, но они не завидуют,

    молодым, они не бунтуют, против собственной старости лишь безропотно

    принимают, что шлет судьба. Смерть не беспокоит их, ее они воспринимают как

    избавление от страданий.

    §3. Психологическое развитие и особенности личности в пожилом

    возрасте.

    По вопросу об изменении личности старых людей существует множество

    противоречивых мнений. Они отражают различные взгляды исследователей на

    сущность жизни старения и на трактовку понятия "личность". Некоторые авторы

    отрицают, какие либо существенные изменения личности в старости. Другие все

    соматические и психические изменения, да и саму старость считают

    заболеванием (Пархен и др.) Объясняют они это тем, что старость почти

    всегда сопровождается различными недугами и всегда заканчивается

    смертью.(2) Это крайние точки зрения существует еще множество

    вариантов.

    Вот какое описание приводит в своей работе Е.С Авербух: "У людей в

    позднем возрасте, как правило, падает активность, замедляются психические

    процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется отношение

    явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Во многих случаях

    происходит сужение ин круга интересов частое брюзжание, недовольство

    окружающими. Наряду с этим имеет место идеализации прошлого, тенденция к

    воспоминанию. У старого человека за частую снижается самооценка, возрастает

    недовольство забой неуверенность в себе.(1;с12)

    Отмеченные изменения не в одинаковой степени присущи всем людям в

    старости. Общеизвестно, что многие люди до преклонного возраста сохраняют

    свои личные особенности и творческие возможности. Все мелочное, неважное

    отпадает, наступает известная "просветленность духа", они становятся

    мудрыми.(16;с131)

    Ю.Б Тарнавский пишет о том, что старость - крайне критичный период

    времени. Она требует всех сил личности, чтобы приспособится к окружающей

    обстановке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к

    новому статусу (50). Автор отмечает, что пожилой возраст характеризуется не

    только минусами. Старость несет в себе много ценных, положительных качеств.

    Человек становится рассудительным, опытным.

    Неминуемо наступающие в старости возрастные снижения адаптационных

    возможностей компенсируется профессиональным мастерством, глубокими

    познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни. Адаптационные

    механизмы действительно снижаются, но это может быть успешно

    компенсировано высоким уровнем суждений, широтой кругозора.

    Таким образом, личность человека по мере его старения изменяется, но

    старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как

    биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние

    физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни,

    семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой

    активности). "Человек стареет так и таким образом, как он жил в течение

    жизни и каким он был как личность." (20)

    Старение личности может, провялятся в выделенном зарубежными

    авторами синдроме "неприятия старения", в основе которого лежит

    внутренний конфликт между потребностями личности и ограниченными в силу

    физического и психического постарения возможностью их удовлетворения. Это

    противоречие приводит к явлению фрустрации и разным формам социально-

    психологической дезадаптации личности.(39)

    Влияние социальных и психологических на процесс старения личности

    заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и

    отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной

    деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Это эффект

    усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и

    психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.

    Таким образом, изменения статуса человека в старости вызванной,

    прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности

    трансформацией ценностных ориентиров самого образа жизни и общения, а также

    возникновением различных затруднений как в социально - бытовой так и

    психологической адаптации к новым условиям. Точное и полное знание

    особенностей влияния социально - психологических и биологических факторов

    на процесс старения личности позволит направленно изменить условия, образ

    жизни старых людей таким образом, чтобы способствовать оптимальному

    функционированию личности старого человека и оказывать тем самым

    сдерживающее влияние на процесс ее старения.

    Одной из важнейших систем, входящих в понятие личности, является образ

    самого себя. Это представление человека о себе, своей внешности,

    возможностях, способностях, преимуществах и недостатках, а также

    эмоциональное отношение к себе. Представление о самом себе у старого

    человека зависит главным образом от актуальной жизненной ситуации. Имеет

    место тенденция к поддержанию постоянного представления о собственном Я.

    Постоянство образа Я очень важно для сохранения личностного и

    эмоционального равновесия. Внезапное разрушение самооценки и восприятие

    собственного Я может проявляться в виде неврозов и даже психозов. Важную

    роль играет обратная информация, получаемая по поводу себя от среды, в

    которой живет человек (49)

    Распространенные в обществе стереотипы оказывают влияние на

    формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных

    мнений многие представители поздней взрослости теряют веру в себя, свои

    способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение,

    испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается

    и социальная активность.(8)

    Г. Крайг пишет о том, что мнение о своих возможностях и способностях

    оказывают значительное влияние на эффективность деятельности. Некоторые

    пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память

    и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично

    потеряют контроля над своей жизнью. Под влиянием таких мнений они

    действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над

    обстоятельствами жизни.(7)

    Отрицательная модальность субъективного отношения к себе важный фактор

    не только психического, но и физического старения человека.

    Социально - психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей

    тест, но связана с другими неблагоприятными для них полноценного

    функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря

    работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно - значимых социальных

    ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он

    также оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую

    входят представители разных поколений. ( )

    Таким образом, стареющий человек попадает в уникальную для него по

    степени сложности и непривычности ситуации неопределенности. Человеку

    приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению, в чем

    и заключается одна из трудностей жизни в условиях выхода на пенсию.

    В литературе содержатся противоречивые сведения относительно

    самооценки в позднем возрасте. В одних работах высказывается мнение о том,

    что возраст не влияет на самооценку, самоуважение, другие авторы отмечают

    факт возрастного влияния. При этом по отдельным данным самооценка

    снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие

    другие (Виноградов), а по другим данным характерен высокий уровень

    самооценки в позднем возрасте в сочетание со свойствами неустойчивости и

    неадекватности по типу завышения. (Болтенко)

    А.В Бороздина и О.Н Молчанова в своей работе описывают результаты

    исследования самооценки.(10)

    При описании себя наиболее, часто упоминаемыми у мужчин являются

    категории деловой сферы, женщины делают акцент главным образом на

    личностные качества. Значительное место в описании занимает сфера

    интересов, увлечений. Часть людей констатирует общий интерес к миру, но

    большинство указывают конкретные увлечения. Среди особо распространенных

    чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведение бесед.

    Существенной в самоописании является сфера социальных контактов и в

    частности семьи особенно значима эта сфера для женщин. Также важное место

    занимает описание здоровья, самочувствия. Все перечисленные темы являются

    важными для всего жизненного цикла человека, но у престарелых некоторые из

    них особо акцентируются.

    У престарелых в вопросе выделения ведущего элемента самооценки, как

    основы регуляции поведения, ориентация идет на реальную самооценку, а не на

    идеальную, что типично для предыдущих периодов жизненного цикла. (10)

    Наряду с общими особенностями имеют место резко выраженные

    индивидуальные различия самооценки. Это является, по-видимому, следствием

    общего закона геронтогенеза - закона разнообразия проявляющегося в том, что

    показателем состояний, функций или свойств в этом периоде приобретают

    усиливающуюся вариативность, значительно превышающую таковую в группах

    людей зрелого возраста.

    Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем старости, не

    менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте.

    Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция

    "интеллектуального дефицита", то есть считалось, что в старости наступает

    снижение общих умственных способностей человека. Но современные

    исследования не подтверждают эту концепцию. (56)

    Нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в

    пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за

    чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не

    ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное

    выполнение задания.

    По мере того как доля престарелых в населении увеличивается, все более

    важным становится понимание их когнитивного функционирования. Наиболее

    важный и существенный вопрос заключается в том, насколько морфо-

    функциональные сдвиги, определяющиеся биологическими возрастными

    процессами, могут отражаться в психике человека, интеллектуальных

    характеристиках.(37)

    Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные

    интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не

    выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно

    иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на готовность к

    обучению и решению новых задач то в старости основную роль играет

    способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании

    накопленного опыта и информации. Большое значение имеет степень умственных

    способностей в молодом возрасте, особенно если человек занимается

    творческой, научной деятельностью. Люди интеллектуального труда часто

    сохраняют ясность ума до глубокой старости.

    Американские психологи считают, что в большинстве случаев снижение

    интеллектуальных способностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем

    экономическими или социальными причинами, например изоляцией, а также

    недостаточным образованием и некоторыми другими факторами напрямую не

    связанные со старением. (56)

    Важное место при изучении влияния процесса старения на психические

    процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не

    равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на

    прошлое снижается только в глубокой старости.

    Таким образом, не сводится к процессу угасания. Активное

    приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в это период дает

    возможность дальнейшего развития человека, в частности развитие его

    личности.

    При таком расположении проблемы старости возникает возможность и

    необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не

    только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания

    условия для его психологической адаптации, разработки мер психологического

    обеспечения.

    §4. Психологические фактора старения

    Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развивается,

    достигает зрелости, а затем постепенно начинает увязать, стареть и умирать.

    Старение и старость - нормальное естественное, физиологическое явление,

    это определенный отрезок онтогенеза (1; с.9) Для этого возрастного периода,

    как в прочем и для каждого периода жизни человека-детства, юности, зрелости

    - характерны свои особенности, своя возрастная норма.

    Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот

    период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех

    систем организма.

    Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему,

    но вместе с тем существуют некоторые общие закономерности психического

    старения человека.

    Какие же изменения происходят в организме человека. Д.Ж. Курцмен

    пишет, что с возрастом отмечается потеря психологической гибкости и

    способности к адаптации. И мужчины и женщины становятся менее податливыми,

    у них пропадает охота экспериментировать в жизни. Любовь к новому,

    неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности (30; с.11)

    Автор приводит данные, что год безработицы может уменьшить вероятную

    продолжительность жизни человека, потерявшего, работу на пять лет. Д.Ж

    Курцмен говорит о том, что отставка или выход на пенсию нередко буквально

    убивает людей.

    Немецкий ученый Ота Грегор так же пишет, что одним из важных моментов

    в процессе старения является постепенное снижение адаптации, то есть

    способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным

    ситуациям - как к большим переменам, так и серьезным изменениям в

    жизни.(17)

    Исследователи данного возраста указывают и на позитивные моменты в

    процессе старения.

    В.С. Говоров отмечает, что старение - внутренне противоречивый

    процесс. Наряду с явлением деградации угасания возникают и важные

    приспособительные механизмы.

    Многие их этих адаптационных механизмов последовательно закреплены и

    закономерно наступают на поздних этапах индивидуального развития.

    Выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения

    отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом. (16; с.15)

    Российский геронтолог В.В Фролькинс так же выделяет в старении два

    противоречивых процесса. Первый сводиться к сокращению приспособительных

    возможностей- резервов организма ограничению механизмов само регуляции,

    нарушению обмена и функций организма. Другой же процесс- это мобилизация

    важных приспособительных механизмов. (5; с.165) Научится, управлять

    процессом старения означает, научить подавлять его первую составную часть

    и стимулировать вторую.

    Для того чтобы долголетие рассматривать как достижение человеческой

    цивилизации, социального прогресса, необходимо людей преклонного возраста

    рассматривать как особую группу, как носителей знаний и опыта, а не как

    обузу, приносящие только издержки обществу. По отношению к старости и

    старым людям можно судить о зрелости данного общества, так как существенное

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.