МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конспект лекций по Основам психотерапии

    3.Что понимают под промежуточными переменными, с тем и работают.

    Основные методические приемы:

    - предоставление информации пациенту

    - самонаблюдение

    - осознание ошибок мышления и собственных ресурсов мышления

    Основные черты:

    - актуальный диалог между пациентом и психотерапевтом

    - лечение ориентировано на цель и решение проблемы;

    переформулирование симптома в проблему научения, которую можно

    решить

    - основное внимание удаляется распознаванию скрытых моделей мышления

    и поведения

    Лекция 4.

    Психодинамическое направление

    !

    !

    психоанализ

    психодинамическая или психоаналитическая

    психотерапия

    !

    !

    инсайториентированная суппортивная

    Для психоаналитической психотерапии теоретическая основа та же, что и у

    психоанализа. Психоанализ более интенсивен и строг.

    Психоаналитическая психотерапия меньше уделяет внимания прошлому, больше –

    анализу актуальных проблем, и через них движение к бессознательному.

    Суппортивная (поддерживающая) - акцент на поддержку, а не на развитие

    инсайта. Она скорее для пациентов с уязвимым ЭГО. Длительное (много лет),

    поддержка – ускорение, помощь в развитии социальных изменений.

    |Фрейдизм |Неофрейдизм |Постфрейдизм |

    |Учение Фрейда |Фромм, Хорни, Саливан - |Влияние психоанализа на |

    | |неопсихоанализ |другие области знаний, |

    | | |практики |

    Гуманистическое направление.

    Очень неоднородно по составу, но есть общая идея: основное – личностная

    интеграция клиента за счет перешивания, осознания нового опыта, полученного

    в ходе терапии.

    Концепция личности.

    Часто называют третьей силой, сформировалась в 50х годах 20 века.

    В основе – экзистенциальная философия и феноменологический подход. Первая

    принесла интерес к проявлениям человеческого бытия; вторая – подход к

    человеку без предварительных теоретических построений, интерес к субъекту,

    миру переживаний человека, его опыту.

    Можно проследить влияние восточной философии: подчеркивание единства души и

    тела.

    Предмет гуманистической психологии – личность как единое целое, постоянно

    находящаяся в развитии.

    Гуманистическая психология развивается в противовес психоанализу и

    бихевиоризму. Один из основоположников – Ролло Мей.

    Человек характеризуется специфическими потребностями, которые низводят его

    на уровень инстинктов.

    Личность – целостное образование, понять ее, изучая определенные ее части,

    невозможно. Главное – мотивационный аспект.

    Детерминанта развития – потребность в самоактуализации.

    Гуманистическая психология не разделяет взгляд на природу тревоги.

    Основные принципы:

    - признание целостности характера и природы человека

    - признание роли сознательного опыта

    - признание свободы воли

    - признание спонтанности

    - признание творческих возможностей

    - способность к росту

    Самоактуализация – одно из важнейших понятий, процесс, сущность которого в

    наиболее полном развитии, раскрытии, реализации всех возможностей и

    способностей человека, реализации его потенциала.

    Потребность в самоактуализации – основной мотивирующий фактор.

    Опыт – внутренний личный субъективный мир переживаний человека,

    совокупность переживаний - феноменальное поле, которое содержит

    символизированные и не символизированные переживания (в обход Фрейда –

    сознательное и бессознательное).

    Организм – сосредоточение опыта переживаний, включает не только

    органический опыт, но и социальный.

    Я – концепция – устойчивое представление человека о самом себе, те

    качества, которые человек воспринимает в себе: Я – реальное и Я –

    идеальное. Наличие адекватной Я – концепции – основа для самоактуализации.

    Конгруэнтность – соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом

    переживаний. Определяет возможности самоактуализации.

    Если человек допускает в сознание различные части своего опыта, то он

    способен к полному функционированию. То есть все, что есть в моем опыте

    включено в мой образ Я.

    Неконгруэнтность вызывает ощущение угрозы и тревогу, что включает защитные

    механизмы.

    Основа развития – самоактуализация, для которой необходима адекватная Я –

    концепция и конгруэнтность.

    Концепция невроза.

    Невроз – результат невозможности самоактуализации, непринятие себя и своего

    опыта.

    Депривация потребностей роста может быть причиной психического заболевания.

    Виктор Франкл: у каждого времени свои проблемы и свой невроз; сейчас это

    потеря смысла существования (экзистенциальный вакуум).

    Психотерапия.

    Разные школы, но общий смысл: восстановление целостности и единства

    человеческой личности. Может быть достигнута за счет переживания,

    осознания, интеграции всего опыта человека, в том числе во время

    психотерапевтического процесса (то есть принятие всего себя).

    Каким путем? За счет чего? За счет встреч.

    Встреча – соприкосновение двух человеческих миров, это приводит к мощному

    переживанию, способствует принятию себя. Типы встреч:

    - с другим человеком – (гуманистическая психотерапия – теоретическая

    база психотерапии) Роджерс, Франкл; задача психотерапевта –

    повысить уровень осознаваемости собственного поведения

    - с самим собой – соматический подход, гештальт

    - с высшим разумом – духовный подход

    Клиенто-центрированная терапия Роджерса.

    Задача: создание условий, способствующих новому опыту.

    Может существовать только при определенном поведении терапевта, так

    называемая триада Роджерса:

    - эмпатия

    - безусловное положительное принятие

    - собственная конгруэнтность

    Эмпатия – способность психиатра встать на место клиента, понимать его так,

    как он себя понимает.

    Безусловное положительное принятие – отношение к пациенту как к личности,

    которая обладает безусловной ценностью вне зависимости от качеств личности.

    Собственная конгруэнтность (аутентичность) терапевта – соответствие

    поведения терапевта тому, какой он на самом деле.

    Основная критика направления – отсутствие методов и методик.

    Опыт приобретается за счет встречи с собой, с разными аспектами своей

    личности. Интеграция Я за счет концентрации внимания на разных аспектах

    своей личности.

    Приобщение к высшему началу, расширение опыта человека до космического

    уровня (медитация, духовный синтез).

    Личностно-ориентированная терапия.

    База: психология Мясищева.

    Личность – система отношений человека к себе, к людям, к окружающему миру.

    Важна иерархия отношений.

    Невроз – результат нарушения системы отношений (особо значимых);

    когнитивное искажение и гипертрофированное детерминирование эмоционального

    компонента.

    Патогенетическая концепция невроза.

    Основные задачи психотерапии:

    1. Изучение личности пациента, особенностей формирования и развития его

    системы отношений.

    2. Выявление и изучение этногенетических механизмов невротического

    состояния.

    3. Осознание причинно-следственных связей между особенностями нарушения

    системы отношений и возникновением, развитием и сохранением невротических

    расстройств.

    4. Коррекция нарушений системы отношений больного неврозом, неадекватных

    форм эмоционального и поведенческого реагирования.

    На базе этой психотерапии возникла личностно-ориентированная

    (реконструктированная) психотерапия (Карвасарский) – современный этап

    психотерапии Мясищева.

    Задачи ее локализуются:

    - в сфере интеллектуального осознания –

    1) осознание взаимосвязей между ситуацией личностью и болезнью

    2) осознание исторического плана собственной личности (как я такой

    возник)

    3) осознание интерперсонального плана собственной личности (как

    проявляю себя в общении с другими)

    - эмоциональная сфера – эмоциональная коррекция нарушенных отношений

    - поведенческая сфера – формирование адекватного поведения на основе

    достижений в когнитивной и эмоциональной сферах

    Основные лечебные факторы психотерапии.

    Когнитивный(осознание) – психоанализ

    Поведенческий – бихевиоризм

    Эмоциональный – опытная психотерапия

    Групповая психотерапия.

    - Групповая психотерапия –

    метод, основанный на использовании групповой динамики в лечебных целях.

    Может использоваться в разных теоретических подходах. Направлена не только

    на межличностный конфликт, но и на личностный конфликт пациента через

    анализ межличностного взаимодействия.

    Основа – групповая динамика.

    - Групповая динамика –

    совокупность внутри группы социально-психических процессов и явлений,

    учение о силе структуре и процессах, которые действуют в группе.

    - Группа –

    определенная общность людей с ограниченным числом членов (до20) , около 8 –

    14 человек, которые характеризуются непосредственными контактами,

    относительно постоянный состав участников, распределение ролей.

    Групповая динамика – учение о характеристике процессов, происходящих в

    группе, описание причинно-следственных связей, описание методических

    приемов изучения и исследования.

    Области групповой динамики:

    - исследования в социальной психологии – индивидуальное и

    взаимодействие между участниками группы

    - педагогическая психология – совокупность приемов обучения и

    исследования, изучение эмоционального компонента.

    - клиническая психология – методологическая основа групповой

    психотерапии

    Первая и вторая – прикладная групповая динамика.

    - Групповая динамика (клиническая) –

    совокупность всех взаимоотношений и взаимодействий, возникающих в группе,

    включая и группового психотерапевта.

    Элементы групповой динамики.

    1. Цели и задачи группы.

    - терапевтические цели: разобраться в проблемах каждого члена группы,

    личностный рост, излечение

    - антитерапевтические цели

    В начале работы терапевт не дает информацию о целях и задачах группы.

    Предлагается обсудить цели и задачи с точки зрения каждого члена группы, их

    ожидания в зависимости от целей и задач.

    2. Групповые нормы – правила внутри группы.

    Обычно, четко в начале не декларируются, а вырабатываются в группе

    совместно

    - открытое выражение чувств

    - безоценочные суждения

    - обязательность высказывания

    - активность

    - терпимость

    - принятие позиции других

    Нормы могут быть терапевтическими и антитерапевтическими (например,

    высказывания по кругу).

    Для невротичных пациентов характерны жесткие нормы, это диагностично. Нормы

    важный элемент в личностной характеристике.

    3. Структура группы, групповые роли, проблема лидерства.

    Структура:

    - формальная

    - неформальная

    Роли:

    - альфа позиция –лидер, импонирующий группе, побуждающий к активности

    - бета позиция – эксперт, высоко оцениваемый группой, рассматривающий

    ситуацию, анализирующий ее, достаточно отстраненный от группы

    - гамма позиция – пассивный, легко приспосабливающийся, конформист

    - омега позиция – крайний, отстает от других по неспособности,

    отличается от остальных

    Для невротиков характерен стереотипный ролевой репертуар. Роли здесь

    выполняют защитную функцию.

    Лидерство связано с проблемой руководства, зависимости, каковы отношения с

    формальным лидером (психотерапевта), за что соперничество.

    4. Групповая сплоченность.

    Связность, сцепление.

    Привлекательность группы для ее участников – важный элемент групповой

    динамики: чем выше групповая сплоченность, тем эффективнее группа

    применительно к отдельному пациенту.

    5. Групповое напряжение.

    (противоположность сплоченности) – центробежные силы, разрывающие группу.

    Группа существует на балансе между сплоченностью и напряженностью.

    Групповая напряженность неизбежна, но имеет не только негативные функции,

    но и позитивные:

    - фактор, активизирующий усилия по изменениям, стимулятор активности

    - фактор, проявляющий негативные эмоции, позволяющий проявлять их,

    говорить о них

    - фактор, активизирующий проявления непривычных, но свойственных

    человеку стереотипов поведения

    Групповое напряжение способствует диагностике негативных эмоций.

    При преобладании сплоченности – невысокий психотерапевтический эффект; при

    преобладании напряженности – велик риск распада группы. Терапевт должен

    поддерживать равновесие между сплоченностью и напряженностью.

    6. Актуализация прежнего эмоционального опыта.

    Позволяет диагностировать проблему пациента и найти пути изменения.

    - Отождествление, проекция своих переживаний на других участников

    группы.

    7. Формирование подгруппы.

    Негативный признак. Терапевту следует выяснить цели и задачи подгруппы,

    причины их возникновения. Обсуждение этого помогает разрушать подгруппы.

    8. Главные виды вербальной коммуникации в группе.

    При анализе формы высказывания можно выйти на проблемы:

    - вопросы

    - ответы

    - гипотезы

    9. Процесс групповой психотерапии.

    Фазный характер процесса.

    Фаза 1. – ориентации, поиска смысла, пассивного ожидания.

    Высокий уровень напряжения в группе:

    - индивидуальная составляющая связана с собственными проблемами

    каждого пациента

    - групповая составляющая, так как существуют значительные расхождения

    в ожиданиях к психотерапевту(как он должен себя вести) и тем, как

    он ведет себя на самом деле.

    Ожидания – врач возьмет всю ответственность за лечение на себя. Пациенты

    ждут расспросов, диагноза, рецепта. Но групповая динамика возможна при

    относительном равноправии участников: если повышается напряжение, то

    проявляется пассивное поведение пациентов.

    Пассивное поведение пациентов.

    Проявляется в периоды снятия напряжения за счет неконструктивной

    активности. Подфазы:

    - псевдосплоченность – за счет активных пациентов, которые берут на

    себя роль лидера, драматизация травматических факторов, нагнетание

    обстановки; мы хорошие, они плохие, меняться нужно им – тупик;

    - козел отпущения – неконструктивная критика, выносящая раздражение,

    напряжение сбрасывается за счет неконструктивной критики в адрес

    одного из участников группы; можно выбрать председателя для

    снижения напряжения.

    Фаза 2. – растормаживание агрессивности, бунт против терапевта.

    Высокий уровень напряжения, поведение участников группы более активно,

    аффективно заряжено, агрессивно настроено к психотерапевту.

    Показатель – большое количество вопросов к психотерапевту. Либо агрессия на

    метод (косвенная). В открытую не говорят об агрессии. Думают: либо плохой

    профессионал, либо плохой человек.

    Конструктивное разрешение ситуации – открытое выражение эмоций по отношению

    к психотерапевту и обсуждение причин, побуждающих к агрессии, как следствие

    – разрешение конфликта.

    В этой фазе затрагиваются основные проблемы личности:

    - проблема ответственности (перекладывание на психотерапевта) –

    невротический симптом – способ переложить ответственность с себя на

    свой организм

    - взаимоотношения с авторитетами (с родительской фигурой) - с одной

    стороны желание привлечь внимание психотерапевта, с другой –

    эмансипация конфликта с психотерапевтом характерная для

    инфантильных пациентов

    - проблема негативных эмоций – возможность открыто говорить об этом

    психотерапевту; реатрибутирование негативных эмоций – кому человек

    приписывает испытываемые эмоции; за позитивные чувства отвечаю я,

    как и за негативные. (Я раздражен, так как я ожидал другого).

    Человек может контролировать свои чувства, если он их осознает и принимает,

    так как сам является источником своих чувств.

    Иногда для общего «дозревания» напряжения терапевт усиливает различными

    приемами напряжение, чтобы его вскрыть.

    Конструктивное завершение фазы – открытое выражение агрессии и ее

    переработка.

    Фаза 3. – развитие групповых норм.

    Резкое изменение характера взаимодействия. Формируется групповая

    сплоченность, цели, нормы, то есть групповая культура.

    Фаза 4. – рабочая фаза, осознание целенаправленной деятельности, выработка

    новых форм поведения.

    Активно работающая психотерапевтическая группа.

    Фазы 1, 2, 3 – занимают до четверти всего времени работы группы и

    называются подготовительными.

    Механизмы лечебного действия групповой психотерапии.

    Факторы, обеспечивающие лечебный эффект:

    - переживание

    - осознание

    - научение

    Пути изучения пациента:

    - опрос пациента

    - опрос специалистов

    - собственные экспериментальные исследования, позволяющие выявить

    корреляции между переменными процесса и эффективностью

    Механизмы:

    1. сообщение информации –

    краткий психологический «ликбез», информация вычленяется участниками

    косвенно в процессе работы группы, что-то дополняет психотерапевт (психика

    и соматика)

    2. универсальность страданий –

    близко сталкиваясь с проблемами и симптомами других, пациенты убеждаются,

    что они не одиноки – они не хуже других, но и не лучше; снимает

    актуальность переживаний, снижение невротического эгоцентризма

    3. внушение надежды –

    пациенты видят происходящие у других положительные изменения при их

    активности – появляется надежда, что он тоже сможет этого достичь. Особенно

    это характерно для открытых групп.

    4. альтруизм –

    люди могут помочь друг другу и я могу кому-то помочь - повышение

    самооценки

    5. коррегирующая рекапитуляция первичной семейной группы –

    коррекция негативных влияний, идущих из родительской семьи, в группе –

    множественная проекция, воспроизводство в отношениях с психотерапевтом

    отношений с родителями, с другими участниками группы – с другими членами

    семьи.

    6. межличностное научение –

    наблюдая за более эффективным поведением окружающих, человек набирается

    нового позитивного опыта в общении

    7. имитация поведения –

    подражание.

    8. групповая сплоченность –

    коррелирует с эффективностью психотерапии, принятие пациентом группы и

    наоборот

    9. катарсис –

    эмоциональное отреагирование, очищение.

    10. интерперсональное влияние –

    присуще только групповой терапии.

    Какие эффекты имеет межличностное общение:

    - когнитивный фактор –

    образ Я в какой-либо группе за счет отражения оценок окружающих формируется

    и может меняться в специально организованной группе.

    Обратная связь – информация о том, как воспринимают меня другие люди и как

    они реагируют на мое поведение, всегда истинна. В группе равная и

    разноплановая.

    Конфронтация – столкновение человека с собой, со своими особенностями.

    Самосознание (конфронтация):

    - открытая (знаю о себе сам, знают обо мне другие)

    - закрытая (не знаю сам, не знают другие)

    - скрываемая (знаю сам, не знают другие)

    - слепое пятно (то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам)

    Обратная связь – материал для конфронтации, влияет на слепую сферу

    самосознания.

    Следует включаться в свое представление о себе.

    Эгоцентрация – социоцентрация.

    - эмоциональный фактор –

    могут возникать ситуации, которые возникали раньше, но человек с ними не

    справился, но может попытаться изменить ситуацию в группе. Важен подбор

    группы – должен быть разнообразный состав.

    - поведенческий фактор –

    группа выступает как модель реальной жизни, человек продуцирует те же

    стереотипы поведения; в группе можно эти стереотипы изменить.

    Категории лечебного воздействия можно объединить:

    1. конфронтация

    2. эмоциональная поддержка

    В группе должен поддерживаться баланс между этими двумя типами

    взаимодействия. Терапевт привлекает свое внимание в ситуациях нарушения

    баланса – должен выяснить причины нарушения.

    Руководство психотерапевтической группой.

    Что более важно в психотерапевте: личностное или профессиональное?

    При высоком уровне профессионализма личностные качества значения не имеют.

    Поведение психотерапевта:

    1. Роль психотерапевта.

    - технический эксперт –

    требуются определенные знания для умения управлять группой

    - эталонный участник –

    истинный член группы, равный участник группы

    а) активный лидер, руководитель – группа пассивна

    б) аналитик – способствует переносу, интерпретирует и стимулирует к

    интерпретации; не руководит и не направляет группу

    в) комментатор – отстранен, изредка комментирует групповую динамику, не

    руководит и не направляет группу

    г) посредник – технический эксперт, не руководит, но помогает при

    необходимости

    д) истинный член группы –

    Сочетание всех ролей зависят от теоретической ориентации психотерапевта.

    2. Ориентация психотерапевта.

    - ориентация на группу и лечение, посредством ее воздействия –

    используется групповая динамика

    - ориентация на пациента и лечение его на фоне группы

    3. Терапевтический стиль психотерапевта.

    - эмоциональная стимуляция – психотерапевт стимулирует к различного

    рода активности

    - опека – создание безопасной атмосферы, забота, поддержка

    - познавательная функция – разъяснение, интерпретация

    - исполнительная функция – распорядительная, ориентирующая,

    постановка заданий, выделение правил (наименее конструктивный путь)

    Основные методы групповой психотерапии.

    1. Групповая дискуссия (вербальный):

    - интеракционная ориентация (анализ групповой динамики)

    - биографическая (анализ биографии индивида)

    - тематическая (анализ темы)

    2. Психодрама (вербальный).

    3. Психогимнастика (невербальный) – основное средство взаимодействия –

    двигательная активность, мимика.

    4. Проективный рисунок (невербальный).

    5. Музыкотерапия (невербальный).

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.