МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Культурологическая и сексуальная теория Фрейда

    Культурологическая и сексуальная теория Фрейда

    КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

    2СОДЕРЖАНИЕ

    СОДЕРЖАНИЕ..........................................1

    1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................2

    1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3

    1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4

    1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................6

    1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7

    1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................8

    2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............11

    2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11

    2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................14

    3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............16

    3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................16

    4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19

    ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................23

    - 2 -

    МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

    _ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

    Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является

    известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От

    простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-

    ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

    Итогом его научных изысканий послужила теория пси-

    хосексуального развития общества и индивида. В своем

    мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный

    и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об-

    ласти психиатрии, он руководствовался постулатами

    естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво-

    рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа-

    листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-

    пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось

    представление об основополагающем значении для челове-

    ческого поведения "психической энергии", присущей

    инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В

    психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-

    но автономные, но постоянно взаимодействующие между

    собой структуры бессознательного "оно" и сознательного

    "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"

    (см. сноски на последней странице), которое внедряется

    в "Я", но без специального анализа не осознается им.

    По мнению Фрейда, причиной невроза является особого

    рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".

    В чем же заключается основной конфликт этих трех

    субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.

    11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"

    - 3 -

    Если считать, что человек - такое же детище при-

    роды, как и остальные известные нам живые существа, то

    он в определенной мере наделен теми же качествами, что

    и они. Если считать, что животные не наделены таким

    разумом, как человек, то единственной точкой сопри-

    косновения у них являются инстинкты. Как правило, у

    человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-

    мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть

    размножения, которые, в свою очередь, складываются из

    множества инстинктивных факторов. Причем эти два

    инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения

    относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

    ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ-

    ции, которые делают любой организм живым. Изначально

    эти факторы были очень важны, но в связи с развитием

    разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-

    мые утратили свое былое значение. Это произошло пото-

    му, что у человека появились приспособления для добы-

    вания пищи, он стал использовать пищу не только для

    того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения

    свойственной только человеку алчности. Со временем пи-

    ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее

    добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.

    Человек стал строить для себя жилища и другие

    приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.

    Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою

    значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-

    ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

    веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-

    - 4 -

    нуться, которые до этого относились к инстинкту са-

    мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-

    решли в другое качество, то есть они перешли к "либи-

    до". Итак, в результате эволюции, основной движущей

    силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

    11.2.КОНТРОЛЬ "Я"

    Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-

    чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

    Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

    В нашем случае разумом является "эго". Так как

    инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-

    полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-

    костью, то есть в строго концентрированном состоянии

    "оно" находиться не может, потому что в этом случае

    при сосредоточении одних инстинктов, человек из го-

    мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

    росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-

    ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк-

    ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре-

    чия. Так как все находится в развитии и покой относи-

    телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во

    времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в

    ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-

    положить, что каждому предмету и явлению соответствует

    свое время и свое место, то, следовательно, и челове-

    ческой психике присуще свое место и время в общей при-

    роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав-

    нить с клеткой, где происходят соответствующие явле-

    ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а

    - 5 -

    внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-

    нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо

    развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-

    ровалось и претерпевает незначительные изменения, то

    наружная оболочка с развитием культуры все растет и

    утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как

    там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),

    следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-

    лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав-

    ление внутри становится столь велико, что внутреннее

    содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот

    внутренний конфликт и является главным противоречием

    между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не

    случайно с ростом и развитием культуры человечество

    все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но

    главная проблема в том, что человек не догадывается о

    противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих

    запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической

    дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви-

    дел средство восстановления психического здоровья.

    Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна-

    руживается то место в психике, в котором наблюдается

    давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-

    наружив это место и устранив в нем возникшее противо-

    речие, человеку возвращается здоровая психика.

    11.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"

    Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я".

    "Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой

    психики. Так как человек живет в обществе, то оно

    - 6 -

    оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-

    ше рассуждениям. Если человек представляет из себя

    систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна

    существовать не может, она погибает (вычлените из ор-

    ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань,

    та, в свою очередь, образует орган, а последний -

    систему органов, образующих большой, единый организм.

    Так вот оболочки этих клеток соединены между собой.

    Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".

    Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово-

    купность всех общественных отношений (контролирующих

    поведение человека).

    11.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА

    Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и

    "сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна

    люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается

    на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-

    нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был

    запрещен (религией, законодательством). Эту запретную

    установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-

    нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-

    щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.

    Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте

    направлено на близких, а в большей степени, на мать,

    так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,

    что вольно или невольно бессознательное "оно" создает

    инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-

    венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,

    которое или со временем (с возрастом) разрешается, или

    - 7 -

    выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной

    стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него

    появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего

    родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда

    можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ-

    ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-

    лись против неограниченной власти отца и, сговорив-

    шись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл

    убийства, они испугались, что то же может произойти и

    с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,

    и каждый в своей новообразовавшейся семье установил

    (обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то

    есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обви-

    няли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда.

    Позже символ отца в племенах заменили различные живот-

    ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

    11.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ

    Естественно, на основании всего вышесказанного

    можно сделать вывод о том, что мир движется за счет

    противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-

    тельно так), но тогда мы имеем все основания утверж-

    дать, что нет ни одного здорового человека, так как у

    каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее

    развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо

    внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-

    лочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке

    постоянно происходит разрядка внутрипсихического фак-

    тора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них

    состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-

    - 8 -

    ход инстинктам (но необходимо заметить, что общество

    предопределило норму сексуального общения, и через эту

    узкую щель выходит лишь небольшое количество пси-

    хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол-

    няет первый, является следующим: по второму закону ди-

    алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в

    другое качество, в частности в энергию социальную, то

    есть человек делается социально активным. Если оба ка-

    нала для выхода открыты, то индивид находится в нор-

    мальном состоянии. Если не работает первый канал, то

    вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не

    работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в

    бессознательное, могут привести к так называемому пси-

    хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых

    различных формах: от фонтомных болей до психических

    расстройств, как то: мания преследования, паранойя и

    др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит

    к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре-

    дотвратить их.

    Естественно, мы описали упрощенную схему действия

    психики. Организм человека, в частности его психика,

    являются автономной, саморегулирующейся системой и,

    пожалуй, главным фактором искажения психики является

    не конфликт между бессознательным и сознательным, а

    воздействия "сверх-Я".

    - 9 -

    _ 32.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА

    12.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-

    ентирован на изучение и излечение психики индивидов,

    но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ-

    яснения общественного сознания в его настоящем и прош-

    лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют

    сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-

    дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-

    альными нормами нравственности и права, возникшими на

    заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-

    ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-

    яснить как, почему, при каких условиях они возникли,

    утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было

    привлечено к проблемам формирования и сущности челове-

    ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-

    дить об общем развитии человечества по своему опыту,

    приобретенному ... на пути изучения душевных процессов

    отдельных лиц за все время их развития от детского

    возраста до взрослого. Перенося отдельные характе-

    ристики с отдельного человека на все человечество,

    Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции

    общества.

    Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-

    чество психологические черты не просто индивида, а

    невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-

    верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль-

    шей или меньшей степени являются невротиками. Во-вто-

    рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии

    - 10 -

    проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-

    ется характерной и для первобытного человека. Через

    нее проходят все народы в своем культурно-историческом

    развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-

    ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как

    систему запретов, блокирующих природные влечения чело-

    века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило

    достигнутого культурного уровня, а культурное развитие

    человечества является отречением от природных

    страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен-

    тарное наслаждение нашему "Я".

    Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин

    "культура" в большинстве случаев оказывается равноз-

    начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп-

    ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что

    "она охватывает все приобретенные людьми знания и

    способы, чтобы господствовать над силами природы и до-

    бывать блага для удовлетворения человеческих потреб-

    ностей", и в то же время она включает все институты,

    регулирующие отношения между людьми, в особенности

    распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у

    всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-

    тикультурные традиции и что эти стремления у значи-

    тельного количества лиц настолько сильны, что опреде-

    ляют их поведение среди других.

    Можно сказать, что человек как бы находится между

    двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-

    ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из-

    бавится от нее); с другой стороны, культура защищает

    - 11 -

    его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать

    все блага природы и пользоваться ими, а также делит их

    между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-

    туры в пользу своих наслаждений, то он лишается защи-

    ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-

    вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким

    грузом ложится на его психику. В какую же сторону

    склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об

    этом так: "В силу этого всякая культура должна быть

    построена на принуждении и на отказе от влечений, и

    при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма-

    териальных интересов передвинут на психику. Решающим

    является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить

    для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от

    своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие

    им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-

    радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о

    том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-

    людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-

    ности в культуре.

    12.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

    Как нельзя обойтись без принуждения к культурной

    работе, так же нельзя обойтись и без господства мень-

    шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и

    недальновидны, они не любят отказываться от влечений,

    не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого

    отказа, а индивидуальные представители масс поощряют

    друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь

    благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых

    - 12 -

    ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к

    напряженной внутренней работе самоотречения, от чего

    зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-

    ми становятся личности с незаурядным пониманием этой

    жизненной необходимости, сумевшие добиться господства

    над собственными влечениями. Но для них существует

    опасность, что, не желая утрачивать своего влияния,

    они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому

    нам представляется необходимым, чтобы они были неза-

    висимы от власти как распорядители средств власти.

    Короче говоря, люди обладают двумя распространен-

    ными свойствами, ответственными за то, что институт

    культуры может поддерживаться лишь в известной мере

    насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-

    ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-

    ны против их страстей.

    - 13 -

    _ 33.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА

    13.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ

    Культурологические размышления Фрейда неизбежно

    подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе-

    реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре-

    нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-

    мание на их связь с религиозными представлениями, тем

    более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-

    ющим человеческую жизнь, божественное происхождение.

    Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-

    ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод,

    что при падении падении религии деградирует и культу-

    ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек

    слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

    Человек должен войти в сообщество, которое в результа-

    те своего развития налагает запреты на его желания.

    Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна

    отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный

    вознаградить человека за его жертву своими влечениями,

    защитить его от проявлений природы и от посягательств

    на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто

    же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый

    замечал влияние отца в семье. Он обладал властью,

    устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по

    отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает

    отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-

    бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять

    его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают

    свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом

    - 14 -

    остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из

    тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою

    очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко-

    торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-

    ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-

    ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как

    бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз-

    награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-

    торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-

    ных противоречий. Мы видим, что религия является одной

    из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд

    установил, что религия является массовым неврозом. На

    основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что

    религия по многим своим положениям напоминает навязчи-

    вое невротическое состояние. Так, например, если нев-

    ротик боится не производить какие-то определенные дви-

    жения, то любой истинно верующий человек так же боится

    не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница

    заключается лишь в том, что невротик не может объ-

    яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а

    верующий человек, в зависимости от своего познания те-

    ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с

    некоторыми оговорками, можно назвать религию общест-

    венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи-

    тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда

    опасней общественного, так как он отрицательно влияет

    на физическое состояние больного, тогда как данный об-

    щественный невроз является совершенно безобидным. Так-

    же религию можно назвать и антиневрозом, так как она

    - 15 -

    помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-

    альные противоречия. И разрушение разрушение религии

    ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю-

    далось в России после революции, хотя позже произошла

    подмена веры. Для развития общества нужны какие-то

    основы, и с падением старых появляются новые. Так,

    например, религиозную основу в России сменила комму-

    нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже

    рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко

    возросло астеническое состояние общества, возросла

    преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков

    и т.д.

    - 16 -

    _ 34.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория

    Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспор-

    на), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в

    оценке и понимании развития человеческого общества.

    Создав теорию психоанализа, он также продвинулся впе-

    ред в познании человеческой психики и раскрытия ее

    глубин. К нашему времени данная теория усовершенство-

    валась. Она нашла много продолжателей. Многие совре-

    менные психоаналитики активно используют работы Фрейда

    в своих исследованиях. В своей работе я попытался

    раскрыть основные элементы психоанализа и культуроло-

    гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул,

    а многие являются очень спорными, поэтому мое субъек-

    тивное мнение является лишь каплей в море вопросов и

    работ, посвященных фрейдизму.

    - 17 -

    2ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ

    1.Бессознательное - действия человека, которые он

    совершает, не отдавая себе отчета, автоматически.

    Бессознательный характер носит психическая деятель-

    ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова-

    ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/

    стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек-

    тики, является антагонистом сознанию и является

    вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессозна-

    тельное носит врожденный характер и определяет все по-

    ведение человека.

    2.Я - философское понятие, обозначающее субъект

    преднамеренных действий, в которых личность отдает се-

    бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-

    ляется цензором спонтанно возникающих животных влече-

    ний. По мере развития цивилизации и общественных отно-

    шений Я формируется культурой, то есть культурные и

    моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-

    века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

    3.Супер-эго - это интериорезированные культур-

    но-социальные нормы.

    4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к

    раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и

    развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав-

    новешиваются, то есть находятся в более стабильном

    состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со

    временем проявляют себя.

    5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой

    ркассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом

    - 18 -

    спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его

    убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдип-

    та) и долго странствующий, возвращается на родину и,

    убив своего отца, женится на своей матери и становится

    царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он

    с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

    6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифоло-

    гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос

    и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал

    его.

    7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также

    инцест, который позже был запрещен религией.

    8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-

    ально-культурную основу) подверглась бурной крити-

    ке,особенно со стороны марксистов. Но если опираться

    на теорию Дарвина, то "филогинез есть повторение ото-

    гинеза", то есть индивидуальное развитие организма

    повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю-

    дая, как развивается человек, можно сказать, как раз-

    вивается общество, ибо развитие человека в точности

    повторяет развитие общества.

    9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-

    виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-

    ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные

    представления об искомом предмете можно получить, лишь

    сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре-

    чия.

    10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.

    Если взять за основу то, что дети в результате

    - 19 -

    действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-

    ений убили своего отца, а позже испугались, что такое

    может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему

    кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему

    они стали поклоняться своему мертвому предку и все

    бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере-

    шел в образ животного. Чтобы снять стресс, это живот-

    ное раз в год убивается племенем.

    11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз-

    чивые мысли и движения и действия.

    12.Не следует путать общественный невроз с рево-

    люционными взрывами.

    - 20 -

    2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/

    Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

    2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-

    ринтное воспроизведение издания 1913 г.

    3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли-

    тературы, 1992.

    4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная

    философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы,

    1977 г.

    5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия:

    Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литера-

    туры, 1982 г.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.