МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

    8. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от

    его пола – обусловливает либо потворствующую гиперпротекцию, либо

    эмоциональное отвержение.

    По мнению А.И. Захарова (1991), личностные особенности родителей

    позволяют судить о характере семейных отношений и отклонениях в воспитании

    детей, а по отклонениям в воспитании и семейным конфликтам можно

    предположить наличие определенных личностных проблем у родителей. В данном

    исследовании была показана связь между возникновением невроза у ребенка и

    особенностями личности матери, влияние личностных черт родителей на тип

    воспитания. Были выделены неблагоприятные особенности личности родителей,

    дети которых страдали различными неврозами:

    1. Сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность,

    склонность «все принимать близко к сердцу», легко расстраиваться и

    волноваться.

    2. Недостаточная степень самопринятия, порождающая неуверенность в

    себе.

    3. Тревожность – склонность к беспокойству, непереносимость ожидания,

    неизвестности.

    4. Внутренняя конфликтность – противоречивость чувств и желаний,

    моральный дискомфорт, психическая напряженность, проблемы

    самоконтроля.

    5. Эгоцентризм как реактивная сосредоточенность на своей точке зрения,

    своих проблемах в ущерб отзывчивости, душевной щедрости и

    способности к сопереживанию.

    6. Негибкость – несвоевременность принятия решений, трудность выбора

    альтернатив, подверженность стереотипам, фиксация на прошлом опыте,

    затруднения в принятии и выполнении ролей.

    7. Гиперсоциальность – завышенное, часто гипертрофированное чувство

    долга, обязанности, чрезмерная принципиальность, невозможность

    компромиссов.

    В исследовании А.Е. Личко (1983) было показано, что одной из причин,

    способствующих формированию приобретенных психопатий, особенно у подростков

    с акцентуациями характера, является неправильное воспитание. Были выделены

    следующие типы неправильного воспитания:

    1. Гипопротекция – характеризуется недостатком опеки, контроля, заботы,

    внимания к делам, интересам, духовной жизни ребенка. Крайней формой

    проявления гипопротекции является безнадзорность, заброшенность

    ребенка, отказ от удовлетворения его насущных нужд. Такое отношение

    родителей особенно неблагоприятно при неустойчивой и конформной

    акцентуациях, а также при гипертимной, эпилептоидной и лабильной.

    2. Доминирующая гиперпротекция – выражается в чрезмерной опеке,

    мелочном контроле за каждым шагом подростка, что вырастает в систему

    запретов и бдительного наблюдения. Ребенок с раннего возраста

    лишается возможности учиться на собственном опыте, не приучается к

    самостоятельности, в нем подавляется чувство ответственности и

    долга. У гипертимных подростков данный тип воспитания приводит к

    резкому обострению реакции эмансипации. У подростков с

    психастенической, сензитивной и астеноневротической акцентуацией

    усиливаются астенические черты – несамостоятельность, неуверенность

    в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

    3. Потворствующая гиперпротекция. Крайним проявлением этого типа

    воспитания является то, что ребенок становится «кумиром семьи».

    Родители постоянно контролирут ребенка, стремятся оградить его от

    малейших трудностей и неприятных обязанностей. Присутствует

    чрезмерное покровительство, восхищение мнимыми талантами и

    преувеличение действительных способностей ребенка. Дети растут в

    атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются.

    Это культивирует эгоцентрическое желание быть в центре внимания

    окружающих, слышать разговоры о себе, с легкостью получать все

    желаемое. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к

    систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять

    за себя. Подросток, стремящийся быть лидером, пользоваться вниманием

    сверстников, вызывать у них восхищение, оказывается, в то же время,

    неспособным осуществлять лидерские функции, подчинять себе других,

    руководить. Данный тип воспитания приводит к усугублению истероидной

    акцентуации, способствует появлению истероидных черт при лабильной,

    гипертимной, реже – при шизоидной и эпилептоидной акцентуациях.

    4. Эмоциональное отвержение – при таком типе воспитания ребенок

    постоянно ощущает себя обузой в жизни родителей. Скрытое

    эмоциональное отвержение состоит в том, что родители тяготятся

    ребенком, не признаваясь себе в этом. Подавленное эмоциональное

    отвержение обычно гиперкомпенсируется подчеркнутой заботой,

    утрированными знаками внимания. Однако ребенок чувствует

    формальность такой заботы и ощущает недостаток искреннего

    эмоционального тепла. Отвержение тяжело сказывается на лабильной,

    сензитивной и астеноневротической акцентуациях.

    5. Условия жестоких взаимоотношений обычно сочетаются с эмоциональным

    отвержением. Такое воспитание способствует усилению черт

    эпилептоидной акцентуации и развитию подобных черт на основе

    конформной акцентуации.

    6. Повышенная моральная ответственность: родители питают большие

    надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов,

    способностей и талантов. Ребенку предъявляются требования, не

    соответствующие его возрасту и реальным возможностям. В таких

    условиях заостряются черты психастенической и сензитивной

    акцентуации.

    7. Потворствующая гипопротекция представляет собой сочетание

    недостаточного родительского надзора с некритичным отношением к

    нарушениям поведения у подростка. Такое воспитание культивирует

    неустойчивые и истероидные черты.

    8. Воспитание в атмосфере «культа болезни». Болезнь ребенка становится

    центром, на котором фиксировано внимание семьи. Это приводит к

    инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном

    здоровье, появляется истерический способ реагирования на трудности.

    9. Противоречивое воспитание. В таких случаях члены семьи применяют

    несовместимые воспитательные подходы и предъявляют подростку

    противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют либо

    открыто конфликтуют друг с другом.

    10. Воспитание вне семьи. Ребенка воспитывают не родители, а другие

    родственники, воспитатели, репетиторы и т.д.

    По мнению Е.Т. Соколовой и В.В. Столина (1989), существует несколько

    типов неадекватного родительского (материнского) отношения к подростку.

    1. Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужа:

    требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание

    находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной

    жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. В менее

    грубой фоме подобное отношение проявляется в присвоении сыну статуса

    «главы семьи».

    2. Гиперопека и симбиоз характеризуются навязчивым желанием матери

    удержать, привязать к себе подростка, лишить его самостоятельности

    из-за возможного несчастья в будущем. В этом случае преуменьшение

    реальных способностей ребенка приводит к максимальному контролю и

    ограничениям со стороны родителей, желанию делать все за него,

    предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка».

    Результатом подобного воспитания является «зачеркивание реального

    ребенка, регресс и фиксация на примитивных формах общения ради

    обеспечения симбиотических связей с ним».

    3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви.

    Неудовлетворяющее родителей поведение ребенка наказывается тем, что

    ребенку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не

    любит». При этом родители прямо не выражают своего недовольства

    неправильным поведением ребенка, а просто не разговаривают с ним,

    игнорируют. У гипертимных подростков подобное отношение вызывает

    бессильное чувство ярости, вспышки агрессии, за которыми стоит

    «желание доказать свое существование». В таких случаях родитель

    «идет на мировую» или путем ответной агрессии (физических наказаний)

    пытается преодолеть стену отчуждения между собой и ребенком. У

    сензитивных подростков подобное поведение родителей порождает

    глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Чтобы вернуть

    родительскую любовь, подростку приходится сверхограничить

    собственную индивидуальность, достоинство, лишаясь собственного «Я».

    Послушание достигается ценой обесценивания «Я» подростка, сохранения

    примитивной привязанности родителей к нему.

    4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины заключается

    в том, что ребенок, нарушивший запрет, называется родителями

    «неблагодарным», «предавшим родительскую любовь» и т.п. Частным

    случаем такого отношения является воспитание подростка в условиях

    повышенной моральной ответственности, описанное выше. В результате

    родительского воспитания данного типа развитие самостоятельности

    подростка сковывается постоянным страхом оказаться виноватым в

    неблагополучии родителей, отношениями зависимости.

    3. Развитие личности подростков в неполных и смешанных семьях

    Поскольку развод становится все более распространенным явлением, особую

    важность приобретает вопрос о его влиянии на подростков. По мнению многих

    врачей-психиатров и психологов, развод родителей является главным

    негативным событием в жизни подростка, причиной неуверенности и

    травмирующих переживаний. Первая эмоциональная реакция подростка на развод

    родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в

    будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся,

    необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение

    и печаль, ревность и обиду (Ф. Райс, 2000). Однако последствия развода

    сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его

    взрослой жизни.

    Факторами, влияющими на последствия развода родителей для подростка,

    являются климат в семье, поведение родителей, наличие или отсутствие заботы

    по отношению к детям до и после распада семьи, переживания родителей,

    обстоятельства и причины развода, то, в какой форме протекал развод, как

    сказался распад семьи на отце и матери и их новых взаимоотношениях, степень

    вовлеченности ребенка в конфликт между родителями, решение вопроса об

    опеке.

    Дети, пережившие развод или развод и повторный брак родителей,

    подвергаются большему риску столкнуться с психологическими проблемами, чем

    дети из крепких семей (Ф. Райс, 2000). Проведенное исследование показало,

    что подростки, которые не сталкивались с разводом родителей, оценивают

    климат в семье (теплоту отношений и уровень конфликтности, а также стиль

    родительской опеки) более позитивно, чем подростки, пережившие уход одного

    из родителей. Подростки, живущие с приемными отцами, говорили о

    снисходительном к ним отношении значительно реже, чем те, кто живет с

    мачехами. Конфликтный семейный климат чаще наблюдается в семьях с приемной

    матерью, а холодные взаимоотношения - в семьях с приемным отцом. В неполных

    семьях (где отсутствует один из родителей) чаще, чем в обычных семьях,

    присутствуют авторитарные или слишком либеральные отношения (Kurdek & Fine,

    1993, по Ф. Райсу, 2000).

    Характер развода родителей может по-разному влиять на подростка:

    наиболее травмирующей является ситуация, когда родители вовлекают ребенка в

    конфликт, пытаясь заставить его принять чью-либо сторону. Buchanan, Maccoby

    & Dornbush (1991) показали, что у подростков, живущих попеременно то у

    отца, то у матери, между которыми отсутствует взаимопонимание, часто

    возникает ощущение вовлеченности в конфликт; когда же родители действуют

    согласованно, вероятность того, что их дети окажутся участниками конфликт,

    невелика – даже если подросток находится в близких отношениях с обоими

    родителями. Если развод проходит мирно, то он может оказать положительное

    воздействие на родителей и детей-подростков, понизив уровень конфликтности

    в семье.

    На адаптацию подростка к разводу родителей решительным образом влияет

    умение родителей приспособиться к новой ситуации: чем больше беспокойства

    испытывают отец и мать, тем вероятнее, что душевное равновесие у ребенка

    также будет нарушено. Однако в случаях, когда развод приносит облегчение

    супругам, он положительным образом сказывается и на их детях (Umberson,

    1989).

    Исследование влияния разведенных супругов на адаптацию детей-подростков

    показало, что факторами, наиболее тесно связанными со способностью

    подростка привыкнуть к новым условиям, являются: а) наличие близких

    отношений между ребенком и тем из родителей, с которым он живет, который

    заботится о нем и принимает участие в его повседневных делах; б) отсутствие

    у подростка ощущения вовлеченности в конфликт между родителями (Maccoby,

    1993). Степень воздействия развода на подростков в значительной мере

    зависит от того, как родителям удается справляться с конфликтами и в какой

    степени подросток чувствует себя втянутым в эти события.

    Многими авторами было обнаружено, что склонность к разводам передается

    от поколения к поколению, т.е. люди, чьи родители развелись, разводятся

    чаще тех, кто вырос в прочной семье. Одно из объяснений данного факта

    заключается в том, что дети разведенных родителей, вступая в брак, имеют

    уже сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство

    ответственности по отношению к супружеским обязанностям (Ф. Райс, 2000).

    По мнению многих авторов, утрата ребенком одного из родителей приводит

    к росту вероятности возникновения у него психических и личностных проблем,

    повышенной склонности к самоубийству, алкогольной или наркотической

    зависимости, невысокого чувства собственного достоинства и заниженной

    оценки собственных способностей, негативного отношения к родителям и

    повышенной необходимости обращения за консультацией к психиатру (Ф. Райс,

    2000). Автор отмечает, что отсутствие в семье отца или матери влияет на

    развитие мужского и женского начала у подростков. Мальчики, воспитанные

    матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо

    выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье

    и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность

    и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Влияние отсутствия

    отца на подростка уменьшается по мере его взросления. На девочек отсутствие

    отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать

    определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Если же девочка

    воспитывается одним отцом, она может идентифицировать себя с мужским типом

    поведения и в той или иной мере утратить женственность.

    Ф. Райс (2000) приводит данные, согласно которым существует взаимосвязь

    между конфликтами в семье и склонностью подростков к совершению

    правонарушений, а также снижением их школьной успеваемости, низким уровнем

    профессиональных устремлений. Развод родителей заставляет подростка по-

    новому взглянуть на себя и на своих родителей. Его собственное «Я» сильно

    страдает в такой ситуации – особенно, когда подросток начинает винить себя

    за то, что случилось в семье, или сталкивается с трудностями, связанными с

    отношением окружающих к подобным ситуациям. Чтобы восстановить

    самоуважение, пострадавшее в результате распада семьи, а также справиться

    со стрессом, вызванным домашними конфликтами, дети разведенных или живущих

    порознь родителей чаще, чем дети из крепких семей, совершают поступки,

    связанные с риском для их здоровья (курение, употребление алкоголя и

    наркотиков и т.п.).

    В исследовании Needle, Su & Doherty (1990) обнаружилось, что более

    всего пристрастию к наркотикам подвержены молодые люди, чьи родители

    развелись, когда дети находились в подростковом возрасте. Подростки же из

    крепких семей и те, чьи родители развелись, когда они находились в детском

    возрасте, меньше подвержены вредным привычкам. По мнению исследователей,

    это объясняется попытками подростков, родители которых только что

    развелись, самостоятельно приспособиться к неблагоприятной семейной

    обстановке, а также недостатком положительного влияния родителей.

    Исследование показало также, что на подростков-мальчиков развод оказывает

    более негативное воздействие, чем на девочек. Однако если родитель (в

    особенности мать), с которым проживает девочка, создает новую семью, то

    вероятность обращения дочери к наркотикам возрастает. Авторами было сделано

    заключение, что вступление в повторный брак родителя, проживающего с

    детьми, более благотворно влияет на мальчиков, чем на девочек. Flewelling &

    Bauman (1990) установили, что вероятность приобретения подростком опыта

    употребления алкоголя, курения и вступления в сексуальные отношения ниже

    всего в крепких семьях.

    Исследование Starter, Stewart & Linn (1983) показало, что юноши в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.