Лекции по педагогической психологии
При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив,
стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности
коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель
проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся,
вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы
коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует
учитель.
При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше
вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от
руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и
указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что
учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного
эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей
руководства.
Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений
учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как
часто его конфликты с учащимися и т.д. Складывающиеся взаимоотношения
учителей с учащимися зависят также от того, насколько педагоги учитывают
возрастные особенности школьников, в частности свойственное подросткам и
юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьника
является обязательным психологическим условием возникновения доверительных
взаимоотношений учащихся с учителями.
В противном случае возникают конфликты учащихся с учителями.
Наблюдается «возрастное своеобразие» в протекании конфликтов. В начальных
классах они проявляются как недовольство ученика учителем. У подростков
нередки открытые столкновения с учителем. В старших классах конфликт может
принять форму скрытого состояния неудовлетворенности у ученика, упорного
несогласия с действиями (точкой зрения) учителя.)
Стиль руководства учителя формируется под влиянием субъективных и
объективных факторов. Под субъективными факторами понимают
характерологические особенности личности учителя. К объективным факторам
относят стиль руководства администрации школы, характер взаимодействия в
учительском коллективе и ряд других факторов.
6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в
виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности,
свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из
множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но
реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля
педагогической деятельности. Он проявляется:
o в темпераменте;
o в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе
методов обучения;
o в подборе средств воспитания;
o в стиле педагогического общения;
o в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в
предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;
o в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит;
воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы
оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит
эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования
передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового
педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт
практически неотделим от личности учителя, а психологическую
индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты
неизбежно оказываются другими.
7. Психологические особенности педагогического коллектива
А.С. Макаренко писал: «... я не представлял и не представляю, можно ли
воспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов».
Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру.
Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля
членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет,
методические объединения учителей-предметников и классных руководителей,
администрация школы.
В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и
кооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует от учителя
владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно
добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять
точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить.
Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает
учитель в педагогическом коллективе.
Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и
опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые
складываются между учителями можно условно назвать официальными и
неофициальными. Первая - общая система межличностных нравственно-
психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив.
Вторая - сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях
между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогического
коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их
воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать
возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное
самосовершенствование педагогов.
Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от
морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие
учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической
деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру
творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от
ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда,
социально-психологической совместимости учителей - членов коллектива;
социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией
школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости
труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства
защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не
только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий,
становится могущественным воспитателем детского коллектива.
Лекция 3. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации учебно-
воспитательного процесса в школе
План
1. Основы деятельности психологической службы в школе
2. Логика и организация психологического изучения личности школьника и
коллектива школьного класса
3. Программа изучения личности школьника
4. Программа изучения коллектива школьного класса
5. Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической
службы
6. Психологические основы анализа урока
1.Основы деятельности психологической службы в школе
Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в
современной школе требуется не только знать теоретические основы
формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования
познавательных процессов, но и выявить условия и специфику этих процессов
применительно к условиям конкретного учебного заведения, применительно к
конкретному классному коллективу и к личности конкретного ребенка. Помочь
решить эти задачи должна школьная психологическая служба.
Психологическая служба в школе представляет собой систему
практического использования психологии для решения комплексных задач
экспертизы, консультации и диагностики. Педагоги, администрация школы,
должны иметь точное представление о потенциальных возможностях, о
психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь
практически реализовать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы
психологической науки для практического педагогического воздействия на
личность и коллектив. Главными направлениями работы психологической службы
в школе являются:
o изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностного
подхода к ребенку;
o оказание помощи классному руководителю в формировании классного
коллектива;
o оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;
o осуществление работы по профессиональной ориентации;
o организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения;
диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.
Психологическая служба выполняет в школе три основные функции:
психодиагностика (получение психологической информации), психокоррекция
(внедрение психологической информации) и психологическое просвещение. Все,
имеющие отношение к воспитанию и обучению, должны постоянно помнить, что
ребенок не есть пассивный объект манипулирования, а активный, наделенный
творческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного процесса.
Все это предполагает учет индивидуальности учащихся, его отличий от
других людей. Вместе с тем, надо отдавать себе отчет в том, что
индивидуальный подход – это лишь частный аспект личностного подхода,
базирующегося на изучении условий включения детей в систему отношений с
взрослыми и сверстниками, учителями.
Необходимо знать статус ребенка в школьном классе, чем определяется и
как изменяется его положение в системе межличностных отношений, какие
изменения претерпевает в этой связи личность школьника.
2.Логика и организация психологического изучения личности школьника и
коллектива школьного класса
В условиях приоритета воспитательных целей школа нуждается в
достоверной психологической информации о личности каждого ученика, о каждом
классном коллективе. Иначе говоря, нужен психологический диагноз и
психологическая диагностика личности и коллектива. Получение
психологической информации, т.е. логика изучения психологических свойств
личности и коллектива требует придерживаться следующей последовательности
этапов:
o определение базовых и рабочих понятий;
o выделение основных свойств (структурных компонентов) понятия, доступных
непосредственному измерению;
o постановка задач исследования;
o подбор методик исследования;
o анализ и интерпретация полученных данных.
Итогом психологической диагностики должна быть информация о
психологических ресурсах каждого школьника, каждого классного коллектива
как основа для совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом и
выбора оптимальных форм и методов работы с классом и отдельными учениками.
Существует также проблема прогнозирования развития личности, особо
актуальная в связи с тем, что в ходе развития, обучения и воспитания
создаются не только знания, умения, навыки, привычки, но и потенциал
психического развития человека – обучаемость, воспитуемость, способности
(Б.Г. Ананьев). А это имеет не меньшее значение, чем обученность,
образованность и воспитанность человека в определенный момент жизни.
3.Программа изучения личности школьника
Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников.
Личностный подход, личность как ценность – становятся отличительными
особенностями современного образования.
Личность – основное психологическое качество человека. Известно
несколько определений личности, приведем некоторые из них:
o личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий
за пределы этих целей (Г. Олпорт);
o личность – направленность человека на будущее, его активное отношение к
нему, построение планов самоутверждения, преодоления собственной слабости
(А. Адлер);
o личность – приоритет внутреннего духовного мира человека над внешним
воздействием, тесная связь сознания и деятельности. Зависимость
познавательных процессов от логики развития личности (С.Л. Рубинштейн);
o личность – уникальный опыт переживания индивидом своего жизненного опыта
(Д. Келли).
Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ»
человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а
способность быть субъектом, т.е. не пассивным потребителем внешних
воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации.
Личность в каждом человеке проявляется индивидуально.
Основные характеристики личности и методы их изучения. Личность –
целостное образование, т.е. человек способен воспринимать мир в целом
(анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое:
«личность что надо», «неприятная личность», неосновательный» или «надежный
человек», творческая личность», «скользкий, как налим» и т.д.
И тем не менее, есть ведущие, устойчивые характеристики личности, к
числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание
(самооценка), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности,
интеллектуальное развитие, успешность деятельности и т.д.
Оценка отдельных характеристик личности дает некоторое представление о
личности в целом. Однако чем больше характеристик будет изучено, тем более
полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко
применяется так называемый «профиль личности», идея создания которого
связана с именем русского профессора Г.И. Россолимо. Предлагаем один из
вариантов профиля личности, включающего наиболее существенные
характеристики школьника в условиях его реальной жизнедеятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА)
|Основные свойства личности |Уровни развития |
| |Низк|Ниже|Сред|Выше|Высо|
| |ий |сред|ний |сред|кий |
| | |него| |него| |
|Ценностные ориентации | | | | | |
|Самооценка | | | | | |
|Уровень притязаний | | | | | |
|Эмоциональное отношение к | | | | | |
|родителям | | | | | |
|Эмоциональное отношение к | | | | | |
|учителям | | | | | |
|Эмоциональное отношение к | | | | | |
|ученикам | | | | | |
|Волевой самоконтроль | | | | | |
|Тревожность | | | | | |
|Негативные эмоциональные | | | | | |
|переживания | | | | | |
|Познавательная активность | | | | | |
|Уровень интеллекта | | | | | |
|Потребность в общении | | | | | |
|Потребность в достижениях | | | | | |
На основе данного «Профиля …» можно получить графический
психологический портрет школьника как основу для составления
«Психологической характеристики личности». А сам «Профиль…» может служить
ориентирующей схемой в исследовании личности школьника.
В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные)
методы изучения как личности в целом (тесты Р. Кеттела, Г. Айзенка и др.),
так и отдельных ее свойств (характеристик).
На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми,
доступными каждому образованному человеку. На самом деле и процедура
изучения личности и, в особенности, обработка и интерпретация полученных
результатов требуют от исследователя высокой профессиональной
психологической культуры.
Любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки,
чревата негативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо
воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в
публичной ситуации. К тому же, душевная жизнь человека очень сложна и не
поддается легким, одноразовым измерениям.
Для избежания ошибок необходимо подходить к диагностике личностных
свойств школьника ответственно, соблюдая логику исследования в психологии.
Желательно выполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс
психолога»:
1. Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в
процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический
эффект.
2. Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения,
особенно в публичной ситуации.
3. Использовать психологическую информацию в интересах обследуемой
личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном
порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.
4. Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. выдерживать
принцип: «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу: «Пришел, измерил и
ушел» (В.В. Давыдов).
5. В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности – к
выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем
– к подбору адекватных методик, а не наоборот.
6. Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они не
были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда
методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|