МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Криминальная субкультура

    (тенденции модернизма);

    - ужесточение нравов преступного сообщества (тенденция вульгаризации

    криминальной субкультуры, так называемый «беспредел»);

    - копирование норм и законов жизни общества в связи с его

    демократизацией (тенденция демократизации).

    Важное место в криминальной субкультуре занимают «мифы» (уголовная

    мифология), насаждающая образы «удачливого вора», «смелого разбойника»,

    «несгибаемого парня», культивирующие «воровскую романтику», «идею

    воровского братства», «воровскую честность» и тому подобное, способствующие

    сплочению преступных групп, возникновению определенных уголовных традиций.

    Функции криминальной субкультуры. Все структурные элементы

    криминальной субкультуры взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

    Однако в зависимости от выполняемых функций их можно классифицировать на

    следующие группы:

    1. Стратификационные (нормы и правила определения статуса

    личности в группе и уголовном мире, клички, татуировки,

    привилегии для «элиты»);

    2. поведенческие («законы», «наказы», правила поведения для

    различных классификационных каст, традиции, клятвы,

    проклятия);

    3. пополнения уголовного сообщества «кадрами» и работа с

    новичками («прописка», «приколы», определение сфер и зон

    преступного промысла);

    4. опознания «своих» и «чужих» (татуировки, клички, уголовный

    жаргон);

    5. поддержания порядка в уголовном мире, наказания

    провинившихся, избавления от неугодных («разборки»,

    стигматизация, остракизм, «опускание»);

    6. коммуникации (татуировки, клички, клятвы, уголовный жаргон,

    «ручной жаргон»);

    7. сексуально-эротические (эротика как ценность, «вафлерство»,

    «парафин», мужеложство как способы снижения статуса

    неугодным лицам и др.);

    8. материально-финансовые (изготовление и хранение орудий

    совершения преступлений, создание «общей кассы» для

    взаимопомощи, аренда помещений под притоны и др.);

    9. досуговые (извращенная культура отдыха и развлечений);

    10. функция специфического отношения к своему здоровью – от

    полного пренебрежения им: наркомания, пьянство,

    членовредительство – до культуризма, активных занятий

    спортом в интересах криминальной деятельности.

    Хотя приведенная классификация атрибутов криминальной субкультуры в

    известной степени является условной, носящий рабочий характер, но за

    неимением лучшего, она позволяет моделировать элементы криминальной

    субкультуры для более глубокого изучения.

    История возникновения и проникновения татуировок в преступный мир.

    Вряд ли какой-либо другой области в криминалистике было уделено так мало

    внимания, как изучению символики татуировок у судимых за уголовные

    преступления. А ведь зная значения рисунков, надписей, их традиционное

    расположение на теле, сотрудник правоохранительных органов может легко

    определить склонность ранее судимых к определенным видам уголовных

    проявлений.

    К сожалению, татуировки довольно долго использовались главным образом для

    идентификации, опознания. Например, в первые годы советской власти для этих

    целей была введена обязательная регистрация татуировок у преступников.

    Между тем татуировки содержат более широкую информацию, они, как правило,

    близки (своей символикой, сюжетом) преступнику по духу, по его

    специализации, по конкретному уголовному делу, по тому месту, которое он

    занимает в уголовной иерархии. Если раскодировать эти рисунки на теле, они

    могут многое рассказать о вкусах их носителей, выдать некоторые

    биографические данные. Часто татуировки становились причиной арестов, но

    страсть к рисовке, желание внушать страх окружающим всегда были у блатарей

    сильнее осторожности. Лишившись своих особых примет, они отказали бы себе

    во многих удовольствиях.

    Что же такое татуировка? Это искусственное нарушение целостности кожного

    покрова с помощью колющих (режущих) инструментов и последующее введение в

    кожу красящих веществ с целью получения стойких, не исчезающих рисунков или

    иных изображений.

    Слово «татуировка», как полагают одни исследователи, происходит от

    полинезийского «тэту», что означает «рисунок», или от «Тики» — имени

    полинезийского бога, по преданию, явившего татуировку миру. Другие

    исследователи считают, что слово «татуировка» произошло от явайского корня

    «тау», соответствующего полинезийскому «тату» и переводящегося как «рана»,

    «раненый».

    Доктор Гелльштерн в работе «Татуировки у преступников», говоря о

    происхождении термина «татуировка», утверждает, что это мореплаватель Кук

    привез его с острова Гаити, где местные жители наносили татуировки для

    отметки членов своего племени в знак наступления половой зрелости, каких-

    либо особых заслуг перед племенем, из суеверий и т. д. Из литературы

    известно, что татуировка часто встречалась у лиц католического

    вероисповедания и введена была ксендзами с целью предупреждения перехода

    паствы в магометанство: на тело наносилась татуировка в виде креста.

    Первые сведения о татуировке среди европейцев, по сообщению профессора

    Рикке, относятся к началу XVIII века, когда на ярмарках стали появляться

    татуированные люди, которые за деньги демонстрировали свое тело. В

    литературе упоминается имя албанца Александриноса, нажившего на подобных

    сеансах целое состояние.

    В 1890 году известность получила француженка «Прекрасная Ирэна» , которая

    выступала с показом своей татуировки в публичных местах, что считалось в те

    времена редким экзотическим зрелищем.

    С тех пор татуировка очень быстро распространилась, особенно среди

    моряков. Проникла она и в преступный мир.

    Первым обратил внимание на широкое распространение татуировки среди

    преступников и рассмотрел ее как проявление атавизма и как признак

    нравственно дефектных людей Ломброзо. В настоящее время понятна ошибочность

    такого толкования. Серьезное изучение этого вопроса показало, что

    первоначально рисунки преступников носили подражательный характер, были

    просты и наивны. Интерес представлял сам процесс татуирования. С годами к

    татуировке стали относиться серьезнее:

    имеющие татуировку начали претендовать на лидерство, так как носили на теле

    символ сильного, выносливого человека. Позднее татуировка для преступника

    сделалась своеобразным тайным языком, способом общения с себе подобными как

    на свободе, так и в местах заключения.

    Выработка изобразительной символики преступного мира происходила

    постепенно. Со временем канонизировались либо ревизовались, переоценивались

    рисунки. Татуировка начинает нести все большую смысловую нагрузку и служит

    уже для передачи мысли индивида, обозначения его социальных установок и

    ценностных ориентации. Например, если у осужденного татуированы на плечах

    шести- или восьмиконечные звезды, то это означает, что в местах лишения

    свободы он примкнет к лицам, отрицательно настроенным к правилам

    внутреннего распорядка, и будет ярым отказчиком от работы. (Каждый

    вовлекаемый в отрицаловку должен, по мнению воровских авторитетов, иметь

    особый дух. Для проверки этого духа проводятся особые приемные испытания,

    называемые пропиской. Выдержал — получи возможность в среде своих занимать

    определенное высокое место, нет — ты опустился и уже теряешь право на

    ношение вышеназванных звезд.) Когда же на ноге татуирована рука, сжимающая

    нож, то знающему понятно:

    этот человек был судим за хулиганство.

    Дальнейший анализ татуировок показывает, что трафареты, то есть рисунки, по

    которым делаются татуировки, постоянно изменяются, поэтому однозначная их

    расшифровка, как правило, невозможна. Однако обобщение и изучение на

    протяжении длительного времени нескольких сотен трафаретов позволили

    вычленить общие для сходных случаев признаки, ознакомление с которыми и

    явится, по нашему мнению, надежной основой для соответствующей ориентации и

    подготовки сотрудников правоохранительных органов.

    Сегодня нужно учитывать то обстоятельство, что осужденные не очень-то

    стремятся афишировать истинное значение своих татуировок. В качестве

    примера можно взять изображение профиля В. И. Ленина. Вряд ли кому из

    непосвященных придет в голову, что это символ воров. А объяснение простое:

    Ленин — Вождь Октябрьской Революции, начальные буквы образуют аббревиатуру

    ВОР. Безобидное женское имя ИРА расшифровывается так: «Иду Резать Актив».

    Или на груди у рецидивистов очень часто можно встретить картинку: Мадонна с

    младенцем на руках. Сами осужденные объясняют ее значение тоской по дому,

    по семье и детям. Но истинный смысл этого изображения совершенно иной:

    «Тюрьма — дом родной», «Дитя тюрьмы».

    Основными побудительными мотивами нанесения татуировок можно считать

    следующие:

    — неписаный закон принятия в свою среду лиц, отбывающих срок лишения

    свободы;

    — личное самоутверждение в определенной группе судимых;

    — тщеславие, желание показать свою значимость, исключительность,

    превосходство над другими;

    — подражание более опытным, авторитетным преступникам, которые уже имеют

    татуировки;

    — своеобразная памятка о местах отбывания срока наказания, солидарность

    («знак братства») с кем-либо из заключенных;

    — романтика тюрьмы.

    Говоря о кастах преступного мира, тем более о носителях татуированной

    символики, не стоит представлять «вора в за коне» этаким выходцем из

    плохоньких фильмов о временах НЭПа — золотая фикса, речь, переперченная

    феней... Сегодняшний «вор в законе» образованнее и культурнее своих рож

    денных хилым воображением сценаристов и режиссеров предшественников. Он

    находится в гуще общественных процессов, политических событий, язык его

    неплохо подвешен, менее засорен блатной музыкой. Он — недурной психолог,

    толкователь, проповедник, идеолог, предпочитающий воздействовать не

    окриком, а убеждением. «Вор в законе» никогда никого не ударит. Зачем ему

    это делать? За такое можно схлопотать в колонии дополнительный срок. А

    потом для подобных целей вокруг него всегда наготове целый рой молодых,

    крепких, глупых еще, которые готовы в огонь и в воду. Поэтому сам он ведет

    себя интеллигентно, в карты садится играть только с ровней.

    Классификация татуировок — дело чрезвычайно сложное, неблагодарное, и

    можно с уверенностью сказать, что в строгом смысле — невозможное. Попытки в

    разные времена, правда, предпринимались, но из-за невероятного обилия и

    разнообразия мотивов выбора рисунков, богатства их тематики, места и

    техники нанесения и т. д. и т. д. большинство исследователей рано или

    поздно разумно отказывалось от этой затеи.

    Бывали случаи, когда при помощи татуировок раскрывались преступления.

    Татуированная композиция — пистолет, финка, карты, бутылка и рюмка, шприц —

    может иметь двойной смысл: либо свидетельствовать о пристрастии ее

    обладателя к легкой веселой жизни, либо указывать — вот что нас губит.

    Морда кошки говорит об осторожности вора. Роза на плече означает: ее

    владелец встретил совершеннолетие в колонии. Описания этих наколок взяты из

    «дела по установлению личности трупа неизвестного мужчины, всплывшего в

    реке Клязьме у поселка Болшево». После упорных изысканий неизвестному

    вернули имя. Люди в форме выполнили перед ним свой последний долг.

    Оказалось, что вся нехитрая биография этого сорокалетнего мужчины была

    изображена на его теле. Расшифровав татуировки, следователь (цитирую

    материалы дела) предположил: «...Погибший впервые попал в колонию в

    несовершеннолетнем возрасте. Скорее всего за хулиганство. Пробыл в ней

    около двух лет. Склонен к нарушению режима. Был осужден за кражу. Переносил

    тяготы притеснения со стороны сокамерников. Наказание отбывал «от звонка до

    звонка». Судя по всему, находился в колонии строгого режима. На свободе его

    ждала любимая женщина. Мечтал о свободе, был способен на побег. Принадлежал

    к воровской группировке. В деле осторожен. Отрицательно настроен к

    администрации. Намеревается и впредь заниматься преступной деятельностью.

    Предпочитал легкую добычу посредством насилия и угроз...» («Советская

    культура», 20.05.89 г.). Когда позже установили имя погибшего, то даже

    удивились, насколько точно совпадала его действительная биография с

    прочитанной следователем по изображениям на теле.

    Татуировки, призывающие к антиобщественной деятельности, антиправовым

    поступкам, существуют с давних времен. Например, пожатие двух рук с

    надписью «union», окруженной гирляндой из цветов,— это татуировка членов

    преступного сообщества Южной Франции прошлого века. Две заглавные латинские

    буквы «Т» и «L> — символ воровских шаек в Германии. Мадридский

    криминалистический журнал «Саллилас» писал о татуировках испанских

    преступников, в частности, убийц. Существовали подобные татуировки и в

    царской России.

    Сегодня особое внимание нужно обращать на лиц, имеющих следующие

    татуированные изображения: череп, корона— символы стремящихся к власти;

    корона на спине—униженность; тигр или другой хищник—ярость, непримиримость;

    змея (ранее высшая степень в иерархии тюремного мира); кинжал, нож, меч,

    топор — месть, угроза, твердость, жестокость;

    ключ — сохранение тайны; палач — чти закон воров; Мадонна — отчужденность;

    факел — дружба, братство; звезды — непокорность и др.

    Способы нанесения татуировок: самый простой; связанные вместе на палочке

    или спичке две-три иглы обмакиваются в тушь, и затем ими прокалывают кожу

    по заранее нанесенному рисунку. (В условиях следственного изолятора иглы

    заменяются проволокой от швабры, крепежными скобками от тетрадей, которые

    затачиваются о стену. Вместо туши используется сажа, смешанная с сахаром и

    пеплом, разведенными в моче.) Иногда в дело идут цветные пасты от шариковых

    авторучек или растолченный порох, который втирают в проколы кожи.

    Спрос на татуировку породил более совершенную технику ее нанесения, более

    сложный инструментарий в виде всевозможных штампов. Специалист по

    татуированию наносит рисунок на доску, а затем по контуру рисунка вбивает в

    нее иглы или иные колющие предметы. Такой штамп накладывается на выбранные

    участки тела, резким надавливанием кожа прокалывается, и уже после этого

    втирается красящее вещество. Штампом может пользоваться большое количество

    людей.

    В настоящее время осужденными для нанесения татуировки используются

    механические бритвы на пружинном заводе. Таким приспособлением, работающим

    по принципу швейной машинки, татуировка делается значительно быстрее,

    выходит более четкой, а по желанию и с полутонами.

    Самотатуировка наблюдается все реже. Обычно делать ее предоставляют другим

    лицам, которые это умеют и которым за это хорошо платят.

    Заключение.

    Мы уже не самообольщаемся, не закрываем глаза на фактическое положение дел

    с преступностью в нашей стране и не обещаем народу вот-вот показать по

    телевизору последнего нарушившего закон человека. Преступный мир

    омолаживается, принимает новые формы, умело приспосабливается к

    стремительно меняющимся реалиям нашей жизни. Рэкет, шантаж, коррупция,

    экономический шпионаж - это теперь не только у них, за рубежом, это уже

    наше, родное, кровное, примелькавшееся. И никто нынче не поверит досужим

    байкам милицейского начальства о том, что уж чего-чего, а организованной

    преступности у нас нет и в помине. Есть.' Давайте наберемся мужества

    признать это и всерьез заняться изучением формирования преступных

    группировок, многие из которых, кстати, зарождаются в местах лишения

    свободы. Все не так просто. Тот же традиционный культ «паханов» с их

    безраздельной жестокой властью — только ли на преступный мир он

    распространяется? Лишь настоящее знание этого бездушного, безжалостного и

    циничного мира, его страшных законов и обычаев, культов и культиков, примет

    и привычек, символов, тайных знаков и особого языка даст нам возможность

    серьезно противостоять столь заметному всплеску преступности, который

    произошел в последние годы буквально на наших глазах, ее массированному

    наступлению как на все, без исключения, общественные институты, так и на

    каждого человека в отдельности.

    Использованная литература

    1. Л.А. Мильяненков. «По ту сторону закона» С-Пб,1992г.

    2. В.Ф. Пирожков. «Криминальная психология» Изд. Ось-89 М.1998г.

    3. М.И. Еникеев. «Основы общей и юридической психологии» Изд. Юристъ М.

    1992

    4. Ю.М. Антонян, С.В. Бородин «Перступное поведение и психические аномалии»

    Изд. Спарк М.1998

    5. В.М. Розин «Психология для юристов» Изд. «ФОРУМ» М.,1993.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.